Новый год, Новый год… траля-ля-ля, ля-ля… - напевала Олечка, включая елочную гирлянду на своей елочке, украшенной «в теплых тонах». Остальные «тона», в количестве 4/5 от развешенного, остались ждать своего Нового года в коробках на шкафах. Не поместились.
Ну что же – праздник пришел в каждый дом – к кому-то на пару недель, к кому-то – аж до майских. Помните анекдот? Собрались после майских праздников коллеги на работе, рассказывают, кто как провел выходные. Кто-то шашлыки жарил, кто-то газон косил. Один в Турцию слетал. Веселились, одним словом. И только один мужик сидит, пригорюнившись. Его спрашивают: «А ты чего такой смурной? Не заболел?» «Да, жена весь праздник испортила. Как пристала прямо с утра – «Выкини елку, да выкини елку…»
Но это – про «раньше», а сейчас искусственная елочка может стоять хоть до следующего года, радуя глаз покрывающейся пылью глянцевой поверхностью игрушек, тускнеющими красками и облетающей мишурой.
А как блестело вначале!
Стоп. Вы никогда не задумывались, почему некоторые елочные стеклянные игрушки продолжают сиять серебром, даже когда краска облетела, а с других отлетает серебряное покрытие вместе с цветным? А почему игрушки одной и той же фабрики в Лауше, производства ГДР, могут быть изумительно невесомыми, а наборы иных лет – такие же тяжелые, как многие советские игрушки? В чем, собственно, дело?
Чтобы попытаться ответить на эти жутко интересные вопросы, давайте выясним, как делают стеклянные елочные игрушки.
На процесс изготовления стеклянного чуда можно посмотреть, посетив фабрику елочных игрушек. Например, клинская «Елочка», «Иней», «Стиль Студия», «Ариэль» вас с удовольствием примут и расскажут об основных шагах производства. В цех, правда, не пустят - у каждой фабрики свои секреты. Но работу стеклодува и художника вы обязательно увидите.
Интересно: Стеклянная елочная игрушка – это легкое изделие, полое внутри, подвешивается за концевик с веревочкой. Делается по методике выдува размягченного в пламени стекла. Материалом являются полые стеклянные трубки разного диаметра и с разной толщиной стенки – стеклодроты.
Трубки сделаны из молибденового стекла, отличающегося высокой термостойкостью и механической стойкостью – ведь стекло, прежде чем с ним можно начинать работать, сильно разогревается в пламени горелки и подвергается силовому воздействию.
Вот его состав (масс):
SiO2 – 68,0; B2O3 – 20,0; Al2O3 – 3,0; Na2O3 – 4,0; K2O – 3,0.
Интересно: Аж с XVI века Тюрингия славилась ремесленниками-стеклодувами. В 1597 г. два мастера-стеклодува, обнаружившие, что сырье для изготовления стекла - песок, известь, зола - лежит здесь буквально под ногами – запросили высочайшее разрешение основать в данной местности поселение и заняться стекольным ремеслом. Разрешение получили, и через некоторое время ремесленники местечка Лауша в Тюрингии стали производить свинцовое стекло для окон, бокалы, бутылочки и банки для аптек. А в середине 19 века неизвестный мастер изобрел метод выдувания полых внутри стеклянных шаров.
И это стало началом эпохи! «В 1835 г. житель Лауши Людвиг Мюллер-Ури придумал первый искусственный глаз из стекла». Стеклянные глаза делали не только для пострадавших людей, но и для фарфоровых кукол. А в 1848 г., когда в Европе случился неурожай яблок (а именно яблоками украшали рождественские ели), мастера-стеклодувы из Лауши взамен выдули и раскрасили… яблоки из стекла! Так, как рассказывает легенда, появились стеклянные елочные игрушки. Вначале они были довольно тяжелыми, с толстыми стенками. Но когда появились газовые горелки, позволяющие разогреть стекло до более высоких температур, стенки изделий стали тоненькими, а сами игрушки – почти невесомыми.
Итак, как же выдувается полый стеклянный шар, самая простая форма елочной игрушки?
Мастер включает газовую стеклоплавильную горелку, берет в руки стеклодрот (с одной стороны запаянный, с другой – открытый), вносит его в зону горения, и начинается разогрев заготовки стекла до нужной степени размягчения. Разогревается зона 20-30 мм. По мере разогревания стекло становится мягким, «осаживается» и становится похожим на гармошку – трубку нельзя растягивать, наоборот, советуют ее поджимать. Также трубку нужно все время вращать, чтобы размягченное стекло не провалилось под своей тяжестью. Образовавшаяся «гармошка» - это наша будущая елочная игрушка.
Вот такой "рецепт" дан в журнале «Химия и жизнь»:
«Как только вы заметите, что «гармошка» вот- вот слипнется, выньте заготовку из пламени и, продолжая ее вращать, немного поддуйте через оттяжку. Как только на месте «гармошки» выдуется небольшой шарик, внесите его снова в пламя и как следует разогрейте. После этого выньте заготовку и начните не торопясь выдувать шарик, нагнетая воздух одними щеками. При этом соблюдайте следующие правила:
1) дуйте не непрерывно, а короткими толчками;
2) оси оттяжек должны в точности совпадать;
3) заготовку надо вращать с такой скоростью, чтобы размягченное стекло не успевало деформироваться под действием собственного веса;
4) руки надо держать все время на одном расстоянии друг от друга; растягивая или сжимая шарик в тот момент, когда вы его выдуваете, ему можно придавать различную форму — удлиненную, как у лимона, или же сплюснутую, как у помидора».
Мастер на этом видео делает все правильно, по инструкции:
Интересно: «Подбор оптимального огневого режима, размера стеклянной трубки, определение момента вдувания воздуха, соблюдение равномерности вращения производится визуально и интуитивно - "на глазок".
То есть многое зависит не только от состава стекла, но и от умения, опыта и таланта мастера!
Как делаются всеми нами любимые «прожекторы»? Оказывается, очень просто – мастер выдувает шар, затем, пока шар не остыл, карандашом или штампом вдавливает мягкое стекло внутрь. И «прожектор» готов!
А если нам нужна, к примеру, верхушка для елки? В этом случае заготовка разогревается и выдувается в нескольких зонах.
«Сделайте из трубки диаметром 15—20 миллиметров заготовку длиной 20—25 сантиметров, а затем, отступив от одной из оттяжек сантиметра на два, выдуйте шарик диаметром около 50 миллиметров. Это — нижний шарик макушки. Он будет наряднее, если сделать у него на боках вмятины — «рефлекторы».
Для этого разогрейте краем пламени бочок шарика размером с пятак, а когда стекло размягчится, отнимите шарик от пламени и чуть-чуть потяните через оттяжку воздух в себя, одновременно вдавив стекло острым концом напильника».
А как сделать ребристые бока?
«Рядом с этим шариком выдуйте еще один. Этот шарик внесите на одну-две секунды в пламя, чуточку потяните — и стенки шарика превратятся в ребристые бока цилиндрической «коробочки». Рядом с этой «коробочкой» выдуйте еще один шарик, точно так же разогрейте его и растяните, как и предыдущий, только немного сильнее, причем чуточку перекрутив винтом. Вторая «коробочка» получится длиннее, а ее ребра будут спиральными. Теперь разогрейте оставшийся участок заготовки и оттяните «шпиль».
Вуаля – и основа верхушки готова! Осталось посеребрить и раскрасить.
Как делают «грибок», мы увидели на видео. Под весом размягченное стекло вытягивается вниз, и получается «ножка» гриба, а шляпка – это половинка предварительно выдутого шара.
А как делают елочные игрушки сложных форм? Сказочных героев, зверушек, предметы обихода?
