На тему «Русская идея и проблема возрождения России» у меня была написана статья лет восемь тому назад (12.10.2007.). С тех пор положение дел в РФ лишь ухудшалось.
Как ни странно, эту проблему, столь актуальную в истории Российского государства, ставили умы, погруженные в мистику поэтических и религиозных озарений, и, естественно, всегда оказывались на обочине реального исторического процесса, который шел совсем не так, как им хотелось бы.
Веря в Провидение, они тем не менее решали, что во всем виноваты Антихристы, будь то Петр I или Ленин, повернувшие Россию не туда, против ее исконных духовных ценностей, сложившихся еще с языческих и православных времен, то есть идеологии средневековой Руси.
Эпоха Возрождения в странах Западной Европы с XIV по начало XVII века, по сути, великая культурная революция, не коснулась Руси, как сказал царь-реформатор, по нераденью наших предков.
Русь продолжала молиться иконам, каноны которых взяты из Византии, - они прекрасны, слов нет, но для своего времени, канувшего в лету, а ныне чисто эстетически, когда уже не молятся, а любуются как старинным произведением искусства, - а поскольку Константинополь пал под ударами турков, на Руси явилась идея третьего Рима. Но Рима не христианского, не католического, как исторически было и есть, а Рима православного.
Вот первое явление русской идеи. Но Русь расширялась в своих границах до Сибири и Дальнего Востока, - это были громадные пустынные земли, куда шли первопроходцы, как первые мореплаватели до Индии, чтобы открыть Америку, это было извечное движение племен и народов по морям и континентам, - что освящалось кем-либо из иерархов церкви или мыслителей идеей третьего Рима. По сути, Русь расширялась на восток, как пружина, сжатая татаро-монгольским нашествием, распрямилась с силой.
Европа заметила Российское государство лишь с началом преобразований Петра I, когда Россия вступила в блистательную и героическую эпоху Возрождения, как Италия и другие страны Европы двумя столетиями ранее. Думать и желать, чтобы Русь оставалась замкнутой в себе со средневековой идеологией, не выходя на мировую арену наравне с европейскими странами, и при этом мечтать о третьем Риме, можно было лишь в мистических грезах, чем и занялись у нас первые славянофилы и их последователи.
Появились и западники, которые, сравнивая положение вещей в России и состояние русской литературы с Европой, приходили прямо в отчаянье от нашей отсталости и бедности, и это в Золотой век русской поэзии и культуры, что ведь и тогда было ясно.
Таким образом, два течения общественной мысли в России XIX века: славянофильство и западничество, пусть правые в частностях, - лишь смазывали действительные процессы, происходившие в России, в русской литературе, впадая в религиозно-моральную или просто моральную рефлексию, вместо всеобъемлющей эстетической оценки новых явлений русской жизни и русского искусства с начала преобразований Петра. И это на пике расцвета классической русской поэзии и прозы, музыки и живописи!
Между тем ренессансный импульс преобразований Петра Великого не затих, несмотря на усиление феодальной реакции, с жестоким подавлением выступления декабристов, с гонениями на Пушкина, с оформлением официальной идеологии царского правительства в виде формулы «самодержавие, православие, народность».
В ней проступила русская идея славянофилов, хотя и последних преследовало всячески царское правительство. Подавлялась ведь всякая мысль. Поскольку это давление исходило от верховной власти, и преобразования царя-реформатора восприняли как одно сплошное насилие, проглядев тем самым «классический день» Ренессанса в России.
Здесь одна из причин трагической судьбы Пушкина. Эпоха Возрождения сильна не только самосознанием личности, но и самосознанием нации. В России последнее не вызрело из-за односторонностей воззрений славянофилов и западников и феодальной реакции.
Николай I жалует первого поэта России званием камер-юнкера, как какого-нибудь юнца, вместо того, чтобы, по крайней мере, сделать его камергером. И этого поэту не нужно было, для него лишние путы. Но француз на русской службе, усыновленный голландским посланником, вряд ли посмел бы втянуться в историю с камергером его величества до дуэли.
На рубеже XIX - XX столетий ренессансные явления в русской жизни и в русском искусстве уже ощутимо проступали, но не были вполне осознаны или осознаны отчасти лишь впоследствии, как Бердяевым в эмиграции. Многие думают, что вмешалась революция. Вмешалась прежде всего буржуазная эпоха, и ее порождение - первая мировая война, преодолением которой и была Октябрьская революция. И снова мыслители заговорили о русской идее, о «культурном» или «религозном ренессансе», как сегодня.
