• РЕГИСТРАЦИЯ
Прихожанка
31 декабря 2017 г. 19:04 7506 41 144.83

Илья Муромец: святой русский богатырь

Среди святых угодников Божиих, которые все - богатыри духа, есть и такие, которые одновременно являются и богатырями телесно. Одним из таких богатырей был легендарный Илья Муромец.

Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю - 19 декабря ст. ст. / 1 января нв. ст.

Достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца, Печерского, сохранилось до нашего времени крайне мало.

Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова.

С детства и до 33 лет Илья Муромец был парализован из-за поразившей его немощи ног. Годы болезни воспитали в нем великое терпение, смирение, кротость и удивительный по силе характер. Однажды, когда немощный мо́лодец находился один дома, ему явились святые старцы в образе нищих странников, сказавшие: «Поди и принеси нам напиться».

Он встал, принес воды и выпил ее по требованию старцев, получив при этом «силу великую». Вещие старцы предсказали также, что «смерть ему на бою не писана».

Взяв родительское благословение, –

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду во славный стольный Киев-град –

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться* за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую», –

С благословения родителей, собирается Илия в путь, на богатырские подвиги.

Прибыв в Киев, Илия попадает на княжеский пир. Собранные за столом князя Владимира богатыри — не любители повеселиться, но защитники веры Православной и Русской земли от врагов: Илия Муромец — крестьянский сын, Алеша Попович — сын священника из Ростова, Добрыня Никитич — княжеского рода, Ставр — боярин, Иван — купеческий сын. Богатыри, охранявшие границы Руси, в большинстве своем витязи знатного рода. Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям — его дядя, по былинам — племянник. Илия Муромец — единственный из русских богатырей — крестьянин по происхождению.

И именно ему дарована самая большая сила — и духовная, и телесная. Илия — крестьянский сын, а на Руси слово «крестьянин» было тождественно слову «христианин». Поэтому как равного встречают князь и богатыри Илию Муромца и воздают ему честь не по сословию, а по делам и подвигам.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…

Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять».

Русские богатыри, во главе которых встал Илия Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врага. Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».

Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином», «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и разбойники», «Илья Муромец на Соколе-корабле», «Илья Муромец и сын» и др.

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Прп. Илия - не первый и не последний воин, поступивший так. Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преп. Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преп. Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.

Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).

В кратком житии преподобного Илии указано его прозвище — «Чеботок», то есть сапожок. Предание так объясняет это наименование: в монастырь ворвались враги (вероятно, половцы) в тот момент, когда Илия обувался. Илия успел надеть лишь один сапог, а другим ему пришлось обороняться от нападавших. Этим сапогом он разогнал врагов.

Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни.

По кончине своей преподобный Илия был удостоен чести быть погребенным в приделе главного храма Киевской Руси — Софийского собора, служившего тогда великокняжеской усыпальницей. Это одно из убедительных свидетельств того почитания, которым было окружено имя великого воина Русской земли.

Впоследствии гробницу богатыря перенесли в Ближние Антониевы пещеры Киево-Печерской лавры, где они пребывают и поныне. Вместе с ним покоятся в гробницах Киево-Печерской Лавры его братья — богатыри духовные Святой Руси.

В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Исследования проводились 3 года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. 

Результаты исследований поразительны. Определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.

Так что удивительным образом современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения». В советское время считалось, что эти мощи — фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях.

По методу реконструкции антрополога М. М. Герасимова криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет богатыря Илии Муромца.

Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии - кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.

Интересен тот факт, что преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения считают святого богатыря своим небесным покровителем.

В 1998 году на территории Главного штаба Ракетных войск в Подмосковье был построен и освящен храм во имя преподобного вмч. Варвары и прп. Илии Муромца. В алтаре храма находится икона святого с частицей мощей из Киево-Печерской лавры.

В Косово (Сербия) после Балканской войны почти четыре года – с июля 1999-го по июнь 2003-го – был развернут полевой храм преподобного Илии Муромца, который затем вывезли в Чечню, где он находился во Введенском районе, в базовом лагере Воздушно-десантных войск до ноября 2004 года. В полевых условиях Косова и Чечни в этом храме приняло святое крещение большое количество воинов, в том числе и с именем Илия, в память преподобного.

