В этой публикации нашей задачей будет правдивое рассмотрение национального самосознания Киевской и Галицкой Руси, основываясь на подлинных документах.
К какому же народу и к какой стране жители Киева и Львова в XVI–XVII вв. причисляли себя? Для этого нам придётся открыть труды знаменитого южнорусского филолога и историка Михаила Александровича МаксимОвича, предками которого являлись святой старец Иоанн МаксимОвич - митрополит Табольский, просветитель Сибири. Потомок их - св. Иоанн Максимович - занимал пост архиепископа Сан-Францисского, и в глазах православного мира числился великим святителем и чудотворцем ХХ века.
https://pravoslavie.ru/93785.h...
В 1843 г. Михаил Максим`ович, украинский и русский филолог, фольклорист, переводчик, историк, поэт, ботаник, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук; декан историко-филологического факультета и первый ректор Императорского Киевского университета написал свою знаменитую работу «Об употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси». Мы приводим цитату из этого труда:
«Не очень давно было толкование о том, будто киевская и вся западная Русь не называлась Россией до ее присоединения к Руси восточной: будто и название Малой России или Малороссии придано Киевской Руси уже по соединении ее с Русью Великой или Московской. Чтобы уничтожить навсегда этот несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда в Киеве и в других западнорусских областях своенародные имена Русь, Русский начали заменять по греческому произношению их, именами Россия, Российский? Ответ: с 90-х годов XVI века... Основанием такого ответа служат тоговременные акты письменные и книги, печатанные в разных областях Русских..."
Приведём свидетельства тех и других. Вот первая книга, напечатанная в Киеве, в типографии Печерской Лавры – «Часослов», 1617 года. В предисловии к ней иеродиакона Захария Копыстенского сказано: «Се правоверный христиане и всяк благоверный читателю, от нарочитых мест в России Кийовских, сиречь Лавры Печерския»...
Основательница Киевского Богоявленского братства Анна Гуревична Лозьина, в своей записи о том 1615 г. говорит, что она учреждает его – «правоверным и благочестивым христианам народу Российского, в поветах воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского будучим»...
https://sedmitza.ru/lib/text/8...
Кроме того, существует «Окружная грамота» 1629 года, напечатанная в Киеве, которая начинается так: «Иов Борецкий, милостию Божией архиепископ Киевский и Галицкий в Всея России»... Это, что касается Земли Киевской. А теперь посмотрим с данного исторического ракурса на землю Галицкую..
Там Львовским братством была напечатана «Грамматика» 1591 года. Она так и начиналась: «В наставление «многоименитому Российскому роду» ... В этом же 1592 году Львовское братство обратилось в Москву к царю Федору Иоановичу с просительными посланиями, в которых именуют его «светлым царем Российским», и вспоминают «Князя Владимира, крестившего весь Российский род» и т.п.
В земле Волынской находим то же. В числе книг, напечатанных в Остроге, известна книга Василия Великого «О постничестве», изданная в 1594 г. В ее предисловии встречается такое выражение: «Вы же, преславный Российский народе!»…
Такое же употребление имени Россия, Российский было тогда и на Северо-Западе русском. В столичном городе Литовского княжества, Вильне, долго существовала резиденция митрополитов Киевских. Первый из них - Михаил Рагоза - стал писать в своем титуле приставку «всея Руси» или «всея России», в своих подлинных актах 1590–1599 годов.
https://rossaprimavera.ru/arti...
То же самое писал и его преемник, униатский митрополит Ипатий Потей в 1600–1608 годах. А прежние митрополиты Киевские, бывшие до Михаила Рагозы, также писали: «и всея Руси» или «всея Росии». Так писали в своем титуле и Московские митрополиты, бывшие до учреждения патриаршества в Москве.
Первый патриарх Московский Иов писал уже: «и всея России» (в 1586–1589 годах) ...
