27 марта 1462 года великий князь московский Василий II Тёмный скончался, завещав своему старшему сыну и соправителю Ивану великое княжество Владимирское.
Иван III Святой родился 22 января 1440 года, матерью его была Мария Ярославна, дочь князя Ярослава Серпуховского. С юных лет Иван стал помощником своего незрячего отца и довольно профессионально поднаторел во власти, особенно в московской среде, где борьба между княжатами за территории была острой и более каверзной, чем в других русских княжествах.
Он участвовал в борьбе с Дмитрием Шемякой (см. предыдущую публикацию), ходил в походы на другие земли.
Став после смерти отца в 1462 году великим московским князем, он присоединил Ярославское и Ростовское княжества, Новгородскую землю, Тверское княжество, Вятскую, часть Рязанской, Черниговскую, Северскую, Брянскую и Гомельскую земли. Иван заставил Ливонский орден платить дань Москве за древнерусский город Юрьев (совр. Тарту), которым тот владел. Это в общих чертах.
Но фигура эта требует более подробного и пристального внимания, поскольку им было сделано гораздо больше в становлении Централизованного Русского государства, чем это сделал внук его – Иван IV Грозный.
Помнится, в 2016 году состоялось заседание Творческого совета Российского военно-исторического общества. Предполагалось, что в День России наконец-то объявят победителя конкурса на лучший памятник Ивану III. Выяснилось, что из 12 тысяч проектов не годится ни один. По этому поводу состояласть полемика между членами комиссии на повыщенных тонах. Самыми резкими надо признать высказывания главных заказчиков – министра культуры Владимира Мединского и председателя совета, Андрона Кончаловского.
Министр культуры со свойственным ему пафосом и темпераментом высказался так: «Иван III был могучей личностью. Глядя на него, женщины падали в обморок, а мужчины теряли дар речи. Этой харизмы, этого масштаба, нет ни в одном из проектов». Мнение Кончаловского более конкретно: «Все проекты похожи, но в них не видно главного – что же сделал Иван III». Пожалуй, это самые важные слова.
И действительно – скульпторы и художники великой страны не смогли создать памятник по очень простой причине: никто из авторов и впрямь не видел главного. То, что сделал Иван III, до сих пор чрезвычайно сложно понять и осмыслить. А говорят и пишут об этом до обидного мало.
Всё, что более-менее на слуху о личности Ивана III запросто можно уместить в эпитет, с которым он прописан на страницах отечественной истории: «Великий». В чём, собственно, заключается величие, должны, по идее, прояснить учебники. А там – сухая невнятная скороговорка: «Второй этап объединения земель вокруг Москвы, избавление от татаро-монгольского ига, централизация власти». По большому счёту это оскорбительно. Особенно в свете заявлений вроде: «Мы должны гордиться своей историей».
Вот наше руководство из высших эшелонов почему-то сильно восторгается «феноменом Англии». Ещё бы – за краткий по историческим меркам срок небольшое островное государство превратилось в империю, над которой не заходит Солнце. А феномен превращения Московского княжества в Россию по какой-то загадочной причине упорно предпочитают не замечать. Между прочим, в самом начале этого пути невеликое лесное княжество даже не обладало политической независимостью. Результат – крупнейшее государство Европы, претендующее на гегемонию и диктующее свою волю соседям.
Иван III ведет активную внутреннюю и внешнюю политику, https://present5.com/stanovlen... постепенно «собирая земли», присоединяя к московским владениям уделы своих родственников и независимые от Москвы территории. В 1467–1469 годах Иван воюет с Казанским царством. В 1471 году в союзе с псковичами он выступает против Новгородской республики, которая после поражения окончательно утрачивает самостоятельность. В 1477 году вечевой строй в Новгороде был упразднен.
И всё это проиcходит при жизни Ивана III. Кстати, жизненный путь его был не очень-то и длинный – он умер всего лишь 65 лет от роду. Таких впечатляющих рывков в мировой истории больше попросту не найти. Лучше прочих сказал об этом, старательно изгоняемый ныне из учебников и вообще из исторического обихода, Карл Маркс: «Изумленная Европа, в начале правления Ивана едва знавшая о существовании Московии,… была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи, и сам султан Баязид, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь московита».
Это признание заядлого русофоба дорогого стоит. Но ещё интереснее продолжение цитаты: «Каким же образом Ивану удалось совершить все эти великие дела? Был ли он героем? Сами русские историки изображают его заведомым трусом».
Если бы только трусом. Ни одна школьная, студенческая или даже научно-популярная работа об Иване III не обходится без ссылки на русского историка Николая Костомарова, современника Маркса. Авторитет его имени многих подавляет до сих пор – возражать ему вроде бы не пристало.
Николай Костомаров. Русский историк, писатель, Годы жизни: 16 мая 1817 — 19 апреля 1885. Основатель «кирилло-мефодиевского братства». Почитается на Украине героической личностью наряду с именем Грушевского.
Посмотрим же, что говорит этот русский масон о русском князе Иване III: «Он не отличался ни отвагою, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами. Он хотел дать своему государству строго самодержавный строй, подавить в нём древние признаки свободы, как политической, так и частной. Сила его власти переходила в азиатский деспотизм, превращавший всех подчиненных в боязливых и безгласных рабов. Летописи более не сообщали о советах князя с боярами – все решения он принимал единолично. Его варварские казни развивали в народе жестокость и грубость. Его безмерная алчность способствовала не обогащению, а обнищанию Русского края» (https://e-libra.ru/read/500033-samoderzhcy-moskovskie-ivan-iii-vasiliy-iii.html).
Обвинять фигуру такого калибра, как сам Костомаров в прямой лжи и подтасовках опасно. Тем не менее, сделать это придётся – в приведённой цитате нет почти ни слова правды. Особенно обидно насчёт «обнищания» - слова горькие и хлёсткие! Но кроме Костомарова у нас есть свидетельства других авторов, писавших об этом времени.
Так, Иосафат Барбаро, венецианский купец, был поражён благосостоянием русских: «Изобилие хлеба и мяса в этом месте можно себе представить по тому, как им торгуют – продают не на вес, а на глаз» (http://drevlit.ru/texts/b/b_barbaro_text.php).
Амброджо Контарини тоже венецианец, дипломат: «Край чрезвычайно богат всякими хлебными злаками, люди не испытывают в них никакого недостатка. Русские продают огромное количество коровьего и свиного мяса, а сотню кур отдают за дукат – вдесятеро дешевле, чем у нас» (https://philologist.livejournal.com/9613590.html). Кстати, примерно в это самое время начинает бытование характерная пословица: «На Руси ещё никто с голоду не помирал».
Альберто Кампензе. Нидерландский писатель. Переселился в Италию со своим другом, впоследствии ставшим папой римским под именем Адриана VI, при дворе которого он и жил.
О «грубости и жестокости» нравов народа под властью Ивана III неплохо пишет в своем письме «Его Святейшеству Папе Клименту VII 1 о делах Московии» голландец Альберто Кампензе, астроном, математик и друг Римского папы Адриана VI: «Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением. Прелюбодеяние, насилие и публичное распутство также весьма редки. Противоестественные пороки также совершенно неизвестны, а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно» (http://drevlit.ru/texts/k/kampeneze.php).
Хроника Польская, Литовская и Русская, с древнейших времен до 1582 года.
О том, каков был Иван III в бою, храбр он был, или труслив, сказать, по идее, должны одни из его злейших врагов – литвины. И они внезапно находят самые лестные слова. «Кройника литовская и жмойтская» пишет о своём противнике так: «Муж сердца смелого и рицер валечный». То есть рыцарь важный, великий" (http://www.odinblago.ru/knaz_voishelk).
То же самое говорят и отечественные безымянные летописцы. И безо всяких прикрас – просто и буднично. Как, например, запись от 1 января 1452 года: «Великий князь Московский отпусти сына своего, великого князя Иоанна, на Кокшенгу противу князя Дмитрия». Отпустил отец, значит не боялся, надеялся на его умение и храбрость.