Есть два варианта. Первый – это когда работает настоящий художник, чувствующий стекло. Попеременно расплавляя то одну, то другую часть заготовки, вдувая воздух и придавая нужную форму мягкому стеклу, мастер создает уникальное творение, равного которого нет во всем мире. Даже если речь об «обычном» серийном чайничке или валторне, все равно – все игрушки будут хоть чуть, но отличаться.
«Во время изготовления изделия ручным способом стеклодув использует от 6 до 23 приемов.
Елочные украшения дуются в один ус, в два уса, изготавливаются с припоем, могут иметь конусную поверхность, правильные грани, витые грани - все это достигается многоразовым помещением уже выдутой заготовки повторно в пламя горелки для размягчения стекла, поддувом воздуха изо рта после каждого размягчения».
Второй – это когда используется форма для выплавки стекла.
Давайте посмотрим это короткое видео. С 20 по 50-ю секунды показан процесс выдувки формованной игрушки, а далее – как художник создает уникальную игрушку «свободным выдувом».
https://ya.ru/video/preview/79...
Форма – металлическая или керамическая – состоит из 2 частей. Если вы внимательно рассмотрите какую-либо сложную елочную игрушку из стекла – ежика, шишку, ягодку – то вы увидите малозаметный под краской шов, образовавшийся в месте соединения двух половинок формы.
Сначала художник рисует эскиз будущей игрушки, затем создает ее в пластилине, затем – модель в гипсе. Делаются гипсовые формы, и после проб и прохождения худсовета – металлические.
Вот как подробно описан процесс изготовления формованной елочной игрушки в книге, ставшей раритетом, мечтой коллекционера и инструкцией одновременно (Лапковский В.М., Овешникова Ф.И. «Елочная игрушка» 1944 г. издания):
«Для получения пулек берут стеклянный дрот, конец его слегка размягчают на окислительном пламени (наружном) при температуре около 500 гр С и вытягивают ус (рис. 8).
Чтобы воздух мог проходить в дрот, отламывают кончик уса. Если своевременно этого не сделать, то при вторичном накаливании дрота он может треснуть от нагревания воздуха в пульке. Продолжая накаливать дрот на огне, одной рукой держат за ус, другой – за дрот. Когда часть дрота начнет размягчаться, правой рукой тянут за ус вправо, левой дрот – горизонтально влево. В левой руке остается дрот с усом, а в правой – пулька с двумя усами (рис. 9).
Таких пулек (рис. 10) заготовляют 50-80 штук, после чего приступают к выдувке.
Выдувка игрушки без форм делается так: берется пулька с двумя усами, один ус отпаивают (рис. 11), другой с пулькой оставляют… После отпайки пульку размягчают в пламени (рис. 12), пока стекло не размягчится, берут ус в рот и начинаю дуть, одновременно поворачивая пульку кругом (рис. 13 и 14)».
Про шары все ясно, выглядит легко и просто, при определенном навыке. Ан нет. Оказывается, дуть нужно быстро и сильно, не каждый с первого раза сможет выдуть шар, разве что бусину какую-нибудь толстостенную.
«Игpyшку в формах делают следующим способом. Приготовленную пульку с одним усом разогревают до размягчения стекла и небольшим дутьем ее расширяют. Не прекращая дутья, xopoшо paзмягченную пульку вкладывают в одну половинку формы и плотно закрывают её второй половинкой формы. Под действием струи воздyxa стекло в форме распределяется равномерно, и стенки игрушки выходят ровные. Дутье в формах происходит быстро и требует расторопности. Если при дутье опоздать, то стекло остынет, а игрушка получится недоброкачественной».
Далее игрушку подвергают дополнительному краткому обжигу в пламени горелки.
Я просмотрела довольно много видеороликов о производстве стеклянной елочной игрушки – и ролик от немецкой Krebbs Lausha, и нашей знаменитой клинской «Елочки», и белорусской фабрики, и «Бирюсинки», и… - везде игрушки выдуваются одинаково – горелка, стеклодрот и руки и легкие стеклодува. Прямо по цитируемой выше старой книге.
