6 февраля 1191 г. - папа Римский утвердил Тевтонский орден

9 4295

Девиз ордена: «Помогать — Защищать — Исцелять» (нем. «Helfen — Wehren — Heilen»).

Официальное название на латыни - Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae. Второе официальное название на латыни - Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem. На немецком полное название - Bruder und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusalem, первый вариант сокращенного названия на немецком - Der Teutschen Orden, распространенный в немецком вариант - Der Deutsche Orden. На английском языке - The Teutonuc Order of Holy Mary in Jerusalem, на русском - Тевтонский Орден, на французском - de L'Ordre Teutonique our de Sainte Marie de Jerusalem, на чешском и польском языках - Ordo Teutonicus.

Предтечей Ордена была больница, основанная немецкими паломниками и рыцарями крестоносцами между 1120 и 1128 годами, но разрушенная после падения Иерусалима в 1187 году во время второго Крестового похода.

С прибытием двумя годами позже рыцарей третьего Крестового похода (1190-1193 гг.), многие их которых были немцы, новая больница была сформирована возле сирийской крепости Сен-Жан д' Акр для воинов которых ранили во время осады. Больница была построена на земле Святого Николаса из досок и парусов судов, которые перевозили участников похода в Святую Землю. Хотя эта больница не имела никакой связи с более ранней больницей, ее пример, возможно, вдохновил их восстановить христианское правление в Иерусалиме. Они восприняли имя города как часть своего названия, наряду с богоматерью Марией, которую считали главной покровительницей Ордена. Рыцари позже провозгласили покровительницей также Святую Елизавету Венгерскую после ее канонизации в 1235 году, и по обычаям многих рыцарей также провозгласили своим покровителем Святого Иоанна, как патрона благородства и рыцарства.

Новое учреждение со статусом духовного ордена было утверждено одним из немецких рыцарских руководителей князем Фридрихом Швабским 19 ноября 1190 года, и после взятия крепости Сен-Жан д'Акр основатели больницы нашли ей постоянное место в городе.

По другой версии - во время 3-го крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный Орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов.

Римский папа Клемент III утвердил Орден как "Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae" своей папской буллой от 6 февраля 1191 года.

5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония реорганизации Ордена в духовно-рыцарский Орден.

На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199, и определил задачи Ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи. За несколько лет Орден развился как Религиозные Вооруженные силы, сопоставимые с Орденом Госпитальеров и Орденом Тамплиеров, хотя первоначально подчинялся магистру больницы (Der Meister des Lazarettes). Это подчинение было подтверждено буллой Римского папы Григория IX от 12 января 1240 года под названием "fratres hospitalis S. Mariae Theutonicorum in Accon". Германский характер этого нового госпитального Ордена и защита его германским императором и германскими герцогами давал ему возможность постепенно утверждать фактическую независимость от Ордена Иоаннитов.

Первое имперское постановление исходило от императора Оттона IV, который взял Орден под свою защиту 10 мая 1213 года, и это сопровождалось почти немедленно дальнейшим подтверждением королем Иерусалима Фридрихом II 5 сентября, 1214 года. Эти имперские подтверждения усиливали независимость Тевтонских рыцарей от Госпитальеров. В середине четырнадцатого столетия эта независимость была подтверждена Папским престолом.

Приблизительно сорок рыцарей были приняты в новый Орден при его основании королем Иерусалима Фридрихом Швабским, который выбрал их первого магистра от имени Римского папы и императора. Рыцари нового братства были должны быть немецкой крови (хотя это правило не всегда соблюдалось), что было необычным для Орденов крестоносцев основанных в Святой Земле. Они были выбраны из людей благородного класса, хотя это последнее обязательство формально не было включено первоначально в правило. Их униформой была синяя мантия (плащ), с черным латинским крестом, носимая поверх белой туники, признанная патриархом Иерусалима и подтвержденная Римским папой в 1211 году.

Волны Немецких рыцарей и паломников, которые участвовали в третьем Крестовом походе, принесли значительное богатство новой Немецкой Больнице как новичкам. Это давало возможность рыцарям приобрести поместье Жослен и вскоре построить крепость Монфорт (потерянную в 1271 году), конкурент большой крепости Крак де Шевалье. Не столь многочисленные в Святой Земле по сравнению с Тамплиерами Тевтонские рыцари, тем не менее, обладали огромной властью.

