Наши Небесные Воины

55 8054

Незадолго до начала Великой Отечественной войны, в 1937 году, несмотря на отчаянную антирелигиозную пропаганду и репрессии против верующих, вскрылся провал безбожных пятилеток.

По данным Всесоюзной переписи 1937 г., «в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн. против 42,2 млн., или 56,7% против 43,3% от всех выразивших свое отношение к религии»

В действительности верующих было, конечно, еще больше. Не все рискнули заявить о своей вере открыто.

Война всегда проверяет государства и народы на прочность. И наше государство, наш народ  эту проверку выдержали, в том числе, и потому, что с нами был Бог.

Поэтому многие воины уходили на фронт, унося запрятанные крестики, зашитые в подкладку одежды или головных уборов молитвы. У моего деда, например, под отворот ушанки была зашита молитва, которую моя бабушка переписала для него от руки – Псалом 90, или, как говорят в народе, «Живые помощи». И пуля отрикошетила от этой шапки-ушанки. От этой молитвы.

В те годы категорически запрещалось рассказывать о том, кто и как пришел к вере. Но факт остаётся фактом: многие и многие воины, вернувшись с Победой с этой великой и страшной войны, посвятили свою жизнь служению Богу. 

О некоторых из них сегодня наш рассказ.

Священники и монахи — ветераны Великой Отечественной войны

В черновиках у меня некоторые из них значились ещё живыми. К сожалению, при подготовке статьи и проверке сведений пришлось к дате рождения прибавить другую - дату успения... 2015-й, 2017-й, 2018-й годы. Но у Бога все они живы, а значит, живы и для нас.

Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов)

 Архимандрит Кирилл был  духовником патриарха Алексия II и Троице-Сергиевой лавры. Старец, почитаемый Русской православной церковью и обществом.

Был призван в Красную армию в 1939 году, служил на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии в самоходном полку, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.

Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашёл Евангелие. "Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Просто Господь был со мною рядом...»

Сразу после армии поступил в семинарию. По окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году.

25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарём. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года — духовником монашеской братии. Был возведён в сан архимандрита.

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов)

(1914-1975)

До войны учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в бывшей мастерской Сурикова. С 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. 

Воевал он умело, свидетельство чему - 76 наград и поощрений от командования, среди которых - орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».

При этом Иван Михайлович всегда возил с собой этюдник, и в перерывах между боями написал несколько «боевых эпизодов», которые выставлялись в музеях. 

- Война была настолько жуткой, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь, - объяснил он свое решение. 

С 12 марта 1950 года — послушник Троице-Сергиевой лавры (Загорск). С 1959 года наместник Псково-Печерского монастыря. Вернул из Германии монастырские ценности. Вел колоссальную реставрационную и иконописную работу в монастыре.

Архимандрит Нифонт (в миру Николай Глазов)

(1918-2004)

Получал педагогическое образование, преподавал в школе. В 1939 году призван служить в Забайкалье. Когда началась Великая Отечественная война Николай Глазов первоначально продолжал нести службу в Забайкалье, а затем был направлен на учебу в одно из военных училищ.

После окончания училища артиллерист-зенитчик лейтенант Глазов начал воевать на Курской дуге. Вскоре он был назначен командиром зенитной батареи. Последний бой старшему лейтенанту Глазову пришлось вести в Венгрии у озера Балатон в марте 1945 года. Николай Дмитриевич был ранен. Старшему лейтенанту Глазову перебило коленные суставы. Ему пришлось пережить несколько операций сначала в полевом, а затем в эвакогоспитале в грузинском городе Боржоми. Старания хирургов не смогли спасти ему ног, коленные чашечки пришлось удалить, и на все жизнь он остался инвалидом. 

В конце 1945 года в Кемерово вернулся еще очень молодой старший лейтенант, на кителе которого были ордена Отечественной войны, Красной Звезды, медали: «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Он стал псаломщиком в Знаменской церкви Кемерова.

В 1947 году Николай Дмитриевич Глазов приехал в Киево-Печерскую Лавру и стал ее послушником. 13 апреля 1949 года он был пострижен в монашество с именем Нифонт, в честь святителя Нифонта Печерского и Новгородского. Вскоре после пострига он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем в иеромонаха.

После окончания Московской духовной академии направлен в Новосибирскую епархию.

