Полковые храмы Санкт-Петербурга

49 7561

Христианство изначально чтило воинов, защищающих Веру и Отечество, а также и память о воинах, павших на поле брани.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13.)

Все домыслы о том, что христианство требует покорности и «подставления левой щеки», опровергают слова святителя Афанасия Великого: «Непозволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно» (Послание к Аммуну. Правило 1)

По слову равноапостольного Кирилла: «когда эта злоба наших врагов простирается по отношению лично ко мне, я призван Христом терпеть и смиряться. Но если вы прострёте вашу саблю, ваш вражеский меч на ближних наших, то всякий из нас и жизнь свою положит за народ свой, за други своя, за Церковь, за Веру, за царя - как за образ Царя Небесного - Христа».

Церковь считает войну неизбежным в этом мире злом, которое часто спасает нас от еще большего зла. Но она не считает войну самым большим злом в мире, как это делают пацифисты и некоторые сектанты.

Русская армия в императорской России сражалась «За веру, Царя и Отечество» и называлась «Христолюбивым воинством». Богослужение всегда сопровождало воинскую жизнь. Во всех полках, крепостях, военно-учебных заведениях и на кораблях действовали храмы.

Почти каждый полк Русской армии до революции имел свою походную церковь. Она представляла обычную походную палатку со складным иконостасом, престолом, антиминсом и обязательной иконой - покровительницей полка.

Зачастую полк получал название от наименования иконы-заступницы (например Преображенский полк).

В 40-х годах 18 века в армии уже были первые деревянные церкви. Первая деревянная церковь была построена в 1748 году по Высочайшему повелению для гвардейского Семеновского полка недалеко от его казармы. Это стало возможным благодаря выделению участков для постоянного размещения войсковых частей на окраинах городов. На этих землях возводились казармы, храмы, жилые дома, хозяйственные постройки.

Постройка храмов войсковых частей, согласно имевшейся инструкции, возлагалась на состоявшую при Военном Совете комиссию по постройке казарм.

Во исполнение предложений комиссии по всей Российской армии развернулось церковное строительство. Для этих целей в 1901 году в военном ведомстве было отпущено 200 тысяч рублей, в 1902-1903 годах, по 450 тысяч.

В результате этого в Российской армии в начале 20-го столетия, за несколько лет появилось столько войсковых храмов, сколько не было построено за два предыдущие столетия.

Говоря о полковом или гарнизонном храме как о центре духовного воспитания и религиозного образования военнослужащих, необходимо отметить, что в церквах хранились не только духовные реликвии верующих, но и боевые знамена прославленных частей, оружие и доспехи прославленных военачальников.

В церкви Морского кадетского корпуса на специальных мраморных досках черного и серого цвета были выбиты имена выпускников корпуса, погибших в боях (черные доски) и кораблекрушениях (серые доски), своими подвигами прославившие Родину и Военно-Морской Флот.

Естественно кадеты, обучающиеся в корпусе, посещая корпусную церковь и читая имена погибших старших товарищей, проникались торжественным чувством - чувством гордости за принадлежность к славной когорте российских военных моряков, рыцарей долга и чести, славных сынов своей любимой Отчизны.

Особенно сложно было организовать церковное богослужение непосредственно на передовой линии фронта, в этом случае богослужение совершалось священником под открытым небом.

Вот как описывает подобное богослужение во время русско-японской войны 16 июля 1905 года полковой священник протоиерей Митрофан Сребрянский:

"В 7 вечера я предложил отслужить для полка обедницу, так как завтра в 4 часа утра выступление, предложение всеми принято с большой радостью. Поставили на поле стол, икону, Евангелие и крест, зажгли свечу...

Собрались эскадроны, генерал и все офицеры, и при мерцании звезд мы начали богослужение. Прежде всего, я сказал небольшое поучение на Евангелие об укрощении Господом бури на море, увещевая солдат веровать, что Господь и среди военных бурь и сражений и походных трудов с нами; только надо крепко верить и усердно молиться Ему...

Пели все солдаты... так было умилительно и внушительно это ночное служение, что слезы сами просились на глаза... пропели царское многолетие, шефу, 51-му полку и всей 2-й бригаде; я обошел ряды воинов, благословляя их крестом и на ходу ободряя словами... а налево от нас ясно слышна канонада. Очевидно, в горах идет сражение; ночью из Янтая туда ушло три тысячи человек пехоты! Кончилась служба, все были довольны". (М. Сребрянский. Дневник полкового священника служащего на Дальнем Востоке. М.1996. с.51).