По возобновлении в Киеве православной митрополии в 1620 году, митрополиты Иов Борецкий, Исайя Копинский, Петр Могила продолжали писать в титуле «и всея России». (см. "Киевские епархиальные ведомости" – 1868. № 1.).
Наша задача – определить, какое же было подлинное отношение киевлян, вольнян и львовян той эпохи к северной, Московской Руси? Сразу же оговоримся, что идеология национально-политического единства Южной и Северной России была выработана в большей степени именно в Киеве.
Венцом ее стал знаменитый Киевский «Синопсис» - первый учебник по истории Украины, написанный, предположительно, Киево-Печерским архимандритом Иннокентием Гизелем (ок. 1600–1683). Эта книга переиздавалась 30 раз и стала первым учебным пособием по русской истории.
Согласно «Синопсису», «русский», «российский», «славянороссийский» народ – един. Он происходит от Иафетова сына Мосоха (имя последнего сохраняется в имени Москвы), и «он племени его весь» целиком.
«Преславный верьховный и всего народа российского главный град Киев», - говорится в Синопсисе, - возник «по благословению и пророчеству изрядного заступника Российского, святого Андрея Первозванного».
О Владимире Святом сказано так: «Этот великий самодержец Российский... и киевский и всея Российския земли народ святым крещеньем просветил».
Именно «Синопсис» утверждает главенство Суздальско-Владимирских князей после разорения Киева татарами. Куликовской битве отдано более четверти общего числа страниц «Синопсиса».
Для автора борьба Дмитрия Донского с Мамаем – общерусское дело, а не местное (Северо-Восточной Руси), после которой Москва законно становится Российским центром.
А что касается Киева, то там же читаем: «богоспасаемый... и первоначальный всея России царственный град Киев... аки на первое бытие возвращается, от древнего достояния царского паки в достояние царское приде – великого государя нашего, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России сомодержца... искони вечную скипетроноснвых его прородителей его отчину, царственный той град Киев... яко природное царское его присвоение возврати...».
https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai...
Таким образом, по «Синопсису», Россия – едина. Ее начальный центр – царственный град Киев. Москва – его законная и прямая наследница в значении общего «православно-российского» государственного центра.
Весь русский народ един, и временное отделение его части от России в другие государства (Польшу и Литву) «милостью Божией» завершается воссоединением в единое «государство Российское» (см. И.И. Лаппо. «Идея единства России в Юго-Западной Руси. Прага, 1929).
В результате воссоединения 1654 г. уроженцы Киева и Львова, начиная с XVIII, сделались хозяевами положения на научном, литературном и церковном поприще России. Подавляющее большинство епископов Русской Православной Церкви, предавших анафеме в 1709 г. гетмана Мазепу, – малороссы. В том числе: коренной запорожский казак архиепископ Димитрий (Туптало), написавший «Слово о Полтавской победе», где сравнивает Мазепу с Иудой.
Участвовали в обряде предания Мазепы «анафеме» многие духовные лица: Патриарший местоблюститель галичанин Стефан Яворский; знаменитый богослов, тверской архиепископ Феофилакт Лапатинский. Также из запорожцев – легендарный просветитель Сибири архиепископ Иоанн (Максимович) – прадед историка Максимовича.
До специального указа Елизаветы Петровны от 17 апреля 1754 г о постановлении епископов из великороссиян, только малороссияне занимали епископские кафедры в РПЦ.
Тогда же в соответствии с «Духовным регламентом» Петра Первого (1721 г.) при каждом архиерейском доме стали создаваться духовные школы, учителями там были исключительно украинцы, вводившие в них педагогическую систему Киево-Могилянской академии, что, кстати, и предопределило такое явление, как «латино-немецкое» пленение русского богословия. Множество малороссиян пребывало на дипломатической и высшей государственной службе как в самой России, так и ее зарубежных представительствах.
