Андрей Платонов. "О первой социалистической трагедии"

1 439

 ... В 1929 году получил резко отрицательную оценку А.М. Горького и был запрещён к печати роман Платонова "Чевенгур".... "

В тот день, когда Копенкин въехал в церковь, революция была еще беднее веры и не могла покрыть икон красной мануфактурой: Бог Саваоф, нарисованный под куполом, открыто глядел на амвон, где происходили заседания ревкома. Сейчас на амвоне, за столом бодрого красного цвета, сидели трое: председатель Чевенгурского уика — Чепурный, молодой человек и одна женщина — с веселым внимательным лицом, словно она была коммунисткой будущего".

В 1931 году опубликованное произведение «Впрок» вызвало резкое осуждение А. А. Фадеева и И. В. Сталина.

Герой «бедняцкой хроники» Платонова покидает Москву, чтобы вместе с пролетариатом и колхозными тружениками строить коммунизм. Он странствует по стране с вопросом «кому в СССР жить хорошо?» Останавливаясь в разнообразных деревнях, артелях и колхозах, герой аналогичным образом рассказывает о судьбах колхозников, их передовиков и отстающих, и об успехах отдельных хозяйств. Его повествование прерывается решением поехать в Уральские степи.

В 1931 году повесть была встречена в штыки критиками. Когда книга попала на стол к Сталину, красноречивейшим его комментарием стал набор ругательств в адрес автора, которыми он снабдил — в качестве комментария — поля книги. В редакцию журнала «Красная новь» Сталин отправил письмо, в котором охарактеризовал произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения», потребовав наказать автора и издателей.

После этого Платонова практически перестают печатать. Повести "Котлован", "Ювенильное море", роман "Чевенгур" смогли увидеть свет только в конце 1980-х годов и получили мировое признание.

В 1937 году была издана его повесть «Река Потудань». В мае этого же года арестован его 15-летний сын Платон, за политический анекдот. Рассказывал, когда его в первый раз привели на допрос, то заставляли подписать совершенно нелепые вещи, что он якобы хотел взорвать Кремль, кого-то убить. Бог знает, что ему приписывали. Он отказался, конечно. Ему зубы сразу все выбили да еще легкие отбили — кашлял. И когда его привели в камеру, то эти старые люди посоветовали ему все подписать: „Если не подпишешь, то все равно жить не будешь, тебя изувечат. Мы все подписали, что они требовали“.

Платона шантажировали тем, что если он не подпишет обвинения, то родители будут арестованы. И Тоша подписал все бумаги не глядя, которые ему предъявляли. Тогда его оставили в покое. Жил он среди ученых людей, для которых он был ребенок. Они всему его учили.

Потом был Суд. Приговор гласил: На почве морального и полового разложения Платонов П. А., вместе с другими участниками организации, ставил целью вести активную борьбу с Советской властью путем шпионажа, диверсий и террора и в целях изыскания средств для развертывания этой предательской работы пытался установить связь с германскими разведывательными органами.

Военная Коллегия приговорила: Платонова П. А. подвергнуть тюремному заключению сроком на 10 лет с поражением в политических правах на пять лет, конфискацией всего, лично ему принадлежащего имущества.

А его отцу, писателю Платонову причину задержания сына не называли. Андрей Платонович никогда никуда не писал жалоб, не просил защиты, стоял твердо, несгибаемо, да и кому мог бы он жаловаться на Сталина? Падавшие на его голову несчастья Андрей Платонович сносил как-то безропотно, не повышая голоса, не отбиваясь, точно имел дело с землетрясением или, по крайней мере, с проливным дождем.

Платонов написал несколько писем Сталину: "

«Я обращаюсь к Вам, Иосиф Виссарионович, с отцовской просьбой. В конце апреля этого года арестован мой пятнадцатилетний сын, Платонов Платон Андреевич. Он был арестован вне дома, и я узнал об аресте 4/V, когда пришли делать обыск.