Среди направлений функционирования полковых церквей особое место отводилось духовно-просветительской деятельности. Необходимость ее проведения вызывалась, прежде всего, недостаточной общей грамотностью солдат молодого пополнения. При гарнизонных храмах во многих войсковых частях открывались и функционировали церковно-приходские школы.

Полковыми священниками организовывались воскресные школы для нижних чинов, школы для бедных уличных детей, женские школы. Таким образом, церковные школы при воинских храмах выступали своеобразными центрами религиозно-нравственного просвещения и преподавания основ нравственности и начал общей культуры по всей России.

Дело в том, что со времени появления в России регулярной армии при Петре I каждое воинское подразделение обязано было иметь свою церковь. Первоначально это были походные церкви-палатки либо церкви, устраивавшиеся непосредственно в одном из казарменных помещений.

Однако впоследствии для них стали возводиться отдельные церковные здания. 

В качестве одного из первых и наиболее характерных примеров такого рода можно назвать  Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге.

Выстроенный в 1743-1754 годах по указу императрицы Елизаветы Петровны в память о ее восшествии на престол, храм этот, согласно Указу императора Павла I от 12 ноября 1796 года, был наименован Собором всей Гвардии.

Практически полностью уничтоженный страшным пожаром, случившимся 8 августа 1825 года, он был восстановлен (а фактически выстроен заново) по проекту архитектора В.П. Стасова и освящен 5 августа 1829 года. При этом составленный В.П.Стасовым проект воссоздания Преображенского собора уже изначально предусматривал размещение в его интерьере мемориальных досок, различных реликвий, памятных предметов, боевых наград и военных трофеев, что определялось статусом собора как главного храма всей российской Гвардии.

И практически сразу же в восстановленный храм поступили трофеи русско-турецкой войны 1828-1829 годов, победоносное окончание которой совпало с торжеством его освящения. Впоследствии сюда же поступали многочисленные реликвии военного характера, а также памятные предметы, связанные с историей Преображенского гвардейского полка.

Так, здесь хранились девять знамен лейб-гвардии Преображенского полка и три знамени лейб-гвардии Преображенского резервного полка, многочисленные трофеи, взятые у неприятеля (в том числе и в ходе войны с Турцией): 488 знамен, 16 флагов, 10 бунчуков, одна булава, два жезла, 12 замков и 65 ключей от крепостей.

В особых шкафах-витринах размещались парадные мундиры императоров Александра I, Николая I и Александра III, Великого князя Михаила Павловича, а также мундир и сабля императора Александра II с памятной надписью: «Сабля, в злосчастный день 1 марта 1881 года обагренная мученической кровью в Бозе почившего Государя….».

Здесь же хранились: образ Преображения Господня, подаренный собору командиром лейб-гвардии Преображенского полка Великим князем Константином Константиновичем Романовым, икона Божией Матери, торжественно врученная фельдмаршалу М.И.Кутузову гражданами города Курска в день битвы за Малоярославец – 25 октября 1812 года, серебряный кубок, поднесенный графу Остерману-Толстому в память о сражении под Кульмом 1813 года (в котором граф потерял руку) с выгравированными на нем фамилиями полковых командиров – участников битвы, а на видном месте размещалась большая бронзовая вызолоченная доска с именами штаб-офицеров и обер-офицеров Преображенского полка, павших в боях за Отчизну, начиная с 1702 года и заканчивая сражениями русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Сооруженная в 1830-1833 года по проекту В.П.Стасова ограда собора состояла из трофейных турецких пушек, поставленных вертикально и соединенных цепями; еще двенадцать пушек, отбитых в 1831 году у польских повстанцев, были размещены на лафетах около собора.

К этому необходимо также добавить, что лепные украшения фасадов храма, выполненные выдающимся скульптором П.К.Клодтом, представляли собой, наряду с изображениями священных предметов и символов, своеобразные панно, составленные из воинских доспехов и различных видов оружия.

Собор никогда не закрывался, хотя после революции многие воинские реликвии полка, хранившиеся в нём, были изъяты и помещены в музеи.

Отечественная война 1812 года открыла новую страницу в истории полковых храмов. Именно после нее в России начинается процесс самого активного возведения полковых церквей наряду с наделением их мемориальной функцией, призванной увековечить память о славном боевом прошлом того воинского подразделения, к которому данный храм относился.

