Байден всё. Детали в Телеграм Конта

Духовность и религия

1 136

Духовность и религия занимают значительную часть в жизни человеческого общества. Так или иначе все мы сталкиваемся с этим в жизни. В религии и духовности мы находим ответы на те вопросы, на которые мы не можем получить ответы в нашей обычной жизни.

В какой-то момент истории человечества единая сфера познавательной деятельности человека разделилась на науку, философию и религию. Наверное, это произошло из-за того, что эти сферы деятельности требовали специфических навыков и большого количества времени, чтобы ними заниматься и развивать их. Обычные люди, живущие обычной жизни, не имели ни возможности, ни желания этим заниматься. Процесс специализации это абсолютно естественные процесс, поскольку каждый из нас не может заниматься всем сразу – нам просто не хватит на всё времени. Поэтому появляются группы людей, которые специализируются в какой-то деятельности. Они могут посвящать ей много времени и готовы сделать её частью своей жизни. Мы же в свою очередь можем пользоваться результатами их исследований и труда в этих сферах.

Однако с религией и духовностью произошла довольна странная вещь. Эти область стали почему-то противопоставляться науке и философии. Знания, достигнутые с помощью размышлений, исследований и экспериментов стали противопоставляться знаниям достигнутым интуитивно-чувственным путём. Наука становилась всё более частной областью знаний, которая отказалась от поисков ответов на важнейшие вопросы нашей жизни отдав их на откуп философии и религии. А ведь каждый из нас хочет знать ответы на вопросы «Почему я существую?», «В чём смысл моей жизни?», «Почему этот мир таков?», «Почему мир существует?», «Что важно в моей жизни и почему?». Список этих вопросов можно продолжать долго и обоснованных ответов на них мы не найдём ни в программе школьного образования, ни в исследовательских работах наших учёных.

Философия и наука не дают убедительных, удовлетворяющих человека, ответов на вопросы как ему жить и для чего. Религия даёт такие ответы, но объясняет их тем, что они получены от бога через книги или пророков. Однако такое объяснение не устраивает большинство людей и требование «просто верить» на фоне множества фактов деградации служителей веры до уровня «эффективного менеджера» по управлению коллективом и сбору средств уже не воспринимается нами как убедительное.

Такое консервирование этих областей знания в самих себе, привело к остановке их развития. Науке уже не нужно объяснять как устроен мир и почему, а религии уже не пытается использовать здравый смысл в объяснении предлагаемых ней ценностей и этических норм.

Люди, глядя на несоответствие декларируемых служителями веры ценностей и норм с одной стороны и их жизни и поступков с другой стороны веры всё больше отворачиваются от религии или находятся внутри неё формально.

Для тех же кто совсем отказался от веры в бога, есть довольно обширная сфера современной внерелигиозной духовности. Сложилась она как результат нескольких процессов, произошедших в истории нашего человеческого общества.

Первыми в этом списке следует назвать духовные практики, пришедшие к нам из древней Индии.

Так сложилось что именно там в контексте ведических религиозных учений и верований была осознанна возможность совершенствования человеческого сознания с помощью определённых упражнений, точно также как мы тренируем и развиваем наше тело. Различные йогические практики были направлены как на совершенствование тела так и на управление желаниями, чувствами, мыслями, вниманием и разумом в целом. Другими словами, помимо избавления человека от невежества путём изложения ему определённого мировоззрения, находящегося в рамках религии или учения, ему ещё давались практики, которые определённым образом совершенствовали его психику. Эти, направленные на изменение психики практики, в наше время получили название духовных практик.

Конечно, в рамках других религий, например христианства и ислама, тоже были определённые практики такого рода, но они не получили распространения в наше время из-за их малочисленности и сильной взаимосвязи с их религиозным контекстом.

Йога же и медитация смогли вырваться из своего религиозного контекста и сейчас доступны каждому. Ритриты, сатсанги, тай-цзы, цигун, випассана, дзадзэн и тому подобное. не требуют от нас поверить в какого-то бога или изучать какое-то учение. В этом несомненный плюс этих духовных практик. А их минус в том, что хоть они и вырвались из религиозного контекста, породившего их, всё же, их объяснение и понимание доступно только во рамках тех учений, в которых они возникли. И если человек захочет понять, что и зачем он делает, а не только получить определённый результат от такой практики, то ему придётся направится за этими ответами к этим учениям и религиям. Для большинства из нас, тех, кто причисляет себя к западной цивилизации, это не приемлемо по ранее названным причинам – у нас нет ни времени, ни желания читать книги и разбираться в учения написанных тысячелетия назад в совсем другом культурном и общественно-социальном контексте.

Следующей областью, которая повлияла на то, что сейчас называется внерелигиозной духовностью является конечно же область тренингов личностного роста. Потребность компаний в обучении эффективных продавцов и менеджеров вызвала к жизни тренинги формирующие определённые личностные навыки. А появившиеся в это время психология и психоанализ дали понятийную и методологическую основу для возникновения тренингов личностного роста, которые уже не удовлетворяли потребность компаний в более квалифицированном персонале, а удовлетворяли потребность людей в таком совершенствовании их личностных качеств, которое бы позволило им достигать их жизненных целей, эффективно взаимодействовать с другими людьми и при этом получать удовольствие от этого процесса.

И третья область, которую традиционно относят к духовности, это те области культуры, которые воздействуют на нашу эмоционально-чувственную сферу и таким образом позволяют нам пережить те чувства, которые мы называем возвышенными и которые не испытываем в обычной жизни. Это эстетическое наслаждение от рассматривания картин, скульптур, прослушивания музыки, чтение книг, которые вызывают у нас переживания восторга, любви, сострадания и так далее. Считается, что таким образом мы прикасаемся к чему-то духовному, более возвышенному, чем события нашей обычной жизни. Но фактически, в этом случае, духовность, это то, что воздействует на нашу психику или как говорят душу, заставляя нас испытывать чувства и переживания, которые обычно нами не переживаются.

