Пролетариат - это класс наемных работников
В биографии В. Ленина т. Зиновьев считает «Учение о государстве» самой важной после «Капитала», работой.
Это сравнение книги В. Ленина с «Капиталом» имеет глубокий смысл: «Учению марксизма о государстве», так же как и «Капиталу» суждено стать евангелием пролетариата в качестве теоретического обоснования грандиозной разрушительной и созидательной работы пролетариата по переустройству буржуазного государства в коммуну.
В этой книге В. Ленин с присущей ему ясностью, точностью и краткостью, дает сводку, обнажает ядро учения Маркса и Энгельса о государстве, рассматривает развитие их взгляда на отношение пролетариата к государству в связи с опытом двух революций - 1848 и 1871 гг., и превознося свой громадный опыт вождя социалистической революции и тонкое понимание основоположников марксизма, дает стройную систему учения марксизма о государстве, отчетливо формулирует выдвинутые социалистической революцией перед пролетариатом задачи в области политики и указывает конкретные способы их разрешения. В этой ценой книге сочетались теория и практика, опыт политического вождя и обобщающий ум мыслителя отчего книга, наряду с ее научной ценностью, представляет громадный практический и даже злободневный интерес: она вплотную подводит читателя к политическим вопросам текущего дня.
Наряду с этим В. Ленин, ставя развитие взглядов Марса и Энгельса непосредственную зависимость от опыта революций, подчеркивает понимание марксизма не как мертвой догмы, раз навсегда законченной и застывшей в своей неподвижности, а как обобщенного опыта массового пролетарского движения.
Это казалось бы, само по себе подразумевающееся положение в наше время очень часто забывается так называемыми «марксистами», игнорирующими громадный опыт русской революции и застывшими в своем монументальном величии на нажитом парламентаризме в то время, как пролетарская масса подошла вплотную к коммуне.
Обилие выдержек из произведений Маркса и Энгельса, порой мало доступных, не делает книгу тяжеловесной, чего опасался автор, но, наоборот, придает ей исключительный интерес, точно также и полемика с анархистами и оппортунистами.
Устанавливая основную идею марксизма об исторической роли и значении государства как продукта и проявлении непримиримости классовых противоречий и особой силы для подавления одного класса другим, В. Ленин формулирует сущность учения Маркса о государстве следующими словами:
«Сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой не только для всякого классового общества вообще, не только для пролетариата, свергнувшего буржуазию но и для целого исторического периода, отделяющего капитализм от «общества без классов» от коммунизма. Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем итоге обязательно диктатурой буржуазии. Переход от капитализма к коммунизму конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата».
Военно бюрократическое государство буржуазного общества является орудием «эксплуатации» угнетенного класса при этом на что указывал еще Маркс после революции 1848 - 51г, «все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее». Даже наиболее совершенная форма буржуазного государства, демократическая республика максимум политических достижений пролетариата в буржуазном обществе, по словам Ленина, и «есть наилучшая возможная капиталистическая оболочка капитализма, и потому капитал, oвладев (через Пальчинских, Черновых, Церетели и Ко) этой наилучшей оболочкой, обосновывает свою власть настолько надежно, настолько верно, что никакая смена лиц, ни учреждений, ни партий буржуазной демократической республики не колеблет этой власти».
В то время, как основанное на классовых противоречиях государство, вообще, т. е. насилие одного класса над другим, естественно «отмирает» вместе с уничтожением классового общества, буржуазное государство, как орудие господства буржуазии, уничтожается насильственным путем пролетариатом во время революции!
«Пролетариату нужно господство – пишет В. Ленин - это повторяют все оппортунисты, социал шовинисты каутскианцы, уверяя, что таково yчение Маркса и забывая добавить что, во-первых, по Марксу пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т. е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать. Во-вторых, трудящимся нужно «государство», то есть организованный и господствующий класс пролетариат».
«Государство есть особая организация силы, т. е. организация насилия для подавления какого-либо класса. Какой же класс надо подавлять пролетариату? Конечно, только эксплуататорский класс, т. е. буржуазию. Трудящимся нужно государство лишь для подавления сопротивления эксплуататоров, а руководить этим подавлением провести его в жизнь в состоянии только пролетариат, как единственный до конца революционный класс, способный объединить всех трудящихся и эксплуатируемых в борьбе против буржуазии, в полном смещении ее».
Но смена диктатуры буржуазии диктатурой пролетариата неизбежно предполагает смену государственной машины буржуазного общества приспособленной для эксплуатации большинства меньшинством, таким государственным механизмом, который бы устранял возможность всякой эксплуатации. В отличие от буржуазных революций, совершенствующих государственный механизм в целях эксплуатации, пролетарская революция должна разрушить его.