Если серьезно, это оксюморон. Ренессанс по определению если не прямо антирелигиозное, то сугубо светское явление, с секуляризацией духовных и жизненных начал человеческой жизни и общества. Ныне мы наблюдаем не «религиозный ренессанс», а как и в начале XX века, форму феодально-буржуазной реакции, с планами возврата к средневековой идеологии, приспособленной, разумеется, к условиям рынка, как и было в странах Европы в так называемый период первоначального накопления капитала, чем завершается эпоха Возрождения.
Вернулись к исходному, что и обернулось катастрофой, как и вообще период первоначального накопления капитала - для народов Европы, с вымиранием населения, с уничтожением народов вновь открытого континента. А ради чего? Это сейчас затвердили о правах человека, а цель была и есть одна и та же - чистоган.
В 90-е годы XX века выбор был сделан неверный - для сохранения целостности страны, ее истории и культуры, ее процветания, что обернулось катастрофой. Но кто-то достиг тех целей, какие ставили недруги и прямые враги России, а сами обогатились баснословно (олигархи) и оказались у власти (демагоги).
Нет сомнения, экономическая мощь страны будет восстановлена (Так можно было подумать в 2007 году.), вымирание населения преодолено, с резким улучшением качества жизни, - у нас все для этого есть, на зависть Западу и Востоку. Следовательно, холодная война против РФ будет лишь обостряться, и процветание может обернуться новой катастрофой. Стратегия недругов России будет та же, как и в отношении СССР. Что мы и наблюдаем сегодня.
Здесь проблема уже не в экономике, а в выборе идеологии. Русская или национальная идея - что это такое в условиях нынешней России с межэтническими обособлениями и прямой враждой до столкновений или России завтрашнего дня, с процветающими республиками, в которых молятся иным богам? Дальнейшее обособление народов, да не без происков сил извне, что мы видели в отношении СССР и продолжается на постсоветском пространстве (Украина сегодня!), - неизбежно, рано или поздно, приведет к распаду РФ.
Между тем у России была и есть своя национальная идея, она выстрадана ею, она не разъединяла, а соединяла народы, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, именно отказ от нее в 90-е годы XX века ради пресловутых прав человека и рынка и привел к распаду СССР.
Объединение народов РФ в единый народ, как в США граждане страны, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, сознают себя американцами, возможно и необходимо, иначе распад РФ неминуем, и это обернется прежде всего против России.Но потери понесут все и если не в военных конфликтах, то в духовной сфере, с утратой огромного культурного пространства, освещенного светом Ренессанса. Россия не просто территория, ныне уже весьма урезанная, Россия - идея русской государственности с уникальной историей, ныне всячески оклеветанной, с уникальной культурой, ренессансные явления и достижения которой до сих пор не осознаны. Вот где проблема возрождения России.
Русская национальная идея, вне мистики славянофильства с «третьим Римом» (А ныне еще евроазийства.), исторически в условиях ренессансных явлений русской жизни и русского искусства еще в XIX веке вызрела как социалистическая идея, именно она объединила народы России в условиях революции, которая не могла быть буржуазной, как Февральская, а только социалистической, что угадал Ленин и что подхватил русский народ.
В ходе истории бывают почти неизбежно возвратные движения. Французская революция, в которой очень многие почти сразу разочаровались, была буржуазной по сути, однако Наполеон успел было объявить себя императором, но именно Россия показала, что он заврался. Так же случится с «национал-социализмом» Гитлера в Германии.
Распад СССР из-за прямого предательства верхушки властной элиты, что обернулось криминальной контрреволюцией, с порождением олигархов, - этот трагикомический фарс слишком затянулся. Это противоестественно и особенно для России с ее опытом Великой Октябрьской социалистической революции и СССР.
Когда заявляют, что ресоветизация неизбежна (Константин Сёмин), предполагается, что Россия рано или поздно вступит на свой путь развития в полном соответствии с ее историей и культурой, вместо отрицания советского периода ее истории. Но в мире происходят колоссальные изменения, а политика глобализма с неизбежностью ведет к серии войн и к всеобщей катастрофе.
У России нет времени из-за путинской стабилизации, статус-кво криминально-олигархической власти, обрести себя, свою национальную идею вновь как социалистическую и осуществить ее, как при Ленине и Сталине, с победой над НАТО и США, чтобы мир повернулся вновь к социализму и спас жизнь на Земле, в дальнейшем с величайшей перспективой мирного освоения просторов Вселенной.
В опасности не одна Россия, а жизнь на Земле. +
Оценили 0 человек
0 кармы