Павел Рыженко "Калка". Часть 1

194 3429

Однажды мне повезло. Осень 2016 года, в меру сухая, в меру мокрая, осенние каникулы, дочка в 7 классе, а я – ответственная за «культурную программу на каникулах» - за экскурсии и выставки. А мы молодцы, мы почти везде были, да и уговорить родителей на то или иное мероприятие ох, как сложно! У нас же типа демократия, половина хочет туда, половина сюда, а третья половина – никуда, ибо «деньги надо платить». 

Заслуженный художник Российской Федерации Павел Викторович Рыженко

И тут появляется моя подруга Марина, у которой дочка в этом же классе, и говорит:

- Таня! Бросай все, надо срочно идти в Царскую башню на Казанском вокзале, там выставка Рыженко, и экскурсию проводит его вдова! Говорят, о-о-о-очень интересно!

Я принялась чесать в затылке. Вот незадача. У нас же еще и Айвазовский! А надо сказать, что заманить детей и на Айвазовского было совсем непросто. Но родители, культурные люди, поддержали, тем более что свежи в памяти вынесенные двери в Третьяковке на выставке Серова, а тут - красота, тетя Таня билеты купит, детей свозит, обратно вернет с пересчетом… Но Рыженко… На Айвазовского месяц уговаривала, а тут – к сожалению, тогда еще мало известный среди обывателей автор. Да и на вокзале? Взору моему представились картины, висящие внутри замызганного здания вокзала и пассажиры с чемоданами и пакетами, резво пробегающие мимо.

А я-то Рыженко люблю безмерно, и очень хочу приобщить деток! И билеты совсем недорогие… В общем, вспомнила свою вторую специальность (рекламист) и принялась, с помощью Марины и классной руководительницы, уговаривать: «Редчайшая возможность, недорогие билеты, уникальный художник, исторические картины, недорогие билеты, любой культурный человек, когда еще будет!» Уговорили примерно треть класса, и наш поход состоялся.

"Что за Царская башня такая?» - думала я, изучая источники. Ага… ого! Нет, это не комнатуха на задворках вокзала, это – настоящий архитектурный шедевр! Как интересно…

Комсомольская площадь

Вот она, современная Комсомольская площадь (она же площадь трех вокзалов), олицетворяет связь европейской и азиатской частей России. По одной стороне – Ярославский и Ленинградский вокзалы, на противоположной – огромный Казанский вокзал. Кстати, сначала он назывался Рязанский, был построен в 1863 году, выглядел так:

Рязанский вокзал

Со временем вокзал устарел, и в 1911 году акционеры Общества Московско-Казанской железной дороги приняли решение о строительстве нового вокзала. Перед архитекторами была поставлена задача: сочетание русского и азиатского стилей. В комплексе зданий вокзала. Ничего себе задача! Был объявлен конкурс проектов, в котором победу одержал архитектор А. В. Щусев.

Перспектива (вариант 1913 г)

1914 г. Проект здания вокзала.

Справа сзади – Царская башня. Современный ее облик похож, а история ее строительства весьма любопытна.

Казанский вокзал начали строить прямо перед Первой Мировой войной.

Строительство Казанского вокзала

Успели построить довольно много.








Война замедлила темпы строительства, а после революции Царскую башню (павильон и комплекс зданий, предназначенный для царственных особ и особо важных персон) большевики строить отказались.

Остались зарисовки современников.

1915 г. Н.Я. Тамонькин. Строительство башни и теплого перрона.

1916 г. В. Д. Фалилеев. Башня

1919 г. А. В. Щусев. Строительство Казанского вокзала в Москве.

Революция 1917 г. и Гражданская война остановили стройку окончательно. И только в 1926 г. Казанский вокзал был достроен. Без Царской башни, к сожалению.

Здание вокзала достраивалось, ремонтировалось, а в 1987 – 1997 годах была произведена масштабная реконструкция. Тогда же и была построена по сохранившимся чертежам Царская башня.

Казанский вокзал

Перед Царской башней установлен памятник создателям российских железных дорог.

«Центральное место занимает бюст императора Николай I на постаменте — при нём в России было начато строительство железных дорог и уложено около 1000 верст железнодорожного полотна. Окружают его фигуры выдающихся деятелей, с чьими именами связано развитие железных дорог в России: Франца Антона фон Герстнера, Павла Мельникова, Михаила Хилкова, Ефима и Мирона Черепановых, Сергея Витте. Автор памятника — народный художник России Салават Александрович Щербаков».

А сама Царская башня представляет собой прекрасно оборудованный павильон с несколькими залами, в котором проводятся выставки, балы, мастер-классы, концерты.

Царская башня

Вот сюда я и привела «своих» деток в 2016 г. на выставку исторических картин художника Павла Рыженко «Судьба Державы…»

Мы с мужем познакомились с его творчеством в… церковной лавке Саввино-Сторожевского монастыря, где продавали репродукции его картин. Муж купил репродукции «Молитва Пересвета» и «Прощание с конвоем». И календарь большой перекидной с картинами Рыженко. Вот с этого момента и началось наше знакомство с его искусством. Репродукции хорошие, имитация холста, но ни одна фотография, ни одна копия не передадут мощнейшее воздействие картин Рыженко на зрителя.

Анастасия Юрьевна ведет экскурсию

Это, товарищи, не Малевич. Павел Рыженко – величайший художник-реалист нашего времени.

Павел Рыженко родился 11 июля 1970 года в городе Калуга в семье военных. Со слов брата Дмитрия, с 9 лет у Павла проявились способности и тяга к рисованию. В 1981 году он поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова. Затем – армия, а в 1990 г. Павел Рыженко поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества под руководством заслуженного художника И.С. Глазунова.

Из интервью Павла , данного им информационному порталу Фонда «Русский мир».
«Понимаете, я был как все, советский такой, в тренировочных штанах с оттянутыми коленками, дерущийся, матерящийся… И тут случилось так, что, благодаря Богу и Глазунову, я отправился в Эрмитаж, естественно, до открытия, копировать картины ван Дейка. Ночь, конец ноября, за окном дождь. Эрмитаж пустой, только мы, студенты, поднимаемся по лестнице. И вдруг я понимаю: это не Эрмитаж, это – Зимний дворец! Сейчас царь выйдет навстречу. Я это чувствую. Это ж мое – родное! Это невозможно объяснить… Я тут с оттянутыми коленками, здесь вот – ван Дейк, а там – государь. И кто я? Я – кто? А сокурсник за мной идет с этюдником: «Ох, я вчера пивка перебрал!» А у меня – слезы из глаз текут. Я просто уже не мог жить по-прежнему… В 23 года крестился, никто меня не уговаривал, сам пошел».

В 1996 г. Павел выпускается из академии с дипломной работой «Калка».

Посмотрите на эту работу. Не скажешь, что художник только что закончил обучение. Картина – рассказ, картина – загадка.

Для того, чтобы разобраться в сюжете, нужно вспомнить историю. Битва при реке Калке (а сейчас это р. Кальчик, приток р. Кальмиус, Донецкая обл.) 1223 год. Империя Чингисхана разрасталась. Он уже подчинил себе Северный и Центральный Китай, разгромил Хорезм. А 1220 г. он отправил три тумена («тьмы» - 10-тыс. кавалерийский корпус) под командованием своих лучших полководцев - Джэбэ, Субэдэя и Тохучара на покорение воспрянувшего хорезмшаха. Преследуя противника, войска Джэбэ и Субэдэя покорили народы Закавказья и вторглись на Северный Кавказ через Дербентский проход. Здесь они схватились с объединенными силами половцев и аланов.

Монголы

Победить в бою не удалось, и монголы решили разделить союзников.

Половцы

 Половцам за предательство пообещали мир и даже наградили. И половцы покинули аланов, обрекая их на погибель.

Аланы

Аланы были разгромлены, и монголы, забыв о своем обещании, двинулись на половцев. Угроза надвисла и над Русью. «Поздняя Тверская летопись сообщает о реакции Мстислава Киевского на известие о приближении монголов к рубежам Руси:

- Пока я нахожусь в Киеве — по эту сторону Яика, и Понтийского моря, и реки Дуная татарской сабле не махать».

«Половецкий хан Котян Сутоевич вместе с другими половецкими ханами обратился к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Мстиславичу Удатному и к другим русским князьям, прося у них помощи против нового грозного врага:

- Нашу землю суть днесь отняли, а вашу заутра, пришедше, возьмут».

