Мировоззрение – это упорядоченная система знаний о мире. Именно в этом отличие мировосприятия от мировоззрения. Мировосприятия – это набор знаний о мире, между которыми не установлены связи и взаимные отношения.
Различие между этими понятиями хорошо заметно по мере взросления ребёнка. Сначала ему доступно только восприятие, которое ещё не фрагментировано и целостно. В дальнейшем по мере развития его ума и способности собирать и фиксировать внимание, его ум научается выделять определённые фрагменты из этого целостного восприятия – у него формируются шаблоны собирания внимания. Например, он различает свою маму, затем свои руки, затем соску или бутылочку с пищей. Однако эти выделенные фрагменты ещё не связаны с определёнными словами и не являются понятиями. Понятие – это обобщённое знание о наборе похожих фрагментов восприятия, связанное с определённым словом нашего языка. По мере научения языку, ребёнок узнаёт, что слово «игрушка» соответствует разным фрагментам восприятия и формирует на основе этого знание о том, что такое игрушка. Это набор характерных признаков и свойств, по которым можно сказать, что что-то является игрушкой. Таким образом понятие содержит знание о чём-то и слово ему соответствующее. Понятие уже не связано с определёнными и уникальными фрагментами восприятия.
Набор понятий о явлениях и предметах мира является мировосприятием. На определённом этапе развития ребёнок имеет довольно большой понятийный набор, но у него ещё не установлены связи между ними – не сформировано мировоззрение. По мере взросления мы перенимаем знания о том, как взаимосвязаны вещи между собой от наших родителей и окружающих нас людей. К моменту окончания школы у нас уже обычно есть фрагментированное мировоззрение. Однако, мы его не осознаём, как мировоззрение, а воспринимаем его как то каким является мир. То есть мы не научаемся различать знания о мире как, что-то что формируется в нашем уме и что может быть нами пересмотрено и сформировано другим образом. Мы воспринимаем это как данность, как то, что мир таков.
Сформировать целостное мировоззрение можно только самостоятельно осознав необходимость такой задачи. Для этого необходимо сначала понять, что наше мировоззрение и мировосприятие являются чем-то что создано нашим умом и что они могут быть изменены для того, чтобы улучшить нашу жизнь. Необходимость в изменение мировоззрения возникает только тогда, когда человек не может достичь нужных ему целей в рамках прежнего мировоззрения и при этом он осознаёт, что причина именно в его неверном знании мира.
Давайте рассмотрим этапы формирования мировоззрения, для того чтобы понимать, где и как оно может быть изменено.
1. Этапы формирования мировоззрения
Мировоззрение это в определённом смысле дополнительный невидимый слой, который накладывается на целостное восприятия и создаёт всё то, что мы в дальнейшем воспринимаем как явления и предметы окружающего мира и их взаимосвязи.
Этот слой содержит определённый набор взаимосвязанных знаний.
В обиходном языке мы используем слово «сознание» для обозначения этого слоя. Но часто в понятие «сознание» включается и то, что мы воспринимаем непосредственно. Из-за этого происходит смешение понятий восприятие и сознание. Давайте попробуем определить эти понятия так, чтобы они не пересекались.
Восприятие — это то, что явлено до любого знания о чём-либо. Его основным свойством является целостность, не разделенность на фрагменты.
На этом этапе мы ничего не знаем о мире, потому что мы не разделяем мир и себя – восприятие ещё не фрагментировано. Присутствует лишь единое неразделённое поле восприятия, в котором нет ничего, поскольку отсутствует любое знание о чём-либо.
Следующим этапом формирования знаний о мире является выделение/создание нашим умом с помощью внимания определённых фрагментов в этом восприятии. Здесь уже проявляются первичные базовые категории нашего восприятия – образ, ограниченность, изменчивость. Создаваемый фрагмент формируется как определённым образом изменяемые границы. Чем более завершено формирование образа и границ и менее выражена изменчивость, тем более явлен объект и явление.
