В прошлое воскресенье я, проездом, попал в Москву. Мы с товарищами решили посетить музей космонавтики и ВДНХ. Хочу поделиться некоторыми мыслями и наблюдениями.
Сначала о Мемориальном музее космонавтики. Вся композиция: аллея Космонавтов, монумент «Покорителям космоса» и сам музей оставляют очень сильное впечатление. Это величественный и внутренне логичный символ торжества человека над пространством.
Величие это ощущается всеми посетителями – я с удовлетворением отметил, что в музее очень трепетно относятся к экспозиции, стараются перемещаться бесшумно, разговаривают мало и шёпотом. Что-то подобное наблюдал только в музее Великой Отечественной войны.
Грустно только то, что музей стал действительно МУЗЕЕМ. Но звёзды на аллее продолжают ждать новых записей о достижениях человека в космосе.
После музея космонавтики мы отправились на ВДНХ. Ощущение такое, будто перешли из одной эпохи в другую.
В 1992 году указом Б. Н. Ельцина и постановлением правительства РФ ВДНХ СССР была переименована в Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр». Многие павильоны были сданы под склады и магазины, экспонаты, составлявшие экспозицию «Космос» были утрачены. В общем, действовали как вандалы в Риме, но в этом была неумолимая логика разрушителей.
Сейчас же в какой-то степени остановлено нашествие варваров, но лишь в какой-то степени, что породило очень причудливые сочетания. Так, одним из самых популярных выставочных объектов является «Дом-перевёртыш».
Что ж, может это неплохой аттракцион для какого-нибудь парка развлечений, но когда его размещают рядом с макетом ракеты-носителя «Восток», то делают их объектами одного порядка.
На смену оформленному варварству пришла фундаментальная неопределённость. С одной стороны возвращают название ВДНХ, начинают реставрацию объектов и «прогоняют торговцев из храма». А с другой стороны возле фонтана «Дружба народов» устанавливают издевательскую композицию пиксельных человечков, карикатурно дублирующих эти самые народы.
И эта неопределённость Выставки достижений народного хозяйства отражает общее состояние России. Разочаровавшись в постсоветских начинаниях, народ начал ностальгировать по Советскому Союзу. Но эта ностальгия пассивная, бездеятельная, не порождающая желания бороться за утраченное. А кроме прочего была утрачена и советская культура. Поэтому не вызывает никаких вопросов возможность «мирного сосуществования» павильона «Космос» и «Фестиваля еды». Но долго так продолжаться не может – или «Космос» будет задавать логику выставочного пространства, или он сам будет съеден подобными фестивалями. Пора определяться.
Оценили 13 человек
76 кармы