Архимандрит Петр (в миру Петр Петрович Кучер)

Родился 11 июля 1926 г.

В сентябре 1943 года в возрасте 17 лет был призван в армию. После окончания полковой школы в Одессе 11 июня 1944 года прибыл в действующую армию 3-го Украинского фронта на Днестре в районе города Бендеры и участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии и Чехословакии.

Во время боев за Белград авангардный батальон и артиллеристы, среди которых был и сержант Петр Кучер, попали в засаду в районе медного рудника Бор. Оказалось, что уже после наших разведчиков на дорогу вышел немецкий полк, отступавший под напором югославских частей. Завязался жестокий бой. Фашисты расстреливали наших бойцов почти в упор. Артиллеристы вели беглый огонь прямой наводкой и заставили умолкнуть вражеские пулеметы. Оставшись вдвоем с командиром взвода около уцелевшей пушки, сержант Кучер действовал, как говорится, на последнем дыхании. Комвзвода подтаскивал снаряды, заряжал, а сержант прицеливался и стрелял. Так вдвоем они держались более часа, пока не подоспели остальные подразделения полка.

За этот бой с фашистами сержант Петр Кучер был награжден орденом Славы III степени. Вручая ему высокую награду, командир полка майор Борзых обнял артиллериста и, не скрывая слез, сказал: «У меня такой же сынок остался, и тоже на фронте как ты, где-то воюет...». Было тогда Петру Кучеру 18 лет.

За героизм, проявленный в боях Великой Отечественной войны о.Петр также был награжден такими боевыми наградами, как орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и др.

К 70-летию Победы в 2015 году архимандрит Петр был награжден орденом Димитрия Донского. Демобилизовался осенью 1950 года, майор в отставке.

10 августа 1975 года был рукоположен в сан священника архиепископом Рижским и Латвийским Леонидом (Поляковым). Назначен вторым священником в кафедральном соборе Даугавпилса. 

В 1991 году архимандрит Петр был приглашен в Липецкую епархию для восстановления Задонского Свято-Тихоновского Спасо-Преображенского монастыря. 

В январе 1997 года по благословению Святейшего патриарха Алексия II и архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия архимандриту Петру было предложено благоустраивать древний Свято-Боголюбский монастырь во Владимиро-Суздальской епархии, затем его трудами были возрождены еще несколько храмов и архиерейское подворье в с. Спас-Купалище Судогодского р-на Владимирской обл.  С 2010 года на покое.

Протоиерей Николай Колосов

(1915-2011)

Сын священника, за это был исключен из школы. Воевал в Тульской области, в 1943 году воевал на линии Болохово-Мценск - Повсюду тела убитых и раненых. В воздухе – сплошной стон. Стонут люди, стонут лошади. Я подумал тогда: «А еще говорят, что ада нет. Вот он, ад». Стояли на реке Сож в Смоленской области. В августе 1944 года ранен под Белостоком. После войны поступил в семинарию.

Накануне Петрова дня 1948 года рукоположен во священный сан. Прошел через хрущевские гонения.

Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров)

(1921-2005)

Родился в Петрограде в семье верующего рабочего. В 1939 году переехал в Ташкент, где в 1940 году по благословению своего духовного отца архимандрита Гурия (Егорова) поступил в медицинский институт.

В 1942—1946 служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошёл до Берлина. За боевые заслуги был награждён медалями.

С мая 1946 года – послушник Троице-Сергевой Лавры и один из первых пострижеников Лавры после её открытия. В июне 1951 года окончил Московскую Духовную семинарию. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров) хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. В1995 году возведен в сан архиепископа.

Профессор, протоиерей Глеб Каледа

(1921—1994)

В начале Великой Отечественной войны был призван в армию. С декабря 1941 года и до конца войны он находился в действующих частях и в качестве радиста в дивизиона гвардейских минометов «катюш» участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной Войны.

В 1945 г. поступил в Московский геологоразведочный институт и окончил его в 1951 г. с отличием; в 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1981 г. — докторскую в области геолого-минералогических наук. Список его научных публикаций включает свыше 170 названий.