Для этого слоя восприятия мира в нашем языке нет слова. Поэтому он нами не осознаётся.
Например, мы находимся в парке на отдыхе и слышим шорох в близлежащем кустарнике. Мы оглядываемся и пытаемся рассмотреть, что там. Но ветер колышет ветки, и мы не можем сформировать, выделить из восприятия образ чего-то, что не является этими колышущимися ветками. Мы приглядываемся и в какой-то момент нашему уму удаётся сформировать определённые образ, фрагмент восприятия, который не вписывается в колыхания веток и листьев, но мы не узнаём что это - у нас отсутствует соответствующее знание или мы не можем связать сформированный фрагмент восприятия, образ, с каким-то из имеющихся у нас знаний. Вот это и есть вот этот вот этап восприятия мира, когда фрагмент уже выделен, но знания ещё нет. В дальнейшем есть два пути развития этого процесса.
В первом случае мы сможем сопоставить фрагменту одно из имеющихся знаний и произойдёт узнавание: «А! Это метла дворника, который подметает тротуар с другой стороны кустов».
Во втором случае мы так и не сможем связать это ни с одним из имеющихся знаний и нам придётся описать его, выделяя характерные признаки, дабы в дальнейшем мы могли при возникновении такого же явления его распознать. Если этот фрагмент восприятия будет встречаться в нашей жизни и в дальнейшем, то эти признаки сформируются в определённое знание, которое может получить соответствующее слово и стать полноценным понятием. Например, ребёнок может узнать от мамы, что то, что он только-что видел, что-то с хвостом, серое и пушистое, на четырёх лапах и с маленькими ушами и не мог понять, что это, называется «кот». А если это взрослый наблюдает определённое явление, то ему придётся самостоятельно сформировать соответствующее знание и подобрать для него слово.
Следующими этапом после выделения фрагмента из целостного поля восприятия является создание нашим умом знания об этом явлении или предмете. Знание создаётся как набор признаков, качеств, характеристик, которые позволят в дальнейшем уже осознанно выделять этот фрагмент если нам придётся с ним сталкиваться и в дальнейшем. Знание не связаны напрямую с восприятием, а являются уже полностью активностью ума. Они могут формироваться на основании личного опыта, восприятия, а могут передаваться, вне всякого личного опыта.
Например, мы можем от кого-то узнать, что такое мороженное и затем, когда мы столкнёмся с чем-то соответствующим этому знанию мы сможем распознать его как мороженное. Особенность знания в том, что конкретных уникальных мороженных может быть неисчислимое множество, но знание о нём одно и оно позволяет распознать все эти десерты именно как мороженное. Подумайте о том, чем бы было мороженное если бы у нас отсутствовало бы такое понятие. Вот вы с другом зашли в кафе, и он купил, что-то и даёт вам. Вы никогда не сталкивались с мороженным ранее и не знаете, что такое существует вообще. Что у вас в руках? Смоделировав эту ситуацию и понаблюдав в уме за ней, вы сможет понять, как формируется знание и что есть до того, как знание сформировано. Это очень полезный навык.
Следующий этап формирования нашего знания о мире это уже непосредственно формирование самого мировоззрения, а именно установление связей между знаниями, их систематизация, упорядочивание, создание обобщений и тому подобное. Мы это делаем с целью создать целостную картину мира, в которой знания не являются разрозненными фрагментами, а представляют упорядоченную, взаимосвязанную систему знаний.
В процессе формирования таких взаимосвязей мы можем выявить противоречия между определёнными нашими знаниями и в ходе устранения этих противоречий, замены прежних знаний на новые или дополнения новыми знаниями, сформировать более целостную картину мира.
Теперь, когда мы пронаблюдали все этапы формирования нашего мировоззрения, для того чтобы увидеть их более наглядно, я расположу их в таблице
Как я говорил уже ранее, разные обстоятельства жизни, образование, уникальный культурный контекст и наше окружение формируют у нас иногда довольно разные мировоззрения.