Для укрепления веры и духовной поддержки народу Донбасса и всего Юго-Востока хотим поделиться чудесной историей, свидетелями которой стали десятки паломников в Киево-Печерской Лавре.

По Святой Лавре шла экскурсия паломников, прибывших из разных мест. На подходе к Ближним Антониевым пещерам одна женщина пожилого возраста, попросила проводника: 

- «Подведите меня пожалуйста к мощам Ильи Муромца». 

- «Хорошо», - обещала гид. 

Группа зашла в пещеры. Женщина снова с волнением обратилась к сопровождающей:

«Где мощи Ильи Муромца?» Ее успокоили: 

- «Я вам покажу. Они в конце маршрута»

Люди продвигались по пещерам, прикладывались к мощам, молились. Пенсионерка опять умоляюще обернулась к проводнику: 

- «Вы не забыли, что мне нужно к мощам Ильи Муромца?» Гид успокоила: 

- «Конечно, я помню».

Когда группа, наконец, подошла к раке преподобного, женщина упала на колени перед мощами, начала очень сильно плакать и громко всхлипывать, не в состоянии сдержать своих чувств. Вокруг нее собралось много людей с сочувствием глядящих на распростершуюся у мощей пенсионерку. Она рыдала навзрыд и не могла остановиться. Припадала к раке с мощами и целовала ее. 

Увидев, что ее окружили паломники, она смутилась и сквозь рыдания проговорила: «Люди добрые, я плачу не с горя, а с радости. Я приехала с Донбасса поблагодарить этого великого угодника». 

И поведала, что с ней произошло.

Эта раба Божия была больна редкой и неизлечимой болезнью – сибирской язвой, которая достигла той фазы, когда ткани тела уже начали отделяться от костей. Она днями лежала в своей комнате, не вставая с постели, очень страдала от боли и уже ожидала смерти. Однажды она задремала и увидела странное видение – полусон-полуявь.

Приходит к ней богатырь в древнерусских одеждах, в шлеме и кольчуге. Болящая изумленно наблюдала за ним, поскольку никогда таких людей не видела. А богатырь тем временем берет косу, идет вокруг нее по полю и косит траву, из которой выползают змеи, убегают в разные стороны и исчезают. 

Богатырь, ласково посмотрев на страдалицу, говорит: «Больше ты болеть не будешь. Господь благоволил тебя исцелить. Ты наследница по крови нашего рода. Я Илья Муромец. Мои мощи лежат в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры».

На тот момент болящая была человеком невоцерковленным и с недоумением внимала словам диковинного гостя. Она не могла знать, что молитвами святого сподобилась тонкого видения, хотя различала, что это не обычный сон. «Я слушала и не понимала, о чем он говорит, - рассказывала женщина людям, столпившимся послушать ее в пещере возле раки чудотворца.

- Дальше Илья Муромец сказал мне: "В нашем роду по мужской линии до трех лет никто ногами не ходил". И я вспомнила, что действительно ни мой дед, ни мой отец до трехлетнего возраста не ходили ногами. И все в нашем роду были очень крупного телосложения». Надо сказать, что и сама паломница была весьма крупная, ширококостная, высокая, но не толстая.

Видение закончилось, и женщина открыла глаза. И сразу почувствовала, что нет той жуткой боли, от которой она столько страдала и мучилась. С радостью и волнением она прислушивалась к новым ощущениям в теле.

Ей вдруг захотелось включить телевизор, который стоял у нее в комнате. Она протянула руку к пульту, нажала клавишу и потрясенная замерла. По телевизору в этот момент шла передача о Киево-Печерской Лавре и как раз рассказывали об Илье Муромце. Женщина была невозможно изумлена таким совпадением. Она все яснее ощущала, что у нее ничего не болит, начала двигать руками и ногами.

«Я встала на ноги и поняла, что могу идти. И только тут осознала, что со мной произошло чудо, о котором сказал святой богатырь в видении - делилась исцеленная. - Слезы неудержимо заливали лицо, сердце выскакивало из груди.

