Военная операция на Украине. Главное

Где ж найти насилие в крещении Руси?

90 2884

Периодические всплески активности разного рода борцов с Православием, а также поклонников «родноверия», сопровождается разного рода фейковыми обвинениями в адрес православного русского люда, основанных, как правило, на дремучем и просто чудовищном невежестве. Особенно странным является такое невежество в отношении истории России со стороны тех, кто вопиет о своей неизбывной любви «к роду», «к народу». Только вот сведений о своем роде и своем народе у таких вопиющих – с гулькин нос. Или боятся памяти своих предков, которые были православными и не поняли бы своих потомков с их поклонением дубам и чреслам?

Наиболее частым обвинением в адрес Православия является утверждение о том, что христианство якобы насильственно насаждалось на Руси. В этих диких утверждениях доходят до бреда про чуть ли не треть убиенных язычников, не пожалевших креститься, и даже до завиральных домыслов про девять миллионов жертв насильственной христианизации.

Ужас! Ужас!! Ужас!!!

Ребятки! Очнитесь и прочтите хотя бы 1 (одну) книжечку по истории России, пусть самую тоненькую. Я вот привыкла читать книжки потолще, и в них, например, написано, что на всю Восточную Европу в IX – X веках насчитывали от 4 до 10 миллионов человек, - это включая Чехию, Венгрию и Польшу, где было, по подсчетам демографов, не менее 2,5 млн. человек. (История крестьянства в Европе. В 2-х тт. М., 1985. т. 1. с. 28).

Сколько там на древнюю Русь остается? От полутора до 7,5 миллионов? И как из них можно было 9 миллионов вырезать? Ну, просто полная беда с арифметикой у сочинителей таких небылиц!

Опять же возникает простой и наивный вопрос: а где они все захоронены, невинно убиенные страдальцы за языческую свою веру?

Всем известно, что археологи за последние сотню лет чего только не раскопали: и курганы, и кострища. Ведь язычники имели обычай сжигать своих покойников, однако даже такие останки сохранились. Косточки остались, а рядом с ними – и оружие, и доспехи, и даже кони, а то и жены (был у язычников такой обычай – вместе с покойником на тот свет жену его отправлять, чтоб ему не скучно было. Интересно, почему про это молчат поклонники и поклонницы "родной веры"?).

Но вот беда -  никаких массовых кострищ или курганов, с сотнями убиенных – нету. От слова совсем. Плохо искали? А что ж тогда те, кто про «мульёны убиенных» кричит, в поисках не поучаствовали? Лень с дивана слезать?

Ну, хорошо, допустим, что копать землю – это занятие весьма и весьма утомительное, не всем под силу. Но вот в библиотеку сходить или на сайтах исторических документов покопаться ведь вполне возможно, и не прилагая при этом больших физических усилий. По сайтам вообще можно гулять, сидя на диване.

Итак, если нет желания копаться в земле и искать "мульёны невинно убиенных", но ни одним археологом не найденных ревнителей «родной веры», то почему бы не поискать хоть какие-то рассказы про такие невинные жертвы, датированные не ХХ веком, а лет так на 800 хотя бы пораньше?

Опять же, нет таких розысков и соответственно, таких результатов. Ни в одной летописи, ни в одной берестяной грамоте, ни в одном воспоминании заезжего давнишнего иноземца нет никаких жутких рассказов про реки крови от крещения язычников. Нету. Ни разу.  От слова совсем.

Опять же, народная молва ничего про эти ужасы не молвит. А что ж она молвит-то, эта народная молва? Кто там у нас на Руси Крестителем считается? Князь Владимир? И как же его в народе звали? «Красно Солнышко»? Да не может быть! Не могут на Руси «солнышком» именовать жуткого тирана и "погубителя мульёнов невинных" языческих жертв! Не могут, но именуют почему-то...

А что народ в былинах своих поёт?

- «Во стольном городе во Киеве, А у ласкового князя у Владимира»

Или про былинного героя Добрыню Никитича:

«Тогда солнышко Владимир стольно-киевский

А он по три дня да тут былиц кликал,

А былиц кликал да славных рыцарей»

«Тут солнышко Владимир стольно-киевский

Как накинул эту службу да великую

На того Добрыню на Никитича».