«Мысль Маркса состоит в том, - пишет В. Ленин - что рабочий класс должен разбить, «сломать» готовую государственную машину, а на ограничиться простым захватом ее». Он приводит, между прочим, выдержку из письма Маркса к Кугельману (1871 г.), где Маркс определенно говорит: «не передать из одних рук в другие бюрократически военную машину как бывало до сих пор, а сломать ее. И именно таково предварительное условие всякой действительной народной (по пояснению В. Ленина в смысле движения «низов») революции на кoнтиненте».
Ответ на вопрос, чем может быть заменен разбитый пролетариатом государственный механизм: дала парижская коммуна. В. Ленин говорит: «разбитую государственную машину коммуна заменила как будто бы «только» более полной демократией: уничтожение постоянной армии полная выборность и сменяемость всех должностных лиц. Но на самом деле это только означает замену одних учреждений учреждениями принципиально иного рода. Здесь наблюдается как раз один из случаев «превращения количества в качество»: демократия, проведенная с такой наибольшей полнотой и последовательностью с какой это вообще мыслимо, превращается из буржуазной демократии в пролетарскую, ни государства (особая система для подавления определенного класса) и нечто такое, что уже не есть собственно государство. Отступлением от государства в собственном смысле здесь является уничтожение государственной машины, как «особой силы для подавления» и замена ее самим населением.
Вслед за Марксом В. Ленин подчеркивает значение установленного парижской коммуной сведении платы всем должностным лицам до уровня «заработной платы рабочего», характеризующей перелом от демократии буржуазной к демократии пролетарской, и, в связи с полной выборностью и сменяемостью всех должностных лиц в любое время образующей мостик от капитализма к социализму.
Уничтожение «парламентаризма», сущность которого по словам Маркса, сводится к тому чтобы один раз в три или шесть лет решать какой член господствующего класса должен представлять и подавлять... народ в парламенте «достигается не уничтожением представительных учреждений и выборности», а превращением представительных учреждений из «говорилей» в «работающие» учреждения в сведение функций чиновников, «как особых функции особого слоя людей», к функциям «рабочих, надсмотрщиков и бухгалтеров» частного предприятия.
«Мы не утописты - говорит В Ленин - Мы «не мечтаем» о том, как бы сразу обойтись без всякого управления, без всякого подчинения. Эти анархистские мечты, основанные на непонимании задач диктатуры пролетариата в корне чужды марксизму и на деле служат лишь оттягиванию социалистической революции, до тех пор пока люди будут иными. Нет, мы хотим социалистической революции с такими людьми, как теперь, которые без подчинения, без контроля, «без надсмотрщиков и бухгалтеров» не обойдутся».
«Но подчиняться надо вооруженному авангарду всех эксплуатируемых и трудящихся – пролетариату. Специфическое «начальствование» государственных чиновников можно но должно тотчас же с сегодня на завтра начать заменить простыми функциями «надсмотрщиков и бухгалтеров», функциями которые уже теперь вполне доступны уровню развития граждан вообще и вполне выполнимы за «заработную плату рабочего».
«Организуем крупное производство, исходя из того, что уже создано капитализмом, сами мы, рабочие, опираясь на свой рабочий опыт, создавая строжайшую железную дисциплину поддерживаемую государственной властью вооруженных рабочих, сведем государственных чиновников на роль простых исполнителей наших поручений, ответственных сменяемых, скромно оплачиваемых «надсмотрщиков и бухгалтеров» (конечно, с техниками всех сортов, видов и степеней) - вот наша пролетарская задача, вот, с чего можно и должно начать при совершении пролетарской революции».
В. Ленин отвергает обвинении коммунистов в федерализме и, по вопросу об «единстве нации» ссылаясь их централиста Mаpкса, отметившего, что в коммуне «единство наций» подлежало не уничтожению, а напротив организации посредством коммунального устройства. «Единство нации должно было стать действительностью посредством уничтожении той государственной власти, которая выдавала себя за воплощение этого единства, но хотела быть независимой от нации, над нею стоящей». «Пролетарский централизм» выливается по Ленину, в «добровольный» централизм, добровольное слияние пролетарских коммун в деле разрушении буржуазного господства и буржуазной государственной машины.
С другой стороны, государственная машина буржуазии, как это показал Энгельс в своем сочинении о жилищном вопросе, совершенно непригодна для проведения социалистических мероприятий.
Основываясь на данном К. Марксом в «Критике Готской программы» анализе связи между отмиранием государства и развитием коммунизма В. Ленин констатирует: «Первое, что установлено вполне точно, всей теорией развития, всей наукой вообще, и что забывали утописты, что забывают нынешние oппортунисты, боящиеся социалистической революции это то обстоятельство, что исторически несомненно должна быть особая стадия или особый этап перехода от «капитализма к коммунизму», причем этот переход Маркс мыслил как «революционную диктатуру пролетариата». «Между капиталистическим и коммунистическим обществом – говорит Маркс, - лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».