И был «в Киеве был собран совет князей южнорусских земель во главе с тремя великими князьями - Мстиславом Романовичем (Киев), Мстиславом Мстиславичем (Галич) и Мстиславом Святославичем (Чернигов). После долгих споров и уговоров Котяна и Мстислава Удалого решили: «Если мы им не поможем …, то половцы пристанут к врагам, и сила их станет больше». Княжеский совет принимает решение собрать войска и встретить врага на границах Руси».

Русско-половецкое войско, насчитывавшее, по самым скромным подсчетам, 40-45 тыс человек, не имели единоначалия. Не договорились. Мы, мол, и так ого-го! Монголов было 20-30 тыс. воинов. На битву вышли три русские рати: киевская под предводительством великого князя Мстислава Романовича, чернигово-смоленская (князь черниговский Мстислав Святославич) и галицко-волынско-половецкая под командованием инициатора похода галицкого князя Мстислава Удалого. Формально руководил походом великий князь киевский Мстислав Романович.

Одних князей вышло в поход пятнадцать человек! Не считая княжичей. Довольно сложно договориться.

В Зарубе к русским прибыли монгольские послы и… предложили предать половцев. Русские князья справедливо заподозрили подвох и, по настоянию половцев, убили послов. Это была большая ошибка и серьезное оскорбление.

В ответ «Субэдэй и Джебе выслали новое посольство, которое объявило Руси войну: «Вы послушали половцев, а послов наших перебили; идете против нас, то идите; мы вас не трогали, пусть всем Бог (судья)». Этих послов отпустили. Но пути назад уже не было. Куда же двинуться вперед? Мнения разделились. Киевский князь Мстиславович Старый был опытен и осторожен. Он предлагал подготовиться к обороне и дать сражение на Днепре. Инициатор похода, Мстислав Удатный, настаивал на движении вперед.

«Русские дружины отправились вниз по Днепру, двигаясь по правому берегу и на ладьях. Через 17 дней они перешли на левобережье Днепра и 8 дней двигались на восток от Днепра, постоянно отбивая вместе с половцами нападения монгольских отрядов. Субэдей и Джебе всё глубже заманивали русское войско в степь».

За 8 дней русское войско сильно растянулось. «Вперед шли половецкие отряды и дружины под командованием галицкого князя Мстислава Удалого, за ними следовали силы черниговского князя Мстислава Святославича, а всю колонну замыкали отряды великого князя киевского Мстислава Старого». На пути им встречались монгольские отряды, которые обращались в бегство при виде русского войска. Не встречая сопротивления, русское войско расслабилось и даже перестало высылать разведчиков. Торопились нагнать «удирающих» монголов и отнять богатую добычу.

«31 мая 1223 русско-половецкие войска вышли к реке Калке. В ожесточённой схватке передовые русские силы выбили монгольские сторожевые части на другой берег. Мстислав Удалой не стал ждать подхода основных сил и, переправившись через реку, ударил по первой линии вражеского войска». И даже не предупредил об этом следовавших за ним старших князей!

Обидевшись, киевский князь Мстислав Романович не стал переходить реку. И это тоже было большой ошибкой – силы русских разделились. Черниговцы же начали переправу.

Половецко-русское войско Мстислава Удалого, переправившееся через Калку, потеснило авангард монголов и… тут-то все и увидели, что это не основное войско. Перед ними выросли основные силы противника. «Галицкий князь понял глубину своей ошибки, но было поздно. Удар русско-половецких передовых сил был остановлен, а затем их просто смяли. Первыми бросились бежать половцы, их волна сбила порядки ещё бившихся русских дружин».

Черниговское войско оказалось «на перепутье» - часть из них на переправе, часть – под ударом основных монгольских сил. Они были смяты и обращены в бегство. В бойне уцелели несколько отрядов половцев и русских, спасся бегством и Мстислав Удалой.

На том берегу оставался в лагере киевский князь Мстислав Романович. В бой он не вступил. Видимо, потому что было уже поздно. Татары обложили лагерь, в котором заперлось киевское войско. Монголы не торопились. Они понимали, что рано или поздно русские останутся без воды и будут вынуждены или сдаться, или выйти на самоубийственный прорыв. Губить своих воинов, кидая их на укрепления, Джубэ и Субэдэй не желали.

Первые атаки не дали результата, и монголы пошли на хитрость. Они послали к Мстиславу предводителя бродников Плоскиню, который предложил русским жизнь в обмен на капитуляцию и откуп. Князья поверили и согласились. Сдали оружие… И после этого князей связали и набросились на обезоруженных русских. Произошла страшная бойня. Князей и воинов, еще живых, бросили на землю, и на них поставили помост, на котором пировали победители. Несчастные задохнулись.

