Сын и преемник Ивана Калиты Симеон, прозванный Гордым, соединил рассудительность и практическую ловкость своего отца с властным характером. Получив от хана ярлык на великое княжение владимирское, он торжественно венчался на него во Владимире и принял «под руце свои» всех остальных русских князей и заставил младших братьев «целовать у отцовского гроба крест» на том, что все они будут заодно и станут чтить его вместо отца, имея общих врагов и друзей.
Великий князь Симеон Гордый.
Он сумел дать почувствовать свою силу и энергию даже русско-литовским князьям, которые теперь спрашивали у него разрешения на женитьбу на северно-русских княжнах. Походом своим на Смоленск он заставил Литву «со многими дары просить мира». «Князи же все, рязанские, тверские, ростовские, толики подручны себе име, яко вся по его глаголу творяху». Вполне естественно, что человек столь твердой воли принял титул великого князя всея Руси.
31 марта 1341 г. не стало великого князя Иоанна Даниловича Калиты. Русские князья спешили в Орду, где должен был решиться вопрос о преемнике скончавшегося великого князя. Симеон с братией (Иваном и Андреем), Константин Тверской, Константин Суздальский, Василий Давидович Ярославский и "прочии князи Рускии" летом 1341 г. были уже в Орде, а "тое же осени выиде из Орды на великое княжение князь Ceмен Иванович" и "все князи Рускиа под руце его даны".
1 октября 1341 г. Симеон Гордый "седе на столе в Володимери". Он вступал на великокняжеский стол при очень счастливых для себя условиях. Московское княжество, выдержав тяжелую борьбу с Тверью за права на великокняжеский стол, несомненно занимало уже первенствующее положение между всеми русскими княжествами.
Счастливое географическое положение гарантировало Москве быстрый прирост населения. Умело поставленное частное великокняжеское хозяйство обеспечивало все возраставшее благосостояние княжества. Трудами Иоанна Даниловича упрочились вполне дружественные отношения между Москвою и центральной властью - Ордою. Наконец, предшественники его в общих чертах наметили ту политическую программу, следуя которой великий князь обеспечивал благосостояние и верный рост Московского княжества.
Личными своими качествами Симеон, как нельзя лучше, отвечал запросам времени. Проникнутый всецело традициями своих предшественников, умудренный практической деятельностью отца, имея и сам уже достаточный навык в делах правления, он имел все данные, чтобы с блеском продолжать дело первых московских князей-собирателей.
Деятельность московских князей-собирателей представляет из себя вполне законченное целое. И в этом целом деятельность каждого отдельного московского князя — звено, прочно скрепленное со звеньями последующим и предыдущим.
Московское княжество времен Симеона Гордого...
Вступая на великокняжеский стол, московский князь, сообразно с установленною предшественниками практикою, разрешает ряд вопросов, составляющий широкий круг обязанностей великого князя всея Руси, и ввиду потребностей своего времени намечает новые задачи. Наиболее важным и сложным делом для него было установить отношения к Орде, удельным князьям русской земли и Великому Новгороду.
В этом направлении деятельность Симеона Гордого особенно интересна: являясь в общем прямым продолжателем отца, он вместе с тем вносит много нового в установление отношений Москвы к удельным князьям русской земле и Великому Новгороду.
Отсутствие междоусобий в Москве, дружба с братьями и добрые отношения с Ордой дают Симеону возможность являться властным государем на Руси. По духовным грамотам отца, написанным еще в 1328 году, он получает лишь 26 городов и селений. Братьям же его завещано Калитою 44 города и селения, остальные 26 селений отданы по завещанию вдове Иоанна Даниловича с младшими детьми. Москва дана в общее владение всем трем братьям.
Но несмотря на то, что завещание Калиты давало, по-видимому, всем братьям равное значение в самом московском княжестве, — Симеон Гордый на самом деле имеет исключительное перед ними положение. Интересен в этом отношении договор, заключенный братьями "у отня гроба". (Время заключения этого договора точно неизвестно, хотя многие относят его к 1341 г.). Договариваясь о распределении между собою доходов по отдельным статьям хозяйства и условливаясь относительно владения своими волостями, братья целуют крест на том, чтобы Симеон «иметь во отцево место, иметь общих друзей и врагов, ни с кем "не канчивать" без общего соглашения».