До последнего времени мой сын сидел в Бутырской тюрьме, а недавно мне сказали, что он выслан. Приговор и место, куда его выслали, мне не известны.

Мне кажется, что плохо, если отказывается отец от сына или сын от отца, поэтому я от сына никогда не могу отказаться, я не в состоянии преодолеть своего естественного чувства к нему. Я считаю, что если сын мой виновен, то я, его отец, виновен вдвое, потому что не сумел его воспитать, и меня надо посадить в тюрьму и наказать, а сына освободить.

Сын мой ведь всего подросток. В его возрасте бывают всякого рода трудности, связанные просто с формированием тела человека. Кроме того, сын мой болен.

Если же нельзя меня посадить в тюрьму в качестве заложника, ради освобождения сына, то прошу освободить его под залог:

Иосиф Виссарионович! Я и мать моего сына просим Вас понять наше глубокое горе и облегчить его.

Верящий Вам…

Сына выпустили через три года, за него просил у Сталина при личной встрече Шолохов.

Вернувшийся из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулёзом. И когда умирал, просил завести патефон с песней „Прощай, любимый город“. Потом попросил мать и отца поцеловать его в губы. И вот так тихо умер. Может, с этого начался у Андрея туберкулез? Хоронить Тошу оказалось не в чем. Петр отдал единственный костюм и ботинки, тапочек не было. Все страшно переживали Тошину смерть. В январе 1943 года его похоронили.

В военные годы стремление к воцерковленности у Платонова представляется очевидным. В наибольшей степени религиозное чувство проявилось в отношении к умершему сыну.  Далее см., тут -  https://filaretuos.livejournal...

"О первой социалистической трагедии" 

Надо не высовываться и не упиваться жизнью: наше время лучше и серьезней, чем блаженное наслаждение. Всякий упивающийся обязательно попадает и гибнет, — как мышонок, который лезет в мышеловку, чтобы «упиться» салом на приманке. Кругом нас много сала, но каждый кусок на приманке. Надо быть в рядах обыкновенных людей терпеливой социалистической работы, больше ничего.

Нет, с мужеством свой долг, тяжелый и упорный, К которому судьбой ты призван, совершай, Потом, как я, страдай и молча умирай. (А. де Виньи)

Но дело, конечно, не в смерти, а в победе.

Этому сознанию соответствует действительное устройство природы. Она не велика и не обильна. Точнее говоря — она так жестко устроена, что свое обилие и величие не отдавала еще никому. Это и хорошо, иначе — в историческом времени — всю природу давно бы разворовали, растратили, упились бы ею до самых ее костей: аппетита всегда хватило бы. Достаточно, чтобы физический мир не имел одного своего закона, правда, основного закона — диалектики, и в самые немногие века мир был бы уничтожен людьми начисто и впустую. Больше того, и без людей в таком случае природа истребилась бы сама по себе вдребезги. Диалектика есть выражение скупости, труднообозримой жесткости конструкции природы, и лишь благодаря этому стало возможно историческое воспитание человечества. А то бы давно все кончилось на земле, как игра ребенка с конфетами, которые растаяли в его руках, и он не успел их даже съесть.

В чем же смысл современной исторической трагедии? Смысл, по-моему, в том, что «техника... решает все». Между техникой и природой принципиально трагическая ситуация. Классовая борьба, вопрос обороны СССР и победы над империализмом тоже теперь имеет техническое содержание главным образом.

Цель техники — «дайте мне точку опоры, я переверну мир». А конструкция природы такова, что она не любит, когда ее обыгрывают: мир перевернуть можно, подобрав нужные моменты рычага, однако надо проиграть в пути и во времени, когда длинного плеча рычага столько, что практически победа будет бесполезной. Это элементарный эпизод диалектики. Возьмем современный факт: расщепление атомного ядра. Прямой выигрыш в силе не образуется, т. е. еще нельзя, истратив количество энергии n, получить n+1. Но гений техники лежит на косых путях: для разрушения атома <нужны> «попутные» силы природы, например, космические лучи, тогда получается положительный баланс работы.

Сама же природа, если глядеть в упор, держится замкнуто, она способна работать лишь так-на-так, даже с надбавкой в свою пользу, а техника напрягается сделать наоборот. Внешний мир защищен против на своей диалектикой. Все искусство техники держится на попутных боковых ветрах природы, действующей ради своего сосредоточенного интереса.

В социологии, в любви, в глубине человека диалектика столь же неизменна и несокрушима, если идут ей в лоб. Мужчина, имевший десятилетнего сына, оставил его с матерью, а сам женился на красавице. Ребенок затосковал по отцу и терпеливо, неумело повесился. Грамм наслаждения на одном конце уравновесился тонной могильной земли на другом.

Отец взял с шеи ребенка бечеву и вскоре ушел за ним вслед, в могилу. Он хотел упиться невинной красавицей. Он хотел любовь нести не как повинность с одной женой, а как удовольствие. Не упивайся, — или умирай, ты находишься в трудном и убогом мире.

Идеология находится не на внешней высоте, не в «надстройке», а в самом сердце человека и в середине его общественного чувства.

История как всемирная трагедия началась вместе с человеком, но техника служит ее заключительным актом. На Западе эта трагедия идет не к разрешению, а к уничтожению, к снятию темы посредством фашизма и войны. Решается заданная трагедия только у нас.

Мне хочется, чтобы искусство было не только «отображением», а точным пророчеством новых циклопических работ — ради изменения той существующей всемирной жизни, которая похожа на совокупление слепых в крапиве.

Техника, начатая когда-то как самозащита рабов и затем рабочего класса против смертельной эксплуатации, имеет и посейчас характер средства классовой борьбы. Но в СССР она теперь приобретает уже другое качество и назначение. Рабочий класс, проведший целый век в работе с крутым веществом природы, приобрел такой творческий технический потенциал, что, будучи облагороженным социализмом, он создал технику, способную в течение одного-двух десятилетий сделать его разумом природы — с абсолютной властью в практических масштабах.

Но сам человек меняется медленнее, чем он меняет мир. Именно здесь центр трагедии. Для этого нужны творческие инженеры человеческих душ. Они должны предупредить опасность опережения человеческой души техникой. Уже сейчас человек не на высоте исторического.

В тех оптимальных условиях для исторического прогресса, которые есть у нас, мы живем накануне существенного завоевания мира, т. е. регулирования всех его практически важных для нас, дотоле стихийных процессов. Да, но современный человек, даже лучший его тип, недостаточен; он оборудован не той душой, не тем сердцем и сознанием, чтобы очутившись в будущем во главе природы, он исполнял свой долг и подвиг до конца и не погубил бы, ради какой-нибудь психической игры, всего сооружения мира и самого себя. Здесь драматическое положение имеет чисто «наше», советское содержание. Социализм можно трактовать как трагедию напряженной души, преодолевающей собственную убогость, чтобы самое далекое будущее быстро застраховано от катастрофы.

В формуле об инженерах человеческих душ скрыта тема первой чисто социалистической трагедии. Через несколько лет эта проблема станет важнее металлургии; вся наука, техника и металлургия — все оружие власти над природой — будут ни к чему, если достанутся в наследство недостойному обществу. Больше того, несовершенный человек создаст тогда из истории такую трагедию без конца и развязки, что его собственное сердце устанет.

Но этого не случится, если мы будем сейчас работать. Если мы станем действительно инженерами и изобретателями человеческих душ, а не десятниками.

Я видел однажды среди советской интеллигенции, как одна молодая женщина была опечалена. Она была чрезвычайно способным химиком, но некрасивая. Все веселились в летнем саду, а ей не оказывали внимания как женщине и товарищу. Все обсыпали летними цветами и конфетти, а она сидела неудобно в стороне, как чужая и одинокая. Торжество продолжалось далее в вечер. Тогда эта молодая женщина тайно собрала близ соседей упавшие цветки и бумажки, ушла с ними в темноту, за деревья, осыпала себе ими волосы и шею и пришла назад, улыбающаяся, с глазами, блестевшими в слезах. Издалека ей навстречу встал красивый, превосходный инженер и, красный от стыда, стал с нею танцевать и заниматься весь остаток вечера.

В этом нет ничего хорошего. Человек социалистической души заметил бы эту женщину прежде, чем она пошла в сад плакать и осыпать себя бумажками.

Источник - http://platonov-ap.ru/publ/o-p...

Приложение:

Ссылки по теме: 

Если бы у Джугашвили были бы мозги, он бы не полез бы в чужой дом, на чужой трон. Ну, а если уж залез, то надо было вернуть Россию русским - https://cont.ws/@providenie/20... Партийный окрик - https://cont.ws/@providenie/2079590 Марксист - советский коммунист, обслуга еврейского интернационала, всегда подлец и предатель России и русского народа, другого не дано! - https://cont.ws/@providenie/2078653 Несмотря на сказки о коронавирусном кризисе, экономика путинской РФ не растет уже давно - https://cont.ws/@providenie/2078458 Западно-Сибирское восстание против коммунистов - https://cont.ws/@providenie/2078034 В. Мартыненко. Марксизм на службе империализма: Карл Маркс работал по заказу британских властей?! - https://cont.ws/@providenie/2077655 Именно при Сталине было (...) Партийные традиции - Заговор педерастов - https://cont.ws/@providenie/2077341 Артур Васильевич Чернышов. Черные дни русского православия - https://cont.ws/@providenie/2076742 Андрей Дикий. "Евреи в России и в СССР". Красный террор. Один еврей – Кенигиссер убил другого еврея – Урицкого. ... «Жиды ссорятся, а наших (неевреев) – к стенке» - https://cont.ws/@providenie/2076404 Алексей Тепляков. Процедура: Исполнения смертных приговоров в 1920-1930-х годах - https://cont.ws/@providenie/2074569 Знает ли русский народ, куда его ведут (пархатые)? - https://cont.ws/@providenie/2074503 Псевдонимная власть - https://cont.ws/@providenie/2074484 Адресная кража - https://cont.ws/@providenie/2073702 В 1917 году США захватили Россию - https://cont.ws/@providenie/2073676 Народный отпор террористам - https://cont.ws/@providenie/2073651 Кадровый мусор - https://cont.ws/@providenie/2073624 Главная вина «царизма» перед инородным большевизмом т.е., перед миллионом пархатых, интернациональных бандитов и налетчиков, которые уже не банда, а советская власть! - https://cont.ws/@providenie/2073327 Сталин, не был антисемитом! Цитата Сталина: «дьявол, разумеется, на моей стороне» - https://cont.ws/@providenie/2073272 Краткий курс, русского антисоветизма - https://cont.ws/@providenie/2072938 Как инородный самозванец под кличкой Сталин Окраине Донбасс подарил - https://cont.ws/@providenie/2072825 "Лишенные и отверженные" или как скоро суды РФ начнут признавать социализм, как источник оккупационного марксизма, преступлением и геноцидом? - https://cont.ws/@providenie/2072818 «Большевизм в свете психологии». Защитники социализма от «понаехавших к ним в (социализм) "белокаменную"» Равшан Берия и Джамшут Джугашвили - https://cont.ws/@providenie/2072185 Эх, расияне, не цените, что имеете... Русский мальчик и эстонская девочка (с переводом) - https://cont.ws/@providenie/2072138 История написания иконы "Прибавление ума" - https://cont.ws/@providenie/2072121 Академик, всемирная величина — Владимир Вернадский, черносотенных газет не читает. И правильно делает: зачем портить себе научную карьеру - https://cont.ws/@providenie/2071513 О русском и большевистском - https://cont.ws/@providenie/2071010 Оплот русского национализма - https://cont.ws/@providenie/2070796 Проф. Н. Краинскiй. Техника разгрома России - https://cont.ws/@providenie/2070778 Можно ли сравнивать Власова с Лениным? - https://cont.ws/@providenie/2070044 В.В. Крестовский «Жид идёт» - https://cont.ws/@providenie/2069955 Доклад, Н.Е. Маркова, прочитанный на собрании посвященном памяти полк. О.В. Винберга в Берлине - https://cont.ws/@providenie/2069755 А.П. Лопухин. Промысл Божий в истории человечества - https://cont.ws/@providenie/2069146 Художественная литература как орудие духовного разложения - https://cont.ws/@providenie/2068786 Как работали штатные палачи ГУЛАГа - https://cont.ws/@providenie/2068777 Последний укол - https://cont.ws/@providenie/2068754 Хочется спросить с "совков" что они называют "социализмом". Кавказское управление (пленение) при оккупационном интернациональном иге иудейском или что-то другое? - https://cont.ws/@providenie/2066967 П.Е. Астафьев. Еврейство и Россия - https://cont.ws/@providenie/2066598 Специальный орган «СМЕРШ» - Только лица иудейского происхождения входили в «СМЕРШ» - https://cont.ws/@providenie/2066572 Социальный портрет чекистов - https://cont.ws/@providenie/2066542 Уничтожение русского самосознания - https://cont.ws/@providenie/2066522 Бело-Монархический Манифест - https://cont.ws/@providenie/2066231 Новые совки и их новый личный кавказец. Жорик Джамшут Джугашвили и Равшан Берия Мартиросян. Камеди Клаб. - https://cont.ws/@providenie/2065999 Г.В. Свиридов: "Время Швондеров" - https://cont.ws/@providenie/2065962 В. Розанов о Каткове - https://cont.ws/@providenie/2065419 Личность, общество и Церковь. Л.А. Тихомиров. К. П. Победоносцев - https://cont.ws/@providenie/2065400 По крови и по духу. Что есть русские? - https://cont.ws/@providenie/2065390 Спросите у сознательно отрекшегося от Веры, Царя и Отечества и даже от своего христианского имени, вождя под отвратительной кличкой Кобы-Сталина, какая разница между Троцкистами и Сталинистами? - https://cont.ws/@providenie/2065130 Долги и налоги - https://cont.ws/@providenie/2064540 В 1947 году совершенно разбойничьим образом высший масонский Совет - вновь созданная ООН - утвердил право евреев отнять у арабов их земли и создать государство в Палестине - https://cont.ws/@providenie/2064495 Большевистский (сатанинский) диверсант Сталин и его последователи - https://cont.ws/@providenie/2064226 «Культура» как орудие национального разрушения (фрагмент статьи) - https://cont.ws/@providenie/2063653 16.8.1941. – Сталин издал приказ № 270, объявивший попавших в плен «изменниками Родины» и призвавший их «уничтожать всеми средствами», а семьи репрессировать - https://cont.ws/@providenie/2063635 Девятнадцать казнённых дивизий - https://cont.ws/@providenie/2063617 Еврейский Холокост и Русский холокост ‒ сравнение - https://cont.ws/@providenie/2062499 Самодержавие и народ - https://cont.ws/@providenie/2061923 Немного правды о "великой отечественной" в "Отечестве" мирового пролетариата - https://cont.ws/@providenie/2061878 Ревкомы Крыма, как средство осуществления политики массового террора - https://cont.ws/@providenie/2061861 Социализм – иудейское учение - Служба, Марксу и Ротшильду - https://cont.ws/@providenie/2061854 Великорусские крестьяне в конце XIX века. Это вот им чуть позднее марксистский подонок Джугашвили объявит войну на уничтожение! - https://cont.ws/@providenie/2035409 CCCР под Еврейским Игом - https://cont.ws/@providenie/2035109 Новая иудея, или разоряемая Россия - https://cont.ws/@providenie/2034615 Тайна аббревиатуры СССР - https://cont.ws/@providenie/2034253 Русский народ, ходит теперь по своим российским улицам, как по иностранным, и не может прочесть вывески на английском языке, недоумевая, чтобы могли означать вывески: "секонд-хенд", "роуминг", "лизинг", "шейпинг", "паркинг", "холдинг" "бординг", "офф-шор", "биллборд", "рокер", "байкер", "рэпер", "хакер", "брокер", "менеджер", "данс", "минивэн", "таун-хаус", "молл", "брэнд", и тд… см., далее – https://cont.ws/@providenie/1351774

Сословное общество серьёзных людей. Главные признаки украинской деградации

Помните фильм "Кин-дза-дза"? Там на планете Плюк существовало сословное общество, со строгим разграничением прав и обязанностей каждого сословия и чёткой яркой внешней маркировкой прина...

Только Бог с Россией будет всегда. Три задачи эры Путина

В России принято персонифицировать, переживаемые страной исторические периоды, связывая их с именами верховный правителей державы. Когда связывать не с кем, период называется Смутой.Пос...

Гиганты, драконы, монстры Париж 1612 года.

В этом видео мы рассмотрим две гравюры Клода Шастийона который зафиксировал присутствие Гигантов и других сказочных существ на главной площади Парижа в 1612 году. Он был не просто граве...

Обсудить
  • Между прочим. Не приходило в голову, что сейчас вы о Платонове просто ничего не знали бы? Многих из этих людей вы знаете? Может читали? Не дай бог. 1992 — Марк Харитонов — «Линия Судьбы, или Сундучок Милашевича». 1993 — Владимир Маканин — «Стол, покрытый сукном и с графином в середине» 1994 — Булат Окуджава — «Упраздненный театр». 1995 — Георгий Владимов — «Генерал и его армия». 1996 — Андрей Сергеев — «Альбом для марок». 1997 — Анатолий Азольский — «Клетка». 1998 — Александр Морозов — «Чужие письма». 1999 — Михаил Бутов — «Свобода». 2000 — Михаил Шишкин — «Взятие Измаила». 2001 — Людмила Улицкая — «Казус Кукоцкого» 2002 — Олег Павлов — «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней». 2003 — Рубен Давид Гонсалес Гальего — «Белое на чёрном» 2004 — Василий Аксёнов — «Вольтерьянцы и вольтерьянки». 2005 — Денис Гуцко — «Без пути-следа» 2006 — Ольга Славникова — «2017» 2007 — Александр Иличевский — «Матисс» 2008 — Михаил Елизаров — «Библиотекарь» 2009 — Елена Чижова — «Время женщин» 2010 — Елена Колядина — «Цветочный крест» 2011 — Александр Чудаков — «Ложится мгла на старые ступени…» 2012 — Андрей Дмитриев — «Крестьянин и тинейджер» 2013 — Андрей Волос — «Возвращение в Панджруд» 2014 — Владимир Шаров — «Возвращение в Египет». 2015 — Александр Снегирёв — «Вера» 2016 — Пётр Алешковский — «Крепость» 2017 — Александра Николаенко — «Убить Бобрыкина. История одного убийства» 10 декабря 2020 года на торжественной церемонии в Электротеатре «Станиславский» были названы лауреаты Национальной литературной премии «Большая книга». Первая премия — Александр Иличевский за роман «Чертёж Ньютона» Вторая премия — Тимур Кибиров за роман «Генерал и его семья» Третья премия — Шамиль Идиатуллин за роман «Бывшая Ленина» Премия «За вклад в литературу» — Михаил Сеславинский и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) Приз читательских симпатий — Михаил Елизаров за роман «Земля», Дина Рубина за роман «Наполеонов Обоз», Алексей Макушинский за роман «Предместья мысли. Философическая прогулка» Не видно широкого общественного резонанса от произведений гениев. А Платонова знаем и читаем. Убить писателя легче рублём, чем пулей.