С 1972 года тайный священник. В 1990 году выходит на открытое служение. Служил в храме Илии Обыденного, затем — во вновь открывшихся храмах Высоко-Петровского монастыря; был духовником общины трапезного монастырского храма во имя преп. Сергия Радонежского. Заведовал сектором в Отделе религиозного образования и катехизации; был одним из основателей Катехизаторских курсов, преобразованных затем в Свято-Тихоновский Православный богословский институт.

Монахиня Адриана (В миру Наталия Владимировна Малышева)

(1921-2012)

Ушла на фронт с третьего курса МАИ, была направлена в разведку. Принимала участие в обороне Москвы, вынесла раненого из-под обстрела. Была направлена в штаб К. Рокоссовского. Принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Дошла до Берлина. 

После войны закончила МАИ, работала в конструкторском бюро С.П. Королева. Чтобы принять самое активное участие в восстановлении Пюхтицкого подворья в Москве ушла на пенсию, в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана.

Протоиерей Василий Брылев

(1924-2011)

В 1942 году ушел на фронт добровольцем. Был подо Ржевом. На Курской дуге работал связистом. Однажды под бомбардировкой восстанавливал разорванную связь. Получил медаль «За отвагу». Был ранен и демобилизован.

Закончил Московскую Духовную семинарию в 1950 году, рукоположен во священник. Был настоятелем многих храмов, добивался, чтобы храмы не закрывали. В последние годы жизни был настоятелем Спасского храма села Большой Свинорье, Наро-Фоминского района Московской области.

Протоиерей Ариан Пневский

(1924 г. - 9 мая 2015)

Великая Отечественная война застала о. Ариана на территории современной Польши. Работал на железной дороге помощником машиниста. В войну передавал партизанам сведения о продвижении поездов с немецкими солдатами и бронетехникой, а также поездов с советскими военнопленными и угоняемыми на работу в Германию мирными жителями. Когда в списках отправляемых в Германию оказался сам Ариан Пневский, партизаны забрали его в отряд. Этот отряд входил в соединение под командованием легендарного партизанского генерала Сидора Артемьевича Ковпака.

Молодому партизану Ариану Пневскому довелось участвовать в рейдах по фашистским тылам и диверсиях, надолго сковывающих действия армии противника. После первого ранения семье отца Ариана по ошибке была отправлена «похоронка». Выписавшись из госпиталя, отец Ариан был направлен в танковые войска. Во время боя, в результате прямого попадания в танк вражеского снаряда сдетонировал боекомплект. Как правило, в таких случаях никто из членов экипажа в живых не остается, и родственники получили уже вторую похоронку. Но, к счастью, опять преждевременную. Вернуться домой отец Ариан смог уже после войны, лишь в конце 45-го года.

В 1945 году он поступил в Одесскую Духовную семинарию, которую в 1949 году с отличием окончил. Основной период пастырского служения отца Ариана пришелся на годы хрущевских гонений на Церковь. Об этом страшном времени издевательств над Православием о.Ариан  говорил: «Не дай вам Бог пережить что-то подобное».

Протоиерей Алексий Осипов

(1924-2004)

Родился в Саратовской губернии, в 1942 заканчивает среднюю школу. Направлен в дивизион тяжелых минометов Резерва Ставки Верховного Главнокомандующего. Этот дивизион был придан 57 армии, отражающей немецкое наступление южнее Сталинграда. С началом нашего контрнаступления корректировщику огня рядовому Осипову пришлось пройти с тяжелыми боями через Калмыцкие степи к Ростову-на-Дону.

 Здесь 3 февраля 1943 года в одном бою Алексей Павлович получил два ранения. Сначала осколочное в предплечье и в грудь, но поля боя не покинул, а вечером ему раздробило ступню.

Ступню и часть голени сохранить не удалось, они были ампутированы. После лечения молодой солдат-инвалид, награжденный медалями: «За отвагу» и «За оборону Сталинграда» вернулся в родные места на Волгу. В 1945 году, за очень короткий срок он окончил Сталинградский учительский институт с отличием и сдал экстерном экзамены за курс Воронежского педагогического института. Был исключен за то, что читал на клиросе.

Заканчивает Одесскую Духовную семинарию, Московскую Духовную академию. Направлен в Новосибирскую епархию, в октябре 1952 года Алексий Осипов был рукоположен митрополитом Варфоломеем во диакона и во священника.

