Как мы познаём мир

0 76

Давайте более внимательно посмотрим на то, как мы познаём мир и, собственно, чем мы для этого располагаем, какие у нас есть для этого инструменты.

Сразу же необходимо отметить, что даже используя сложные приборы и компьютеры для исследований и вычислений в процессе познания мира, всё же конечным потребителем знаний о мире, тем кто знает, остаёмся мы. Ни микроскоп, ни телескоп, ни компьютер не могут обладать знаниями. Информация может превратиться в знания о мире лишь будучи воспринятой нами.

Наше восприятие мира является источником наших знаний о нём.

1. Непосредственный опыт

Наше восприятие это в первую очередь то что мы называем непосредственным опытом — то что видим, слышим, ощущаем, переживаем, чувствуем. Это результат взаимодействия наших органов чувств с окружающим миром. Именно они являются для нас первичными поставщиками знаний.

Однако, не будучи осознанным этот опыт не является знаниями в том смысле, в котором мы обычно это понимаем.

Знания — это образы и понятия, которые хоть и создаются нашим умом на основании непосредственного опыта, но уже ним самим не являются.

Они могут быть воспроизведены нашим умом в любое время, не зависимо от того присутствует ли знаемый предмет или явление в непосредственном опыте.

Например, знание того, что такое вишня, уже не требует наличия восприятия вишни в данный момент. Такое знание уже может быть передано кому-то другому без необходимости показывать ему саму ягоду или дерево.

То есть несмотря на то, что первичным источником знаний является наш непосредственный опыт, местом, где создаётся знание, является ум.

2. Ум и мышление

В нашем повседневном опыте восприятия мира мы разделяем непосредственный опыт и то, что мы знаем о нём с помощью ума.

Мы полагаем, что непосредственный опыт является отражением мира как он есть, а то, что мы думаем о мире, является результатом нашего мышления. Эти мысли или мнение уже полагаются чем-то индивидуальным и субъективным. То есть таким, что может не соответствовать тому, каким является мир на самом деле. Другими словами, результаты мышления являются интерпретацией непосредственного опыта.

Так или иначе, именно ум является тем органом, в котором формируются знания.

В нём, с помощью внимания, происходит выделение из целостного, неделимого поля непосредственного опыта какого-то определённого фрагмента. При этом весь остальной опыт превращается в фон, на котором мы рассматриваем этот изучаемый объект или явление. Ум создаёт образ или определяет свойства этого объекта, которые позволяют ему отличить его на фоне других восприятий и затем мы связываем этот фрагмент опыта с определённым словом. Это слово нам сообщают или родители, если они дают нам эти знания, или мы придумываем его сами, если мы впервые сталкиваемся с этим явлением.

Такая связанная пара, состоящая из образа или набора отличительных характеристик фрагмента восприятия и слова ему соответствующего, называется понятием.

В повседневной жизни именно понятия являются кирпичиками знаний, которыми мы оперируем и обмениваемся. Когда мы читаем или слышим слово, у нас в уме возникает образ, связанный с этим словом. И точно также, если мы хотим что-то кому-то сообщить, мы передаём последовательность образов с помощью последовательности слов, которые связаны с этими образами.

Наш ум, комбинируя и связывая простые понятия в сложные системы взаимосвязанных знаний, создает знания, которые описывают сложные явления окружающего мира. Эта творческая работа тоже является созданием знаний.

В процессе мышления происходит создание взаимосвязей между знаниями, их упорядочивание, проверка на непротиворечивость, проверка соответствия знаний непосредственному опыту. В ходе такого анализа может быть обнаружено, что какие-то знания не соответствуют нашему опыту. Такие знания заменяются другими или создаются новые, которые более точно отражают окружающий мир и взаимосвязаны с уже имеющимися у нас знаниями

Также в уме формируются знания, не основанные на нашем непосредственном опыте. Часто мы, в силу ограничений наших органов чувств, не можем непосредственно целостно воспринять какие-то явления. Однако, это не значит, что такого явления не существует.

Например, мы не можем целиком воспринять всю солнечную систему. Но наличие знаний о солнце, планетах, расстоянии между ними, их движении и их характеристиках позволяет нам представить это в своём уме и таким образом воспринять это явление в его целостности.

3. Ум — это орган восприятия

С помощью ума мы воспринимаем то, что мы не можем воспринять через другие органы чувств. Точно также как мы не можем увидеть звук и ощутить изображение, мы не можем воспринять знание другими органами чувств кроме ума.

Наряду с другими органами чувств, ум является ещё одним органом восприятия, которым мы воспринимаем информацию о мире.

Это непривычный взгляд на этот орган. Но давайте вместе подумаем каким органом вы воспринимаете зиму, пространство, время, последовательность, очерёдность и красоту. Ничто из этого мы не воспринимаем привычными нам органами чувств. Именно ум устанавливает связь между определёнными явлениями и затем их последовательное появление и исчезновение называет «зима». Мы не обнаружим зиму нигде больше, как в уме. Можно увидеть и ощутить снег, почувствовать холод, увидеть замерзшие водоёмы, услышать завывание вьюги, но нельзя увидеть зиму. Только ум способен воспринять это явление целостно в его многообразии и динамике развития.

Точно также как мы воспринимаем звуки, образы, ощущения, чувства с помощью привычных органов чувств, точно также мы воспринимаем знания с помощью ума.

Может показаться, что непосредственный опыт более надёжен с точки зрения отражения реальности, но это не всегда так.

Иногда мы получаем более достоверные знания о мире именно с помощью ума. Например, зрение говорит нам, что солнце вращается вокруг нашей планеты, но с помощью ума мы знаем, что Земля вращается вокруг солнца.

Так что достоверность знания определяется не органом чувств, через который они восприняты.

А чем же?

4. Критерий истинности знаний

Как же мы можем определить достоверность наших знаний?

Несмотря на то, что все люди являются представителями одного животного вида, наши органы чувств немного отличаются. У кого-то лучше слух, у кого-то зрение, кто-то лучше различает запахи и вкусы.

Уже на этом этапе нам нужно признать, что мы воспринимаем мир по-разному.

Особенно это различие становится заметным, когда мы говорим о знаниях, которые мы получили от наших родителей, в школе, из книг и от других людей.

Такая совокупность знаний о мире называется мировоззрением.

Различия в мировоззрениях могут быть очень сильными и зависят от того в какой части мира мы родились, в какой семье выросли, какую церковь посещали.

Но каков критерий того, что наше мировоззрение является верным? Очевидно, такой критерий не может содержатся в самом мировоззрении. Он должен находится вне него для того, чтобы с его помощью оценить верно ли сформировано наше мировоззрение.

Могут ли быть истинными все мировоззрения? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться.

Обладая развитым умом, мы можем создать большое количество непротиворечивых картин мира, которые будут выглядеть целостными и правдоподобными и будут объяснять большинство существующих явлений.

Примеров тому более чем достаточно. Достаточно посмотреть на многообразие религий, философских систем и научных картин мира.

Однако, давайте подумаем, что даёт нам наша картина мира? Для чего она нужна?

Обладая определённым мировоззрением, мы живём и действуем согласно нему. Мы взаимодействуем с окружающим миром и людьми исходя из того понимания происходящего вокруг, которое оно нам даёт.

Если наше мировоззрение приводит к страданиям, болезням, к упадку нашего вида и разрушению природы вокруг нас то, очевидно, что с ним что-то не так. Если же наши знания о мире дают нам возможность жить в благополучии и гармонии с окружающим миром и людьми, то с такими знаниями всё в порядке.

Именно благополучие и гармоничное взаимодействие с миром, очевидно, является критерием правильности нашего мировоззрения.

Но для того, чтобы лучше понять связь между нашим мировоззрением и нашим гармоничным сосуществованием с окружающим миром давайте более пристально посмотрим на саму природу знаний.

Консткриктум

Что вообще означает познавать мир? Мы его познаем или он просто отражается в нас? Кто источник этого действия? Сознательно это происходит или бессознательно? По нашей воле или без нее? В непосредственном опыте или из книг, СМИ и другой культурно-образовательной среды? Можно ли перестать познавать мир? Или взять, да и перепознать его с нуля и вновь? Вопросов много, ответов нет.

Для начала давайте оттолкнемся от другого вопроса — можем ли мы не познавать мир? По факту нет. А если не можем, то является ли познание мира нашей волей? Очевидно, что нет. Мир, сам, давит на нас через органы чувств и принуждает нас непрерывно вопреки нашему желанию познавать его. Другими словами, правильно будет спросить — каким образом мир отражается в нас?!

Миру приходится пробиваться сквозь череду крепостей и заграждений, которыми мы отгородились от него. Сначала органы чувств, потом наша психика, потом культурны шаблоны и наконец языковая мясорубка ума.

Можно сказать, что мир давит на нас, но это будет не совсем верно. Каждый человек есть неотделимая часть мира и соприкасаясь с другими его частями он участвуем в общей динамике и движении мира как большого общего процесса. В этом процессе, в этом давлении и в этом соприкосновении мир оставляет в нас свои отпечатки. Ориентируясь на это давление, мы как часть процесса стараемся сделать свое функционирование в целом более гармоничным и более адекватным общему ходу мирового движения.

Мир отражается в нас, оставляя в нас свои следы. Это воздействие на органы чувств переходит в ощущение. Ощущение переходит в реакцию психики — в эмоции и переживания. Динамика психики и ощущения подвергаются рационализации, в соответствии с языковыми формами. На основании рациональных оценок возникают выводы о мире.

С того момента, как представление о мире или его аспекте составлено, ум перестает воспринимать его непосредственно. Делается это для экономии ресурсов мозга — чтоб не проделывать одну работу по много раз. Но эта экономия оборачивается виртуализацией нашего сознания — оно практически полностью перестает обращаться к непосредственному опыту и начинает жить в мире представлений, то есть не в реальном мире, а в мире ума.

Сделаем некоторые выводы. Каждый человек есть неотделимая часть мирового процесса единая с ним. Мир давит на нас и без нашего желания отражается в нас. Цель этого давления сделать наше функционирование максимально гармоничным/адекватным общему процессу. Отражение это изначально является нашей личной субъективной индивидуальной копией мира, а не самим миром. Проходя цепочку преобразований, эти отражения становятся рациональными оценками и представлениями о мире. Ум, для экономии ресурсов, виртуализирует мир, замыкаясь в своих представлениях и отрываясь от непосредственного опыта.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ МИР

Активизация вымирания

Во время войны работают механизмы не только прямого, но и косвенного воздействия на противника. Прямые — потери на поле боя и сопутствующие, среди гражданских, а также разрушение эконом...

Десять украинцев в Ростове избили "вагнера", бравшего Бахмут. Взяли 4-х
  • Hook
  • Сегодня 09:59
  • В топе

Я понимаю, конечно, Ростовская область находится в самой большой зоне риска, поскольку имеет наиболее длинную границу с зоной СВО - Донецкой и Луганской народными республиками. И еще понимаю, что ...

Дугин и Шваб, консервы, либерда и прогресс

Как это часто бывает, я не собирался писать про Дугина, но тут вышло его интервью у Такера Карлсона… Понятно, почему Дугин интересен западной пропаганде. Оккультный, дремучий, похожий на ка...