Четверо срочников партизанили 39 дней в полном окружении в лесах Курской области. Детали в телеграмм

Человеческие жертвоприношения в иудаизме

0 514

Даже в Талмуде представлена версия о том, что Авраам всё-таки зарезал и сжёг своего сына Исаака в жертву Яхве. В трактате «Зевахим» («Жертвоприношения») раввинские авторитеты обсуждают вопрос о том, как строители Второго храма в Иерусалиме определили место, где находился жертвенник Первого храма. По утверждению рабби Ицхака Наппахи, «они увидели прах Исаака, который был положен в этом месте» (Зевахим, 62a, 5). (Гора Мория, где состоялось жертвоприношение Авраама, отождествлялась с Храмовой горой.)

Пепел Исаака, принесённого в жертву своим отцом Авраамом, упоминается ещё в двух местах Талмуда.

Трактат «Таанит» («Пост») сообщает, что во время семи последних постов в году иудеи выносят ковчег со свитком Торы на главную городскую площадь и посыпают себе головы пеплом. Рабби Ханина утверждает, что это делается, «чтобы напомнить нам о пепле Исаака» (šyzkwr lnw ’prw šl yṣḥq) (ВТ Таанит, 16a, 6).

Трактат «Берахот» («Благословения») со ссылкой на стих «И послал бог ангела в Иерусалим, чтобы истреблять его. И когда он начал истреблять, увидел Яхве и пожалел о сем бедствии, и сказал ангелу-истребителю: довольно!» (1 Пар. 21, 15) сообщает: «Что он (т.е. Яхве) увидел? … Шмуэль сказал: Он увидел пепел Исаака (’prw šl yṣḥq), ибо сказано: “Бог усмотрит себе агнца” (Быт. 22, 8)» (ВТ Берахот, 62b, 14-15).

Таргум в стихе 1 Пар. 21, 15 утверждает: «Он (т.е. Яхве) увидел пепел акеды Исаака в основании жертвенника».

Для сторонников версии о том, что Авраам всё-таки принёс своего сына Исаака в жертву Яхве, представляло сложность утверждение Библии, согласно которому вместо Исаака в жертву был принесён овен, синод.: «И возвёл Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо (taḥat) сына своего» (Быт. 22, 13). Выйти из этого затруднения им позволила многозначность еврейского слова taḥat, которое может означать не только «вместо», но и «после»: «Сказал Святой, благословен он: Жизнью твоей! Сначала был принесён в жертву твой сын, а теперь и этот овен, после сего» (Мидраш Танхума, Шела, 14)[1].

После принесения Исаака в жертву Яхве воскресил его: «Святой, благословен он, в будущем воскресит мёртвых за заслугу Исаака, который принёс себя в жертву на алтаре, как сказано: “Чтобы услышать стон узника (синод.: узников), разрешить сынов смерти” (Пс. 101, 21)» (Песикта Кахана, гл. 32, 200b (изд. Бубера))[2].

С данным событием иудейская традиция связывает благословение Яхве как воскрешающего мёртвых в молитве «Амида» («Стояние») или «Шмоне эсре» («Восемнадцать [благословений]»). Мидраш на эту молитву, сохранившийся в сборнике еврейских законов «Шибболей ха-лекет» («Собранные початки»), составленном в Италии в XIII в., гласит: «Когда патриарх Исаак был связан на жертвеннике и превращён в золу, и его жертвенный прах был брошен на гору Мория, Святой, благословен он, немедленно окропил его росою и воскресил его. Поэтому Давид, мир ему, сказал: “Как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские” и т.д. (Пс. 132, 3), ибо он говорит о той росе, которой [Святой, благословен он,] воскресил патриарха Исаака. Тотчас же служащие ангелы запели: “Благословен ты, Господь, воскрешающий мёртвых”» (Шибболе ха-лекет, 9a-b)[3].

Такой вариант рассказа был теоретически совместим с библейским повествованием, в котором посланец Яхве приказывает Аврааму: «не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего» (Быт. 22, 12). К тому моменту «устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров» (Быт. 22, 9), а, согласно жреческому закону, «сыны же Аароновы, священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова» (Лев. 1, 7), т.е. дело можно было представить так, что Исаак уже лежал на горящих дровах, и для превращения его в прах Аврааму ничего более делать над ним и не требовалось.

Однако имеется более полный текст указанного мидраша на молитву «Амида», сохранившийся в рукописи из библиотеки Кембриждского университета (Or. 1080, Box 1:48), согласно которому Исаак всё-таки был заколот Авраамом: «Когда Авраам связал своего сына Исаака на жертвеннике, заколол его и сжёг его, он был превращён в золу, и его зола была брошена на гору Мория, Святой, благословен он, низвёл дающую жизнь росу и воскресил его. Поэтому Давид сказал: “Как роса Ермонская, сходящая” и т.д. (Пс. 132, 3). Это говорит о росе, которой Святой, благословен он, воскресил патриарха Исаака. [Тогда] служащие ангелы запели: “Благословен ты, Господь, воскрешающий мёртвых”»[4].

Последующее время Исаак пребывал в раю: «И ангелы унесли его в рай, где он пробыл три года, чтобы исцелиться от раны, нанесённой ему Авраамом в ходе акеды» (Ялкут Реувени, Ваййера)[5]. Когда Библия упоминает его снова, о нём сообщается: «А Исаак пришёл из Беэр‐лахай‐рои, ибо жил он в земле полуденной… При наступлении вечера Исаак вышел…» (Быт. 24, 62, 63). Местом, откуда вышел и пришёл Исаак, был рай, и при виде его Ревекка упала (wattippol) с верблюда (Быт. 24, 64), ибо он шёл так, как ходят мертвецы, а именно вниз головой и вверх ногами (Минхат Йехуда на Быт. 24, 64; Паанеах Раза, 29а)[6].

Любопытный вариант повествования об акеде содержится в поэме рабби Эфраима бен Иакова из Бонна (XII в.). Согласно ему, когда Авраам заколол своего сына и тот был воскрешён, Авраам попытался заколоть его во второй раз, и только после этого Исаак благодаря заступничеству ангелов был перенесён в рай:

Он поспешил, он придавил его своими коленями,

Он напряг свои руки.

Крепкими руками он заколол его согласно обряду,

Сообразным закону было заклание.

На него пала воскрешающая роса, и он вернулся к жизни.

(Отец) схватил его (тогда), чтобы заколоть ещё раз.

Писание, свидетельствуй! Это хорошо известно:

И вторично воззвал к Аврааму посланец Яхве с неба.

Служащие ангелы восклицали в ужасе:

Даже жертвенные животные закалывались ли когда-либо дважды?

Немедленно их плач стал слышен в выси,

Вот, сильные их кричат на улицах.

Умоляем Тебя, сжалься над ним!

В доме его отца нам было оказано гостеприимство.

Потоком небесных слёз он был унесён

В Эден, сад божий.[7]

Известно, что в первоначальном (элохистском) варианте библейского рассказа об акеде Авраам всё-таки приносил Исаака в жертву Яхве:

1. И было, после сих происшествий бог (ha’elohim) искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

2. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего (yəḥidəḵa), которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и вознеси его там во всесожжение (weha‘alehu šam lə‘ola) на одной из гор, о которой я скажу тебе.

3. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошёл на место, о котором сказал ему бог (ha’elohim).

4. На третий день Авраам возвёл очи свои, и увидел то место издалека.

5. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

6. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

7. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец (haśśe) для всесожжения?

8. Авраам сказал: бог (’elohim) усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

9. И пришли на место, о котором сказал ему бог (ha’elohim); и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

10. И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть (lišəḥoṭ) сына своего.

19. И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии.

(Быт. 22, 1-10, 19)

Судя по тому, что в Быт. 22, 19 к отрокам возвращается один Авраам, без Исаака, в Быт. 23, 2 один Авраам приходит оплакивать Сарру, и больше элохистский источник Исаака вообще ни разу не упоминает, в первоначальной версии рассказа Авраам всё-таки приносил своего сына в жертву. Позднее в элохистский текст с заменой его части была сделана редакционная вставка (Быт. 22, 11-18), называющая бога личным именем Яхве, в которой заклание Исаака в последний момент отменялось и вместо него в жертву приносился овен.

Как мы видели выше, в толковании данного мифа, как и многих других, возращение к кровожадной языческой архаике произошло уже в раввинистическую эпоху.

В число наиболее надёжных библейских свидетельств о том, что в допленной Иудее дети приносились в жертву Яхве, входит отрывок Иез. 20, 25-26. В нём Яхве заявляет устами пророка начала VI в. до н.э. Иезекииля: «Я дал им (т.е. евреям) законы недобрые (ḥuqqim lo ṭoḇim) и уставы, которыми они не могут жить (mišpaṭim lo yiḥyu bahem), и осквернил (wa’aṭamme’) их дарами их (matnotam), проведением (bəha‘aḇir) всего, открывающего утробу (kol peṭer raḥam), чтобы погубить их (’ašimmem)» (Иез. 20, 25-26).

Данный отрывок входит в состав обвинительной речи Яхве, а именно её части (Иез. 20, 18-26), посвящённой второму поколению израильтян в пустыне. О первом поколении «бог Израилев» говорит, что он «дал им законы мои (ḥuqqotay), и объявил им уставы мои (mišpaṭay), исполняя которые, человек жив был бы через них» (Иез. 20, 11), но они не стали их соблюдать. Тогда Яхве обратился к второму поколению: «И говорил я сыновьям их в пустыне: не ходите по правилам отцов ваших, и не соблюдайте установлений их, и не оскверняйте себя идолами их» (Иез. 20, 18). Однако они оказались столь же непослушны, тогда Яхве наказал их «за то, что они постановлений моих не исполняли и заповеди мои отвергли, и нарушали субботы мои, и глаза их обращались к идолам отцов их» (Иез. 20, 24).

Наказание заключалось в том, что вместо добрых законов евреям были даны «богом Израилевым» «законы недобрые», а вместо уставов, обеспечивающих жизнь, уставы, которые губят. Их практическим выражением является «проведение» (через огонь, т.е. сожжение) «всего, открывающего утробу», т.е. первого ребёнка (любого пола), рождаемого женщиной.

Из этого свидетельства Иезекииля следует, что в начале VI в. до н.э. в Иудее практиковалось принесение детей в жертву Яхве, причём считалось, что это делается по закону, установленному самим Яхве. Неясно, является ли утверждение Иезекииля о том, что такой закон был дан во время странствия евреев в пустыне, личным мнением этого пророка или общим мнением. Личное негативное отношение Иезекииля к человеческим жертвоприношениям отражает его заявление о том, что законы, по которым они совершаются, являются недобрыми и что они были даны Израилю в наказание за его непослушание, чтобы «погубить» его. Иудейские современники Иезекииля, приносившие своих детей в жертву Яхве, несомненно считали, что поступают правильно и благочестиво.

Детских жертвоприношений касается также обличительная речь Яхве против Иерусалима в 16-й главе Книги пророка Иезекииля. Она включает откровенное описание священного брака между Яхве и Иудеей, понимаемой как личность женского пола: «Ты выросла и стала большая, и достигла превосходной красоты: поднялись груди, и волоса у тебя выросли, и ты была нага и непокрыта. Я проходил мимо тебя, и увидел тебя, и вот, время твоё было время любви, и я простёр полы мои над тобою, и покрыл твою наготу (‘erwa, т.е. влагалище), и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит господь Яхве, и ты стала моею. Омыл я тебя водою и смыл с тебя кровь… Сыновей своих и дочерей своих ты родила мне» (Иез. 16, 7-9, 20).

Обращаясь далее к Иудее, Яхве заявляет: «И ты взяла сыновей твоих и дочерей твоих, которых родила мне, и приносила в жертву им (т.е. мужским образам: ṣalme zaḵar) на съедение (wattizbaḥim lahem le’eḵol). Мало ли было твоих блудодеяний? Но ты заколала (wattišḥaṭi) и сыновей моих и отдавала их, проводя их для них (bəha‘aḇir ’otam lahem)» (Иез. 16, 20-21). В другом месте Яхве обвиняет Самарию и Иерусалим (т.е. Израиль и Иудею) в том, что «они прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами (gillulim) своими прелюбодействовали, и даже сыновей своих, которых родили мне, проводили в пищу им (he‘eḇiru lahem lə’aḵla)… они заколали детей своих для идолов своих (bəšaḥaṭam ’et-bənehem ləgillulehem)» (Иез. 23, 37-39). Как и в Иез. 20, 25-26, речь здесь идёт о «проведении» через огонь (т.е. сожжении) детей обоих полов.

В последних двух цитатах приносимые в жертву дети служат пищей (’eḵol или ’aḵla) для «мужских образов» или «идолов», которые, таким образом, их пожирают. Точно так же пожирает своим огненным языком жертвы «бог Израилев»: «Яхве, бог твой, есть огонь пожирающий (’eš ’oḵela)» (Втор. 4, 24), «язык его – как огонь пожирающий» (uləšono kə’eš ’oḵalet) (Ис. 30, 27), «И вошли Моисей и Аарон в шатёр совета, и вышли, и благословили народ. И явилась слава (kaḇod) Яхве всему народу, и исшёл огонь от лица (panim) Яхве и пожрал (to’ḵal) на жертвеннике всесожжение и тук» (Лев. 9, 23-24).

Яхве здесь обвиняет Израиль и Иудею в том, что они приносили в жертву «идолам» (т.е. другим богам) детей, которых родили в священном браке с ним, и из настойчивого употребления притяжательных местоимений следует, что предметом осуждения является не жертвоприношение как таковое, а принесение в жертву другим богам детей, которые рождены от и для Яхве и ему же в жертву и должны быть принесены. Собственных детей Яхве желает пожирать сам, не делясь ими с другими богами.

Из законодательных текстов Еврейской Библии наиболее определённо о детских жертвоприношениях говорит отрывок Исх. 22, 29-30, входящий в состав «Книги завета» (Исх. 20, 22 – 23, 19), которую большинство специалистов считают допленной и додевтерономической. По всей видимости, этот закон является самым древним из всех законов на данную тему: «Первенца из детей твоих отдавай мне (bəḵor baneḵa titten li); то же делай с волом твоим (šoreḵa) и с овцою твоею (ṣo’neḵa). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их мне» (Исх. 22, 29-30).

Согласно этому указанию, иудеи должны поступать одинаково с первенцами как людей, так и скота. Слово banim обычно означает сыновей, но может означать и детей вообще. Слово bəḵor обычно означает первородного сына мужчины или женщины, но также может означать и любого ребёнка. Из того, что под первенцем скота может иметься в виду только первый детёныш самки, можно заключить, что и «первенец из детей твоих» означает первого ребёнка женщины.

Поскольку первенцы скота приносятся в жертву Яхве, такое же действие данный закон предполагает и в отношении первенцев людей. Глагол natan «давать», которым здесь выражается это действие, у пророка Михея означает жертвоприношение ребёнка: «С чем предстать мне перед Яхве, преклониться перед богом выси?... Дам ли (ha’etten) [ему] первенца моего (bəḵori) за преступление моё, плод чрева моего – за грех души моей?» (Мих. 6, 6-7). Отметим, что это единственное место в Еврейской Библии, где детское жертвоприношение связывается с искуплением греха, во всех прочих случаях дети отдаются Яхве потому, что изначально являются его собственностью.

Итак, данный закон предписывает иудею приносить на восьмой день в жертву Яхве наряду с первенцами скота первого сына (или вообще первого ребёнка), рождённого его женой. Посещать Иерусалимский храм на восьмой день после рождения первенца каждой самкой его скота каждый иудей, конечно, не мог, поэтому такое требование должно было возникнуть ранее централизации иудейского культа в Иерусалиме. Маловероятно чтобы такое требование было обязательным и чтобы каждый первородный сын (или ребёнок) в Иудее когда-либо действительно приносился в жертву Яхве. Скорее, как и некоторые другие законодательные акты древнего Ближнего Востока (например, Законы Хаммурапи), оно выражало нравственный идеал, которому следовали лишь некоторые люди в определённых обстоятельствах.

Предположительно хронологически следующая за Исх. 22, 29-30 формулировка «закона о первородных» входит в состав «ритуального декалога» в Исх. 34, 14-26, который чаще всего относят к Яхвистскому источнику и датируют допленной эпохой: «Всё, открывающее утробу, – моё (kol peṭer reḥem li), и весь скот твой помни, открывающий [утробу], из волов и агнцев (kol miqneḵa tzkr peṭer šor waśe); открывающего [утробу] из ослов выкупай агнцем (peṭer ḥamor tip̄de ḇəśe), а если не выкупишь, то ломай ему шею; всех первенцев из детей твоих выкупай (kol bəḵor baneḵa tip̄de). Пусть не являются пред лицо моё с пустыми руками» (Исх. 34, 19-20).

В отличие от Исх. 22, 29-30, первенцев из людей здесь предписывается не приносить в жертву, а выкупать, однако способ выкупа не уточняется. Также указывается, что осёл как нечистое животное не может быть принесён в жертву Яхве, а должен быть выкуплен или умерщвлён профанным способом. Заключающее этот отрывок требование «пусть не являются пред лицо моё с пустыми руками» (Исх. 34, 20) предполагает, что иудеи должны приносить Яхве своих первородных или выкуп за них. Исх. 34, 23 требует, чтобы весь мужской пол иудеев являлся пред лицо Яхве три раза в году (т.е. в паломнические праздники Песах, Шавуот и Суккот), а Исх. 34, 26 предписывает им приносить «первые плоды земли» в «дом Яхве, бога твоего».

«Ритуальный декалог» отражает картину централизованного культа Яхве в Иерусалимском храме, каким он мог быть в поздний период существования Иудейского царства. Он требует от иудеев трижды в году являться в храм с первородными чистых животных для принесения их в жертву и с выкупом за сыновей и нечистых животных.

Собственная формулировка «закона о первородных», датируемая ранним послепленным временем, содержится в Жреческом источнике. Она обращена к «Аарону», т.е. к жрецам:

15. Всё, открывающее утробу (kol peṭer reḥem) у всякой плоти, которую приносят (yaqriḇu) Яхве, из людей (’adam) и из скота (bəhema), будет твоим [т.е. Аарона]. Только выкупом выкупи (pado tip̄de) первенца из людей (bəḵor ha’adam), и первенца из скота нечистого (bəḵor habbəhema haṭṭəme’a) выкупи (tip̄de).

[16. А выкуп за них (pəduyaw): начиная от одного месяца, бери выкуп (tip̄de) по оценке твоей, пять сиклей серебра, по сиклю священному, который в двадцать гер.]

17. Только за первенца из волов (bəḵor šor), и за первенца из овец (bəḵor keśeḇ), и за первенца из коз (bəḵor ‘ez) не бери выкупа (lo’ tip̄de): они святыня; кровью их окропляй жертвенник, и тук их сжигай в огне, в приятное благоухание Яхве.

18. Мясо же их тебе [т.е. Аарону] принадлежит, равно как грудь возношения и правое плечо тебе принадлежит.

(Числ. 18, 15-18)

Данный закон, в целом сходный с законом в Исх. 34, 19-20, предполагает вновь функционирующий храмовый культ и может быть сопоставлен с сообщением Книги Неемии о том, как после восстановления Иерусалимского храма иудеи обязались «приносить начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева каждый год в дом Яхве, и первенцев из сыновей наших и из скота нашего (bəḵorot banenu uḇəhemtenu), как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего (bəḵore ḇəqarenu wəṣo’nenu) приводить в дом бога нашего к жрецам, служащим в доме бога нашего» (Неем. 10, 35-36).

Стих 16, являющийся, по всей видимости, более поздней вставкой, содержит единственное в ЕБ указание на то, как именно должны выкупаться первородные из людей. Названная в нём сумма в пять сиклей является ценой за раба мужского пола в возрасте от одного месяца до пяти лет: «А от месяца до пяти лет оценка твоя мужчине должна быть пять сиклей серебра, а женщине оценка твоя три сикля серебра» (Лев. 27, 6). Отсюда можно сделать вывод, что Числ. 18, 16 требует выкупа только первородного мужского пола.

Именно в таком понимании данное требование в качестве заповеди «выкупа сына» (pidyon habben) вошло в число 613 заповедей иудаизма в качестве единственной заповеди, исполнение которой по настоящее время требует участия жреца (когена). Подобный выкуп совершается на 31-й день после рождения еврейской женой первенца мужского пола. Отец ребёнка обязан отдать его Яхве в лице жреца, после чего выкупить обратно за 5 шекелей (порядка 100 г серебра), что формально избавляет жреца от обязанности зарезать ребёнка и сжечь его «в приятное благоухание Яхве» (Числ. 18, 17).