И это ставит перед нами вопрос «Может ли быть много разных мировоззрений у людей и народов?»
Давайте попробуем на него ответить.
Раз мы уже подходим к вопросу формирования мировоззрения осознанно то начнём мы с того, что попытаемся ответить на вопрос «Для чего нам мировоззрение?»
2. Для чего нам мировоззрение?
Начнём мы, пожалуй, с важного замечания о том, что формирования мировоззрения является естественной функцией человеческого организма. В ходе своего взросления в нашем уме формируется мировоззрение точно так же, как мы учимся ходить и разговаривать. Для это не нужно ничего другого, кроме нахождения в естественной для нас среде – среди других людей.
Ум является точно таким же органом восприятия, как и другие органы восприятия и неотъемлемой частью здорового человеческого организма. С его помощью мы воспринимаем знания.
Точно также как и другие органы и системы нашего организма, когда он функционирует нормально, он делает то, что предусмотрено его природой – формирует знания.
Формирование знаний и обуславливание ними нашей активности и жизнедеятельности есть часть естественного функционирования человеческого организма. Из известных нам видов животного мира, человек обладает наиболее развитым умом, что позволяет ему адаптироваться к самым различным обстоятельствам окружающего мира.
Резюмируя сказанное выше, важно отметить: 1) формирование мировоззрения является частью естественного функционирования человеческого организма; 2) развитый ум является тем, что отличает человека от животного
Если по каким-то причинам у человека не формируется мировоззрение (есть определённые органические препятствия для развития мозга или на этапе взросления отсутствует взаимодействие и общение с другими людьми), то такой человек не может состояться как полноценный член общества.
Таким образом, мы пришли к выводу, что вопрос «Для чего нам мировоззрение?» не совсем корректен. В здоровом человеческом организме, ум создаёт мировоззрение также естественно, как лёгкие насыщают нашу кровь кислородом, а пищеварительная система наш организм необходимыми питательными веществами.
Следующий вопрос, который требует ответа, это вопрос о том, каким должно быть мировоззрения у естественного развивающегося человека и могут ли быть у людей разные мировоззрения или у нас всех должно быть одинаковое мировоззрения?
3. Какое мировоззрение нам нужно?
Поскольку формирование умом мировоззрения в человеческом организме есть часть естественного функционирования этого организма, точно также как работа других органов и систем, то функционирование ума должно обеспечивать наилучшие условия для выживания и жизнедеятельности данного организма.
Из этого следует важный вывод, что правильным мировоззрением будет то мировоззрение, которое обеспечивает естественное развитие человека.
Здесь нужно сделать небольшое, но важное отступление.
3.1 Человек и человечество
Человек может существовать только в виде человеческого общества. В противном случае человек превращается в животного. Есть много примеров того, что происходит с человеком если он вырастает вне человеческого общества. Они показывают, что в этом случае человек формально оставаясь представителем человеческого вида, по сути, превращается в животное.
Поэтому, когда выше мы говорили о том, что правильным мировоззрением будет то мировоззрение, которое обеспечивает человеку его процветание, то верным будет сказать, что речь идёт о мировоззрении, которое обеспечит процветание человечеству в целом. Поскольку только так может существовать отдельный человек - как часть человеческого общества.
Это важно, потому что на каком-то этапе может сформироваться ошибочное мнение, что возможно процветание одного человека в то время, как общество и человечество в целом бедствует. На коротком периоде времени это кажется верным, но в долгосрочной перспективе это неизбежно ведёт к деградации всего человечества, по мере увеличения количества людей, пользующихся таким мировоззрением.
3.2 Правильное мировоззрение
Правильным мировоззрением, будет такое мировоззрение, которое, обеспечит процветание человечеству в целом и таким образом каждому человеку в частности.