Первый магистр Ордена Генрих фон Вальпот (умер в 1200 году), был родом из Рейнланда. Он составил первые уставы Ордена в 1199 году, которые были утверждены папой Инокентием III в булле "Sacrosancta romana" от 19 февраля 1199 года. Они разделили членов на два класса: рыцарей и священников, которые были обязаны принять три монашеских обета - бедности, безбрачия и повиновения, а также обещать помогать больным и бороться с неверующими. В отличие от рыцарей, которые с начала тринадцатого столетия были должны доказать "древнее благородство", священники были освобождены от этого обязательства. Их функция состояла в отправлении святой мессы и других религиозных служб, причащать рыцарей и больных в больницах и следовать за ними как медики на войну. Священники Ордена не могли стать магистрами, командорами или вице-командорами в Литве или Пруссии (т.е. там, где велись боевые действия.), но могли стать командорами в Германии. Позже к этим двум рангам был добавлен третий класс - обслуживающий персонал (Сержанты, или Graumantler), которые носили подобную одежду, но более серого оттенка, чем чисто синий и имели на одежде только три части креста, чтобы указать, что они не были действительными членами братства.

Рыцари жили вместе в спальнях на простых ложах, ели вместе в столовой, имели денег в количестве не более, чем достаточно. Их одежда и броня были аналогично просты, но практичны, они ежедневно трудились, обучаясь для сражения, следили за своим снаряжением и работали с лошадьми. Магистр - титул гроссмейстера появился позже - был, избираем, как в Ордене Иоаннитов, и как в других Орденах его права были ограничены рыцарями. Представитель магистра, Верховный комтур, которому были подчинены священники, управлял Орденом в его отсутствие. Маршал, также подчиненный магистру, был начальником в команде рыцарей и обычных войск, и был ответствен за обеспечение их, с тем, чтобы они были должным образом экипированы. Верховный Госпитальер отвечал за больных и раненых, драпиер был ответствен за строительство и одежду, казначей управлял имуществом и финансами. Каждый из этих последних руководителей избирался на короткий срок, сменяясь ежегодно, Поскольку Орден распространялся по Европе, стало необходимо назначить провинциальных магистров для Германии, Пруссии и позже Ливонии с соответствующими главными руководителями.

Постепенно под власть Тевтонского ордена попала вся Пруссия. В 1237 году Тевтонский орден слился с остатками военного братства рыцарей Меча (рыцарей Христа), тем самым получив власть в Ливонии. В захватническом походе на Гданьск (1308) под лозунгом «Jesu Christo Salvator Mundi» (Иисус Христос Спаситель Мира) было уничтожено почти всё польское население (около 10 000 христиан). На захваченные земли прибывали немецкие колонисты. К этому же времени было захвачено Восточное Поморье. Захват уже не преследовал никаких религиозных целей. Таким образом, к концу XIII века орден, фактически став государством, продолжает политику экспансии на Восток. В 1309 году столицей Тевтонских рыцарей стал город Мариенбург (нем. «Замок Марии»; польск. Мальборк). 

В 1239—1240 годах возникла реальная возможность скоординированной атаки всех западных сил против русских земель, ослабленных монгольским нашествием. В конце августа 1240 орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля и заручившись поддержкой папской курии, вторгся в псковские земли и захватил Изборск. Попытка псковского ополчения отбить крепость окончилась провалом. Рыцари осадили сам Псков и вскоре взяли его, воспользовавшись предательством среди осаждённых. В город были посажены два немецких фогта. Далее рыцари вторглись в пределы Новгородского княжества и построили крепость в Копорье. В Новгород прибыл Александр Невский, после чего, командуя новгородскими войсками, освободил Копорье. После этого он вернулся в Новгород, где провёл зиму, дожидаясь прибытия подкрепления из Владимира. В марте объединённое войско освободило Псков. Решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 на Чудском озере. Оно закончилось сокрушительным поражением рыцарей. Орден вынужден был заключить мир, по которому крестоносцы отказались от захваченных русских земель.

Другим русским княжеством, столкнувшимся с орденом, стало Галицко-Волынское. В 1235 или 1238 князь Даниил Романович в битве под Дорогичином остановил экспансию рыцарей на Юго-Западную Русь (скорее всего, это были не тевтонские рыцари, а рыцари Добринского ордена). Объектом спора в этом регионе были ятвяжские земли. В 1254 вице-магистр Тевтонского ордена в Пруссии Бурхард фон Хорнхаузен, Даниил и мазовецкий князь Земовит заключили в Рачёнже трёхсторонний союз для покорения ятвягов.

