Уважаемые читатели! Приглашаю вас продолжить путешествие по Волге. Следующая остановка - Кострома, старинный русский город. А знаете ли вы, как сплелись в веках древние славянские мифы, сказка А. Островского «Снегурочка», основатель первого публичного театра в России и лучший русский драматург? Давайте посмотрим на Кострому театральную глазами моих героев – Олечки и Жени.
После пробежки по Ярославлю «вслед корме теплохода» Оля и Женя улеглись «на часик» под кондиционер в своей каюте. Теплоход плавно отчалил, и после обеда страшно захотелось спать. В распоряжении пассажиров была пара часов, и Женя в приказном порядке велел отсыпаться. На «улице» палило солнце, температура подползла к отметке тридцать градусов.
Через два часа будильник разбудил их. Женя перевернулся на другой бок и сладко захрапел. Олечка заставила себя сесть на кровати. Кондиционер, конечно, быстро охладил воздух в маленькой каюте, но закрытые окна не впускали свежий воздух. Было прохладно и одуряющее душно.
- Женя, вставай! – мрачно сказала Олечка, неприязненно глядя на спящего супруга.
- Да? – откликнулся он, привычно не открывая глаз. – Да, сейчас! Встаю!
В Костроме они уже были – и летом, семь лет назад, и зимой. Зимой они специально приехали за ювелирными изделиями в село Красное – ювелирный центр Центрального региона России. Прошло много лет, и вот они снова в Костроме. Правда, в этот раз хотелось только спать дальше. Но… Олечка заказала экскурсию «Театральный костюм» в театр им. Островского. Приходилось, скрипя всем организмом, вставать и ползти на палубу.
У нас с вами, дорогой читатель, есть возможность одновременно побывать в Костроме и зимой, и летом. Зимняя Россия, да при минус тридцати, великолепна. Женя и Оля каждый год старались на годовщину своей свадьбы – в день святой Татьяны – взять небольшой отпуск и куда-нибудь поехать на машине. В одну из таких поездок приехали в Кострому.
Побывали, конечно, и в тереме Снегурочки. Вот ведь как. Великий Устюг – резиденция Дела Мороза, а Кострома – Снегурочки. Но почему? Конечно, из-за автора сказки «Снегурочка» А. Островского. А знаете ли вы, что Александр Николаевич Островский, родившийся и проживший много лет в Москве, корнями происходил из Костромского края? Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство. Николай Федорович купил в Костромской губернии усадьбу Щелыково.
После смерти отца сыновья выкупили у мачехи усадьбу, и Щелыково стало любимым местом отдыха Александра Николаевича. Здесь он и умер.
Пьеса «Снегурочка» появилась благодаря следующим обстоятельствам.
В 1873 году Малый театр (драматический) закрыли на капитальный ремонт, и его творческому коллективу пришлось переехать в здание Большого театра (оперная и балетная труппы). Комиссией управления императорскими московскими театрами было принято решение поставить спектакль-феерию, с участием сразу трех трупп: драматической, оперной и балетной. Пьесу необходимо было написать в короткий срок, с этим предложением обратились к А.Н.Островскому. Он с удовольствием принял предложение. В создании пьесы также участвовал П.И.Чайковский. Он написал музыку. Работа шла быстро, с большим увлечением. Первая постановка состоялась 11 мая 1873 года на сцене Большого театра.
К сожалению, пьесу приняли холодно. Посыпались критические рецензии. Хотя Ф. М. Достоевский, видимо, разглядел в ней замысел автора и хвалил пьесу.
Позже композитор Н. А. Римский-Корсаков обратился к пьесе: «В зиму 1879-1880 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту». Римский-Корсаков написал оперу всего за два с половиной месяца летом 1880 года.
Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Я напомню вкратце сюжет сказки. Действие происходит в языческие времена, в стране Берендеев. Неладно у них – вот уже больше десяти лет холодно в государстве – гневается за что-то Ярило-Солнце. Оказывается, есть за что.
Весна-Красна шестнадцать лет назад… согрешила с Морозом. Вот что она говорит в Прологе пьесы:
Сама я виновата,
Что холодно и мне, Весне, и вам.
Шестнадцать лет тому, как я для шутки
И теша свой непостоянный нрав,
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником седым; и с той поры
В неволе я у старого. Мужчина
Всегда таков: немножко воли дай,
А он и всю возьмет, уж так ведется
От древности. Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка —
Снегурочка. В глухих лесных трущобах,
В нетающих лядинах возращает
Старик свое дитя. Любя Снегурку,
Жалеючи ее в несчастной доле,
Со старым я поссориться боюсь;
А он и рад тому — знобит, морозит
Меня, Весну, и берендеев. Солнце
Ревнивое на нас сердито смотрит
И хмурится на всех; и вот причина
Жестоких зим и холодов весенних.
