Где царь, там и Москва…ч.26

0 2262

Опричнина — часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации чрезвычайных мер, конфискации феодального имущества и земель в пользу государства, снижении боярско-княжеской власти и укрепления централизации государства.

Продолжим о причнах возникновения ОПРИЧНИНЫ...

1549 год – несмотря на ограничение Царской власти Царь Иван IV, созывает «Собор Примирения», на котором осуждает всё время правления боярства. Требует от всех бояр прекратить бесчинства по отношению к детям боярским и крестьянам.                  https://history.wikireading.ru/100358

1553 год. Во время тяжёлой болезни Царя Ивана IV, когда жизнь государя находилась под угрозой, ближайшее его окружение отказалось целовать крест наследнику престола, первенцу Грозного Дмитрию, тем самым это была ещё одна попытка враждебных Ивану княжеско – боярских кругов открыто выступить против политики Царя и захватить власть в свои руки в пользу Владимира Старицкого.

 Боярский мятеж 1553 года подпитывался извне. Сторонниками Владимира Старицкого был Сильвестр и Адашев, другие князья и бояре, Глинские и другие, связанные с Литвой, а посему благоприятствующие всему Западу, особенно Англии.                  https://history.wikireading.ru/127195

1553 год знаменуется ещё одним важным трагическим событием в жизни Царя Ивана IV, это гибелью царевича Дмитрия – при загадочных обстоятельствах утопленного в реке кормилицей.

С 1547 по 1560 год, т.е. время фактического управления страной «Избранной Радой», когда у Царя Ивана IV не было полноты власти, налоги выросли в 4,5 раза, тяготы от которых легли на народ.

В 1555 году Дума приняла «драконовский» приговор – устанавливался месячный срок взыскания долга. Простые люди ответили бунтами в Москве. Люди были возмущены оскудением жизни (бунты в Новгороде, Владимире, Рязани). Даже самый видный член «Избранной Рады» Адашев был вынужден признать, что бунты вызваны преступлениями администрации.

Однако будем последовательны и непредвзяты – от «Рады» была и существенная польза, например, был принят Судебник 1550 года, который впервые в Европе обеспечивал неприкосновенность личности. Была также принята и осуществлена Армейская реформа (по указу Ивана IV в России начали формироваться первые регулярные части – стрельцы). 

В 1551 году созван собор «Стоглав» и другие (СТОГЛАВ — сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования, например соборное уложение).

Однако, говоря о реформах, надо знать, что они начались в 1549 году – через 1,5 года прихода к власти «Избранной Рады» в лице Сильвестра и Адашева. Такой промежуток сам по себе ставит под сомнение, что реформы инициировались «Избранной Радой». Однако вред, причинённый деятелями «Избранной Рады» Русскому государству был большим, чем польза.

В 1560 году неожиданно умирает первая и самая любимая жена Царя Ивана IV – Анастасия Романова (отравлена). Собор 1560 года признал виновным Алексея Адашева и Сильвестра в смерти царицы. Иоанн сам был уверен в насильственной смерти своей супруги. Дело против основных деятелей «Избранной Рады» привело к ликвидации этого неофициального органа.

Убедительным подтверждением желания Ивана Грозного удержать Рус­ское государство от гибели, не обращаясь к чрезвычайным мерам, служит собор 1560 года, не оцененный, к сожалению, должным образом в исторической науке. Созыв собора свидетельствовал о стремлении Грозного решать вопросы по выводу России из опаснейшей ситуации, в какую она попала, общими усилиями, опираясь на коллективный разум и соборный приговор.

 Поэтому по инициативе царя созывается Собор Русской православной церкви, на котором вожди Избранной Рады были признаны соборным судом еретиками (чародеями), а, следовательно, Рада становилась воплощением дьявольской организации, а ее политика - бесовством. Недаром царь Иван говорил Курбскому: «.. .жив Господь Бог мой, жива душа моя, - яко не токмо ты, но и все твои согласники, бесовские служители, не могут в нас сего обрести».

Таким образом, созыв Собора свидетельствовал о возрождении Иваном IV практики совместной правительственной деятельности церковной и самодержавной власти символизирующей союз церкви и государства, практики, явственно обозначившейся на рубеже 40-х - 50-х гг. XVI века (пример - Стоглавый собор) и прерванной в период господства Избранной Рады.

Теократическое само­державие, симфония светской и духовной власти были явно не по вкусу ее деятелям "Рады". Понятно, почему Курбский именует собор 1560 года соборищем, вкладывая в это слово явно отрицательный смысл.