По летописям, из похода вернулась едва ли десятая часть русско-половецкого войска. Это было страшное поражение, от которого Русь не скоро оправилась.

И вот этот последний эпизод битвы при Калке изображен на картине Павла Рыженко. Посмотрите – развалился на ковре, среди трупов, глумящийся монгольский полководец. Мстислава Романовича вяжут и вот-вот отправят туда – посмотрите, на заднем плане «пир на костях» - веселящиеся победители празднуют на помосте, под которым лежат задыхающиеся и уже мертвые люди.

Что чувствует старый князь? Вину за проигранное сражение, за то, что не помог Мстиславу Удалому? За то, что купился на посулы и теперь умрет не с мечом в руке, а под ногами дикарей? Или горюет, понимая, что войско разбито, и его народ больше некому защитить от нашествия?

Вот какой текст написал к этой картине сам художник Павел Рыженко:
«Калка. События, изображенные на полотне, относятся к ХIII веку, когда из-за раздробленности, непреклонной гордыни и тщеславия русских князей под предводительством Мстислава Удалого была разбита по частям русская рать, а оставленные в живых раненые воины были брошены азиатами-язычниками под настилы для пирующих.
Изображен кульминационный момент, когда могучий опутанный паутиной веревок, словно страстями и грехами, христианский князь осознает свою ужасную ошибку и ее последствия. С надеждой на милость Божию вглядывается он вдаль, словно видит грядущее – славное будущее нашей Родины».

Вот так! Сколько всего отражено в этом полотне! А ведь это – дипломная работа. Сам художник говорил, что «вдохновением для написания картины послужила трагедия Чеченской войны, в которой Павел увидел аналогию с далеким 1223 годом, когда русское войско пало в битве с монголо-татарами на реке Калка по причине разъединенности внутри государства».

По картинам Рыженко можно изучать историю России с древнейших времен. Можно писать рассказы. Каждая работа – это открытие.

Пока мы ждали на выставке Анастасию Юрьевну, мы смогли прочитать подобные мини-рассказы, размещенные рядом с выставленными картинами. Это необходимо, потому что далеко не каждый из нас в деталях помнит историю, тем более что подача исторических событий менялась в зависимости от того, кто был у власти в нашем государстве.

И вот она пришла… и сразу, сходу, держа в руках исписанную тетрадь, начала рассказ о своем муже. Краткая биография. Кратко о сущности его творчества. О том, как он однажды «захотел побежать за Христом», о свете его картин, будящих генетическую память русского человека, о том, как Павел трудился без отдыха, словно пытался успеть как можно больше, чувствуя, что его век не будет долгим…

Павел Рыженко написал 60 исторических картин, более 100 пейзажей, три исторические диорамы. Он преподавал в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, был мастером-живописцем в Студии военных художников им. М.Б. Грекова.

Выставки, каталоги, репродукции – его работы открывало для себя все большее число людей. Византийская Империя и совсем еще юная Русь, Александр Невский и Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и Иван Грозный, император Александр III и семья Государя Стастотерпца. Войны, революции, духовная битва и Победа… Анастасия Юрьевна рассказывала о картинах, триптихах, показывающих развитие образа – простого солдата, Святослава, Александра Невского… Каждое полотно было полно света. Несмотря на то, что изображали они далеко не радужные эпизоды нашей истории.

Я прочла мнение одного из посетителей: «Картины Рыженко полны боли и тоски». Да нет же, нет! Победа духа, Свет, за которым побежал художник – вот чем полны его работы!

Его работы переворачивают общепринятое мнение. Посмотрите, к примеру, на картину "Царь Алексей Михайлович (Тишайший)".

Кого видите вы, читатель? Тишайшего? Смиренного человека, находящегося под влиянием бояр? Боящегося сражений? Соглашателя и непротивленца?

Скорее, этот Государь – грозный, нежели тишайший. Вот что напишет Павел Рыженко об этой картине: "..Тишайшим прозвал его, русского Царя, народ. Это Государь Алексей Михайлович Тишайший. Это он без революционных свор и прорубаний окон в Европу начал вводить элементы профессиональной армии. При нем произошел раскол, но не была гонима вера. При нем велись победные войны с Литвой. Он был всегда спокоен, хоть и очень тяжел был его Крест царский. ...Мне бы хотелось, чтобы зритель встретился глазами с его взглядом. Подумал о том, нужен ли нам путь демократического буйства - или власть Отца над детьми, Царя над своими подданными?"