А их дочке, Снегурочке, как она подросла, стало скучно в лесу, ей полюбились людские песни, ей хочется туда, к людям, ей хочется пожить их жизнью.
Снегурочка:
Мама,
Слыхала я и жаворонков пенье,
Дрожащее над нивами, лебяжий
Печальный клич над тихими водами,
И громкие раскаты соловьев,
Певцов твоих любимых; песни Леля
Милее мне. И дни и ночи слушать
Готова я его пастушьи песни.
И слушаешь, и таешь...
И Снегурочку отпускают к людям с наказом: избегать Леля, певца Ярилы-Солнца (чтобы не растаять). Снегурочка находит приют у бездетных Бобыля и Бобылихи. Те любят ее, но Снегурочка никак не может по-настоящему сдружиться с горячими и живыми берендеями. Лель избегает ее, она слишком холодна. Влюбляется в нее жених подруги Купавы Мизгирь, разбивая сердце своей невесты, но Снегурочка не может ответить ему на любовь – она не умеет любить…
И вот в конце весны она, истосковавшись, просит мать Весну о помощи – научить ее любви.
Весна
Дочка,
Забыла ты отцовы опасенья.
Любовь тебе погибель будет.
Снегурочка
Мама,
Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.
Весна
Изволь, дитя, — любовью поделиться
Готова я; родник неистощимый
Любовных сил в венке моем цветном.
Сними его! Присядь ко мне поближе!
Научившись любить, Снегурочка отдает свое сердце Мизгирю – первому, попавшемуся на ее пути. Мизгирь блуждал по лесу в поисках любимой, и вот нашел. На свою и на ее погибель. Не слыша ее опасений, он выводит ее на солнечный свет, и Снегурочка тает.
Анна Нетребко исполняет арию Снегурочки
Несчастный Мизгирь бросается с обрыва, а берендеи, недолго погоревав, радуются выглянувшему из-за туч Яриле-Солнцу – Бог уже не гневается. Их жизнь наладится.
Царь
Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье —
Холодная Снегурочка погибла.
Вот такая история. Но мы вернемся в Кострому. Почему А. Островский обратился именно к этому сюжету? Я думаю, что здесь объединились и русская народная сказка про Снегурку, и обычаи древнего костромского края. В народной сказке бездетные старички лепят из снега доченьку, и она, к их восторгу, оживает. Девочка, расшалившись, прыгает с молодежью через костер и погибает, растаяв от жара.
Но в пьесе Снегурочка гибнет, только став уязвимой для Солнца после того, как в ее сердце зажегся огонь любви. Что могло подсказать писателю такой сюжет?
Итак, усадьба Щелыково – в 30 км от города Костромы. А что за название такое – Кострома? Что оно означает?
Оказывается, Кострома – это языческая богиня плодородия. Вот что написано в вездесущей Википедии: Кострома — сезонный весенне-летний ритуальный персонаж в традиционной русской крестьянской культуре.
В русских обрядах «проводов Весны» Кострома — молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, сопровождаемая хороводом. Существовал также ритуал «похорон Костромы»: соломенное чучело, олицетворявшее Кострому, сжигали либо хоронили, разрывали на части с обрядовым оплакиванием и пением песен (ср. похороны Ярилы, Масленицы и пр.).
По мнению В. Я. Проппа, чучело Костромы являет собой средоточие энергии плодородия, которую при помощи обрядов стремятся передать полям.
Соломенную куклу, наряженную в женский костюм, сжигали, а к следующей весне она возрождалась вновь.
Видимо, и сказки, и обряды, и великолепие русской природы слились в душе А. Островского, и нам осталась великолепная весенняя сказка «Снегурочка» - и пьеса, и опера, и балет.
У Олечки с этой пьесой было связано многое – и ее первая роль Снегурочки (в детском саду), и в школе первая солидная роль Купавы, а потом и ее доченька в школе пела «в массовке» в школьном музыкальном театре в опере «Снегурочка».
Для дочки этот спектакль оказался определяющим. Она не готовилась поступать в музыкальную школу. Просто в конце 1 класса мама подхватила ребенка и с наскоро повторенными «Катюшей» и двумя хорами из «Снегурочки» привезла ее на разваливающемся «жигуленке» (за рулем был южный товарищ) на приемную комиссию в музыкальную школу им. Дунаевского.
Дочку вывела из комнаты, где заседала комиссия, завуч. Уже и Женя подоспел – он, как всегда, опоздал, отсюда и поездка сначала на троллейбусе, а потом на частнике.
- Вы так хорошо подготовились! – сказала завуч.
«Это хор из «Снегурочки», - возликовала Олечка.
– Вы не занимались на подготовительном отделении?
- К сожалению, нет…
- А инструмент у вас дома есть?
- Есть гитара! – бодро отвечала Оля.
- Понятно, - завуч улыбнулась. – Вы сможете купить пианино для занятий? Мы вас принимаем!
И вот с тех пор доча поет, не переставая. Впоследствии в том же театре она пела Купаву, потом было много интересных ролей, и пока ее дальнейшая судьба не определилась. Петь очень хочется. Но…
А к чему весь этот долгий рассказ про «Снегурочку»? А к тому, что Олечка и Женя не пошли на экскурсию в Ипатьевский монастырь, не пошли на «шоп-тур» в торговые ряды, даже на ювелирный завод не пошли (были уже везде в прошлые приезды), а направились на экскурсию в Костромской драматический театр и в музей театрального костюма.
А знаете ли вы, что создатель русского театра Федор Григорьевич Волков (1729–1763) родился в богатом купеческом городе Костроме? Потом его семья переехала в Ярославль, и отчим отправил молодого пасынка в Москву обучаться делу к немецким промышленникам, у которых Волков, помимо всего прочего, в совершенстве выучил немецкий язык, на котором говорил «как природный немец». В Москве же он увлёкся театральными представлениями, которые разыгрывались студентами Славяно-греко-латинской академии. Потом был Петербург, посещение представлений придворного театра. После смерти отчима Федор и его брат стали управляющими его заводов, но вскоре Федор отошел от дел, перепоручив дело брату. А сам занялся организацией ярославского театра.
Вначале театр располагался в полуподвальном помещении на окраине Ярославле, на складе купца Полушкина. Ярославцы воспринимали театр как пристанище порока и разрешили занять здание только на окраине города. Вечер, темно, непролазная грязь. Но в 1750 г. Волков дает первое публичное представление, показав драму «Эсфирь» (в переводе Волкова) и пастораль «Эвмон и Берфа». Хотя не все ярославцы приняли новую забаву, и даже имеются сведения о разбое, учинённом несколькими горожанами во время одного из спектаклей, уже в следующем году в Ярославле специально для спектаклей Волкова был построен деревянный театр на берегу Волги, открывшийся 7 января 1751 года трагедией А. П. Сумарокова «Хорев». В театре Волкова, кроме него самого, играли его братья Григорий и Гаврила
О его успехах доложили Елизавете Петровне, и она вызвала Федора Волкова с братьями ко двору. Елизавета Петровна любила маскарады, и новая затея пришлась ей по душе. Постоянной российской труппы в столице не было. В конце марта 1752 года перед императрицей и ее приближенными Волков со своими актерами дал представление. Елизавета Петровна приказала научить актеров рисованию, языкам, танцам, музыке в привилегированном Шляхетском корпусе. И они учатся только на отлично. Через два года все решают, что они уже достаточно подготовлены. В 1756 году выходит указ императрицы о создании Русского театра.
В 1762 г. Федору Волкову была поручена организация большого маскарада в Москве по случаю коронации Екатерины II. Говорили, что Федор Волков имел право входить к государыне «без доклада», шептались, что он принимал участие в дворцовом перевороте и был причастен к смерти Петра III.
За организацию маскарада он принялся со свойственным ему рвением, участвовал во всех мероприятиях, но простудился и умер. Было ему всего 34 года. Он был автором 15 пьес, художником, актером, сочинял музыку.
Это уже потом появилось и новое здание Ярославского театра,
и Александринский, и Малый театры.
А Олечка и Женя, проехав по центру Костромы, заходили уже с черного хода в закрытый на летний сезон Костромской драматический театр им. Островского.
Впервые о публичном Костромском театре упоминается с 1808 г. В 1812 г. в нем играли бежавшие из столицы от Наполеона актеры.
В 1863 году на Павловской улице возвели для него специальное здание. Скидывались на него все горожане. Оно стало венцом архитектурного искусства в Костроме того времени. Одноэтажный театр больше походил на греческий храм, с множеством колон, полукруглым фасадом и полуротондами у крыльца. Но в 1865 году новое здание сгорело почти дотла. А почему? А потому что, как считали суеверные зрители, нельзя было брать на строительство кирпичи из сгоревшего Богоявленского монастыря. За два года здание восстановили.
Раньше все дома отапливались печами. И театр тоже. При реставрации здания были вскрыты стены и полы и обнаружены старинные печи. И, поскольку театральный музей задумывался уже давно, эти вскрытые стены стали частью музейной экспозиции.
Вот он, зал старинного театра:
А вот в этих мастерских, на верхнем этаже – цех декораций, бутафории и театрального костюма.