Основной и самый продолжительный натиск Ордена приняло на себя Великое княжество Литовское. Борьбу с орденом начал современник Александра Невского литовский князь Миндовг. Он нанёс рыцарям два сокрушительных поражения в битве при Сауле (Шауляе) в 1236 и в битве при озере Дурбе (1260). При преемниках Миндовга князьях Гедимине и Ольгерде Великое княжество Литовское и Русское стало крупнейшим государством Европы, но продолжало подвергаться ожесточённым атакам.В XIV веке орден совершил свыше сотни походов в пределы Литвы. Ситуация стала улучшаться лишь с 1386 года, когда литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона. Это положило начало сближению Литвы и Польши (т. н. «личная уния» — оба государства имели одного правителя).

В XIV веке орден совершил свыше сотни походов в пределы Литвы. Ситуация стала улучшаться лишь с 1386 года, когда литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона. Это положило начало сближению Литвы и Польши (т. н. «личная уния» — оба государства имели одного правителя).

Трудности орден стал испытывать с 1410 года, когда объединённые польско-литовские войска нанесли сокрушительное поражение армии ордена в битве при Грюнвальде. Погибло более двухсот рыцарей и их глава. Войско Тевтонского ордена потеряло репутацию непобедимого. Польско-литовской армией командовали польский король Ягайло и его двоюродный брат, великий князь литовский Витовт. В состав войска входили также чехи (именно здесь Ян Жижка потерял свой левый глаз), три смоленских полка, а также татарские союзники литовского князя.

В 1411 году после двухмесячной, так и не увенчавшейся успехом осады Мариенбурга, орден выплатил контрибуцию Великому княжеству Литовскому. Был подписан мирный договор, однако мелкие стычки время от времени имели место. В целях реформы императором Священной Римской империи Фридрихом III была организована Лига Прусских государств. Это спровоцировало в дальнейшем тринадцатилетнюю войну, из которой Польша вышла победительницей. В 1457 году резиденция великого магистра ордена переместилась в Кёнигсберг. В 1466 году по Второму Торуньскому мирному договору Тевтонский орден вынужден был признать себя вассалом польского короля.

Окончательная потеря могущества произошла в 1525 году, когда великий магистр Тевтонского ордена, Альбрехт Гогенцоллерн из династии Бранденбургских Гогенцоллернов перешёл в протестантизм, сложил с себя полномочия великого магистра и объявил о секуляризации прусских земель — основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену. Подобный шаг стал возможен с согласия польского короля и при посредничестве Мартина Лютера, автора этого плана. Новообразованное герцогство Пруссия стало первым протестантским государством в Европе, но продолжало оставаться в вассальной зависимости от католической Польши.

Из-за того что Кёнигсберг, бывшая резиденция великого магистра, оказался на территории секуляризованной Пруссии, столица ордена была перенесена в город Бад-Мергентхайм, расположенный под Вюрцбургом.

Орден был распущен в 1809 году во время Наполеоновских войн. Остававшиеся под властью ордена владения и территории отошли вассалам и союзникам Наполеона. Реорганизовать Тевтонский орден удалось лишь во время Первой мировой войны.

Источник

На Олимпиаде в Токио российские спортсмены выступят под флагом СССР (спортивно-политическая инициатива)

✔ Как и все нормальные люди, я был крайне огорчён политизированным и несправедливым решением WADA об отстранении России от соревнований на ближайшие четыре года.Теперь нашей стране запр...

Американский шлем не выдержал попадания советского патрона времен Второй мировой (ВИДЕО)

Американский шлем не выдержал попадания советского патрона времен Второй мировойЖурналисты решили испытать на прочность современные военные каски армии США и расстрелять их советскими р...

Холодная война 2,0. Кто в ее ходе теряет, а кто приобретает - 2

Перед прочтением 2-й части рекомендую сначала ознакомиться с 1-й частью статьи: Холодная война 2,0. Кто в ее ходе теряет, а кто приобретаетСмотрим весь расклад дальше: кто в нём те...

Обсудить
  • Главный врач больницы во главе тевтонского ордена.  :cry:
  • Да не было в том году никакого Папы Римского, Ватикана ещё не было, его ещё не построили, да и христианства ещё не изобрели, и Библии ещё не было. Сколько надо на нас лить всякого дерьма. Придумали в середине 19 века себе Историю в виде литературы и мы теперь в этом дерьме катаемся. Вся информация про Ватикан раньше 16-17 веков - это фальсификация и выдумка. Ватикан был основан только в 16-17 веках, а соответственно католицизм появился ещё позднее. А на территории России - Руси в то время было ведическое мировоззрение - под названием "Православие" и никакого Христианства ещё и в помине не было. А все так называемые ордена - это гильдии по производственному циклу - в данном случае, можно сказать, Артели, которые занимались строительством подземных ходов и т.п.
  • Александр Невский устроил немчуре водные процедуры, коеми иноземцы были сильно впечатлены
  • Что то мне эти ордена до боли напоминают. Аль каида, игил.  И создают то их примерно те же самые силы, с теми же самыми целями. Новое, как хорошо забытое старое. Причём, очень удачно сработанное старое.
  • Свои бараны по теме: Княжество Померелия, на которое претендует Польша и маркграфство Бранденбургское. Ценность Померелии в том, что на ее территории в устье Вислы находится город и порт Данциг, контролирующий все передвижение товаров из Польши по Висле в Балтийское море и обратно. Без Данцига Польша отрезана от внешнего мира. К тому же тот, кто владеет Данцигом, имеет огромные доходы от перевозных пошлин, взимаемых с купцов и мореплавателей.Поляки, к началу века занимают Померелию. В 1307 году бранденбуржцы вытесняют поляков, осаждают Данциг, который им взять не удается. Поляки обращаются к Ордену за помощью, поскольку в этот момент отношения еще не испорчены.Орден заставляет Бранденбург снять осаду, но уже в 1308 году сам занимает город под предлогом того, что Польша не выплатила обещанного вознаграждения. Чтобы иметь весомые аргументы в межгосударственных спорах Орден в 1309 году выкупает у Бранденбурга города Штеттин, Даршау и Данциг.Сделку ратифицирует император Священной Римской империи Генрих IX. В этом же 1309 году гроссмайстер Ордена Зигфрид фон Фойхтвангер переносит свою резиденцию из Венеции в орденский замок Мариенбург (Ordensburg Marienburg), который был заложен тевтонскими рыцарями на берегу реки Ногата в устье Вислы еще в 1274 году.Таким образом, с 1309 года Орден приобретает все черты нормального государства - есть единая территория (Пруссия), есть столица (Мариенбург), есть глава (гроссмайстер). Существует достаточно четкое административное деление с руководителями (майстеры, комтуры), подчиненными центральной власти. Есть единая церковь, подчиненная Святому Престолу, но со своими священнослужителями. Есть своя армия (братья-рыцари с сержантами и оруженосцами).В чем то Орден даже выгодно отличается от окружающих его монархий. Глава государства избирается, а не занимает трон по наследству или вследствие междинастических закулисных интриг. А значит есть хоть какие то гарантии, что во главе государства всякий раз оказывается самый уважаемый и самый умелый человек.И все же в "едином пакете" государственных признаков Орден приобрел и характерные для любого государства той эпохи проблемы, которые в конечном счете и погубят его, правда спустя два с половиной века.   С 1316 года начинаются первые серьезные военные столкновения с Польшей. В это же время Польша кидает на чашу весов один из самых весомых аргументов того времени. Глава польской церкви архиепископ Гнездно объявляет об отлучении Ордена от церкви. Его поддержал князь Великой Польши Владислав, который в 1320 году будет провозглашен королем Польши. На стороне Ордена выступил король Чехии Иоанн Люксембургский.Папа Римский выжидает и никак не реагирует на действия польского архиепископа.10 февраля 1323 года Церковный Сбор вновь отлучает Орден от церкви. Видимо первое отлучение показалось недостаточно серьезным.Убедившись, что церковный аргумент не действует на Орден, поляки заключают союз с язычниками литовцами и с православными русскими. Заметим, что Европа не видела никаких различий между язычниками и православными христианами. Все, кто не признает власть Святого Римского Престола, являются злобными еретиками, которых нужно преследовать и уничтожать. В 1328 году военные действия приобретают характер полномасштабной войны.Правда, с восшествием в 1333 году на польский престол нового короля Казимира III война понемногу затихла. Казимир надеялся урегулировать Померельский вопрос дипломатическим путем. Однако поляки, координируя свои военные действия с литовцами, которые то и дело отвлекали военные силы Ордена на севере и северо-востоке, стали вторгаться в Пруссию. Венные успехи побудили польскую корону потребовать возврата не только Померелии, но и Кульмских земель, которые были ему отданы навечно в 1230 году князем Мазовецким.15 сентября 1339 г. суд папских легатов в третий раз отлучает Орден от церкви. Правда, Папа Римский Бенедикт XII не ратифицировал этот приговор.Между тем, война изнуряла и обессиливала обе стороны, не принося успеха ни Ордену, ни Польше.Летом 1343г. они заключают Калишский мир. Ордену удалось сохранить за собой Померелию с Данцигом, что в общем то Польшу не могло устраивать.