Помните, про кого былины из века в век на Руси сказывали? Про Илью Муромца, про Добрыню Никитича да про Алешу Поповича!

Илья Муромец - православный святой, реальный персонаж, Алеша Попович - по имени видно, что он не просто православный, но и сын священника, Добрыня Никитич - тоже сын православного человека.

Если православные захватили Русь насильно, как мне пишут в комментариях, то почему же Русь столько веков воспевает православных воинов, да величает князя Владимира-Крестителя "Красным солнышком"? Или опять у нас "народ не тот"?

Так как же дело было-то с крещением Руси?

А было оно не совсем так, одномоментно, как у нас привыкли считать и отмечать. А было оно растянуто на многие десятилетия и даже века.

По преданию, в начале І века н.э. восточных славян посетил и положил здесь начала христианства святой апостол Андрей Первозванный. Для своей боготворческой деятельности он, по жребию апостолов в Иерусалиме, получил Скифию - территорию к северу от Черного моря и до Балтики. Придя в Херсонес, апостол Андрей основал здесь первую христианскую общину и построил храм.

По свидетельству древнегреческих летописей, из Херсонеса апостол Андрей пришел к устью Днепра и поднялся в Среднее Приднепровье. У подножия Киевских гор, где было тогда несколько поселений полян, он пророчески сказал своим ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет град великий..." "И взойдя на горы эти - повествует летописец, - он благословил их и поставил здесь крест... и, сойдя с горы этой, где впоследствии возник Киев, отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где ныне Новгород, и увидел живших там людей..."

Как свидетельствуют новейшие исторические исследования, из Новгорода по реке Волхов апостол Андрей доплыл до Ладожского озера, а потом до Валаама. Он благословил там горы каменным крестом и обратил в истинную веру обитавших на острове язычников. Об этом упоминается в древнейшей рукописи "Отповедь", хранившейся в библиотеке Валаамского монастыря, и в другом памятнике древности "Вселетник" киевского митрополита Илариона (1051 г.).

Продолжателем благовестнических трудов апостола Андрея в Причерноморье был священномученик Климент, епископ Римский. Сосланный римским императором Трояном в Херсонес, он в течение трех лет (99-101) духовно окормлял здесь более двух тысяч крымских христиан. Проповедническую деятельность проводил и святитель Иоанн Златоуст, отбывавший ссылку в одном из городов Абхазии в V веке. Вся их деятельность служила постепенному распространению православия по Крыму, Кавказу и всему Причерноморью.

Согласно греческим источникам, первыми крестились в древней Руси и приняли православие в 867 г. киевские князья Аскольд и Дир. Они пришли в Киев с боевыми дружинами в середине IХ в. с севера, где племена славян (словене и кривичи совместно с финскими племенами) чудью и весью создали прочное государственное образование с центром в городе Ладоге, расположенном в устье реки Волхов, впадающей в Ладожское озеро. 

Крещение киевских князей описывается следующим образом. По свидетельству Константинопольского патриарха Фотия, в июне 860 г. двести русских кораблей, предводимых Аскольдом и Диром, напали на Константинополь, который "едва не был поднят на копьё", и что "руссам легко было взять его, а жителям невозможно защищать". Но произошло невероятное: нападавшие неожиданно стали удаляться, город был спасен от разорения. Причиной отступления была внезапно поднявшаяся буря, которая разметала атакующий флот. Это стихийное лихо было воспринято руссами как проявление божественной христианской силы, что породило желание приобщиться к православной вере.

После происшедшего Византийский император Македонянин заключил с руссами мирный договор и "устроил так, что они приняли епископа Михаила, который был направлен на Русь Константинопольским патриархом Фотием для распространения православной веры". 

Патриарх Фотий по этому поводу писал: "А в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей, вместо грабления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго".

Так совершилось первое массовое крещение на Руси. Первый общерусский князь - христианин Аскольд получил имя Николай, на честь святителя Николая чудотворца. В 867 году на Руси появилась первая христианская община, возглавляемая епископом (за 120 лет до официальной даты Крещения Руси).

Распространение христианства на Руси уже в IX в. подтверждено и арабскими источниками. В "Книге путей и стран" выдающегося географа Ибн Хардадвеха со ссылкой на данные 880 годов, сказано: "Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян... Они утверждают, что они христиане..." 

Во второй половине IX в. значительная часть восточных славян (поляне, родимичи, кривичи, северяне, дреговичи, новгородские словене) были объединены под властью князя Олега из Ладоги (княжил около 879 г. - нач. Х века). Он пришел со своей дружиной из Новгорода (новгородцы еще в 862 году, объединив северо-восточные славянские племена, изгнали варягов за море "и не даши им дани, и почаше сами в собе володети", захватил Киев (около 882 года) и убил княживших там Аскольда и Дира. Объединив Новгород с Киевом, князь Олег положил начало Киевской Руси и продолжил освобождение юго-восточных племен от хазарского каганата.

Из летописи известно, что именно при Олеге была создана особая русская епархия в ведении греческого патриарха, и уже вскоре христианское епископство на Руси переросло в митрополию. В конце IX - начале Х вв. Русская епархия уже числится в списках греческих епископий.

Когда в 907 году войско Олега совершило успешный поход на Константинополь, Византия вынуждена была подписать выгодный для Древнерусского государства мирный договор. Согласно летописи, Византийский император пригласил в Константинополь послов Олега, "приставил к ним своих мужей показать им церковную красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства, уча их вере своей и показывая истинную веру". По возвращению послов в Киев население города присягало на верность договору так: язычники принимали клятву у идола Перуна, а христиане - "в церкви святого Илии, что стоит над Ручьем".

В начале Х века киевским князем становится племянник Олега Игорь (княжил нач. Х в. - 945 г.). Борясь за упрочение Черноморского торгового пути, он совершил новые походы на Константинополь в 941 и 944 годах. Летописные источники свидетельствуют, что при Игоре на Руси уже было значительное количество христиан. Так, если в договоре Олега с Византией "христианами" названы только византийцы, то в договоре Игоря русские делятся на два "разряда": те, кто принял крещение, и те, которые не крещены, поклоняются Перуну - "пусть клянутся наши русские христиане по их вере, а нехристиане по закону своему". Сам князь Игорь не сумел преодолеть привязанности к язычеству и договор скрепил по языческому обычаю - клятвой на мечах. В переговорах с греками в 944 году, помимо руссов-язычников, участвовали и руссы-христиане.

Как видим, ещё до официального Крещения Руси веротерпимость была основой её существования.

Заключительная формула договора 944 года гласила: "А иже преступит се от страны нашея ли князь, ли ин кто, ли крещен ли некрещен, да не имут помощи от Бога...", преступивший договор "да будет клят от Бога и от Перуна". 

В 945 году князь Игорь был убит восставшими язычниками в Древлянской земле, и бремя государственного служения возложила на себя вдова Игоря - великая княгиня Ольга (княжила 945 - 969 гг.). Княгиня Ольга - уроженка села Лыбуты Псковской земли, дочь паромщика через реку Великую. Была женщиной умной и замечательной правительницей, достойной продолжательницей дела русских князей, заслужившей признание и любовь народа, назвавшего её мудрой.

Княгиня Ольга была первой из киевских князей, которая приняла православие непосредственно в Константинополе. Согласно летописи, во второй половине 50-х годов Х в. "отправилась Ольга в греческую землю и пришла к Царьграду". Ей в то время должно было быть от 28 до 32 лет. Когда Ольга встретилась с Византийским императором Константином, то он, увидев, "что она очень красива и лицом и разумом", сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей!" Ольга, поняв смысл этого предложения, ответила императору: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести сам, иначе не крещусь". Она была с почестями крещена в столице Византии, в храме святой Софии - главном соборном храме Вселенской церкви того времени. При крещении Ольга получила имя Елены (в честь матери Константина Великого) и благословение на апостольскую миссию в своей стране. 