Что же такое процветание для человечества? Ответ довольно прост, это такая жизнедеятельность человека, когда он полностью реализует заложенный в нём потенциал.
Например, здоровое дерево яблони растёт, формируется его крона, на каком-то этапе оно начинает цвести, формируется завязь, плоды, плоды созревают, опадают или собираются, через какой-то период времени дерево перестаёт плодоносить, старится, засыхает и умирает. Это естественный цикл его жизнедеятельности. На каждом этапе садовод может сказать, каким должно быть дерево в этот момент времени. Здесь не может быть сильных различий в мнениях.
Точно так же для человечества в целом и каждого человека в отдельности есть определённый цикл жизнедеятельности и на каждом этапе этого цикла можно сказать каким должно быть развитие человека и человечества.
Рассмотрение этого вопроса потребует довольно объёмного изложения и выходит за рамки этой книги, но мы можем отметить здесь несколько важных моментов.
Первое, что нужно отметить, что человечество не должно разрушать среду, в которой оно существует. Наша жизнедеятельность должна вестись в гармонии с окружающей нас средой. Разрушая среду вокруг себя, мы подрываем основы своего благополучия.
Следующим нужно отметить, как уже было сказано ранее, что благополучие каждого человека формируется только через благополучие человечества в целом.
В том случае, когда благополучие отдельного человека формируется за счёт других людей, общество в целом деградирует и экономически, и физически и психологически тем больше, чем большее количество людей принимает такой способ жизни как правильный. Когда один человек живёт за счёт ста остальных, то это возможно, но когда сто человек из ста хотят жить за счёт других то это ведёт к конфликтам, войнами и в конечном счёте к гибели человечества в целом. Выбирая движение по этому пути, нужно ясно видеть его конечный пункт.
Учитывая сказанное, мы можем вернуться к вопросу о том, может ли быть много правильных мировоззрений.
Может ли быть несколько вариантов правильного функционирования сердца, лёгких, печени, системы пищеварения?
Думаю, ответ очевиден: для того чтобы наш организм функционировал так как предусмотрено природой, все системы должны функционировать определённым образом и никак иначе.
Различия могут быть только связаны с небольшими различиями в наших организмах или этапах развития организма. В детском организме и в организме пожилых людей, системы работают немного не так как у человека среднего возраста. Небольшие отличия связаны с функционированием женского и мужского организма.
Точно также для гармоничного существования человека и человечества в целом, его ум должен формировать определённое, одинаковое для всех мировоззрение, с незначительными отличиями вызванными особенностями конкретного организма и окружающей обстановкой.
Это не значит, что достаточно найти верное мировоззрение и утвердить его для обязательного изучения в школах.
Выработка единого мировоззрения совместная задача для всего человечества. При этом нужно понимать, что мировоззрение может меняться в зависимости от того на каком этапе своего развития находится человечество и какие задачи перед ним стоят на этом этапе.
Также нужно понимать, что на данном этапе развития человечества может быть много мировоззрений на то как мы должны жить, но верным является только одно – ведущее к гармоничному развитию человечества в целом и его гармоничному сосуществованию с окружающим миром.
Другими словами, правильное мировоззрение – это мировоззрение, которое обеспечивает естественное гармоничное развитие человечества в ладу с окружающим миром.
Исходя из этого можно сразу сказать, какое мировоззрение является неправильным или деструктивным.
Мировоззрение, которое ведёт к деградации и уничтожению человечества в целом и не позволяет людям и человечеству реализовать в полной мере заложенный в них потенциал, а также разрушает среду, в которой мы живём, является деструктивным, неправильным и гибельным в целом.
Обладая правильным мировоззрением, мы можем направить наши усилия на то, что важно для обеспечения благополучия человечества и каждого из нас.
В правильном мировоззрении содержатся знания о том, что важно для нас на данном этапе нашего развития.
Обычно такие указания выражаются в ценностях, которые мы исповедуем.