А вот полотно «Государево молчание».

Изображен на нем Государь, прозванный Грозным. Государь, о жестокости которого сложены легенды, безумец, убийца собственного сына... В последние десятилетия о личности царя Иоанна Грозного заговорили иначе. Особенно в сравнении с европейскими государями. Нет, не тишайший. Но и не безумный злой деспот. Кстати, в обеих этих картинах есть загадка, постараюсь рассказать об этих полотнах в следующих статьях.

Каждая работа художника – это поворот в нашем сознании. «И искусство должно говорить об этой проблеме – на холстах. Говорить о вечных ценностях. Причем не начетнически, а как-то тонко, интимно, от сердца к сердцу. Ты на холсте говоришь зрителю: «я такое же животное, как и ты, но я это честно признаю. Давай посмотрим, как жили не животные. Давай посмотрим, как жил Донской»…

Павел Рыженко торопился, делал триптих о Святославе. Стремился хотя бы вчерне оставить то, что чувствовал, то, что обязан донести до нас. 2014 год. Страшные события на Украине, которые художник переживал всем сердцем. Заканчивается работа над 22-метровой диорамой «Великое стояние на реке Угре»… 16 июля 2014 г. Павел Рыженко умер, работая над портретом Андрея Рублева. Инсульт.

"Андрей Рублев" картина П. Рыженко

В 2016 г. Анастасия Юрьевна, искусствовед, вдова художника, рассказывала о том, что полотна Павла нуждаются в подходящем помещении, что они созданы для людей, но выставки – большая редкость. Народу собралось много, с детками… и зрители слушали ее, затаив дыхание.

- Кто устал – присаживайтесь, пожалуйста! – говорила она. – Это для вас, вы же устали, я долго рассказываю.

Впечатлений я вынесла массу, и одно из них такое: каждая картина Павла Рыженко заслуживает отдельного рассмотрения, отдельного рассказа. Два часа, подаренные экскурсантам Анастасией Юрьевной – это мало, мало! Его полотна должны быть во всех крупный музеях страны, выставки (а последняя была в 2018 г.) нужно проводить – нашлись бы спонсоры, а уж от посетителей отбоя не будет!

К сожалению, из-за детей нам пришлось уйти, не дождавшись окончания экскурсии… нет, этого живого рассказа о великом художнике, ушедшего от нас в мир иной и оставшегося с нами в своих полотнах. Его давно нет, а картины продолжают и продолжают переворачивать наши души.

Вот, к примеру, серия работ о Куликовской битве. Впрочем, о них – в другой статье.

Благодарю вас за прочтение!

В статье использованы материалы:

https://kudago.com/msk/place/vyistavochnyij-tsentr-kulturnoe-prostranstvo/

https://nashenasledie.livejournal.com/3909998.html

https://kratkoebio.ru/pavel-ryzhenko/

http://xn----7sbgmbf3aevlbr7l.xn--p1ai/

https://bigenc.ru/domestic_history/text/3791128

https://ru.wikipedia.org/

https://topwar.ru/14899-voennaya-tragediya-na-reke-kalke.html 

Взрывы в торговых центрах и отделениях банков: пенсионеры под давлением украинских мошенников осуществили серию мини-диверсий в Москве и Санкт-Петербурге

Актуальность вопроса о работе украинских мошенников, которые заставляют россиян совершать диверсионные акты, сегодня получила очередное подтверждение. В Москве и Санкт-Петербурге прогремели нескол...

Украинцы становятся невъездными. Россия закручивает гайки: К чему всё идёт, сказал Пинчук

Украинцы становятся невъездными. Россия сильнее закручивает гайки на границе. К чему всё идёт, сказал Андрей Пинчук: "Обжегшись на молоке, дуют на воду".Украинцы постепенно становятся н...

Обсудить
    • Vik
    • 7 октября 2022 г. 11:15
    :hibiscus: :hibiscus: :hibiscus:
  • Отличная статья. Молодец.
  • Прекрасные полотна. Очень нужные в нынешнем времени.
  • Спасибо за интересную статью, Таня! :thumbsup: :sparkles: :sparkles: :sparkles: Прекрасные картины, рассказывающие об истории Руси! :collision:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :exclamation: :exclamation: