Selfmademan - человек, всем обязанный самому себе . Раньше подобное изречение возможно было услышать только в Германии, а сегодня его уже можно найти в сердцах у миллионов жителей нашей планеты.
Аналогично «капитализму», «либерализму», «фашизму» и прочим системам формирующим систему ценностей и взглядов понятие «Selfmademan» – дословно означающее человек, самостоятельно себя сотворивший, так же начинает облагораживать себе место на олимпе эталонов человеческого поведения. Новый взгляд на конструкцию человеческого самосознания, в которой человек пугающе свободен от всего, что могло бы ограничить его индивидуальное веление, от бога, от принятой морали, от собственной природы, от всего, кроме обстоятельств, являющихся почвой для его роста. Стремление к свободе к волеизъявлению превращает нашего нового «героя» потенциально во все то, чем новоевропейская история и культура позволят стать отдельному человеку.
Истоки данного алгоритма поведения можно увидеть в различных культурных слоях, частично в концепции сверхчеловека Фридриха Ницше, когда он рассматривает человека как символ настоящего, определяющего все явления прогресса, обещании возможного освобождения от случая и рока. Частично во взглядах на самоопределение качеств и их вытачивание у Макиавелли в книге «Государь», где автор создал поразительную модель индивида, который совершенно свободен по отношению к себе и сам решает, как себя вести, каким ему быть в конкретной обстановке, и других.
Бронзовая скульптура изображает человека вырезавшего себя из камня (Денвер, штат Колорадо).
Взяв начало в глубине веков, культ индивидуализма, в наши дни когда «балом правят» бизнесмены, организаторы, продавцы не просто прижился, а стал базовой основой многих тренингов на которых обучают способностям «как стать тем, чем хочешь». Во многих научных статьях описывающих данный алгоритм встречается упоминание «Self-made Man» – как человека, который сделал себя сам, человека с большой буквы «Ч», который подчинил себе жизнь, обстоятельства и саму Фортуну, чтобы жить так, как он хочет. Многие западные деятели не просто популяризируют данную модель но и возводят людей идущих по пути «Self-made» в ранг Героев.
«Все хотят быть похожими на них, так как считают их верхушкой лестницы социального развития. Вот тут прибегают психологи и рассказывают о большой внутренней мотивации «от» или «к» у этих успешных людей. Есть еще те, которые помогают с расстановками, кармическими узлами, детскими страхами, психоанализом и т. д.»
Интересно, что в трактате о «Государе» Макиавелли описал схему политического поведения субъекта, пренебрегающего нормами морали для достижения политических целей. Именно подобное поведение мы видим сегодня у новоявленных политиков накаченных различными тренингами по самостатновлению. Та самая отличительная особенностью макиавеллизма выраженная в тезисе: «Цель оправдывает средства», подразумевает сегодня, что ради достижения поставленных целей считаются оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман.
Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» восхищённо описывает подобный стиль «самостоятельно выбившихся в люди» - «подобно тому как акцентирование аскетического значения постоянной профессии служит этической идеализации современной профессиональной специализации, так провиденциальное истолкование стремления к наживе служит идеализации делового человека. Аскетически настроенным пуританам в равной степени претит как аристократическая небрежность знати, так и чванство выскочек. Полное этическое одобрение встречает трезвый буржуа—selfmademan. Слова «God blesseth his trade» — принятое пожелание в адрес тех «святых», которые добивались успеха, следуя божественным предписаниям».
Наши исследования показывают, что алгоритм «Selfmademan» имеет в системе базовых движущих сил – властолюбие или карьеризм, что при вхождении человека в политику или бизнес, очень быстро побеждает в нём все гуманные устремления и управляют его дальнейшей деятельностью в данных сферах. Политики, выросшие по данному алгоритму и воплощающие подобные мотивы, в Российском обществе обычно легко распознаются общественным мнением, так как таких деятелей отличают явные черты поведения: цинизм, вероломство, неразборчивость в средствах, жестокость. Но в культуре, где подобные мотивы становятся нормой, они не уже не воспринимаются как инородные тела, искажая в угоду себе ответ на вопрос «Что такое хорошо, и что такое – плохо». «Для большинства американцев «американский образ жизни» является настоящей религией. Их бог – деньги, их литургия – погоня за прибылью. Американский флаг стал символом этого образа жизни, и ему поклоняются с религиозной страстью… Американское общество полностью ориентировано на работу, доходы и потребление. Преобладающая цель людей – заработать как можно больше денег, чтобы купить себе побрякушки, которые у них ассоциируются с высоким уровнем жизни. В то же время они ощущают себя хорошими американцами, потому что вносят вклад в расширение своей экономики». На этом можно было бы закончить цитирование слов М. Вебера, подтвердив написанное выше изречение, чуть далее он продолжает «Они не понимают, что погоня за прибылью приводит к постепенному ухудшению товаров, которые они покупают».
Вот теперь, стоит перейти заключению. Ещё в работах американского психолога Г. Лассуэла доказывается, что психологической основой при формировании взглядов на жизнь должна становится общественная мораль, основанная на многолетнем опыте взаимного сотрудничества, частично переживаемых личностью, в сфере общественных объектов и последующая их рационализация в рамках общественных интересов. По мнению этого автора, проявляющаяся среди людей будущего все в более сильной форме потребность во власти имеет тенденции разобщённости общества к потере патриотических ценностей. Как следствие повсеместная пропаганда алгоритма становления личности «Selfmademan», в краткосрочной перспективе приведёт к недоверию среди народа к быстрорастущему аппарату руководителей индивидуалистов, а в долгосрочной к разобщённости общества и потере национального культурного кода.
Список литературных источников:
1. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. —808 с.— (Социологич. мысль Запада).
2. Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:Художественная литература",1982.
3. Lasswell H. D. The Analysis of Political Behavior: An Empirical Approach. London: Routledge and Kegan Paul, 1949. P. 180–194.
Список интерент источников:
1. http://maksimkosenko.ru/blog/ (27.11.15)
2. http://vgasoft.spb.ru/german/s/se/selfmademan.html (27.11.15)
Оценили 4 человека
4 кармы