4. Ценности
Базовой ценностью для человека и человечества в целом является его выживание, благополучие и процветание в гармонии с окружающим миром.
Мировоззрение, обеспечивающее это, является правильным мировоззрением. В нём уже содержатся частные ценности – всё то, что важно для реализации базовой ценности.
Если мировоззрение сформировано неправильно, то ориентируясь на ценности, которые в нём содержатся человек и человечество в целом будут двигаться к своему разрушению.
Мировоззрение – это инструмент для реализации нашей базовой ценности – выживания как вида и процветания в гармонии с окружающим миром.
При этом нужно учитывать, что человечество в целом является частью планетарной экосистемы и это определяет границы и смыслы его жизнедеятельности. У нас как у части биосферы есть свои функции, реализуя которые мы существуем в гармонии с окружающим миром. Если же мы не осознаём эти свои функции или отказываемся от их реализации, то мы разрушаем не только себя, но и систему частью, которой являемся. Это неизбежно ведёт нас к гибели.
Поэтому, кроме нашей базовой ценности в выживании и процветании, есть ценности более высокого приоритета, которые связаны с исполнением нами наших функций как части экосистемы планеты.
Говоря простым языком, если человечество деградирует, а экосистемы Земли сохранится, то со временем, мы сможем возродится. Но если разрушится экосистема планеты или планета, то о возрождении можно забыть надолго.
Поэтому сохранение планеты и биосферы, более важны чем сохранение человечества.
Точно также как и сохранение человечества в целом, более важно чем сохранение жизни одного человека или небольшой группы. Поскольку только человечество может быть носителем культуры, в которой содержатся все знания и умения, приобретённые человечеством за время его существования. Ни одна группа, ни один народ не могут сами по себе быть носителем этой целостной культуры, что неизбежно, опять же, приведёт к значительной деградации человечества.
Поэтому каждый человек, понимающий приоритетность этих ценностей, будет направлять свои усилия в первую очередь на те цели, которые имеют наивысший приоритет.
Важно помнить об этих приоритетах.
Это не значит, что человек должен забросить свою жизнь или жизнь своей семьи и направить усилия на сохранение планеты. В первую очередь он должен обеспечить себе и семье такой уровень благосостояния, чтобы удовлетворить свои базовые потребности в пище, здоровье, безопасности и комфорте. Это будет его минимальным вкладом в благосостояние человечества. А вот в дальнейшем, когда уже встаёт вопрос о том, куда направить свои усилия нужно понимать, что важно, что нет. И именно на этом этапе, важно чтобы у него было правильное мировоззрение, с верно сформулированными ценностями и их приоритетностью. И чем раньше у каждого из нас формируется верное мировоззрение, тем более гармоничной и осмысленной будет наша жизнь.
Единство мировоззрения, ценностей и сформированных на их основе целей ведёт нас к гармоничному сосуществованию в обществе и в мире в целом.
Консткриктум
Безусловно, трудно переоценить значение правильного и качественного мировоззрение! Именно способность ума формировать мировоззрение – это шанс для человеческого существа, который превращает его из животного в человека.
Эта способность позволяет оторвать восприятие от постоянного диктата органов чувств и взглянуть на мир и себя с целостной перспективы и понять этот мир, себя и своё место, цели и задачи в нём.
Поэтому можно бесконечно бросать чепчики в воздух, по поводу важности мировоззрения, и автор это обоснованно и от души делает. Но, мне придётся добавить аккуратную ложечку дегтя в его бочечку с мёдом.
Термины
Традиционно, немного разберёмся с терминами. У мировоззрения следует отличать его структуру и содержимое. Структура имеет определённую подчинённость и состав. Например, взгляды на мир могут включать взгляды на науку и религию, а взгляды на религию, взгляды на веру и духовенство и так далее и тому подобное. У некоторых людей такого рода взгляды могут быть, а может и не быть совсем. С другой стороны, по каждому такому разделу мировоззрения может быть конкретное его наполнение. И когда мы говорим о мировоззрении, то полезно понимать, что у некоторых людей нет целых разделов в мировоззрении и говорить на эти темы с ними бесполезно в принципе. У других такие взгляды есть, но их содержимое может отличаться от нашего.