Протоиерей Борис Бартов

(1926 - 2013)

Призван в армию с третьего курса Машиностроительного техникума в 1942. Прошел Северо-Западный, Украинский, Белорусский фронт техником. Он служил на военных аэродромах, готовил штурмовики к боевым вылетам и…молился. «Был такой курьезный случай в Белоруссии, под Минском. Я стоял часовым на посту у штаба. Сдал пост и пошел на аэродром за 12 километров, а на пути храм. Ну как не зайти? Захожу, батюшка посмотрел на меня и остановил чтение в раз. Певчие тоже замолчали. А ведь я прямо с боевого поста, с карабином. Они и подумали, что я батюшку арестовывать пришел…».

После окончания войны Борис Бартов еще пять лет служил в армии. Награжден орденом Отечественной войны II степени, десятью медалями. В 1950 году Борис Степанович был рукоположен в сан диакона. До самой кончины  — почетный настоятель Спасо-Преображенского храма города Кунгура.

Протоиерей Александр Смолкин

(1926-2002)

Александр Петрович Смолкин родился 6 июля 1926 года на Алтае в крестьянской семье.

В 17 лет, в 1943 году, Александр Смолкин ушел на фронт, воевал на 1-м Прибалтийском фронте. В начале 1944 года Александр Смолкин получил тяжелое ранение, был направлен в госпиталь в Горький, где пробыл несколько месяцев. После выздоровления Александр вернулся в строй и продолжал воевать. Войну он закончил в Германии. Старший сержант Александр Смолкин был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», польской медалью.

После войны Александр Смолкин еще несколько лет служил в армии и демобилизовался в 1951 году. И уже на следующий год он поет на клиросе, а затем становится псаломщиком в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, через год его рукополагают в диаконы, через три — во священники.

Протоиерей Сергий Вишневский

(1926 – 2017)

В 1941 году учился в ремесленном училище на автозаводе имени Молотова в Горьком, попал под первую бомбежку. В армию призван в 1943 г. Служил в пехоте, охранял склады с боеприпасами. При росте 149 см весил 36 кг. 

После войны отец Сергий закончил духовные семинарию и Академию, в 1952 году принял священство. Настоятель храма святых Флора и Лавра в селе Флоровское Ярославской области. Митрофорный протоиерей.

Протоиерей Валентин Бирюков

(1922-2018)

Протоиерей Валентин Бирюков (в монашестве иеромонах Иосиф) родился 4 июля 1922 года в селе Колыванском Павловского района Алтайского края в верующей семье. В годы советских репрессий году его отца посадили в барнаульскую тюрьму, а семью отправили в ссылку в Нарымский край.

После школы был призван на фронт и направлен в Ленинград. Пережил блокаду. «Вы даже представить себе не можете, что такое блокада. Это такое состояние, когда есть все условия для смерти, но никаких — для жизни. Никаких — кроме веры в Бога. Нам приходилось копать траншеи для пушек и блиндажи в пять накатов из брёвен и камней. А питались при этом травой. Запасали её на зиму».

“Много страшного пришлось повидать в войну — видел, как во время бомбежки дома летели по воздуху, как пуховые подушки. А мы молодые — нам всем жить хотелось. И вот мы, шестеро друзей из артиллерийского расчета (все крещеные, у всех крестики на груди), решили: давайте, ребятки, будем жить с Богом. Где бы мы ни были — всегда молились. Бежим к пушке, крестимся: — Господи, помоги! Господи, помилуй! — кричали, как могли. А вокруг снаряды летят, и самолеты прямо над нами летят — истребители немецкие. Только слышим: вжжж! — не успели стрельнуть, он и пролетел. Слава Богу — Господь помиловал. Никто из нас никогда не лукавил. Мы так любили каждого. Икон у нас не было, но у каждого, как я уже сказал, под рубашкой крестик. И у каждого горячая молитва и слезы. И Господь нас спасал в самых страшных ситуациях», — рассказывал о войне сам священник.

Защищал «Дорогу жизни» обеспечивающую связь блокадного Ленинграда с внешним миром, в 1944 получил пулевые и осколочные ранения, но вернулся в армию. Награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».

После войны Валентин Яковлевич вернулся в Томскую область. В 1960-е годы Валентин Бирюков пел на клиросе.  В Новосибирской епархии он служил в Никольской церкви села Новолугового, Александро-Невской церкви в Колывани, Чулыме, Бердске

Принял постриг с именем Иосиф. Скончался в возрасте 95 лет.