Подводя итог выше сказанному, можно заметить, что духовность и наша обычная жизнь, в нашем общественном сознании, являются двумя слабо пересекающимися областями.

Религии дают нам мировоззрение, в рамках которого мы можем получить ответы на вопросы, на которые не отвечают наука и учёные.

Духовные практики и тренинги личностного роста позволяют нам работать с нашей личность, психикой, сознанием и чувствами (то, что ранее и сейчас привычно называют душой) без необходимости связывать себя с какой-то религией или религиозным учением.

Религия, духовность и духовные практики удовлетворяют нашу потребность в мировоззрении, дающем ответы на важные для нас вопросы, и нашу потребность в развитии нашей психики, личности и сознания таким образом, чтобы гармонично сосуществовать в человеческом обществе и при этом достигать своих целей.

Попытки отказаться от религий или духовности, вызванные зачастую обоснованными обвинениями служителей веры, тренеров личностного роста, коучей и прочих гуру в мошенничестве и обмане с целью обогащения, не дадут результата, пока не будут найдены приемлемые способы удовлетворить эти наши потребности.

Попытки объяснить поведение человека его животными началами и свести цели нашей жизнедеятельности к соответствующим ценностями, ни к чему не приведут в долгосрочной перспективе.

Человек отличается от животного наличием развитого ума и развитой психики. Точно также как у него есть необходимость удовлетворить его потребности связанные с его телом, у него есть необходимость удовлетворить потребности связанные с психикой – потребность в определённых переживаниях, чувствах, общении с другими людьми, с природой, потребность в понимании того что происходит вокруг него и с ним самим, в знании того, чем является мир и каково его место в нём.

Эта необходимость в удовлетворении этих потребностей, требует в первую очередь их осознания, а также признания нашей психики и ума неотъемлемой частью человеческой природы.

Они не являются чем-то потусторонним по отношению к нашей обычной жизни. Они являются частью каждого из нас и соответственно всё что связано с ними является важной и неотъемлемой частью нашей жизни и деятельности. Наша человеческая природа требует, чтобы наша жизнь, происходила не только в реализации наших животных потребностей, а и в реализации всего, что необходимо, для естественного и гармоничного развития нашей психики, ума и чувств.

Слова психика и душа, для большинства из нас не несут понятного смысла. Правильно будет в данном случае сказать, что речь идёт о наших эмоциях, чувствах, переживаниях, деятельности ума, нашем восприятии, интуиции, сознании. Всё это определяет ту часть нашей жизни, которую мы обычно называем духовностью.

Современная наука отказывается объяснять природу этих явлений, поскольку они не вписываются в существующие сейчас теории, объясняющие как устроен мир. Но это говорит, не о «потусторонности» этих явления нашему миру, а о слабости этих научных теорий.

Понимая единство всех процессов в мире и используя мировоззрение, которое единообразно объясняет их природу необходимо отказаться от разделения мира на физический или материальный и духовный, поскольку это создаёт конфликт в нас самих и разрушает нашу целостность и целостность восприятия мира, не позволяя таким образом нам гармонично с ним взаимодействовать.

Только сформировав такое целостное мировоззрение, в котором нет разделения на материальное и духовное, мы сможем преодолеть мнимый раскол в нас самих, в нашем сознании и сделать нашу деятельность и взаимодействие с миром целостными и гармоничными.

Эта задача и интересная, и востребованная нашим обществом.

Её реализации требует времени и усилий, но только таким образом мы сможем заменить мнимую «неотмирную» религиозность и духовность на естественную духовность, вызванную к жизни естественной потребностью нашего организма в гармоничной психике, а также нашей человеческой природой, которая предусматривает взаимодействие с миром через наше сознание и эмоционально-чувственную сферу, точно также как и взаимодействие через наше тело.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ МИР

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • В статье: «…Сможем заменить мнимую «неотмирную» религиозность и духовность нашей человеческой природой, которая предусматривает взаимодействие с миром через наше сознание и эмоционально-чувственную сферу, точно также, как и взаимодействие через наше тело». ========================================= Человек — это НЕ ЕЩЁ ОДИН новый вид животных с особыми свойствами сознания, как его описывает современная наука, распрощавшаяся с марксистским мировоззрением. Из имевшегося на планете природного материала ВОЗНИКЛА НОВАЯ СЛОЖНАЯ САМОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯСЯ ФОРМА ЖИЗНИ с иным обменом веществ, чем тот что существует внутри живой клетки и на других уровнях организации биосистем. Иной обмен веществ позволяет новой форме жизни преодолеть замкнутость биосистем, возникших в специфических условиях планеты Земля. Организм человека, доставшийся от животного, в результате развития общественного производства неизбежно утратит своё прежнее строение. Материальным воплощением отдельного человека станет промышленное изделие, создаваемое по мере необходимости из любого природного вещества, наиболее подходящего для достижения поставленной человейником цели. Новая форма жизни по мере своего развития позволит преодолеть ограниченность существования живой материи условиями планеты, преодолеть ограниченность существования в пространстве и времени и распространит своё влияние на всю вселенную. Религиозный образ Бога – это отчужденная духовная сущность самого человека, представляемая как самостоятельное существо. Бог - это человек. Человек должен познать самого себя, сделать самого себя мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир по-человечески, расширив своё производство до всего окружающего материального мира, заняв место творца не только себя самого, но и всего материального мира. Познание и развитие индивидуальных качеств, способностей каждого человека, признание их величайшей ценностью и полнота их использования должны стать целью общественного развития и основой новых общественных отношений.