Вы почти не найдете информации о том, что Иван III вёл вполне успешные войны на Западе. Причины их выглядят вполне современно и должны вызвать понимание у нынешних политиков. Так, первая Русско-шведская война 1495-1497 гг. началась с того, что Иван III закрыл и разорил Ганзейский торговый двор в Новгороде.
Ганза, этот прообраз ВТО, накладывала на русских торговые санкции и пыталась подмять под себя весь товарооборот на Балтике. В результате шведам был нанесён ряд поражений, а финны дружно запросились в русское подданство.
Далее, Ливонская война 1480-1481 гг. вообще разгорелась в крайне опасный момент. Именно тогда Русь и остатки Большой Орды, во главе с ханами МУСУЛЬМАНАМИ (к тому времени род чингизидов угас) сошлись на Угре, решая вопрос, кому собирать воедино распавшиеся остатки Тартарии. Немцы, воспользовавшись моментом, ударили в тыл.
Воевать на два фронта – затея гибельная. Но Иван это сумел, причём с блестящим результатом: «Плениша и пожгоша всю землю Немецкую от Юрьева (Тарту) до Риги и отмстиша немцам за своё в двадесятеро али более».
Кстати, «высокомерные речи московита», с которыми Иван обратился к всесильному на тот момент турецкому султану, представляли собой протест против притеснения русских купцов. Никто из европейских государей тогда не осмеливался защищать свою торговлю в землях ислама. Иван смог. И получил желаемое.
Это, всё вместе взятое, произвело такое впечатление на Европу, что русского государя стали побаиваться и заискивать перед ним. Вот что говорили в сенате Венеции: «Восточная Римская империя (Византия), и Константинополь, захваченные турками, должны принадлежать вашей сиятельной власти». Чуть позже император Священной Римской Империи Фридрих предложил Ивану титул короля.
Итак, это была незаурядная личность, вполне соответствующая рангу Чингиз-хана – так определили в Орде перед её распадом. Теперь последний византийский император мог положиться на Ивана III, как на хранителя православной веры, а Москве быть Римом.
Константин XI Палеолог — последний византийский император, с 1449 г. Родился 8 февраля 1405 г., умер 29 мая 1453 г. в Константинополе. Сын Мануила II Палеолога и сербской принцессы Елены Драгаш, брат императора Иоанна VIII.
Став императором, он видел, что в силу экспансии ислама на территории Золотой Орды, её существование, и вмесе с ней и православия станет под вопросом. Последний гвоздь в гроб Золотой Орды вбил турецкий султан Мехмед II (кстати, турецкий султанат – часть Большой Орды, отколовшийся от неё в силу религиозных, в сторону ислама, убеждений), вознамерившийся водрузить на куполе Храма святой Софии магометанский полумесяц вместо православного креста. Осноным форпостом православия оставалось Московское государство с надвигающейся к его границам католической Литвой.
Император Византии Константин, человек не робкого десятка - «муж велмы храбр и разумен» - пытался организовать сопротивление туркам, ища помощи на Западе. В декабре 1452 г. чуть было не признал унию с католической церковью, но видя успехи великого московского князя, отказался от унии и выдал свою племянницу за русского царя вместе с «приданным» - гербом Византии – двуглавым орлом, тем самым признав Ивана III продолжателем дела Орды.
Кстаи, об двувглавом орле. Известно, что в 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом. А в 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел - государственный герб. Далее Империя распадается на Западную и Восточную, а двуглавый орел делается гербом Византии.
Герб Византии.
При Иване II двуглавый орёл пока еще не герб России, а княжеская печать
Первое достоверное свидетельство использования двуглавого орла в качестве русской государственной эмблемы - печать, скрепившая в 1497 году грамоту Ивана III на земельные владения удельных князей.
У Ивана III был формальный повод - он был женат на Софье Палеолог - младшей дочери наследника погибшей Византийской Империи (Фомы деспота Мореи, брата императора Константин XI). По официозу считается, что Софья привезла на Русь герб Византии - двуглавого орла. При Ивана III изображения позолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Грановитой палаты в Кремле.