 Протодиакон Николай Попович

(1926 -2017)

В 1943 году, имея бронь на Московском авиационном заводе, Николай Попович ушел добровольцем на фронт. Окончив сержантскую школу, стал командиром пулеметного расчета «Максим». В 1944 году после тяжелой битвы на реке Неман и отражения немецкой контратаки был награжден орденом Красной Звезды. Пройдя с боями Белоруссию, Литву и Польшу, был тяжело ранен осколком в голову на подступах к Восточной Пруссии, направлен на излечение в госпиталь в г. Чкалов и впоследствии демобилизован. 

После войны получил два высших образования – юридическое и экономическое. Работал в Госплане Российской Федерации, занимал ответственные посты в системе Госкомитета по труду и заработной плате при Совете Министров СССР.

Узнав о вводе советских войск в Чехословакию – к тому времени он был уже верующим, – решительно положил свой партбилет на стол перед онемевшим секретарем райкома партии и, по благословению духовника, ушел в церковные сторожа в храм святителя Николая на Преображенском кладбище. 

Его церковное служение продолжалось более сорока лет. Последнее место его служения ― храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни. За заслуги перед Церковью указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отец Николай Попович несколько лет назад был возведен в сан протодиакона. Скончался в 2017 году на 91 году жизни.

Монахиня Елисавета (в миру Вера Дмитриева)

(1923-2011)

Родилась в Ставрополе.

В 1939 году поступила в Школу медицинских сестер в городе Бутурлиновка Воронежской области и в 1941 году ее закончила. С июля 1941 года по январь 1942 года работала в больнице села Гранки Тульской области. С мая 1942 года работала вольнонаемной медсестрой в госпитале. С 1943 по 1945 год была в рядах действующей армии. С 1945 по 1991 год работала медсестрой в различных учреждениях.

Вынесла множество раненых бойцов с поля боя. «Я читала молитву, и страх как-то током в землю уходит. И слышно, как сердце бьется. И не боишься уже». Укрывала раненых солдат от фашистов. 

Одна из первых монахинь Хабаровска. 21 апреля 2000 года епископом Хабаровским и Приамурским Марком Вера Ивановна была пострижена в малую схиму с именем Елисаветы, в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Как участник Великой Отечественной войны монахиня Елисавета была награждена многими наградами, в том числе орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией».

Митрополит Алексий (в миру Виктор Александрович Коноплёв)

(1910-1988)

В октябре 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны был мобилизован в Красную армию. 5 мая 1942 года получил ранение в боях на Северо-Западном фронте. После излечения в августе 1942 года снова направлен на передовую Брянского фронта. Был ранен вторично и после госпиталя, как нестроевой, откомандирован в 66-й военно-дорожный отряд 3-го Военно-Дорожного управления 2-го Прибалтийского фронта. В ноябре 1944 года награждён медалью «За боевые заслуги» за выполнение заданий командования во время боя, несмотря на тяжелое ранение.

 Победу встретил в звании старшины. Демобилизован из армии в декабре 1945 года. При увольнении в запас ему была вручена грамота командующего войсками Ленинградского военного округа маршала Леонида Говорова с благодарственной записью.

В 1951 году окончил Московскую духовную семинарию и 1 июля митрополитом Крутицким Николаем (Ярушевичем) рукоположен во иерея и состоял в штате храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке города Москвы, а затем стал настоятелем в Троицкой церкви в Воробьёве, где прослужил до избрания епископом.

Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина)

От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю.  была радисткой, разведчицей. Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград). Награждена орденом Отечественной войны, медалями.

Существует множество воспоминаний о молебне русских священников у стен Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. Видела его и матушка София(Екатерина Михайловна Ошарина):

Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение — 13-й РАБ (район авиационного базирования) — находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг.Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло!…

Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!»

И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало». Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю».

Уже на пенсии Екатерина Михайловна стала монахиней, приняв имя София. 4 апреля 2008 года матушка София мирно отошла ко Господу.Отпевание и погребение было совершенно в Раифском Богородицком мужском монастыре,где несла свое послушание.

Монах Самуил (в миру Мальков Алексей Иванович)

Родился 19 апреля 1924 года в крестьянской семье в деревне Ерохино Спасо-Клепиковского района Рязанской области.

В 1929 году семья Мальковых, когда Алексею было всего пять лет, переехала в Москву. Здесь он пошел в первый класс и в 1939 году закончил среднюю школу. Москва стала для Алексея родным городом. В этом же году он поступил в техникум. Но окончить его помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

До ухода на фронт учился во 2-м Московском пулеметном училище. Призван на фронт, сражался на Курской дуге в пехоте: был автоматчиком. На Курской дуге был ранен, после ранения направлен в сталинградскую школу по подготовке младших командиров, окончил ее успешно, остался преподавать, затем направлен в Киевское танковое училище. Работал в НИИХИММАШ (Научно-исследовательский институт химического машиностроения) старшим инженером-конструктором. Ушел на пенсию в 1974 году. В 2001 году принял монашеский постриг.

И этот список можно продолжать и продолжать.

Объединяет этих наших Воинов то, что, вернувшись с брани военной, они встали на поле битвы духовной, где брань ничуть не легче, а то и пострашнее, как признавались они сами. И в этой битве за Русь Святую они не отступили, не пали духом.

Надели рясы, как шинели, и стояли до конца.



Но и с уходом в мир иной они не оставляют свою духовную брань, ибо Небесное Воинство приняло их в свои ряды. И их битва с врагами России продолжается. Как продолжается и их молитвенная помощь нам, живущим в этом мятежном мире, где в богоборческой брани объединились самые противоположные, на первый взгляд, силы.

Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадский, «российский воин православный, защищающий Отечество, уподобляется ангелам Царства света, сражающимся с духами зла. – Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного; потому любите его горячо и будьте готовы душу за него положить».

Наше Христово воинство, даже покинув нас, неустанно стоит за Русь Святую, непрестанно молит Бога за нас, и их молитвами спасается Святая Русь.

Будем же беречь память о них, молиться о здравии тех, которые живы, и о Небесном упокоении усопших. Они с нами, пока мы помним о них.

Молитва  святого благоверного Александра Невского, читанная им перед Невской битвой

Боже хвальный и праведный! Боже ве­ликий и крепкий! Боже превечный, сотворивый небо и землю и поставивый пределы языков*, и жити им повелевый, не преступая в чужие 0части, и давый рабом Своим упование, превечное Твое Слово, во еже не боятися малому стаду от убиваю­щих тело; милосердия же ради неизреченныя милости Твоея, послал еси Единороднаго Сына Твоего на спасение и избав­ление рода человеча.

И ныне, Владыко прещедрый, слыши словеса варвара сего, прегордо хвалящагося разорити Святую Твою Церковь, и потребити веру право­славную, и пролияти кровь христианскую, призри с небесе и виждь и посети вино­град Свой, суди обидящим мя и возбрани борющимся со мною; приими оружие и щит и стани в помощь мне, да не рекут врази наши: где есть Бог их? Ты бо еси Бог наш и на Тя уповаем, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Наши Небесные Воины, молите Бога о нас!

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • Спасибо за отличную статью, Прихожанка! "Надели рясы, как шинели, и стояли до конца." «российский воин православный, защищающий Отечество, уподобляется ангелам Царства света, сражающимся с духами зла. " Слава живущим и вечная память и слава ушедшим ангелам Царства света!
  • :pray: Россия- страна Духа Святого...!
  • Спасибо за статью, Наталья! :thumbsup: Наши Небесные Воины, молите Бога о нас! :pray: С Праздником!!! :fire:
  • !!! Спаси Бог
  • В фильме 2012 года Белый тигр, признанный лучшим фильмом года в РОССИИ и отправленный для участия на Оскар, есть такой эпизод. Разговаривают в промежутке между боями советский генерал танковой армии и капитан контрразведки, - оба коммунисты, атеисты, - на тему необъяснимых событий, мистических, с которыми они столкнулись в последних боях. Наконец, так и не придя к какому-то решению, генерал подводит черту беседе: - НА ВОЙНЕ - ВСЕ СТАНОВЯТСЯ ВЕРУЮЩИМИ. И с таким чувством это сказал генерал, что стало понятно, что и сам он в Бога верит и промолчавший капитан, - тоже.