Отношения диктатуры пролетариата к демократии выразится в том, что она заменит демократию «для ничтожного меньшинства, демократию для богатых» демократией «для гигантского большинства народа», подавляя силой эксплуататоров, угнетателей народа, т. е. исключая их из демократии.
«Там - говорит В. Ленин, - в капиталистическом обществе мы имеем демократию - урезанную, убогую, фальшивую, демократию только для богатых, для меньшинства. Диктатура пролетариата, период перехода к коммунизму, впервые дает демократию для народа, для большинства наряду с необходимым подавлением меньшинства, эксплуататоров. Коммунизм один только в состоянии дать демократию действительно полную, и чем она полнее, том скорее она станет ненужной, отомрет сама собой», - поскольку демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государству т. е. организации систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другой».
В переходный период очевидно, государство, «как особая машина для подавления», еще необходима, но в виду легкости и простоты подавления меньшинства эксплуататоров большинством эксплуатируемых, она настолько упрощается, что принимает вид «простой организации вооруженных масс» в роде Советов.
«Наконец - говорит В. Ленин - только коммунизм создает полную ненадобность государства, ибо некого подавлять, «некого» в смысле класса, в смысле систематической борьбы с определенной частью населения».
В. Ленин не пророчествует о времени установления коммунистического общества и, вслед за Марксом, делит коммунистическое общество на две фазы.
Первая фаза является собственно социализмом и характеризуется обобществлением средств производства и, следовательно уничтожением возможности эксплуатации человека человеком. Но они, устанавливая «равное право каждого на равный продукт труда» сохраняет еще «буржуазное право», «которое, как и всякое право, предполагает неравенство, поскольку оно является применением «одинакового масштаба к различным людям» (один слабее, другой сильнее, один холост, другой женат и т. д) Несправедливость и неравенство следовательно, сохраняются в области распределения продуктов и труда между членами общества.
В этой фазе «государство отмирает - говорит Ленин – поскольку капиталистов уже нет, подавлять поэтому какой бы то ни было класс нельзя.
Но государство еще не отмерло совсем, ибо остается еще охрана «буржуазного права», посвящающего фактическое первенство».
Для налаживания первой фазы коммунистического общества прежде всего требуется учет и контроль производимый вооруженными рабочими (Советами) упрощение доступных для всех операций, причем все граждане являются служащими и рабочими «всенародного государственного синдиката», государства действительно демократического, государства Советов рабочих и солдатских депутатов.
«Все общество – говорит Ленин - будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенствам платы. Но эта «фабричная» дисциплина, которую, победил гнет капиталистов, свергнувший эксплуататоров пролетариат распространит на все общество, никоим образом не является ни идеалом нашим, ни нашей конечной целью, а только ступенькой необходимой для радикальной чистки общества от гнусности и мерзости капиталистической эксплуатации и для дальнейшего движения вперед». Это указание В. Ленина представляется нам исключительно ценным, и его необходимо усвоить всем коммунистам.
«Высшая фаза коммунистического общества наступит только тогда, когда общество сможет написать на своем знамени: «каждый по способностям, каждому по потребностям». «И государство сможет отмереть только тогда, - пишет В. Ленин, - когда общество осуществит правило: «каждый по способностям, каждому по потребностям», т.е. когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудился по способностям. Узкий горизонт буржуазного права, заставляющий высчитывать, с черствостью Шейлока, не проработать бы лишних полчаса против другого не получить бы меньше платы, чем другой, этот узкий горизонт будет тогда перейден. Распределение продуктов не будет требовать тогда нормировки со стороны общества, количество получаемых каждым продуктов, каждый будет свободно брать «по потребности».
«Экономической основой полного отмирания государства, - по словам В. Ленина, - является такое высокое развитие коммунизма, при котором исчезает противоположность умственного и физического труда, исчезает, следовательно, один из важнейших источников современного общественного неравенства и притом такой источник, которого одним переходом средств производства в общественную собственность, одной экспроприацией капиталистов сразу устранять никак нельзя». Сознавая возможность «гигантского» развития производительных сил, она является лишь необходимой предпосылкой для уничтожения этого неравенства.
Стоящий обоими ногами на твердой почве фактов, В. Ленин даже не пытается заглядывать слишком далеко вперед и решать вопрос о времени смерти государства и о дальнейших формах его, и определенно заявляет: «Потому мы и вправе говорить лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая деятельность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания, ибо материала для решения таких вопросов: «нет».
Оценили 0 человек
0 кармы