После крещения император Константин 18 октября 957 г. опять встретился с Ольгой и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". На что она ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". Константин вынужден был ответить: "Перехитрила ты меня, Ольга, - и дал ей многие дары... отпустил её, назвав дочерью".

Императорский титул "дочери", как показывают современные исследования, ставил Русь в самый высокий ранг дипломатической иерархии государств (после самой Византии, разумеется, так как быть с ней равными никто не мог). Титул совпадал с христианским положением Ольги-Елены как крестной дочери Византийского императора.

Ольга уговаривала и сына своего Святослава принять христианство, но он не согласился и остался язычником. После кончины княгини Ольги в 969 г. её сын Святослав (княжил до 972) хотя сам не крестился, но "если кто собирался креститься, то не запрещал". После гибели Святослава в 972 году его сын Ярополк (княжил 972 - 978) также не был крещен, но имел жену христианку. Согласно Иоакимовской и Никоновской летописям, Ярополк "любяше христианы, а ще сам не крестися народа ради, но никому не претяше ", и христианам даде волю велику".

Ну и наконец мы подошли ко времени, когда во главе древнерусской земли встал младший сын Святослава, внук княгини Ольги князь Владимир Святославович (княжил 980 - 1015 гг.).

Владимир завершил в конце Х века разгром хазарского каганата и укрепил части огромного древнерусского государства. Именно при нем Русь достигла того могущества, которое исключало самую возможность её поражения в борьбе с какой-либо силой тогдашнего мира. Арабские источники свидетельствуют о "руссах" конца Х - начала ХI веков: "...У них независимый царь Буладмир (Владимир)... Они люди сильнейшие и очень могучие; они отправляются пешими в далекие страны для набега, плавают также на судах по Хазарскому (Каспийскому) морю...и плавают к Константинополю по Понтийскому (Черному) морю... Их храбрость и могущество известны, ибо один из них равен некоторому числу людей из другого народа..."

Первые годы своего княжения Владимир был язычником, хотя его мать Милуша была православной веры, приняв крещение вместе с Ольгой. Но укрепляя государственность, князь решил укрепить и духовную основу страны. Так как формы славянского язычества пришли в противоречие с крепнувшей государственностью, он стал думать о другой, лучшей вере.

По сообщению летописи, Владимир в 986 году обращается к "изучению" основных религий Европы и Западной Азии, ставя цель "избрать" наиболее соответствующую духовным устремлениям своей страны. Узнав об этом, "пришли болгары (волжские) магометанской веры... потом пришли иноземцы из Рима,.. хазарские евреи, затем пришли греки к Владимиру", и все проповедовали свою религию". Владимиру более всего понравились проповеди греческого посланника, который изложил историю Православия и его сущность. Всем остальным проповедникам был дан решительный отказ. В том числе - "иноземцам из Рима". На их предложение принять католичество, Владимир ответил: "Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого".

В 987 году Владимир собрал бояр и советчиков для обсуждения разных вер. По их совету князь отправил десять "мужей добрых и смысленных" во многие страны Европы для изучения вер. Когда они прибыли в Константинополь, то императоры Василий и Константин (они правили вместе) и Константинопольский патриарх, зная о важности этого посольства, с большим уважением отнеслись к русским. Сам патриарх в присутствии киевских послов с большой торжественностью отслужил Божественную литургию в Софийском соборе. Великолепие храма, патриаршая служба, величественное пение окончательно убедило киевских посланников в превосходстве греческой веры.

Вернувшись в Киев, докладывали князю: "Не знали, на небе или а земле мы; ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать тебе об этом; знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Бояре к этому добавили: "Если бы нехорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех человеков".

После такого детального изучения вер было принято историческое решение об отказе от язычества и принятии греческого православия.

Летом 988 года Владимир Святославович крестился в Херсонесе. При крещении был наречен Василием в честь святителя Василия Великого. Вместе с князем крестилась и его дружина.

Херсонес. Купель, в которой крестили князя Владимира. 

(На меня эта купель сначала не произвела никакого особенного впечатления, но после того, как моего полуторагодовалого внука было невозможно увести с этого места, и он, вцепившись двумя ручонками за решетчатое обрамление, ходил и ходил вокруг этой купели, я поняла, какое святое это место. "Будьте как дети"... Вот уж воистину). 