Гербом двуглавый орёл становится при Иване IV Грозном (печать, 1539 год). На большой печати Бориса Годунова (не позже 1604 года)
двуглавый орёл изображается с тремя коронами. Три короны означали завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Во времена царя Алексея Михайловича орёл получает символы власти: скипетр и державу. Вот такая вот официозная мутация орла - этой благородной птицы.
Но увы - все совсем не так... Свадьба Ивана III с Софьей - состоялась в 1472 году. Логично предположить, что изображение двуглавого орла должно было стать символом Московского государства в первые годы после брака. А никак не 25 лет спустя. Кроме того, патологическое преклонение перед иностранцами в России появилось только при Петре I, а если Иван III не захотел стать императором (предложенного римским посланцем Н.Поппелем в 1488 году), то и герб императора ему был не нужен.
К тому же после свадьбы Софья была замешана в заговоре и сослана до 1499 года. Жирный крест на "византийской" версии ставит герб "Руси/Ruthenia" с изображением двуглавого орла, помещённый в "Хронике Констанцского собора" Ульриха фон Рихенталя 1416 года. Есть еще "германская" версия происхождения, которую можно похоронить рядом с "Софья привезла".
Территория хеттов в будущем - это Малая Азия, сердце Византии (см.карту). Взяв с камней, римский император делает двуглавого орла своим символом. Но двуглавый орел не был гербом Византии, он не изображался на печатях и монетах, но - был на знаменах, одежде и разных предметах императоров.
А вот потом рукопись XVII века "О зачинании знак и знамен или прапоров", в переиздании 1904 года,( переиздание проводилось Императорским обществом Истории и Древностей Российских при Московском Университете) сообщает "...Цесаряне свой знак двоеглавого орла стали иметь, от такого случая как здесь обявлено будет. От создания мира в 3840-м году, тако же от зачала строения Рима града в 648 году, и от Рождества Христа Бога нашего за 102 года, был бой у Римлян с Цысарскими людьми, а в то время был у Римлян бурмистром и полковой воевода именем Каиюс Мариюс. И он Каиюс для особливого знаку, вместо головнаго знамя у всякаго легиона построил одноглавого орла, и Римляне держали тот знак до десятого года после Рождества Христа Бога нашего, во время государствования Цесаря Августа. И в то же время учинилося еще между Римлян и Цесарями великие бои, и цесари троижды побили Римлян и взяли у них два знамя, сиречь два орла. И с того числа начали Цысаряне у себя иметь в знаме, в знаке и в печате двоеглавого орла.".
Т.е. описывается, как Восточная римская империя воевала с Западной. И цесари - победили. В русскоязычной версии "Книги о флагах" 1709 года есть только три "вида" цесарей: "старые римские цесари", цесари Священной Римской империи и Цесарь Тартарии.
В Изъявлении имперский флаг России - желтый с черным двуглавым орлом,
"цесарский" флаг Священной Римской империи - желтый с черным двуглавым орлом,
флаг Тартарского Цесаря - желтый с черным драконом (точнее - грифоном).
Продолжая рассказывать о последнем византийском императоре, отметим, что он погиб в сражении с турецкими войсками, обороняя Константинополь. В 1992 г. Элладской Православной Церковью канонизирован как царь-мученик; памятник этому императору установлен в греческом городе Мистра на Пелопоннесе.
В 1452 году Иван III венчается с Марией Борисовной, а в 1458 году у них родился сын Иван, прозванный Молодым (скончался в 1490 году). Больше детей у них не было. Первая жена умерла 22 апреля 1467 года.
12 ноября 1472 года Иван женился на Софье (Зое) Фоминишне Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Первые две дочери от этого брака, обе носившие имя Елена, умерли в младенчестве. Затем Софья родила пять сыновей (Василия, Юрия, Дмитрия, Семена, Андрея) и трех дочерей — Елену, Феодосию и Евдокию…
Продолжение следует…
Оценили 3 человека
4 кармы