Нам будет очень интересен, в плане данного исследования, период Воссоединения России, где весьма активно проявили себя и сторонники, и противники этого исторического явления. В 1666 г. Ватикано-польская дипломатия совершает феноменальный успех, нанеся мощнейший удар по Русской Православной Церкви и России. Здесь поработал
высокопрофессиональный интриган и тайный шпион Ватикана – митрополит Газский - Паисий Лигарид. https://pavel-vish.livejournal...
Коварный святоша сумел прорваться к высшим рычагам управления Русской Православной Церковью и нанёс непоправимый удар по святому Православию: с патриаршего престола свергается Патриарх Никон, бывший одним из главных идеологов воссоединения Западной и Восточной России. Именно благодаря энергичной деятельности Никона, Земский собор 1651–1653 гг. принимает решение объявить войну Польше.
В 1654 – Переяславская рада, после которой объединенное московско-запорожское войско освобождает Западную Русь. Царь Алексей Михайлович Романов принимает титул «Великого князя Литовского».
Казалось бы, латино-польской оккупации пришел конец, однако именно смута, затеянная епископом Лигаридом, буквально дестабилизировала Россию, расколов Русскую Православную Церковь.
Митрополит Макарий (Булгаков) в своей «Истории Русской Церкви» прямо утверждает, что если бы Никон остался Патриархом, то раскола бы не произошло, поскольку патриарх был сторонником сосуществования «старого и «нового» обрядов, и он фактически достиг примирения с будущими вождями старообрядцев – Нероновым, в первую очередь, и другими.
Показательно, что проведенный под «режиссурой» Паисия Лигарида Собор 1666 г. и низверг Патриарха Никона, наложив проклятие на старые обряды.
Такова была задача шпиона Лигарида - максимально рассорить примирившиеся было стороны и вырыть глубокую пропасть между Патриархом и царём Алексеем Михайловичем.
Показательно, что поклонник и слуга «непогрешимого» папы, т.е. «папоцесарист» Лигарид втирал недалёкому Тишайшему царю «цесаро-папистские» теории о превосходстве Мирской власти над Религией (см. Н.Воейков, «Церковь. Русь и Рим». Джорданвилль, 1983).
Следующей задачей Ватикана, Польши и их агентуры во главе с Лигаридом было сорвать воссоединение Запада и Востока Руси. Показательно, что сразу после свержения Никона (1666 г.) в 1667 г. заключается Андрусский мир с Польшей, фактически спасший это государство и на целые сто лет отодвинувший воссоединение Белоруссии, Холмщины и Подолии.
Фактом являются и переговоры старообрядческих лидеров, в первую очередь Морозовых с представителями Речи Посполитой о сепаратном мире, сдаче полякам Малороссии по формальной причине её испорченности «латинизмом».
Я думаю, к этому историческому факту следует прислушаться адептам старообрядчества, особенно в вопросе отстаивания «русской идеи».
Всё сказанное выше даёт нам полную картину начала Латинопольского геноцида на землях Западной Руси, отошедших к Польше. В течение 30–40 лет происходит почти полное уничтожение Православия – сначала Православные братства лишаются прав и привилегий, затем в Православную иерархию вводятся тайные католики.
В этой связи не грех будет напомнить поучительную историю Львовского митрополита Иосифа Шумлянского. Этот выкрест из иудеев принял унию в 1681 г. и держал это в тайне в течение 19 лет! За это время он произвел «кадровую революцию» – поставив тайных униатов на все ключевые посты, иезуитски прикидываясь, когда было нужно, «сверхправославным», и только в 1700 году открыто заявил о своем униатстве.
Расставленные им духовенство, естественно, пошло за ним, а народ церковный остался без пастырей и иерархии. Единственная православная иерархия сохранилась в Белоруссии, некоторое время держалось Львовское братство и Манявский скит, но скоро были сломлены и они.
Темная ночь опустилась над Галицкой Русью, однако православное русское самосознание не угасло. Что поддерживало тлеющий огонёк православия в Галицкой Руси, расскажем в следующей публикации…
Оценили 2 человека
3 кармы