И хотя первоначально многие полковые храмы строились не в память о каких-либо выдающихся событиях отечественной истории, а из чисто практических потребностей – для духовного окормления военнослужащих той или иной части, впоследствии они, будучи теснейшим образом связаны с жизнью данного воинского соединения, приобретали мемориальное значение и становились подлинными средоточиями и хранилищами исторической памяти.

При этом многообразие средств мемориальной культуры, посредством которых отображался памятный характер этих храмов, роднит их с возникающим в описываемое время новым типом мемориальной церковной постройки – «храмом-памятником».

Мемориальная функция полковых церквей отображается также в выборе сюжетов их настенных росписей, в посвятительных надписях, в подборе икон в их иконостасах и пристенных киотах, в самом характере их внутреннего и внешнего убранства.

Помимо этого, полковые храмы становятся местом хранения различных памятных предметов, реликвий, военных трофеев, имеющих отношение к истории полка и формирующих подобие музейной экспозиции.

Так, сюда помещаются полковые знамена и штандарты, парадные мундиры Высочайших шефов полка – императоров и великих князей, наградное оружие, ордена, медали и памятные знаки, боевые трофеи, взятые у неприятеля в ходе победоносных военных операций – ключи и замки от покоренных городов и крепостей, знамена, жезлы, а также иконы и утварь из походных церквей, сопровождавших полк во время тех или иных военных кампаний.

Все это сообщает полковым храмам характер полковых музеев, что позволяет рассматривать их не просто как храмы-памятники, но и как храмы-музеи.

При этом часто музейная функция той или иной полковой церкви формируется постепенно, на протяжении десятилетий, по мере поступления памятных вещей и военных трофеев. Однако нередки случаи, когда эта функция бывает предусмотрена уже самим проектом строящегося полкового храма.

 Примечательно, что иногда эта функция мыслилась шире, чем отображение истории только того подразделения, к которому данный храм относился.

Так, в приделе церкви во имя святых праведных Захарии и Елисаветы (I век, память 5/18 сентября) лейб-гвардии Кавалергардского полка в Санкт-Петербурге хранился иконостас и несколько образов из походной церкви царя Иоанна Грозного, бывшей под Казанью в 1552 году (в 1844 году переданы в Оружейную палату Московского Кремля)


Захарьевская улица, 22

В 1802 году Кавалергардскому полку передали здания Запасного двора Придворного ведомства. Церковь для служащих, возведённая из камня в 1753 году на месте прежней деревянной, стала полковой.

В 1897-1899 годах по проекту архитектора Л.Н. Бенуа была проведена капитальная перестройка церкви в стиле елизаветенского барокко. От старого здания остались одни стены, изменен был даже план, который приобрел форму греческого креста.

По решению Ленсовета в 1935 году была закрыта, позже переделана под спортзал, в 1948 году полностью снесена. На ее месте возведен корпус Военного инженерно-технического университета.

Особо следует отметить почти повсеместное наличие в полковых храмах мемориальных досок с именами офицеров (а иногда и нижних чинов полка), отдавших свои жизни в боях с неприятелем, а также героев и участников тех или иных сражений и военных операций.

Основанием для этого послужил вышедший в 1848 году Высочайший Указ, который, в частности, гласил: «… Поставить (во всех полковых церквах)… бронзовые доски, на которых вырезать имена офицеров, служащих в полку и убитых в сражениях противу неприятеля и погибших от ран».

Начиная приблизительно с середины XIX столетия и в последующее время в полковых храмах, а также на прилегающей к ним территории осуществляются захоронения наиболее выдающихся военачальников и офицеров полка, а также создаются братские могилы нижних чинов и рядового состава.

Храм-памятник обретает при этом значение храма-усыпальницы, где покоятся останки героев минувших войн. 

Для Измайловского полка в Петербурге архитектором Стасовым В.П. был построен Свято-Троицкий Измайловский собор (1828-1835).

Полк особо отличился в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, и на стенах собора были укреплены трофейные турецкие знамена и ключи от взятых городов, а на мраморных досках выбиты имена павших офицеров. 

В 1886 году около собора был открыт памятник в виде колонны из 108 турецких пушек с фигурой Славы на вершине. На пьедестале помещены мемориальные доски с перечнем сражений и полков, участвовавших в войне.

В 1938 году собор был закрыт. Рассматривались проекты его сноса, но так и не были реализованы. В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, но позже было отреставрировано и в нём разместилось овощехранилище.

Не о нем ли сказал поэт: "в душе так пусто, как в соборе, когда в нем овощи хранят..."

Собор вернули верующим в 1990 году.

Было в Санкт-Петербурге еще несколько полковых храмов:

В период с 1837 года по 1842 год, напротив Витебского вокзала архитектор К.А. Тон возвёл каменный пятиглавый Введенский храм в византийском стиле, вместо старой деревянной полковой церкви Семёновского полка, возведёной ещё во времена Елизаветы Петровны.

В 1932 году по решению Леноблисполкома собор был закрыт, а спустя год, несмотря на то, что являлся памятником архитектуры, был снесён.

В настоящее время в сквере на месте собора возвышается памятный знак, установленный в 2003 году.

В день поминовения мученика Мирония в 1813 году во время войны с французами лейб-гвардии Егерский полк отличился в сражении под Кульмом, желая оставить в памяти егерей этот день, император Николай I повелел считать этот день полковым праздником, а в расположении полка возвести церковь.

Проект храма принадлежал зодчему К.А. Тону, работы по строительству велись с 1849 года по 1855 год.

Церковь закрыта в марте 1930 года, в ней оборудовали картофелехранилище. Весной 1934 года храм был взорван. Сейчас на этом месте – пустырь, занятый временными постройками авторемонтной мастерской.(наб. Обводного канала, 99).

Церковь Михаила Архангела (Архистратига Михаила) лейб-гвардии Московского полка

В 1906 году большая красивая пятиглавая церковь в русском стиле с шатровой колокольней по проекту архитектора А.Г. Успенского была выстроена для лейб-гвардии Московского полка.

В 1915 году к храму с правой стороны была пристроена усыпальница для погибших в первую мировую войну солдат и офицеров полка.

В 1918 году церковь стала приходской, а в ноябре 1923 года была закрыта. В 1924 году здание церкви было приспособлено под клуб, а через несколько лет капитально переделано в столовую. В настоящее время на этом месте находится бизнес-центр.

Храм Спаса Преображения лейб-гвардии Гренадерского полка

Преображенская церковь, возведена в русско-византийском стиле с 1840 года по 1845 год по проекту архитектора К.А. Тона, единственная из шести храмов, построенных им в Петербурге, так или иначе сохранившаяся до наши дней.

Церковь была закрыта в 1923 году. По свидетельствам современников, после закрытия церкви она стала местом обитания беспризорников.

В 1930 году здание церкви было переделано под лабораторию электрофизической акустики ЛЭТИ; купола храма снесены, иконостас уничтожен, росписи закрашены, останки погибших офицеров были выброшены, а на месте их захоронения устроен бассейн для опытов.

В годы Великой Отечественной войны в здании располагался штаб командующего Балтийским военно-морским флотом адмирала В.Ф. Трибуца.

С 2006 года здание передано Санкт-Петербургской епархии, но в настоящее время внутренняя планировка не имеет ничего общего с церковной.


Церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского в казармах лейб-гвардии Павловского полка, Марсово поле, 1

При строительстве казарм Павловского полка, архитектор В.П. Стасов разместил во втором этаже домовую церковь, освящённую в 1820 году во имя князя Александра Невского.

В 1918 году церковь была закрыта, а после того, как в 1929 году в казармах разместилось  Ленэнерго, церковный зал был перестроен архитектором О.Р. Мунцем под клуб. Иконостас и росписи были уничтожены, отделка помещения значительно изменена. В алтарной части расположили сцену.

В настоящее время здание Павловских казарм пустует. Попытка создания в нем гостиницы не увенчалась ничем, кроме разрушения всего, что было внутри его стен...


Церковь Спиридона Тримифунтского при казармах лейб-гвардии Финляндского полка  - Большой проспект В.О, 65

В 1820 году архитектор А.Е. Штауберт построил госпиталь лейб-гвардии Финляндского полка, где во втором этаже была освящена полковая церковь, перенесённая сюда из казарм. Её интерьер был украшен коринфскими пилястрами и росписью под лепку.

В 1919 году церковь была закрыта. Ампирный иконостас вывезли в Музей отжившего культа, а остальное убранство - в Смоленскую кладбищенскую церковь. В настоящее время в помещении церкви расположен концертный зал Дом молодежи Василеостровского района.