Второе, что следует сделать, это отделить мировоззрение от мировосприятия. Есть восприятие как некоторая целостная картинка от органов чувств. Есть мировоззрение как некоторая структура, созданная работой ума и описывающая мир. Восприятие, пропущенное через эту структуру, и есть мировосприятие. То есть мы уже воспринимаем в окружающем мире, только то и только так, как это представлено в нашем мировоззрении.
Следующее, что следует отметить, что термины мировоззрение и мировосприятие уже несут в себе смысл того, что есть кто-то, кто делает это – воспринимает и взирает. На самом деле, это конечно не так. Процессы формирования мировоззрения и последующего мировосприятия абсолютно автоматические и происходят сами собой – как дыхание и кровоснабжение. Домысливание в этих процессах какого-то автора или управляющего ними очевидная ошибка. Если уж нужен автор, то это та вселенская сила, которая всем управляет – кому бог, кому природа.
Соответственно если уж быть точным с терминами, то надо и слова другие использовать. Вместо восприятие мира – мироотражение, вместо мировоззрение – мироописание, а вместо мировосприятия – миропредставление. Тогда всё становится проще - мироотражение, пройдя через призму мироописания, становится миропредставлением. На этом с терминами закончим, перестанем придираться к словам и перейдём к существу вопроса.
Как формируется мировоззрение
Считается, что способность формировать своё мировоззрение появляется с возрастом, но у большинства людей она не появляется никогда, так как это требует ряда условий и первое и самое главное из них это способность мыслить. Есть данные, которые показывают, что у большинства взрослого население эта способность не возникает – то есть самостоятельно и критически мыслить они не способны. А значит, их мировоззрение полностью и исключительно формируется извне другими людьми.
Но даже если мы будем исходить из нормальной логики процесса развития человека, то самостоятельное формирование мировоззрения очень ограниченно, точнее, оно ограничено до того момента, когда человек:
а) становится способным мыслить
б) имеет знание о том, что такое мировоззрение и что оно у него есть
в) имеет навык его критической оценки
г) обладает способностью его формировать и менять
Поэтому в большинстве своём мировоззрение людей формируется, как раньше говорили, «из газет», а потом «из телевизора». Но те, что «из телевизора», уже интеллектуалы по сравнению с теми, кто идёт после них и у которых мировоззрение формируется «из тик-тока».
Воспитание и манипуляция мировоззрением
Считается, что сад растет сам и в каком-то смысле, безусловно, это так и есть, но рука, невидимого для сада садовника, уверено направляет его рост туда куда нужно и так как нужно.
Люди также, в массе своей, думают, что их взгляды на мир — это именно их взгляды. Но факт в том, что эти взгляды для них приготовили и вставили им в голову другие. Они не способны ни увидеть это, ни оценить их, ни тем более изменить.
Поэтому формирования правильного мировоззрения с детства у ребенка, как и умение думать – это самое главное и важное, что может быть в жизни у человека и что можно для него сделать. Не менее важно ему объяснить, что такое мировоззрение, его значение и научить способам его формирования и проверки. В противном случае ребенок обречен на путь зомби и раба – послушно живущего в соответствие с взглядами и целями, которые ему уготовили другие.
Язык и мировоззрение
Отдельно следует сказать, о важности языка в формировании мировоззрения. Мировосприятие устроено так, что если в мировоззрении человека для явления нет слова, то и явления этого в мире человека нет.
Поэтому очень важны понятия, термины и их смыслы. В обычной жизни функции всего этого выполняет язык, в значениях слов которого и в самой структуре языка уже заложены базовые установки мировоззрения. В банальном смысле – чем больше слов (и языков) знает человек, чем больше понятий и смыслов может различать – тем богаче и шире его мировоззрение.