 профессор РГГУ Сигурд Шмидт – знаменитый историк, основатель школы источниковедческих исследований, сын известного полярника Отто Шмидта, противник ЕГЭ.

Сигурд Оттович писал: «Курбский  не случайно называет собор, осудивший Адашева и Сильвес­тра, "соборищем". В XVI веке слово "соборище" приобрело ругательный смысл. В представлении Курбского "соборища" - незаконные, неправедные с его точки зрения, соборы". Именно этим словом Курбский характеризовал собор, осудивший некогда Иоанна Златоуста. Именно это соединение православных священнослужителей и мирян в целях совместного управления государством, не устраивало реформаторов-западников, сплотившихся вокруг своих лидеров - Сильвестра и Адашева.

Оно не удовлетворяло их по двум причинам. Во-первых, единство церкви с государством, лежащее в основе теории божественного происхождения самодержавства, поднимало самодержца на недосягаемую для сторонников ограниченной монархии высоту, делая тщетными любые их поползновения на его властные права.

Во - вторых, к этим принципиальным моментам, объясняющим негативное отношение Курбского с «товарищами» к учреждениям типа собора 1560 года, примешивались снедавшие их мелкие страсти, в частности возникшая у них в процессе церковно-политической борьбы неистребимая ненависть к Иосифу Волоцкому и его последователям - иосифлянам - создателям учения о теократическом самодержавстве в России.

Проявивший терпимость царь Иван, зря, как оказалось, рассчитывал на исправление заблудших. Те, кого он после собора 1560 года наказал, затаили злобу и по возможности вредили ему. Другие, которых царь привел к присяге (целованию креста), нарушили клятву.

По рассказу Грозного, сразу после собора обнаружилось, что для присягнувших «наша заповедь ни во что же бысть и крестное целование преступивше, не токмо отсташа от тех измен­ников, но и болми начаша им помогати и всячески промышляти, дабы их на первый чин возвратити». Если верить государю, на него готовилось даже покушение: «И на нас лютейшее составляти умышление».

1560 – измена Бельского. (https://eto-fake.livejournal.com/849491.html)

1561 год – Дело «Тарваское про Тарваское взятье» - о сдаче г.Тарваста врагам во время Ливонской войны. https://dom-knig.com/read_230013-57#

1563 год – заговор Стародубских воевод о сдаче г.Стародуба. Заговор выявил родственников Адашева. https://topwar.ru/139228-starodubskaya-voyna.html

1563 год – Дело Старицких. Освященный Собор на котором было доказано, что Ефросинья и Владимир Старицкие творили всякие «неисправления и неправды», нацеленные на то, чтобы «извести» Царя и его детей. В этом же году русские войска взяли Полоцк (там сподвижник еретика Ф.Косого, Фома – возглавил реформационную общину). Взятие Полоцка воспринималось русскими людьми, как торжество святорусского царства над различными отступниками от истинной Веры.

1564 годизмена князя Курбского. Бежит в Литву. Была выявлена его связь с Сильвестром и Адашевым по делу Старицких, а так же связь с Польшей. Нельзя к тому же забывать, что в это время шла тяжелей­шая война, в которую на стороне врагов втянулась почти вся Западная Европа. В ходе войны множились измены, предательства и побеги во вражески стан. Недобитые сторонники Избранной Рады решили по всему вероятию, взять реванш, воспользовавшись большими трудностями, переживаемыми страной.

Наиболее тяжелым для государства оказался 1564 год. То был год крупных внешнеполитических неудач и опасности вражеского нашествия с запада и с юга. Ко всему этому прибавились неурожаи, падеж скота, голод, опустение деревень. Начались пожары. Москва горела 18 апреля, 9 и 19 мая, 24 августа. Противники Ивана Грозного не могли не воспользоваться благоприятным для себя моментом. Как и следовало ожидать, трудный 1564 год стал временем активизации деятельности политической оппозиции.

Царь Иван тайно готовился к решающей битве с оппозицией. Но та тоже не дремала. Свою задачу она, по-видимому, усматривала в том, чтобы переиграть или опередить Ивана. Наибольшая ее активность падает, по всей видимости, на вторую половину 1564 года, особенно на ноябрь - декабрь. Именно тогда фронда приступила к осуществлению попытки отстранить Грозного от власти. Таким шагом стала попытка созыва церковно-государственного собора в стольном граде, на котором «они» хотели заставить Ивана IV отказать­ся от престола.

Назревал, судя по всему, государственный переворот, предусматривающий отстранение Ивана Грозного от власти и даже, возможно, цареубийство: Грозный знал, что бояре «стремятся лишить его жизни, уничтожить его, подобно тому, что случилось с благочестивой, почившей в Бозе царицей». Инициатива созыва этого собора шла со стороны оппозиции, поддерживаемой митрополитом Афанасием. Могло быть так: либо противники царя созвали собор, либо понудили к тому Ивана. Но в любом случае это шло против воли государя, поскольку он знал, для чего собирается столь представительный и влиятельный собор в Москве.

Копия с картины Н.Сверчкова "Выезд Ивана Грозного из Кремля" 

Но надежда на переворот провалилась: государь перехватил инициативу у своих врагов и в окружении «воинников» покинул столицу смешав все карты своих противников, повергнув их в недоумение и трепет. Видно противостояние самодержца и боярской оппозиции достигло такой силы, что оставаться далее в Москве становилось для Ивана небезопасно.

Читаем Никоновскую летопись: «Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделюДекабря в 3 день, в неделю - 3 декабря 1564 г., в воскресенье царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею (Марья - вторая жена Ивана IV Мария Темрюковна, дочь кабардинского князя) и с своими детми поехал с Москвы в село в Коломенское.

Подъем же его не таков был, якоже преже того езживал по манастырем молитися, или на которые свои потехи в объезды ездил: взял же с собою святость, иконы и кресты, златом и камением драгам украшенные, и судыСуды - здесь: сосуды золотые и серебряные, и поставцы.Поставцы - посудные шкафы все всяких судов, золотое и серебряное, и платие и денги и всю свою казну повеле взята с собою.

Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати з женами и з детми, а дворяном и детем боярским выбором изо всех городов, которых прибрал государь быта с ним. Иван IV взял с собою бояр, дворян, детей боярских, приказных людей, которых заранее прибрал быти с ним в опричнине велел тем всем ехати с собою с людми и с коими, со всем служебным нарядом С людми... со всем служебным нарядом - т.е. со своими военными слугами и в полном вооружении.»

Вынужденный характер отъезда Ивана Грозного из Москвы в начале де­кабря 1564 года со всей очевидностью выступает в Летописчике, изданном С.О.Шмидтом: "царь, озабоченный народным возмущением, «приказал ко двору своему царскому собратца всему народу и сигклиту своему и объявил им публично: "вижу я, что вы, все мои подданные, боле не желаете меня и фамилии мое[й] на престоле царском быть. Того ради оставляю вас, а я отъезжаю в далной путь, что уже более и в Москве быть не надеюсь, а град Москву оставляю под сохранение в руки Господа Бога наше­го". И сам сел и з детьми своими в корету и поехал из Москвы в город Коломну. Ис Коломны изволил отъехать в Александрову слободу». https://www.litmir.me/br/?b=279750&p=1

Необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что никакого отрече­ния Ивана Грозного от престола перед его отъездом из Москвы не было. Грозный покидал столицу полноправным государем. В противном случае он не смог бы повелеть части Бояр, «ближним дворянам», особенно «приказным людям», выборным дворянам и детям боярским следовать за собой.

https://fb.ru/article/276230/n...

Та же «Никоновская летопись» сообщает: «А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу к Офонасию митрополиту всеа Русии с Костянтином Дмитреевым сыном Поливанова с товарыщи да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всеа Русии.

И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцов, на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого и конюшего и на околничих и на казначеев и на дьяков и на детей боярских и на всех приказных людей опалу свою положил в том, что после отца его... великого государя Василия... в его государьские несвершеные лета, бояре и все приказные люди его государьства людем многие убытки делали и казны его государьские тощили,

а прибытков его казне государьской никоторой не прибавляли, также бояре его и воеводы земли государьские себе розоимали, и другом своим и племяни его государьские земли роздавали; и держачи за собою бояре и воеводы поместья и вотчины великие, а жалования государьские кормленые емлючи, и собрав себе великие богатства, и о государе и о его государьстве и о всем православном християнстве не хотя радети,

и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестиянства обороняти, наипаче же крестияном насилие чинити, и сами от службы учали удалятися, и за православных крестиян кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели;

и в чем он, государь, бояр своих и всех приказных людей, также и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити (проверить, пересмотреть) и царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, идеже его, государя, бог наставит»...

Продолжение следует..

Франция и проблемы с продажей билетов на Олимпийские игры 2024 года

Олимпийские игры — это не только спортивное событие, но и массовое зрелище, способное собрать множество зрителей и принести значительные доходы для организаторов и города-хозяина. Тем не мен...