Ещё больше материалов на polit-asia.kz
Уже не первый год правительство Таджикистана ломает голову над организацией грамотной политики государственной безопасности. В то время как весь мир яростно продвигает идею борьбы с международным терроризмом, запущенную США в 2001 году, Таджикистан просто не может оставаться в стороне и абстрагироваться от нависшей над ним террористической угрозы, как это пытается сделать Туркменистан.
Не дает покоя дышащий в спину Таджикистана афганский кризис, успокоить который не удается с 1979 года. А после появления информации о переброске боевиков ИГИЛ в приграничные районы с Афганистаном, таджикские парламентарии вообще потеряли сон. Даже несмотря на последующие за этой новостью опровержения, шумиха в сети развелась немалая. Да и само опровержение выглядело не убедительно.
До этого сообщалось о том, что:
- в непосредственной близости от таджикско-афганской границы находится до 2 тыс. боевиков Талибана;
- в афгано-пакистанском регионе насчитывается от 2 до 8 тысяч боевиков ИГ;
- примерно в 10 из 34 провинций Афганистана есть базы «Исламского государства».
О существующей угрозе и возможности перехода границ стран Центральной Азии формированиями ИГ заявлял министр обороны Узбекистана Адбусал Азизов.
В последнем своем выступлении пресс-секретарь погранвойск ГКНБ Таджикистана Мухаммад Улугходжаев успокаивая всех говорит, что вдоль участка таджикско-афганской линии государственной границы на сегодняшний день активности боевиков не наблюдается, а членов террористической группировки «Исламское государство» вообще не зафиксировано. При этом в настоящее время подразделения Афганской национальной армии ведут контртеррористическую операцию «Туфон-24» (Буря-24) в приграничных с Таджикистаном уездах провинции Тахорна.
По разным данным в рядах боевиков ИГИЛ в настоящее время находится до полутора тысяч граждан Таджикистана. Не стоит забывать и то, что «министром войны» ИГИЛ назначался бывший полковник МВД РТ, Гулмуод Халимов.
Стереотипы рулят политикой
Борьба с любыми проявлениями экстремизма не останавливается ни на минуту. Руководство Таджикистана, следуя широко распространённому стереотипу, первым делом взялось за медресе, мечети и священнослужителей.
За последнее время в республике было закрыто большинство мечетей, а те, что каким-то образом уцелели, находятся под жестким контролем и внесены в общий государственный реестр. Теперь все священнослужители должны получить от государства разрешение на занятие религиозной деятельностью, кроме того, текст всех проповедей редактируется правительством.
Недавно в маджлисе поднимался вопрос об установке видеокамер внутри самого здания мечети для наблюдения за молитвой, что противоречит всяким моральным принципам и выходит за рамки дозволенного, и многими было воспринято как богохульство.
Как богохульство было расценено преобразование закрытых мечетей в городе Исфара Согдинской области в социально-культурные объекты – детские сады, медпункты, чайханы и др. Только в 2018 году в Согдийской области была прекращена деятельность 56 мечетей. Не удивительно, что в Мировом рейтинге свободы религии, опубликованном Государственным департаментом США за 2018 год, Таджикистан занимает далеко не первое место.
Таджикское образование в приоритете
Еще одна волна недовольства была вызвана правительственной кампанией по насильственному возврату граждан, которые получали высшее религиозное образование в зарубежных медресе.
Старт кампании был дан президентом Эмомали Рахмоном еще в 2010 году. По официальной информации МВД Таджикистана, в настоящее время в республику удалось вернуть порядка трех тысяч граждан, получающих религиозное образование в Йемене, Сирии, Египте, Пакистане, Афганистане, Ираке и Иране.
Причина тому – стойкое убеждение правительственной верхушки в том, что за границей студенты «становятся не муллами, а террористами». Руководство страны убеждено, что параллельно с получением образования выпускникам зарубежных медресе прививают идеи экстремизма, салафизма и сепаратизма. Затем они становятся последователями запрещенных в республике радикальных течений и движений «Салафия», «Ансараллах» и «Группы 24».
В начале февраля текущего года председатель Госкомитета по религии и упорядочению традиций Сулаймон Давлатзода заявил, что религиозное образование за рубежом получают около 400 таджикистанцев, и государственные органы предпринимают меры по их возвращению. Поэтому проведение кампании было продлено и в 2019 году.
В сложившейся ситуации логичным кажется предоставление для так называемых возвращенцев мест в таджикских религиозных учебных заведениях. Альтернативой выступил Исламский институт Имама Азама в Душанбе – единственное религиозное высшее учебное заведение в республике.
Однако вместимость данного учебного заведения позволяет единовременно обучать до 1500 человек. Естественно, спрос превышает предложение. Лишь немногие из вернувшихся продолжили свое обучение, большая их часть сейчас безработные или присоединилась к группе трудовых мигрантов.
Кроме того, комитет по религии запретил назначать имам-хатибами людей, получивших религиозное образование за рубежом, в целях недопущения распространения чуждых таджикистанцам течений ислама.
Несмотря на это, получение религиозного образования за рубежом остается более престижным, чем обучение в Исламском институте Таджикистана. Но в Комитете религии говорят, что в настоящее время нежелание обучаться в зарубежных ВУЗах чаще это связано с нестабильной ситуацией в тех странах, в то время как граждане страны не делают этого из-за строгого контроля со стороны властей.
Оценил 1 человек
1 кармы