Столп в «царстве вертикалей»: что говорят архитекторы про установку триумфальной колонны в Лахта Центре

3 368

На днях Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект триумфального столпа в честь победы в Северной войне, который планируют установить в Лахта Центре по инициативе руководства Газпрома.

Мемориальный столп представляет собой колонну высотой 42 метра на постаменте, которую венчает фигура Петра I высотой 9,5 метра. Общая высота композиции составляет 82 метра (для сравнение: высота Александровской колонны на Дворцовой площади 47,5 метра).

В основу памятника легла модель столпа, созданного в 18 веке по указу Петра I, которая в настоящее время хранится в Эрмитаже, авторства Бартоломео Растрелли и Андрея Нартова. Первоначально её планировали установить на Васильевском острове в качестве маяка, однако после кончины Петра от этого замысла, как и от многих других идей императора, отказались.

Памятник в целом получил одобрение у членов комиссии, уважаемых архитекторов города, однако возник вопрос: уместно ли располагать классический памятник в модернистском антураже, да ещё повторяющем господствующую вертикаль небоскреба? Тем более что он обещает быть не единственным – по проекту комплекса там планируется построить ещё две башни.

На этот счет один из авторов столпа скульптор Михаил Мамошин ответил, что видит такое расположение памятника «маленькой частью Петербурга в абстрактной глобалистической инсталляции». На что ему возразили эксперты. Так, Святослав Гайкович заявил, что ставить «в это царство вертикали ставить столп — это насмешка над столпом». Архитектор Михаил Кондиайн назвал этот спор «спором между современностью и классикой», в котором «не возникает гармоническое взаимодействие».

Тем не менее, сам памятник не получил нареканий, за исключением некоторых деталей композиционного включения в пейзаж. Ещё одним камнем преткновения стала высокая двухметровая ограда вокруг памятника, закрывающая обзор декора на постаменте колонны. А там находятся медальоны с главными битвами Северной войны, без которых выход России на Балтику был бы невозможен. Некоторые их названия сегодня имеют особый символический смысл:

«Бой у деревни Лесной. 28 сентября (9 октября) 1708 года», «Полтавский бой. 27 июня (8 июля) 1709 года», «Осада Риги. 1709–1710 года», «Осада Ревеля. 1710 год», «Русский и турецкий лагеря при Пруте. 1712 год», «Бой под Фридрихштадтом. 1713 год», «Гангутский бой. 1714 год» и «Церемония сдачи Дербента. 1722 год».

Кстати, в комплексе Лахта Центра уже есть памятник Петру I в образе спасателя утопающих, он был установлен в прошлом году. 

Что касается новой скульптурной композиции, то её судьбу члены Градостроительного совета определят очно-заочным голосованием. Один из автором памятника, скульптор Мамошин не исключает, что окончательный вариант памятник претерпит некоторые изменения.

Картинки 22 ноября 2024 года
  • Rediska
  • Вчера 11:01
  • В топе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник

Обсудить
  • нет у нас талантливых архитекторов. Каждый измывается как хочет.
    • olgar
    • 28 ноября 2023 г. 13:25
    Зачем? Некуда деньги девать?
    • coba
    • 28 ноября 2023 г. 13:47
    ну на вкус и цвет разные фломастеры. но бывает конечно и просто сюр - как памятник глине :satisfied: . не знаю убрали или нет сей монумент - с одной стороны моста была куча говна олицетворяющая глину, с другой церетелевский Пётр со справкой о сдаче анализов.