После того, как состоялось крещение, отмечается в древнерусской летописи, князь Владимир "взял сосуды церковные и иконы на благословения себе" и в сопровождении дружины, бояр и духовенства направился в Киев. Сюда же прибыли посланные из Византии митрополит Михаил и шесть епископов.

По возвращении в Киев Владимир прежде всего крестил двенадцать своих сыновей в источнике, получившем название Крещатика. Одновременно с ними крестились и бояре.

Массовое крещение киевлян Владимир назначил на 1 августа 988 года. По городу был оглашен указ: "Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - противен мне да будет!"

О! Вот оно - насилие- наконец сыскалось!

"Услышав это, - отмечает летописец, - с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не добро это было (то есть крещение и вера), то не принял бы этого наш князь и бояре". К тому месту, где река Почайна впадает в Днепр, стеклось "людей без числа". Вошли в воду и стояли один по шею, другие до груди, некоторые держали младенцев, а крещеные и учившие новопосвящаемых бродили между ними. Так свершился небывалый, единственный в своем роде на Руси всеобщий акт крещения. Священники читали молитвы и крестили в водах Днепра и Почайны бесчисленное множество киевлян.

Пантеон языческих кумиров на княжеском дворе был снесен с лица земли. Здесь надо отметить, что образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений.

Христианская вера стала быстро распространяться по всей Руси. Вначале - в городах вокруг Киева: Переяславле, Чернигове, Белгороде, Владимире, по Десне, Востри, Трубеже, по Суле и Стугане. "И наче ставити по градам церкви, - говорится в летописи, - и попы, и люди на крещение приводити по всем градам и селам". Князь Владимир сам принимал деятельное участие в распространении православья. Он приказал "рубить", то есть строить деревянные церкви особенно на известных людям местах. Так, деревянная церковь святого Василия Великого была поставлена на холме, где недавно стоял Перун.

В 989 году Владимир начал строить первую величественную каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.  В конце Х - начале ХI вв. эта церковь стала духовным центром Киева и всей новопросвещенной Руси. В этот храм Владимир перенес и прах своей бабки - равноапостольной княгини Ольги.

Распространение христианства шло мирно, сопротивление было оказано лишь в Новгороде и Ростове в лице активных волхвов. Но в 990 году в Новгород прибыл митрополит Михаил с епископами в сопровождении Добрыни, дяди Владимира. Добрыня сокрушил идола Перуна (им же самим ранее и поставленного) и сбросил его в реку Волхов, где собрался народ для крещения. Затем митрополит и епископы отправились в Ростов, где также осуществили крещение, назначили пресвитеров и воздвигли храм. Быстрота, с которой было сломлено сопротивление активных язычников -волхвов, свидетельствует о том, что, несмотря на всю приверженность к древним обычаям, русский народ не поддержал волхвов, а пошел за новой, христианской верой.

Ну про то, что волхвов на Руси были миллионы, мы с вами даже фантазировать не будем. А вот прекращение на Руси со становлением христианства обычаев жертвоприношения, включая человеческие жертвоприношения,- исторический факт. 

Князь Владимир личным примером содействовал окончательному утверждению на Руси моногамного брака. Он создал Церковный устав. При нем стали действовать княжеский и церковный суды (от архиерея до низкого служителя судил церковный суд, но и некоторые гражданские люди подлежали церковному суду за совершение безнравственных поступков). При Владимире были заложены основы народного образования, стали основываться школы для обучения детей грамоте. Летопись сообщает, что Владимир "посылал... собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Шла подготовка и священнослужителей. Был организован перевод богослужебных и святоотеческих книг с греческого на славянский и их размножение. Уже к середине ХI века был создан поистине великий образец христианской литературы "Слово о законе и Благодати" митрополита Киевского Илариона - древнейшее из дошедших до нас творений отечественной письменности. Отмечается небывалый рост грамотности, особенно городского населения.
При этом среди многочисленных берестяных грамот, найденных историками, есть грамоты с молитвами, с изложением православного богослужения, а вот грамот с изложением служения Перуну и прочим языческим богам - нет. Ведь если православная вера насаждалась насильно, то хотя бы бытовое сопротивление её внедрению в виде служб "родовым богам" обязательно должно было присутствовать. 