Невозможно описать мои чувства. И тогда я дала обет: как только смогу собрать нужную сумму от пенсии, обязательно приеду в Киев, приду в Киево-Печерскую Лавру и поблагодарю Илью Муромца за исцеление. И вот я приехала к этому великому святому. К былинному русскому богатырю. К своему предку».

Когда женщина окончила рассказ, плакали все в пещерах. Эта чудесная история, случившаяся в наши дни, никого не оставила равнодушным. Жительница Донбасса не назвала своего имени. А все вокруг были настолько ошеломлены услышанным, что не спохватились спросить об этом исцеленную. Господь положил ей на сердце поведать случившееся во свидетельство милости Божией и заступничества Своего угодника, русского богатыря, защитника Отечества - Святой Руси.

Мощи былинного богатыря обладают чудотворной силой. Они помогают не только православным, но и иноверцам. В этом убедилась моя знакомая киевлянка Светлана Матис: на ее глазах у мощей преподобного получил исцеление человек, приехавший в Киев из Азербайджана. 

Со Светланой Матис я познакомился в приходе Святителя Петра Могилы, находящемся в Шевченковском районе Киева. Она является воцерковленным человеком, прихожанкой нашего маленького храма. Однажды Света рассказала мне о чудесном исцелении мусульманина. Зовут его Керимов Мирзаюсиф Агакерим оглы, приехал он в Киев из Баку, чтобы сделать операцию ног у киевских врачей. У него были очень больные ноги. 

Дочь Светланы работает в МВД. Она и привела Керимова к своей матери, так как прямо с вокзала он как "лицо кавказской национальности" попал в милицию для выяснения целей приезда. Денег на дорогую операцию у него не было. 

Узнав о нетленных мощах киево-печерских святых, он попросил Светлану и ее мужа отвести его к ним. Передвигался приезжий очень плохо. Однако после того как приложился к мощам святого Ильи, он уже смог обходиться без посторонней помощи. Обрадовавшись неожиданному исцелению, он попросил Светлану, чтобы она надела на него нательный крестик.

Молитва святому преподобному Илии Муромцу

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Источники:

http://www.pravoslavie.ru/2766.html

http://www.pravoslavie.ru/put/sv/muromec.htm

http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/28645

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_9628

http://xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai/-public_page_9113

ПРАВИЛА МОЕГО БЛОГА:

Не допускается брань, нецензурная брань, в том числе в завуалированной форме.

Не допускается хула и клевета на православную веру, на Бога и на святых, на Русскую православную церковь.


Православие, державность, народность

Журнал открыт для публикаций авторов, которые разделяют и поддерживают идеи православного христианства.

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    ДРУГИЕ СТАТЬИ
    Renesanse Вчера 23:59 2863 5.53

    Пашинян меняет акценты в отношениях с Россией: интервью Эдмона Марукяна

    Эдмон Марукян. Иллюстрация: Newshay.com Об итогах визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Москву и текущих процессах во внутренней политике республики после «бархатной революции» корреспондент EADaily побеседовал с лидером состоящей в правящем блоке «Елк» («Выход») парти...
    Михаил Он (Mikle1) Вчера 22:41 2778 7.59

    Литовские рабы в Англии, 21-й век

    Если попытаемся представить себе самые ужасные условия труда, то они все равно не будут такими ужасными как те, в которых приходилось работать Юстасу (настоящие имя и фамилия известно). В 18 лет он уехал из Литвы в Англию. На двое-трое суток их возили на работу - надо было голыми руками ловить кур. Без еды, без сна. Истощенные литовцы тайно только пили сырые яйца. В...
    Михаил Он (Mikle1) Вчера 22:44 2349 7.73

    Русский волк на ЧМ-16 в Москве, геи- в Киеве. Кто на что учился

    Иноземцы-иноверцы-изувкрцы запугали себя до судорог. Если не могут найти пугалку, шарахаются от чего угодно, если рядом им видится Россия. Может оно и к лучшему.1 Yle, Финляндия: Никто тут не боится русского волка?Смотрели "Ну, погоди"? Забудьте! На Западе от одной физии русского волка впадают в ступор и депрессию. Волк Забивака на ЧМ-18 пугает до судоро...
    ПРОМО

    Делаем ставки (голосуем) на матч Россия - Египет. Провидцу гарантируется презент :-)

                                                                                                    &nbs...
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика