Михаил Веллер, как кривое зеркало российской истории

3 7395

10-го июня Михаил Веллер опубликовал статью «Русский человек на рандеву». Просто «Не могу молчать» Льва Толстого. Начинает он так:

Все хорошие, когда спят зубами к стенке. Трагедия – это испытание героя на прочность в полном диапазоне вплоть до разрушения. В экстремальной ситуации кризиса человек являет свою сущность. Искушаемый успехом и угрожаемый гибелью, он с естественным бесстыдством обнажает устои своего внутреннего мира – и демонстрирует ценники на своих ценностях.

И с этим можно согласиться, действительно, ярче всего проявляется характер народа (как и отдельной личности) в условиях сильнейшего кризиса. Самым тяжелым испытанием для нашего народа стала, конечно же, Великая Отечественная война. Она, действительно, «обнажила устои внутреннего мира» России, показав Европе и всему миру, что есть народ, способный дать ответ нацизму.

Но и в менее значимых испытаниях проявляется характер народа. Сегодняшним испытанием для России является вызов стратегической неопределенности: потеряв надежду на вхождение в западный мир, Россия не определилась с тем, что она собирается создавать взамен этого проекта. Фактически, сейчас мы наблюдаем развитие холодной войны-2, причем если первая война проходила в условиях конфликта, в первую очередь, идеологий, то сегодняшняя холодная война является недооформленной идеологически, что чревато серьезными последствиями. Но о самом наличии новой холодной войны, в связи с украинскими событиями, говорят все больше. О реакции России на украинский вызов и пишет Веллер.

Для того, чтобы понять, каким будет ответ на новый вызов полезно взглянуть на прошлое. К истории и обращается автор разбираемой статьи. Что же выясняется?

И сегодня я слышу за речами пламенных истериков, кричащих о ненависти Запада к первой в мире стране социализма…что, не тот век? – а, к православной России! – я слышу грозное эхо родной истории: «Смерть троцкистско-бухаринским извергам! Смерть собакам! Ликвидировать кулачество как класс! Повесить попов, расстрелять заложников, переколоть офицеров, выслать старорежимных интеллигентов!..»

Ага, плохи были те, кто «вешал попов». Но достается и православию:

Занимать первое место в мире по числу брошенных детей – и запретить иностранцам усыновлять больных детей из российских детдомов: это ли не образец высокой православной духовности?

Дальше, конечно, очередь царя Ивана Васильевича:

Эпоха Ивана Грозного сформировала тип характерный: все сволочи, все кровопийцы, любой тебя завтра по цареву приказу зарежет со всей семьей – ну так умри ты сегодня, а я завтра.

Может быть, хоть на Иване Грозном Веллер остановится? Нет, этого мало:

Инакомыслие уже есть умысел на государственное преступление. Не сметь возражать царю ни в чем! Это пошло у нас еще от Дмитрия Донского…

Ну вот, дошел аж до Донского. То есть Веллер последовательно проходится по всей российской истории. И выясняет, что русские последовательно отвечают на исторические вызовы не так, как ему бы хотелось. Все не по Веллеру, и сейчас в России все в лучшем случае относятся к категории «фанатичные оболваненные толпы», а в худшем – это те, для кого не существуют «совести, справедливости, правды». И это притом, что очевидно к этим двум категориям российское общество свести нельзя. Есть те, кто последовательно критиковал устройство всей постсоветской российской действительности, но, не меняя своих взглядов, поддержал позицию власти в отношении к украинским событиям. На это Веллер закрывает глаза. А что же он тогда видит хорошего? Похоже, что только одного Михаила Веллера. Вот она соль земли русской. И, возможно, что я напрасно иронизирую, вполне может статься, что это точная догадка. Вот, что он сам говорил в интервью «Независимой газете» в 2008 году:

Вы меня извините, в современной России не существует философии, кроме, простите великодушно, моего энергоэволюционизма.

Однако… Но тогда нельзя не согласиться с Веллером – приходится признать, что страна, давшая миру одного Веллера, действительно, никуда не годится. А дальше можно поставить следующий вопрос: русский народ последовательно, на протяжении всей истории, отвечает на исторические вызовы не так, как этого хочется Веллеру. И если при этом Веллеру не нравится ответ России на украинский вызов, то может быть русский народ сейчас ведет себя так, как и должен? А значит есть шансы на то, что вторая холодная война не закончится вторыми беловежскими соглашениями.

http://predzemshara.livejourna...

В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
  • Hook
  • Вчера 15:55
  • В топе

Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

Просто новости - 183

Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

Обсудить
  • Михаил Иосифович Веллер - семидесятилетний еврей с эстонским гражданством. Чего от него ещё ожидать...
  • Полностью согласен с автором, человек претендующий на звание историка должен быть подобен огранщика алмазов, превратить алмаз в бриллиант. М.Веллер шлифует только одну грань Истории государства российского и тем самым просто превращает алмаз в пыль, которая годится для маникюрной пилки.