Церковь во имя святого преподобного Сергия Радонежского лейб-гвардии 2-го стрелкового Царскосельского полка - г. Пушкин, Фуражный переулок, 4

Церковь, построенная в 1889 году, располагалась в здании, где вместе с ней помещались учебный зал и цейхгауз. Рядом была возведена деревянная звонница. В 1903 году по проекту архитектора А.Г. Успенского возведена высокая каменная колокольня.

В 1921 году церковь была закрыта. В годы Великой Отечественной войны здание церкви было сильно разрушено, остались стены без перекрытий и крыши.

В 1980 году здание поступило на баланс автошколы. Помещение храма подверглось капитальной перестройке. Колокольня была снесена, внутри было сделано двухэтажное перекрытие. Убранство храма уничтожено.

Помимо автошколы, на втором этаже находилось кафе, а в храмовой части - склад.

В 2012 году храм официально возвращён Русской православно церкви. Ведутся реставрационные работы.

Церковь святых Косьмы и Дамиана лейб-гвардии Саперного батальона

Первая церковь, возведенная в 1759 году была деревянной и принадлежала Артиллерийскому батальону. В 1847 году ее передали Саперному батальону. Из-за недостатка средств строительство каменной церкви по проекту архитектора М.Е. Месмахера началось лишь в 1876 году; освящение состоялось в 1879 году.

Церковь была облицована белым и отделана красным кирпичом. Спустя десять лет при ремонте базилика была увенчана невысоким куполом.

В 1933 году церковь была закрыта и передана под библиотеку. Разобрана в конце 1940-х годов при постройке шахты станции метро. Ныне на месте церкви находится здание школы № 183.

Собор преподобного Сергия Радонежского всей артиллерии

В состав гвардейских корпусов входили лейб-гвардии артиллерийские бригады и дивизионы, а так же лейб-гвардии конная артиллерия, в Петербурге ранее существовал белоснежный храм Сергия Радонежского с большим куполом и двухъярусной колокольней, портал которого украшал ионический портик с 1832 года являвшийся полковых храмом артиллеристов.

Церковь в 1796-1800 годах перестроил архитектор Ф.И. Демерцов из ранее существовавшего храма работы архитектора И.Я. Шумахера, который на месте деревянной церкви существовавшей с 1731 года построил в 1746 году каменный храм.

В 1932 г. собор был закрыт и разобран. Несущие стены храма были использовании при строительстве административного здания ОГПУ-НКВД.


Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии конного полка - Площадь Труда, 5

Благовещенская церковь трёхпрестольный величественный храм в русско-византийском стиле был построен по проекту архитектора К.А. Тона в 1844-1849 годах.

Архитектурное решение с навершием из пяти шатров было нетипично для своего времени, после постройки церкви возникла мода на многошатровые храмы, его повторения появились во многих городах и весях.

В 1929 году церковь была закрыта и снесена, как якобы мешавшая трамвайному движению. Ныне её место пустует.

При проведении в середине 1990-х годов работ по строительству подземного перехода под площадью были окончательно разрушены фундаменты, пещерный храм и некрополь Благовещенского храма.


Церковь святого мученика Иерофея, епископа афинского, при лейб-гвардии Казачьих частях - Набережная Обводного какала, 37

Разместившиеся в казармах, выстроенных И.Д. Черником и А.П. Гемилианом в 1846–1852 годах на Обводном канале, казаки лейб-гвардии Казачьего и лейб-гвардии Атаманского полков ходили молиться в расположившуюся по соседству Александро-Невскую Лавру. В 1859 году командование задумало создать собственную церковь в память совершеннолетия Цесаревича, расположившуюся в четвёртом этаже Черноморского корпуса и освящённую в 1860 году во имя священномученника Иерофея.

В 1918 году церковь была закрыта. Сейчас в частично пустующих казармах находится картографическая фабрика военно-морского флота.


Софийский (Вознесенский) собор лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка


Софийский собор был построен по проекту архитекторов Ч. Камерона и И.Е.. Старова в 1782-1788 годах в стиле раннего классицизма.

В 1817 году был передан Военному ведомству и обращен в полковую церковь лейб-гвардии Гусарского полка.

В 1933 году собор был закрыт, а здание отдано расквартированной рядом 32-й механизированной бригаде, которая превратила его в склад.

После Великой Отечественной войны территория собора была превращена в свалку, где утилизировались отходы производства.

