О чём вопили оглашенные?

41 2387

Богоборствующая публика нередко в своих многомудрых умствованиях демонстрирует дремучее невежество.

Одним из примеров такого невежественного умствования явился диалог в комментариях, когда один из моих оппонентов, пытаясь меня уязвить, написал в качестве "доказательства" насильственной христианизации, что, мол, в народе о том сохранилось предание в виде выражения "вопит как оглашенный", что есть явное свидетельство того, как людей тащили в храм помимо их воли.

Я тогда кратко ответила, что оглашенные, то есть некрещенные пока, но готовящиеся ко крещению, вопили не тогда, когда их в храм "тащили", а тогда, когда их из храма изгоняли.

Мой оппонент, не будучи готовым к доказательной полемике и понимая, что его "бла-бла" со мной не проходит, гордо удалился из ветки. Однако необходимость освещения вопроса про оглашенных, на мой взгляд, осталась. О чём и расскажу кратко.

Итак, кто такие оглашенные?

Слово «оглашенный» на церковнославянском языке обозначает людей, проходящих катехизацию (оглашение по греческой терминологии), то есть готовящихся принять таинство крещения и стать членом Церкви. Беседы с людьми, желающими принять крещение в православной вере, до сих пор именуют огласительными. Правда, все те строгости в отношении оглашенных, которые практиковались в древней Церкви, сейчас уже не практикуются, хотя в литургической службе остаются такие её части как "литургия оглашенных" и "литургия верных". 

Традиция оглашения восходит к первым векам христианства, когда верующие проходили длительный процесс катехизации перед принятием таинства Крещения.

Согласно этой традиции, человек, который уверовал в Господа Иисуса Христа, не мог сразу войти в тело Церкви. Три года он изучал основы веры, мог посещать часть службы. После слов, которые звучат и сегодня: «Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся», должен был покинуть храм. Срок оглашения сокращали для благочестивых или же, наоборот, его могли продлить, если считали, что человек недостоин Крещения по какой-либо причине. Первое подробное описания порядка оглашения содержит «Апостольское предание» III века.

Что означает "кричит, как оглашенный"?

Оглашаемые делились на три основных класса, которые обозначали степень их готовности к принятию крещения. Первый класс назывался «слушающие». Это были те, кто недавно заявил о своем желании принять крещение. Они имели право входить в храм, чтобы слушать Писание и поучения священников. Дальше шли «припадающие» или «преклоняющие колени». Они уже могли присутствовать на предназначенной для них части литургии, которая и в наши дни носит название «литургии оглашенных». До сих пор эта часть богослужения завершается возгласом: «Оглашенные изыдите!», после которого оглашенные выходили из храма. Причем, покинуть храм оглашенным надо было достаточно быстро, что вызывало некоторую панику и шум.

Третий класс составляли «крещаемые» или «просвещаемые». К ним относились те, кто уже были готовы к принятию крещения и непосредственно ждали этого события.

Впрочем, все выше сказанное не вполне  объясняет, откуда же возникло выражение «кричать, как оглашенный». А дело в том, что существовал еще и четвертый класс оглашенных. Это были те, кто во время своей подготовки совершил тяжкий грех. Таким оступившимся людям нужно было начинать весь путь подготовки вновь. Сначала они даже не имели права входить в храм и стояли у входа (в притворе храма) вместе с отлученными христианами. Эти люди должны были громко, во всеуслышание исповедовать свой грех, каяться и посыпать голову пеплом (пылью). Вот такое их поведение и породило выражение «кричать, как оглашенный».

Итак, оглашенные кричали совсем не потому, что не хотели быть христианами или противились крещению. Напротив, они свои крики возносили из-за ревностного стремления таковыми стать, а также и из-за нежелания покидать храм или неумения вести себя в храме во время службы, ради чего и практиковалась длительная их катехизация, то есть подготовка не только к крещению, но и к тому, что составляет основы христианской веры и христианских богослужений.

В современной практике огласительные беседы не растягиваются на столь длительный срок, а на литургии могут присутствовать в течение всей службы не только оглашенные, но и просто посторонние для Церкви люди.

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • К сожалению это мало кто знает.
  • Абсолютно все , кто нападает на Церковь, тем , или иным образом демонстрируют свое невежество . Я в этом много раз убеждалась по своему личному опыту .
  • Спасибо за статью! :pray:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Спасибо. Не знал.