А это устройство осталось с тех времен, когда не было фонограммы, и звук выстрела приходилось изображать ударом доски, а шум ветра и стук копыт – с помощью вот такого вертящегося колеса, на котором меняли ткань, и получался шум ветра или моря, шуршание листвы, а на другой вертушке из дерева - стук копыт, град... Некоторым детям дали даже ручку повертеть!
Костромской драматический театр носит имя А. Н. Островского. И, конечно же, на его сцене идет «Снегурочка».
Для этого спектакля были созданы настолько удивительные костюмы, что они составили основу музея театрального костюма в Костроме. После театра маленькая экскурсионная группа направилась туда.
Сопровождающая от теплохода, видимо, с трудом оправилась от давешней пробежки по Ярославлю и с тоской поглядывала на экскурсовода. О… сколько интересных подробностей узнали экскурсанты об интимной жизни берендеев…
- Нам бы покороче, - бормотала она себе под нос. – Ну надо же, как много говорит…
А как тут «покороче»?
Для Снегурочки были сшиты три костюма:
И, судя по финальной сцене – костюм, в котором она растаяла.
Вот костюмы берендеев
Вот – Мизгирь и Купава
А вот реквизит:
В музее представлены костюмы самых разных эпох. Костюмов много, помещение небольшое. Музей стремится расширяться.
А вот с этими костюмами из дорогой парчи связана целая история.
После революции начали экспроприировать (то есть грабить) церковное имущество. И набралось много барахла, в том числе церковные одеяния, утварь, ткани. Хотели было сжечь, но Костромской театр выпросил это богатство себе на костюмы и реквизит.
Я очень рекомендую посетить этот музей театрального костюма, если вам придется побывать в Костроме. Не пожалеете!
А где же резиденция Снегурочки? Их две. Одна – в имении А. Н. Островского в Щелыкове, а вторая – прямо в Костроме.
Надо заметить, что фильм «Снегурочка» 1968 года снимали на реке Мераи в окрестностях имения А. Н. Островского Щелыково. После съёмок декорации перевезли в Кострому.
Даже в сильный трескучий мороз внутри – тепло и уютно.
Для детишек добрая Снегурочка и ее друзья разыграют сказку, напоят чаем со сладостями. А взрослых ждет ледяная комната – в ней так холодно, что всем гостям выдают шубы.
Здесь можно выпить крепкие настойки из ледяных рюмочек.
Скучно не будет!
Прекрасный город Кострома. Красив он и зимой, и летом. Мы коснулись только одного фрагмента из лоскутного одеяла, составляющего историю этого города – Костромы театральной. А ведь, помимо Волкова и Островского, с этим городом связаны имена Щепкина, Назимовой, Иванова-Барского, Тарковского, Пуговкина.
А памятники Костромы? Ну вот, к примеру, Ильич.
Стоит себе на гранитном постаменте, удивительно не гармонируя с ним. А почему? А потому что постамент от совершенно другого памятника, и это – особая история.
А ювелирная промышленность Костромского края? С незапамятных времен известно село Красное своими умельцами. Только ради этого села строит приехать в Кострому.
А Ипатьевский монастырь – начало династии Романовых? А Иван Сусанин?
А костромской лен? А сыры, вкуснее которых Олечка не пробовала? А городская площадь по прозвищу «Сковородка»? А исторические здания города?
И я заканчиваю сегодняшнюю главу обещанием продолжить описание Костромы в следующей статье. Поговорим о памятниках!
А сегодня насладимся фрагментом из балета П. И. Чайковского «Снегурочка»
Благодарю вас за прочтение!
Предыдущие части можно прочесть по ссылкам:
Как провожают пароходы... / Речные круизы - от Соловков до Ростова-на-Дону, от Перми до Астрахани"
"Пароход белый-беленький... / Путешествие по каналу им. Москвы"
"Тебя мы любим всей душой, наш город Мышкин дорогой! / Экскурсия в город музеев"
"А теперь нам вышел срок — и лежит наш путь далек: мимо острова Буяна в царство славного Салтана" - экскурсия по Ярославлю
В статье использованы материалы
https://sochinimka.ru/sochinen...
http://www.russia-open.com/206...
http://fb.ru/article/305697/ro...
https://teremsnegurochki.ru/ro...
http://slovariki.org/tolkovyj-slovar-kuznecova/24031
https://oko-planet.su/history/historysng/202912-tam-gde-zhil-rabotal-i-umer-ostrovskiy-usadba-russkogo-pisatelya-v-kostromskoy-oblasti.html
http://xn--100-5cd3cmnarjl.xn--p1ai/korobov/istor-foto/foto-20?page=10
http://kostromka.ru/zontikov/s...
Оценили 105 человек
225 кармы