Разные языки, уже в своей структуре, несут разное мировоззрение. И это может очень усложнить взаимопонимание людей, даже если они будут пользоваться услугами переводчика, так как полноту значений, смыслов и контекстов слов языка невозможно перевести.
«Во всём мире был один язык и одно наречие. Двигаясь к востоку, люди вышли на равнину в Шинаре и поселились там. Они сказали друг другу: – Давайте сделаем кирпичи и обожжем их получше. Кирпичи у них были вместо камня и смола вместо известкового раствора. Потом они сказали: – Давайте построим себе город с башней до небес, чтобы прославить свое имя и не рассеяться по всей земле.
Господь сошел посмотреть на город и башню, которые строили люди, и сказал: – Все люди – один народ, у них один язык; вот они и затеяли такое; теперь не будет для них ничего невозможного. Сойдем же и смешаем им язык, чтобы они перестали понимать друг друга. И Господь рассеял их оттуда по всему свету, и они перестали строить тот город. Вот почему он был назван Вавилон – ведь Господь смешал там язык всего мира. Оттуда Господь рассеял их по лицу всей земли» (Бытие, глава 11, 1-9)
Ценности и мировоззрение
Помимо самой внутренней структуры мировоззрения, оно еще структурируется в плоскости практической деятельности человека, набором ценностей – то есть понятий о том, что важно, а что нет, конкретно, в его жизни и для него.
Планета, наш общий дом, она огромная, её значение для всего живущего на ней громадное, но ничтожный вопроса «что будет сегодня на ужин» для большинства людей на порядок важнее. И это важно понимать - структура ценностей неотделима от структуры мировоззрения. Взгляды хороши, но не мене важно, что они значат для человека и чем он готов ради них пожертвовать.
Непротиворечивое мировоззрение
Как я уже говорил, у знания есть два принципиальных недостатка – оно относительно и половинчато. Основа мировоззрения – знание. Поэтому без учета этих особенности любое мировоззрение будет в каждом своём аспекте половинчатым и относительным. Попытка перевести его для себя в ранг абсолютного неизбежно приведёт к его ошибочности и догматичности.
Мировоззрение человека, которое учитывает эти особенности знания, всегда будет, гибким, способным трансформироваться и противоречивым, ибо таковы свойства жизни. И здесь требуется навык, чтоб в определённом контексте переходить от многозначности к однозначности от относительности к конкретности и наоборот.
Минусы мировоззрения
У мировоззрения, как и всего, есть свои положительные и отрицательные моменты. Трудно переоценить его плюсы, но и недооценить минусы также не менее опасно. Способность находить разумный баланс между ясностью и стройностью мировоззрения и непосредственностью, и новизной прямого восприятия очень важный и полезный навык.
Мировоззрение, как продукт ума, это всегда «в прошлом», это отрыв от свежести непосредственного незашоренного, необусловленного восприятия. Никакое новое и по-настоящему живое, не может пробиться сквозь сети устоявшегося и застывшего мировоззрения.
«Кай возился с остроконечными плоскими льдинками, укладывая их на все лады, — Кай хотел что-то сложить из них. Это напоминало игру, которая называется “китайской головоломкой”; состоит она в том, что из деревянных дощечек складываются различные фигуры. И Кай тоже складывал фигуры, одну затейливее другой. Эта игра называлась “ледяной головоломкой”. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. И все потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала. Он складывал целые слова из льдин, но никак не мог составить того, что ему так хотелось, — слова “вечность”. А Снежная королева сказала ему: “Сложи это слово, — и ты будешь сам себе господин, а я подарю тебе весь мир и новые коньки”. Но он никак не мог его сложить» (Снежная королева / Ганс Христиан Андерсен)
Оценил 1 человек
1 кармы