Стеклодроты, кстати, бывают из окрашенного стекла, и из них получаются прекрасные прозрачные цветные игрушки. С детства у меня остались шары из цветного стекла с серебряным дождиком и мишурой внутри (по принятой классификации размеров шаров №№ 5 и 3). А парашют, а витые изделия с частичным серебрением? О! Вот как сделано так, что половина завитушки – прозрачная, а половина посеребренная – я могу только догадываться. Но это чуть позже, когда будем знакомиться с серебрением.
Стеклянная игрушка из прозрачного стекла, заготовка для дальнейшего украшательства, называется «гольё». Эти игрушки часто оставляют прозрачными, нанося на них тонкий рисунок, имитирующий морозные узоры, золотую и серебряную канитель.
Хороши они и для самостоятельного раскрашивания. Я покупала девочкам витые прозрачные хлопушки, они их разрисовывали акриловыми красками, получилось очень красиво.
Ну что же, приступим к серебрению голья. Процесс интересный, сейчас фабрики используют методику а) химического серебрения (основана на реакции восстановления металлического серебра из серебрильного раствора), б) термического распыления алюминия в вакууме (чистая физика). Первая методика доступна и «на дому», для второй требуется специальное дорогое оборудование и большой расход электроэнергии.
Химическое серебрение.
Тут все довольно просто. Нужно купить химические реактивы и дерзнуть. Главное – стеклянные игрушки должны быть изнутри абсолютно чистыми, желательно серебрить сразу после выдува, иначе адгезия будет плохая, и серебряная пленка в конечном итоге начнет отваливаться. Она и так у многих старых игрушек чернеет, сами можете убедиться.
Вот на этом видео показан этот нехитрый, на первый взгляд, процесс. Берутся два химических раствора (в книге «Елочная игрушка» описаны 3 способа химического серебрения: 1) сегнетовый, 2) натровый и 3) формалиновый (разработаны в НИИ игрушки)).
В стеклянных банках (емкостью 15-20 л) налит серебрящий раствор (каждая банка для своего компонента), из банок выведены резиновые трубки с полыми иглами на концах (рис. 16). В чистую стеклянную игрушку впрыскиваются оба раствора, и начинается процесс восстановления серебра, которое осаждается на внутренней стеклянной поверхности игрушки. Игрушка с раствором внутри погружается в горячую воду и раскачивается мастером, для равномерного покрытия. Затем раствор сливают, а игрушка сушится.
Можно серебрить и без подогрева, просто реакция проходит медленнее.
На многих форумах часто задают вопрос – как можно восстановить серебрение антикварной игрушки? Наверное, возможно, но нужно очистить игрушку изнутри от амальгамы, это самое важное, серебро просто не пристанет к стеклу, если как оно «грязное» - игрушка изнутри покрыта старым слоем серебрения.
«А какие растворы можно использовать?» - тоже часто спрашивают. Вот что я вычитала в старой книге.
1) Сегнетовый способ серебрения. Потребуется 2 раствора: а) 2-х составный из 10 гр азотно-кислого серебра, растворенных в 400 куб. см дистиллированной воды + 12,5 гр сегнетовой соли, растворенной в 5 л дистиллированной воды (этот раствор получают кипячением смеси в течение 20 минут), оба состава смешивают и заливают в первую банку, а для второй банки делают б) раствор из 15 гр азотно-кислого серебра, растворенного в 400 куб. см дистиллированной воды, в этот раствор по каплям вводят около 30 куб см нашатырного спирта 25 %-ной крепости, пока жидкость не начнет светлеть (совсем светлая не подойдет). Посветлевшую жидкость разбавляют 5 л дистиллированной воды и заливают во вторую банку. Далее по трубочкам, каждая отдельно, жидкость впрыскивается в игрушку, и начинается серебрение.
2) Натровый способ. а) Рецепт раствора для 1 банки такой: 15 гр азотно-кислого серебра растворяют в 100 куб. см нашатырного спирта (25%), затем добавляют 4,4 л дистиллированной воды. Затем отдельно растворяют 70 гр едкого натра в 1 л дистиллированной воды и вливают 470 куб. см этого раствора в приготовленный ранее раствор аммиака и с азотно-кислым серебром. Этот раствор рекомендуют приготовить в день серебрения и хранить в банке из коричневого стекла. б) Рецепт раствора для 2 банки: 20 гр сахара-рафинада растворяют в 4 л дистиллированной воды, затем добавляют 40 капель концентрированной серной кислоты. Раствор кипятят 10-15 минут. После кипячения «в раствор второго бака добавляют на 200 куб. см раствора 4,8 л дистиллированной воды. А эту часть, наоборот, советуют сделать за сутки до серебрения.
3) Формалиновый способ. Если вам еще не стало совсем страшно, кратко опишу рецептуру формалинового способа серебрения. а) Рецепт для 1-й банки: 15 гр азотно-кислого серебра растворить в 300 куб. см дистиллированной воды, добавить 50 куб. см нашатырного спирта (25%), залить долить 5 л дистиллированной воды. б) Рецепт для 2-й банки: 125 куб. см формалина («40% продажного) смешать с 5 л дистиллированной воды. Все! Что означает «40% продажного» – не знаю, списала из книги 1944 г. выпуска. Наверное, тогда формалин продавался направо и налево, как уксус.
Перед серебрением игрушки тщательно промывают. Рекомендуют для этой цели 0,02%-ный раствор хлористого олова (0,2 гр хлористого олова развести в 10 л дистиллированной воды). Далее «раствор первый и раствор второй вливают в игрушку одновременно в разных долях» (насколько разных, не написано) на 1/3 объема, взбалтывают и опускают в подогретую воду. Чем горячее вода, тем быстрее проходит процесс серебрения и тем менее прочным получается покрытие. Раствор сливают из игрушки, и ее укладывают на просушку.
Чем отличаются эти методы? Формалиновый – самый быстрый, но требует строгого соблюдения рецептуры. Серебрение сегнетовым способом дает более прочную амальгаму. Вот и все секреты! Теперь мы понимаем, почему елочные игрушки снаружи облезут, потеряют краску, но останутся блестящими и серебряными, как новенькие!
Термический способ (распыление алюминия в вакууме).
Опять же, у нас есть видео https://ya.ru/video/preview/79..., можно посмотреть, начиная с 1 мин. 20 сек. Эта технология внедрена в клинской «Елочке».
Китайская, небось, технология? Нет? Ну тогда немецкая? А вот и не немецкая. Даже сейчас, если верить рекламному ролику на сайте знаменитой Лауши, игрушки серебрят по-старинному (см с 1 мин. 10 сек.), то есть изнутри.
https://ok.ru/video/1932433296...
А вот (понимаю, сложно сейчас поверить в это пережившим катастройку и разруху всего и вся) в СССР была разработана эта технология в… 1959 г.!
Итак. Все началось с зеркал, которые до начала XIX века делали крайне вредным способом, с применением ртути (!) и олова. Затем было изобретено получение зеркальной пленки с помощью химического серебрения, описанного выше. «Данный метод был относительно простым: стеклянную поверхность будущего зеркала тщательно очищали, вплоть до каждой пылинки, затем на стеклянную поверхность наносили аммиачный раствор оксида серебра, после чего с помощью добавления формальдегида или глюкозы происходило восстановление серебра в металлическое состояние».
Простота методики привлекала, но низкая производительность и использование драгметалла заставляли задуматься. К тому же серебро со временем тускнело.
Вспомните алюминиевую фольгу, используемую в домашнем хозяйстве – как блестит! И не тускнеет со временем.
Вкратце история разработки новой технологии такова. В конце 50-х годов 20 века правительство СССР «обязало комитет по оборонной технике разработать в первом квартале 1959 года технологию алюминирования зеркал, елочных украшений и других изделий с зеркальным покрытием по методу термического распыления алюминия в вакууме. Также комитету дали задание спроектировать типовые установки для алюминирования». Подключились: Госкомитет Совмина СССР по радиоэлектронике, Совмин РСФСР, Моссовет, Управления химической и полиграфической промышленности, и, благодаря всеобщим усилиям, начиная с 1959 г. предприятия СССР смогли внедрять новую инновационную технологию создания зеркальных поверхностей.
Суть процесса в следующем. Изделия тщательно очищаются, помещаются в вакуумную установку, из которой выкачивается воздух и создается нужное давление. На вольфрамовые спирали, протянутые внутри установки, намотаны или насажены кусочки алюминиевой фольги. Спираль разогревается, атомы алюминия разлетаются и осаждаются на холодных стеклянных поверхностях, образуя прочную блестящую пленку «фольги».
И все. В этом случае зеркальная поверхность образуется снаружи елочной игрушки.
А вот фотография 1963 г. – мастер Московской фабрики елочных игрушек демонстрирует работу новой установки серебрения.
Сама установка несколько другая, нежели в ролике клинской «Елочки», но принцип тот же самый.
Используют ли другие фабрики эту технологию? Я пересмотрела довольно много роликов – все серебрят химическим «артельным» способом. Включая фабрику «Коломеев», владелец которой который утверждает, что выпускает 2 млн стеклянных игрушек в год. С 8 минуты в рекламном ролике компании показано именно химическое серебрение.
https://vkvideo.ru/video-21202...
И вот у нас создана игрушка, которая долгое время не потеряет своего блеска. Какой этап следующий? Конечно, окраска!
Окраска елочных игрушек.
Сначала игрушка погружается в нитролак (глянцевый, матовый, опаловый, более 100 видов лаков, к примеру, используют у «Коломеева»). Нитролак еще называют «цапон лак».
Интересно: «Цапонлак (нем. Zaponlack) — прозрачный раствор нитроцеллюлозы в органическом растворителе, обычно в ацетоне, этилацетате или диэтиловом эфире (коллодий), используемый для покрытия металлических изделий, документов и тому подобного с целью предохранения их от воздействия агрессивной среды и маркировки. После высыхания (улетучивания растворителя) образует прочную, газо- и водонепроницаемую плёнку. Для придания цвета в лак добавляют органические красители».
Для интересующихся есть несложная рецептура из старой книги. «На 1 л лака берется по выбору: аурамин (чистый желтый) 0,2 – 0, 5 гр, родамин красный (цвет спелой вишни) 0,2 – 0, 5 гр, бриллиантовая зелень 0,2 – 0, 5 гр, анилин роза-экстра (красный цвет) 0,2 – 0, 5 гр. Красители растворяют в 10 куб. см денатурированного спирта до полного растворения, а затем их вводят в нитролак».
В лак опускают игрушку, «при этом очень важна ее консистенция: если краска слишком густая, на шаре останутся потеки, если слишком жидкая — пробелы. Также погружать изделие надо, постепенно и одновременно вращая его, чтобы при погружении оно не увлекло за собой воздух, который в виде пузырьков может остаться под пленкой и испортить покрытие.
Выкрашенные изделие отправляют в сушку — здесь они высыхают под лампами (10-15 мин. при температуре 45 град). Игрушки устанавливаются строго вертикально, чтобы не было затёков».
Интересно: если у вас остались елочные игрушки 50-х годов, обратите внимание на цвета. Зеленый (настоящая «зеленка»), малиновый и желтый – основная гамма игрушек. Позже, с 60-х годов, красителей появляется больше, и окраска игрушек становится богаче и разнообразнее.
В старой книжке также предлагается использование аэрографа (пульверизатора) – он позволяет создавать ровные тональные переходы. Также можно воспользоваться трафаретами для быстрой и аккуратной окраски частей игрушки.
Разрисовывание игрушки.
Наверное, это – самый интересный процесс – нанесение рисунка на стеклянную елочную игрушку, ее раскрашивание.
Есть два варианта: 1) ручное раскрашивание, 2) тампопечать.
Начнем со второго, нанесения одинакового рисунка полиграфическим способом с формы. Тампопечать – это один из способов тиражирования рисунка на изделиях сложной формы. Например, на шариковой ручке – видели ручки с нанесением логотипа компании? Вот это оно. Посмотреть, как это делается, можно в ролике фабрики «Коломеев» с 17 мин. 10 сек: https://vkvideo.ru/video-21202...
Если кратко, то это как обычная «круглая» печать, только форма, которая переносит краску на шарик – похожа на мягкую резиновую грушу, иначе она не сможет плотно «обнять» шарик. Мда… вот откуда 2 млн стеклянных игрушек в год… Рассказано и показано в ролике очень внятно, не буду, с вашего позволения, повторяться, а сразу перейду к варианту 1 – ручному раскрашиванию.
Художник вручную, кисточками разных размеров, тампонами, применяя трафарет и аэрограф, разукрашивает игрушку. В том же ролике можно посмотреть с 18 мин. 40 сек. или в вышеуказанных роликах.
Основа декорирования – это, конечно, мазковая роспись кистями.
Если нужно нанести контур, тонкие, прерывистые или волнистые линии – художник воспользуется «фунтиком».
«При тональной росписи изделий используется краскораспылитель: изделие многослойно окрашивается в разные краски и принимает мягкие тональные цветовые переходы или на поверхности изделия создается эффект "тумана".
При росписи игрушки с помощью тампона, последний вручную окунается в краску. «Лишняя краска снимается на стекло, затем краска на тампоне наносится на поверхность изделия по рисунку. Затем рисунок декорируется "фунтиком" или оттеняется мазковой росписью».
Если нужно, чтобы часть игрушки стала прозрачной или зеркальной, используется метод резьбы.
«На предварительно подготовленную поверхность изделий карандашом наносится рисунок. Затем лакирующий и зеркальный слои снимаются с поверхности изделия по рисунку острым режущим инструментом». Не поняла, как изнутри снимается ровно по рисунку зеркальный слой – наверное, имеется ввиду наружное алюминиевое покрытие. «Для завершения рисунок оформляется кистью, "фунтиком".
У вас наверняка есть шишка, посыпанная «снегом», или Снегурка в искрящейся шубке – эти игрушки сначала промазываются в нужных местах клеем или лаком, а затем посыпаются блестками, искусственным снегом, иными мелкими присыпками. Как кондитерское изделие!
В одном из источников указано, что художник может разрисовать в день от 50 до 100 шаров.
Мои дети создавали собственные шедевры, разрисовывая однотонные или прозрачные шары из стекла и пластика.
Ну и самое последнее – на стеклорезальном станке дисковой пилой отпиливают усик и надевают колпачок с петелькой для веревочки. И все! Игрушка готова!
Посмотрите, сколько процессов задействовано при создании игрушки из стекла для вашей елочки! Я даже не знаю, какой процесс самый творческий – возможно, свободный выдув? Или раскрашивание? Не удивительно, что некоторые игрушки стоят баснословных денег!
И в каждую вложены труд и любовь их создателей.
Благодарю вас за прочтение и поздравляю с новогодними праздниками – с Рождеством Христовым, с Новым годом и с приближающимся Старым Новым годом!
P. S. Пожалуй, нашу живую елочку я все-таки разберу, не дожидаясь майских каникул…
В статье использованы материалы:
https://happydolls.livejournal.com/172855.html?ysclid=m56m52sw2k396740485
https://www.yaneuch.ru/cat_33/tehnologiya-proizvodstva-steklyannyh-elochnyh-igrushek/412062.2770182.page1.html
https://hij.ru/read/1808/
https://www.krebsglaslauscha.de/
https://www.mos.ru/news/item/100966073/ Al вместо серебра
Оценили 69 человек
145 кармы