Мы – счастливые люди. В наших домах хранятся обыденные вещи, к которым мы не относимся, как к сокровищам.
А зря. Потому что многие сувенирчики, привезенные бабушками и дедушками из туристических поездок по СССР или купленные в универмагах, оказывается – настоящие сокровища.
К примеру. Вот этот дедушкин подстаканник.
Стаканы из тонкого стекла разбились уже незнамо когда, а подстаканник уцелел. А что ему сделается?
Или вот такая вазочка – не вазочка, не пойми что, и немодная уже, и что в нее положить? Конфеты? Икру «заморскую баклажанную»?
Кстати, это – конфетница.
Или бабушкина брошка. Ну, куда сейчас такое надеть?
Или сувенирный кинжал, подаренный невесть когда, не помню, кем.
Или "кружевная" тарелка…
Эти, казалось бы, вышедшие из моды сувениры – настоящие произведения высокого ювелирного искусства.
Филигрань, она же, по-старорусски, скань – древнейший вид народных промыслов. В силу кажущейся простоты технологии, филигрань известна с того самого момента, когда умельцы научились работать с металлической проволокой.
Слово «филигрань» имеет латинские корни и происходит от двух слов filum — нить и granum — зерно. В нашей стране этот декоративный способ обработки металла приобрёл название скань от древнерусского «съкати» — свивать, скручивать.
В ювелирном деле оба понятия означают особую технику изготовления изделий путём спаивания тонкой проволоки из драгоценных металлов в узор. Часто сканные украшения дополняются эмалью, камнями и зернью — мелкими металлическими шариками.
В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. А в Армении, к примеру, находят предметы в технике скани, датирующиеся 1 - 2 тысячелетием до нашей эры.
Техника почти не изменилась и в настоящее время.
Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик – это и есть скань.
Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке.
Пропущенная через вальцы проволока становится плоской. Степень плющения скани может быть различна — от едва заметной до сильной; чем шире, сильнее развальцована скань, тем прочнее изготовленное из нее изделие, так как поверхность пайки, соответственно, увеличивается.
Кроме сученой скани, для филиграни применяют и гладкую валь-цованную (или просто круглую) проволоку, так называемую гладь, которая в сочетании со сканью значительно обогащает рисунок.
Сначала мастер задумывает узор. Как правило, элементы узора вписываются в определённые геометрические формы. Мастер создаёт шаблон. Рисунок изделия разделяют на части, каждую из которых развертывают на плоскости. Уточняют и классифицируют элементы, составляющие рисунок.
Намечают виды филиграни: витая, гладкая, толстая или тонкая, уплощенная или круглая. Если узор слишком сложен, его делят на простые элементы. Дело в том, что работа с отдельными короткими отрезками и несложными, но всегда многочисленными завитками гораздо проще, чем с одной несколько раз изогнутой проволокой. При качественной пайке места соединения сканинок почти незаметны.
Мастер изготавливает все элементы рисунка, а потом выкладывает его на нарисованный заранее узор.
Это невероятно нежное филигранное кружево складывается из нескольких традиционных элементов, самыми распространёнными из которых являются колечко, шестерёнка, завивка, зубчик, репейчик и травочка.
Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор.
Очень важна плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку. При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево.
Когда всё готово, изделие шлифуется.
Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром. Состаривание проводят оксидированием.
В этом коротеньком фильме - основные этапы изготовления филиграни. Чтобы стало понятно - не Боги горшки обжигают!
Филигрань (скань) бывает напайная, ажурная и объёмная.
В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это - фоновая или «глухая» филигрань.
Если после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.
В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.
В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань.
Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань.
Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree).
Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и даже существа — птицы, звери.
Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.
Посмотрите на эти чудесные кружева из металла! Кажется, что это создали какие-то сказочные существа - гномы в глубине подземной пещеры.
Иногда узор из скани сразу наклеивается на объемную форму, иногда выбивается по шаблону.
В ювелирных украшениях используют и плоскую скань (рамочные подвески),
и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни,
звеньевые и «цельные» браслеты),
и скульптурную.
Украшается скань-филигрань не только зернью, но и эмалью,
финифтью,
жемчугом.
Камнями – драгоценными, полудрагоценными, поделочными.
Тема филиграни возникла в жизни моих героев Олечки и Жени случайно. Конечно, дома где-то были и брошки, и кулоны, и столовые приборы, была и знаменитая икорница-конфетница со сколом на розовом стекле.
Но впервые Оля и Женя поняли, какими богатствами они обладают, оказавшись в селе Красное-на-Волге.
Затащила туда Женю неугомонная Олечка, вдохновившаяся летним посещением костромского ювелирного завода – они ходили на круизном теплоходе по Волге и побывали на этой экскурсии.
Село Красное-на-Волге – это центр ювелирной промышленности европейской части России. Уж почему так вышло, что именно в этом селе издревле существовал ювелирный промысел – история умалчивает. Но в раскопках археологи находят и древние подвески, и пуговицы, и прочую ювелирку, шедшую на продажу.
Само село – это поселок городского типа, в котором расположены несколько ювелирных заводов, училище ювелиров, а в частном секторе – еще и семейные артели – они делают на продажу и на заказ ювелирные украшения.
В Красном находится пробирная палата - организация, осуществляющая клеймение ювелирной продукции и государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов указанным на них пробам.
Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора более 120 лет. Она является лидером в России не только по объёмам, но и по качеству выполняемых услуг.
И в центре села, напротив пробирной палаты, расположен музей ювелирного искусства. Именно там Оля и Женя увидели изделия из скани – бесценные произведения ювелирного искусства.
Начинается экспозиция с рассказа о ювелирном промысле в старые времена.
Фрагмент крестьянской избы дополняют инструменты ювелира. Если вы помните, в прошлой статье я показала памятник ювелиру, поставленный в городе Костроме. Наверное, это ему – безвестному крестьянскому мастеру – он посвящен.
А вот какие шедевры можно увидеть в музейной экспозиции:
Современна ли скань? Безусловно. Во-первых, во многих ювелирных изделиях присутствуют элементы скани.
Во-вторых, это очень красиво, оригинально, разнопланово и дорого.
В начале 2014 года мир моды потрясла зимняя коллекция аксессуаров от Dolce&Gabbana. Одной из дизайнерских находок стали сумки и туфли, декорированные под золотую скань. В «филигранных» усыпанных камнями аксессуарах кружево зазвучало по-новому, сохранив при этом богатство и роскошь старинной ювелирной техники. Эта коллекция стала знаковым событием, поднявшим скань в ранг высокой моды.
Хотите выглядеть стильно? А ну-ка, вытряхивайте бабушкины сундуки! А вдруг и у вас завалялось настоящее сокровище филигранной работы!
Вот такую красоту создают не волшебные гномы, а наши соотечественники. Богата наша Россия не зарытыми талантами!
Благодарю вас за прочтение!
В статье использованы материалы
http://www.krasnoselsk.ru/abou...
http://gemguide.ru/eto-interes...
http://gemguide.ru/eto-interes...
https://style.sokolov.ru/about...
https://ru.russianarts.onli...
Оценили 242 человека
415 кармы