Сущность договора сводится к отстаиванию младшими братьями своих частновладельческих прав: великокняжеские же права всецело признаются младшими братьями за старшим. За все время великого княжения Гордого братья жили вполне дружно, постоянно действуя по воле старшего брата. В основании таких отношений безусловно лежали нравственные начала.
Золотоордынский хан Джанибек, третий сын Узбек-хана. В результате успешной войны с чобанидской Персией присоединил Азербайджан, в результате чего Золотая Орда достигла своих максимальных размеров, включая Западную Сибирь, Булгарский Улус, Белую Орду, Синюю Орду, Кавказский Улус.
Вторым обстоятельством, дававшим Симеону Гордому большое значение среди удельных князей Руси, было умелое обращение его с ордынскими ханами (в чем причина этого "умелого обращения" , мы знаем...см. пердыдущую публикацию) Еще при жизни отца завязываются у него отношения в Орде. В 1339 г. два раза ходил он к хану по делу тверского князя Александра Михайловича. Летом ходил с отцом, а осенью с братьями.
Поручение отца Симеон выполнил и в Орде обратил на себя внимание: его с братьями отпустили с пожалованием. По смерти отца в "1341 г. ходил в Орду добывать великое княжение: "все князи Рускиа под руце его даны".
В 1342 г. в Орде произошли большие перемены. По смерти Узбека, Джанибек убил своих братьев и "седе на царстве". Летом того же года "князь великий Семен Иванович поиде в орду к поганому царю Чанибеку". Несмотря на суровый нрав нового хана, Симеон благополучно вышел на Русь.
Через два года (1344 г.) Симеон снова был в Орде, где в это время были все русские князья. В третий раз к Джанибеку Симеон ходил в 1347—1348 годах, и на этот раз окончательно поладил с ханом, ибо был отпущен с пожалованием.
Поэтому, когда в следующем году (1349) произошла большая ссора между Ольгердом Литовским и Симеоном Гордым, хан принял сторону московского великого князя.https://topwar.ru/21232-litovs...
Последнее свое путешествие в Орду, по счету седьмое, Симеон совершил в 1351 г. Конечно, богатые поминки играли большую роль при установлении добрых отношений с Ордою, но и ловкость князя в этом отношении занимала не последнее место.
Властность Симеона Ивановича проявилась прежде всего в столкновении его с Великим Новгородом. Еще у Ивана Даниловича вышло большое размирие с новгородцами в 1340 г. Калита умер, а С. И. пришлось ехать в Орду. Между тем новгородские "молодци" повоевали Белозерскую волость — куплю Калиты. Став великим князем всея Руси, Симеон прежде всего напомнил новгородцам их вины перед Иоанном Даниловичем. Затем послал бояр своих в Торжок "дани брати, и начаша силно деяти".
Новоторжцы послали с поклоном в Великий Новгород. Новгородские бояре пришли в Торжок, перехватали наместников великого князя и с семьями посадили их в заключение. Из Новгорода отправили они к великому князю, посла со словами: "еще, господине, на столе в Новегороде еси не сел, а уже бояре твои силно деют".
Торжок. Гравюра Олеариуса
Прошел месяц со времени насилия над великокняжескими наместниками, а помощь из Великого Новгорода не приходила. Новоторжцы взволновались: "Почто призывали есте новгородцев, кричала чернь своим боярам, а они князей поимали? а нам в том погибнути?".
Чернь бросилась на боярские дворы, грабила дворы и села пустошила. Семена Внучка убили на вече, новгородцев выгнали из города, а княжеских наместников освободили. Бояре новоторжские бежали в Новгород, "только душею кто успел".
Между тем великий князь собирался в поход. По Татищеву, предварительно собрал он в Москву всех князей "мислити о деле земском", представил князьям вину новгородцев, доказывал им, что сильна будет Русь при единой крепкой власти, призывал всех князей "быти за един".
Зимою 1341 г.Симеон выступил на новгородцев "со своею ратию и со всею низовскою землею. Новгородци же почаша копити всю волость Новгородскую в город, а к великому князю Семену Ивановичю послаша с челобитьем владыку Василья и Авраама тысяцкого со иными бояры; и даст им мир по старым грамотам, и крест целоваша и даша великому князю Семену Ивановичю черьный бор по всем волостем Новгородцким да тысящу рублев на Новоторжцев; и посла князь великий Семен наместники своя в Новгород" https://topwar.ru/27349-simeon-ioannovich-po-prozvischu-gordyy.html
Размирье с новгородцами кончилось и более за все время великого княжения С. И. не повторялось. Зимой 1346 г. С. И., по приглашению новгородцев, три недели пробыл в Новгороде. В следующем году у новгородцев произошло столкновение со шведским королем Магнусом. Новгородцы звали великого князя оборонять свою отчину: "Рад аз ехати, отвечал великий князь, но зашли ми дела царевы". На помощь В. Новгороду С. И. отправил брата своего Ивана, сам же пошел в Орду.
С удельными князьями Симеон жил вполне мирно. Его слушали, в распри с ним не вступали и даже обращались к нему с случаях внутренних междоусобий. Например, в походе его на В. Новгород принимали участие: Константин суздальский, Константин ростовский, Василий ярославский и иные князья Низовской земли.
"В лето 6853 (1345), - рассказывает "Русский Временник",- князь великий Симеон Иванович женился у князя Феодора Смоленского, поя дщерь его Евпраксею, и жил с нею два года, и не бе има чад, и отосла ее, и даде ее за князя Феодора Красного, и преступи закон Божий, женися у князя Александра Тверского: и занеже сам бе неплоден, и от тоя не бысть ему чад, не восхоте бо соблюдением закона Божия и милостынею умолити Бога, но преступлением закона восхоте получити желаемое: сего ради и не получи, точию грех себе приобрете".
Рассказ этот дополняется повествованием "Родословной книги князей и дворян российских и выезжих": "И как князь великий Семион Иванович Гордой женился у князя Феодора Святословича, и князь великий его перезвал к себе, и дал ему вотчину Волок совсем, и великую княгиню на свадьбе испортили, ляжет с великим князем, а она ему покажется мертвец, и князь великий великую княгиню отослал к отцу ее на Волок, а велел ее дати замуж, и князь Феодор Святославич дал дочь свою замуж за князя Феодора за Красного за большого Фоминского" https://runivers.ru/lib/book6856/
Единственное столкновение, о котором упоминает летопись, произошло у Гордого со Смоленском в 1351 г. Впрочем, причин столкновения летопись не указывает. Великий князь с братьями и многими русскими князьями при большой рати дошел до реки Угры; здесь пришли к нему смоленские послы; "он же, стояв на Угри осмь дней, и своя послы посла в Смоленск, и, взя мир, возвратился к Москве".
Вслед за эти Литва присылает Москву послов, "прося мира и живота братии своей, князем литовским: Кориаду и Михаилу и всей дружине их". Гордый отпустил литовцев. Примирение с Литвой закреплено было брачными союзами: Ольгерд просит у в. князя московского разрешения жениться на Ульяне Александровне, дочери Александра Михайловича тверского. Князь, посоветовавшись с митрополитом, дает свое согласие на брак. В один год с Ольгердом (1350 г.) женится и князь волынский, Любарт Гедеминович на сестричне (племянице) Симеона, дочери Константина Васильевича Ростовского.
Дружественные отношения между Москвою и Литвою подтверждены были в 1351 г. Когда Симеон шел в поход на Смоленск, на Поротве, между Вереею и Боровском, встретили его послы Ольгерда. Поднеся большие дары, послы просили о мире. "Он же не оставя слова Ольгердова, мир взя". Дела церкви были прямыми делами великого князя московского.
В начале пятидесятых годов XIV столетия в Галиче была открыта особая митрополия с подчинением ей всех епархий на Волыни. Открытием новой митрополии нарушилось единство русской церкви. Князь и митрополит Феогност обратились в 1346 г. к константинопольскому патриарху с просьбой не допускать нежелательного для Руси нововведения.
Митрополит Феогност
В августе 1347 г. император Византии издал золотую буллу, которою упразднил новую митрополию. В грамоте своей император указывал, что делает это он по просьбе великого князя Московского. и всех князей русских, а также ради "добродетельной и богоугодной жизни" митрополита Феогноста.
Единство митрополии было в значительной степени единственной еще связью раздробленной Руси; понятно, почему так горячо Симеон и митрополит Феогност восстают против отдельной волынской митрополии. Сегодня иистория повторяется с Украиной.
Незадолго до своей смерти Гордый. отправил послов в Константинополь с просьбой от своего имени и от имени митрополита Феогноста назначить на московскую кафедру, в случае ее вакантности, владимирского епископа Алексия. Окончательные ответы императора и патриарха не застали уже в живых ни Гордого, ни митрополита Феогноста.
Личными своими склонностями Симеон Гордый напоминал своего отца: он любил благолепие церковное, строил храмы, лил колокола, украшал церкви и монастыри; крайне дорожил святынями православной церкви.
В частной жизни был хорошим хозяином: мелочность его в распредении различных "путей" доказывает это. Был женат три раза. В 1333 году, еще 17-летним юношей, женился на литовской княжне Айгусте, в крещении Анастасии Гедеминовне. От брака с нею у него были два сына: Василий, Константин и дочь Василиса.
По смерти Анастасии († 1345 г.). Симеон вступил в брак со смоленской княжною Евпраксией Феодоровной, но в следующем году развелся с нею. Наконец, в 1347 г. вступил в брак с тверскою княжною Марией Александровной, от брака с которой имел 4 сыновей: Михаила, Ивана, Симеона и Даниила. Все сыновья Гордого скончались в младенчестве.
В пятидесятых годах XIV столетия страшная болезнь, известная под именем "Черной смерти", посетила Европу. Болезнь обошла всю Европу, заглянула и в Россию. Надо полагать, что она не миновала и Москвы.
Летописи сообщают: "В лето 6861 (1353), марта в 1, преставися преосвященный Феогност митрополит всея Русии... А на той же недели преставишася два сына великого князя Семена: Иоанн да Семен. Тое же весны априля в 27, преставися великий князь Семен Иванович, и положен бысть в церкви святого Архангела Михаила на Москве".
В 1508 г. прах Симеона Гордого был перенесен с места своего упокоения в новый храм Архангела Михаила, заложенный Иоанном III Васильевичем. Почти все исследователи, занимавшиеся временем Симеона при оценке деятельности этого московского князя приходят к убеждению что это видная личность среди первых московских князей-собирателей. Он умело продолжал дело, начатое его предшественниками. Он зарождающийся тип того московского государя, который окончательно выработался в XVI веке.
В эпоху Симеона Гордого следует упомянуть о, так называемой, Великой Замятне, когда в Орде начался великий раздрай и бардак. А если аппарат центральной власти начинает рушится, то что хорошего могли ожидать от этой «замятни» русские княжества?
В XIV столетии в Орде произошли значительные перемены. Основная из них то, что влияние христианства среди правителей Орды начало снижаться, а мусульманская вера, наоборот, стала крепнуть.
Наследовавший Узбеку его сын, хан Джанибек, будучи уже мусульманином, все еще старался поддерживать отношения, установившиеся при домусульманских ханах Золотой Орды. Ориентируясь на союз с Симеоном Гордым, Джанибек, по преданиям человек добрый, честный и дельный, противостоял проникновению в Поволжье и в Причерноморье католиков-генуэзцев — союзников константинопольских императоров.
Противостояние вылилось в открытую войну после того, как тюркские кочевья постиг джуд (гололедица). Скот падал, люди голодали, и, спасаясь от голода, татары продавали сыновей и дочерей генуэзцам, среди которых преобладали иудейские купцы. Те удовольствием скупали девочек и мальчиков в чаянии высоких барышей.
Осада Каффы
Узнав об этом, Джанибек страшно рассердился: по тюркским понятиям, можно и нужно было стремиться к получению военной добычи, но наживаться на несчастье соседа считалось аморальным. Войска Джани-бека осадили сильную генуэзскую крепость Каффу. Поскольку генуэзцы имели флот, а Орда — нет, то крепость была для них практически неприступна
. И тогда Джанибек приказал забросить катапультой в крепость труп умершего от чумы человека. В Каффе началась чума. Генуэзцы вынуждены были оставить Каффу, и уцелевшая часть гарнизона отправилась домой https://uctopuockon-pyc.livejo...
По дороге покинувшие Каффу генуэзцы остановились в Константинополе — и чума пошла гулять по Константинополю и пришла в Европу. В это же время происходила миграция с востока на запад азиатской крысы-пасюка. Поскольку крысы — переносчики чумы, «черная смерть» поползла по всей Западной Европе. Тогда вымерла большая часть Южной Италии, три четверти населения Германии, около 60 процентов населения Англии; через Германию и Швецию «черная смерть» попала в Новгород, через Новгород и Псков — в Москву, где от нее умер и князь Симеон Гордый (1353).
Несмотря на чуму, период царствования Джанибека был крайне благоприятным временем для Москвы. В немалой степени этому способствовало то обстоятельство, что митрополит Алексий сумел установить доверительные отношения с Джанибеком и его старшей женой — Тайдулой. Тайдула, «первая дама» ханского двора, была женщиной редкой красоты и выдающегося ума. Однако ее постигло несчастье — тяжелая глазная болезнь.
Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы
У ложа царицы побывали знаменитые персидские и арабские врачи, степные шаманы, но тщетно: болезнь прогрессировала. И лишь Алексий, посетивший Тайдулу в Орде, смог помочь жене хана. Тайдула не забыла услуги и всегда оставалась верным другом московской митрополии, а значит, и Московского княжества.
Первосвятитель Алексий получил в дар татарский конюшенный двор в Кремле, где он построил Чудов монастырь, привез из Орды золотой перстень Тайдулы (печатка, на коей был изображен дракон) и грамоту, освобождавшую все русское духовенство от податей.
По возвращении своем из Орды первосвятитель с восторгом был встречен великим князем и народом. Восьмилетний князь Дмитрий, будущий куликовский герой, со слезами благодарности приветствовал митрополита следующими словами: «О владыко, что ти воздам противу труду твоему, имже нам мирное житие даровал?» И действительно, митрополит Алексий сделался могущественным защитником Москвы пред Ордою.
Л. Н. Гумилев в книге «От Руси к России» пишет: «Финал царствования «доброго царя» Джанибека был трагичен. Один из его многочисленных детей — Бердибек — стал отцеубийцей, захватил трон и казнил всех своих братьев, дабы упрочить свои права на престол. Но изверга-отцеубийцу никто не собирался поддерживать, и вскоре Бердибек был убит. После этого объявился целый ряд самозванцев. Кульпа, Навруз в другие называли себя уцелевшими детьми Джанибека. Все они претендовали на престол, а их истинным происхождением никто не интересовался. В результате стабильность в Орде была утрачена — за десять лет сменилось несколько десятков ханов, большинство из которых были чисто номинальными политическими фигурами. Русские летописцы очень точно назвали происходившее в Орде - «великая замятия».
Константинопольский патриархат во время понял, что Орда вот-вот развалится из-за козней католических пап и королей Западной Римской империи. Поэтому были приняты все меры, чтобы созранить православие на Руси. Вход пошли и золото, и дипломатичесие интриги, и подкуп ханов-наследников Орды. В результате центральная власть перешла к Третьему Риму – Москве, наследнице Византии
Балашов Д. М. в своей книге «Ветер времени» пишет: «Замятней» и воспользовался митрополит Алексий. Используя нужду очередного хана в русском серебре, он сумел в обмен на финансовую поддержку получить ханскую грамоту, удостоверяющую, что великое княжение является наследственным правом московских князей из династии Ивана Калиты. Таким образом, политическая традиция Руси была отменена окончательно. Ей на смену пришел абсолютно новый принцип наследственной, династической монархии.
Юный Дмитрий (великий князь московский) даже не подозревал, пока ему не объяснили, уже подросшему, что теперь, с часа сего, он волен считать великий стол владимирский своею неотторжимою вотчиною, и, следовательно, в холмистом и лесном Владимирском Залесье явилось государство нового типа, и с даты этой (1363), едва отмеченной косвенными указаниями позднейших грамот, надобно считать возникшим Московское самодержавное государство. Московскую Русь, заменившую собою Русь Владимирскую».
После смерти Симеона Гордого в 1353 году великим князем стал его брат Иван II Иванович Красный (Красивый), умерший в 1359 году.
А вот уже после Ивана II Красного княжение перешло в руки Дмитрия I Ивановича Донского. Того самого, про которого потомки сложили сказку о великом Куликовском побоище, якобы случившемся на Дону. Но об этом в следующей публикации…
Оценили 6 человек
13 кармы