Как тут не вспомнить, что весь период большевистских гонений на православную веру и священство был сопряжен с многочисленными примерами подвижничества простых людей, хранивших иконы и богослужебные книги, хотя это могло стоить им жизни.

Так что не было никакого насилия при крещении Руси, как бы того не хотелось современным богоборцам!

Про иные фейки, активно внедряемые в массы для борьбы с Православием, мы поговорим дальше. Постараюсь на каникулах, к Рождеству Христову,  это сделать.

Использованы источники:

https://ruskline.ru/analitika/2008/07/28/krewenie_rusi

http://hram-troicy.prihod.ru/a...

https://lektsia.com/1x1098.htm...

ПРАВИЛА МОЕГО БЛОГА:

Не допускается брань, нецензурная брань, в том числе в завуалированной форме.

Не допускается хула и клевета на православную веру, на Бога и на святых, на Русскую православную церковь.

Бандитское «единство» Запада: мифы и реальность

Знаете почему могучий (без преувеличения даже сейчас ещё могучий, не говоря уже о 2014, 2008 или тем более 2004 годах) Запад ничего не может сделать России? Почему Москва не боится объед...

США снимают ограничения, а Россия их вводит
  • vem
  • Вчера 10:16
  • В топе

США вывели российские удобрения из под санкций - дефицит, однако, (  https://www.gazeta.ru/business/2022/03/31/14684869.shtml) а Россия напротив - продлила сроки их квотированияРос...

Мы сделали невероятное!

Друзья, всего за сутки сбор средств для оборудования госпиталей Донецка был завершен. Мы все (не только я и не только на Конте, особенное спасибо Юлии Витязевой) смогли собрать намного больше, чем тре...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Слава Богу за все! :thumbsup: Массовое крещение киевлян Владимир назначил на 1 августа 988 года. "..отмечает летописец, - с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не добро это было (то есть крещение и вера), то не принял бы этого наш князь и бояре".)))
  • Хорошая статья, правильная! Крещение позволило нам буквально впрыгнуть в мировую культуру и цивилизацию. Кроме того, именно крещение дало возможность реального объединения разных по вере племен на гигантских просторах Средне-Русской возвышенности в единое государство, которое не удалось сломить и сломать никому в течение более тысячи (!) лет! Европке не удалось, арабам не удалось, монголам не удалось, а нам выстоять в вере нашей православной удалось! Ведь до крещения две деревеньки на разных берегах одной речушки верили разным богам: в одной Велесу, в другой Мокоши - условно, конечно! Уж какое тут единство? Так и дебильные родноверы не более моего знают про те стародавние времена, с письмом у язычников туговато было, это следом уже опять же по монастырям свет ученый теплился...
  • Я согласен, практически по всей восточной Европе крещение происходило медленно, задолго до официального крещения. Например, Иштван Святой, как его зовут венгры был далеко не первым Арпадом - католиком - просто первым, при ком христианство стало существовать не наряду с язычеством, а вместо него, по крайней мере де юре. Опять же в Литве - официальное крещение было в 14 веке, при Ягайло, но и все его предшественники были крещеными ( хотя подчас и вели себя так, словно это не так, но тем не менее). Что касается насилия, то насилия было много только там, где крещение сопровождалось завоеванием. В частности, на некоторых тихоокеанских островах в итоге не осталось мужского населения - только женщины и дети, которых родились у них после визитов на эти земли моряков, католических священников и их вооруженных спутников. Если же новую веру насаждали свои же племенные князья, то у них не было ни желания ни возможности делать это путем геноцида и это факт, многократно подтвержденный на истории разных народов. Однако, миф о "кровавом крещении " слишком выгоден, чтобы его оставили из за таких пустяков как факты, в этом и проблема
  • Есть выражение: "Чего орёшь, как оглашенный?" "В первые века христианства «оглашенными» звали людей, собиравшихся принять крещение ." Этим всё сказано.