В 1989 году возвращён верующим. К настоящему времени собору возвращён первоначальный вид.


Для военных моряков в Петербурге был построен Никольский собор .

Крупный православный храм в стиле елизаветинского барокко был построен по проекту архитектора С.И. Чевакинского в 1753 - 1762 года, как морская полковая церковь.

После Октябрьской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941-1999 годах был кафедральным.

В 1907 году в память о моряках, погибших в русско-японской войне 1904-1905 годов, в южной стене собора установлены мраморные доски. Перед храмом установлен гранитный обелиск в память о моряках броненосца "Император Александр III", погибшего в Цусимском сражении 1905 года.

Также со второй половины XIX века возникает традиция сооружения при полковых храмах часовен, скульптурных монументов, колонн, обелисков и других памятников, посвященных героическому прошлому данного воинского соединения.

Так, на площади перед Свято-Троицким собором – полковым храмом лейб-гвардии Измайловского полка – в Санкт-Петербурге в память о событиях русско-турецкой войны 1877-1878 годов в 1886 году был воздвигнут величественный памятник, представляющий собой колонну, составленную из 140 трофейных пушек, отбитых у неприятеля, и увенчанную крылатой фигурой, олицетворяющей Славу (не сохранился).

На его гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечнем наиболее значительных сражений этой войны и тех полков и соединений русской армии, которые в них участвовали.

Памятник воинам-саперам был открыт в 1899 году перед петербургской церковью святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана лейб-гвардии Саперного полка (также не сохранился).

А перед зданием Спиридониевской церкви лейб-гвардии Финляндского полка на Васильевском острове в Санкт-Петербурге в 1903-1904 годах была выстроена часовня – в ознаменование столетия со дня образования данного воинского соединения.

В настоящее время это - часовня во имя свт. Спиридона Тримифунтского.

Подобного рода примеров можно привести еще немало.

Таким образом, можно констатировать, что на протяжении XIX столетия полковые храмы приобретают мемориальный характер и становятся храмами-памятниками русской воинской славы.

Более того, к концу столетия они превращаются в центры возникающих при них храмово-мемориальных комплексов, сочетающих функции собственно храма, полкового музея и усыпальницы (понятно, что сам храм занимает в подобном мемориальном комплексе центральное место, являясь его смысловым и композиционным ядром).

При этом сама мемориальная функция не ограничивается только стенами памятного храма, но, раскрываясь вовне, определяет организацию и художественное оформление всего окружающего пространства, где сооружаются памятные часовни, а также колонны, обелиски, стелы, скульптурные памятники, осуществляются почетные захоронения, организуются музейные экспозиции, выставляются трофейные орудия, создаются садово-парковые ансамбли. Такие мемориальные комплексы появляются в России, начиная со второй половины XIX столетия.

Следует отметить, что традиция наделения мемориальным статусом полковых церквей продолжается и в начале XX столетия. Вынужденно прерванная впоследствии, в настоящее время она возрождается.


Использованы источники:

http://paradisetur.spb.ru/pages/458

http://history-mda.ru/publ/formirovanie-memorialnoy-funktsii-polkovyih-hramov-russkoy-armii-v-xix-stoletii_2789.html

http://suosaari82.livejournal....

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Сегодня 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Обсудить
    • Serhio
    • 14 февраля 2017 г. 12:30
    +++
  • Спасибо!
  • Солидная подборка.... Реконструкция Бородинского Сражения... Память жива!!!
  • Вера возвышала и укрепляла души :"...В 7 вечера я предложил отслужить для полка обедницу, так как завтра в 4 часа утра выступление, предложение всеми принято с большой радостью. Поставили на поле стол, икону, Евангелие и крест, зажгли свечу... Собрались эскадроны, генерал и все офицеры, и при мерцании звезд мы начали богослужение. Прежде всего, я сказал небольшое поучение на Евангелие об укрощении Господом бури на море, увещевая солдат веровать, что Господь и среди военных бурь и сражений и походных трудов с нами; только надо крепко верить и усердно молиться Ему... Пели все солдаты... так было умилительно и внушительно это ночное служение, что слезы сами просились на глаза... пропели царское многолетие, шефу, 51-му полку и всей 2-й бригаде; я обошел ряды воинов, благословляя их крестом и на ходу ободряя .." Как нужны эти слова перед боем! Эта картина так и стоит перед глазами.