По поводу происхождения отрывка Исх. 13, 1-16 существуют значительные разногласия. Некоторые исследователи приписывают его Жреческому источнику, другие видят в нём работу позднего редактора Пятикнижия. Он содержит две формулировки «закона о первородных», разделённые стихами 3-10, прямо с данной темой не связанными:

«И сказал Яхве Моисею, говоря: Посвящай мне (qaddeš-li) каждого первенца, открывающего каждую утробу (kol bəḵor peṭer kol reḥem) среди сынов Израилевых, среди людей и среди скота (ba’adam uḇaḇəhema): мои они».

(Исх. 13, 1-2)

«И когда введёт тебя Яхве в землю Ханаанскую, как он клялся тебе и отцам твоим, и даст её тебе, – проводи всё, открывающее утробу, для Яхве (wəha‘aḇarta ḵol peṭer reḥem lyhwh), и всё, открывающее [утробу], из приплода скота (kol peṭer šeger bəhema), какой у тебя будет, мужеского пола (hazzəḵarim), для Яхве, а всякого открывающего [утробу] из ослов (kol peṭer ḥamor) выкупай (tip̄de) агнцем (śe); а если не выкупишь, то ломай ему шею; и каждого первенца человеческого из сынов твоих (kol bəḵor ’adam bəḇaneḵa) выкупай (tip̄de). И когда после спросит тебя сын твой, говоря: “что это?”, то скажи ему: “рукою крепкою вывел нас Яхве из Египта, из дома рабства; ибо, когда фараон упорствовал отпустить нас, Яхве умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота (mibbəḵor ’adam wə‘ad bəḵor bəhema), – посему я приношу в жертву Яхве (’ani zoḇeaḥ lyhwh) всё, открывающее утробу (kol peṭer reḥem), мужского пола (hazzəḵarim), а всякого первенца из сынов моих (kol bəḵor banay) выкупаю (’ep̄de)”».

(Исх. 13, 11-15)

Предписание в Исх. 13, 1-2, не делающее никакой разницы между первенцами людей и животных, сходно в этом с самой архаичной формулировкой «закона о первородных» в Исх. 22, 29-30. Предписание в Исх. 13, 11-15, в свою очередь, сходно с формулировкой закона в Исх. 34, 19-20, также требуя приносить в жертву первенцев чистого скота, выкупая первенцев ослов или ломая им шею и выкупая первенцев людей. Однако оно уточняет, что этот закон касается только первенцев из скота и людей мужского пола, а также указывает, что выкупом за осла служит агнец.

Что более примечательно, в обоснование данного требования приводится ссылка на историю Исхода, во время которого Яхве убил первенцев египтян, но пощадил первенцев евреев, по причине чего последние стали его собственностью и должны приноситься ему в жертву или выкупаться у него. Еврейские первенцы были заменены агнцами, кровью которых евреи обмазали косяки своих дверей. Таким образом, пасхальный агнец служит заменой жертвы первородного сына. Хотя прямо это не сказано, выкуп первородного сына в Исх. 13, 11-15, как и выкуп осла, может предполагаться (ежегодным пасхальным?) агнцем. В более ранних формулировках «закона о первородных» просто заявляется, что первенцы – собственность Яхве, объяснение же в Исх. 13, 11-15 очевидно отражает более позднее стремление к осмыслению закона.

Выкуп первенцев связывается с событиями Исхода также в двух жреческих текстах, которые заявляют, что израильские первенцы, которых пощадил Яхве, были затем единовременно выкуплены левитами:

«И сказал Яхве Моисею, говоря: Вот, я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, открывающих утробу (kol bəḵor peṭer reḥem) из сынов Израилевых; и будут моими левиты, ибо мои все первенцы (kol bəḵor); В тот день, когда я поразил всех первенцев (kol bəḵor) в земле Египетской, я посвятил (hiqdašti) себе всех первенцев (kol bəḵor) в Израиле от человека до скота (me’adam ‘ad-bəhema); моими они буду».

(Числ. 3, 11-13)

«И принеси их (т.е. левитов) в жертву потрясания (wəhenap̄ta ’otam tənup̄a), ибо отданием отданы (nətunim nətunim) они мне из сынов Израилевых: вместо открывающего каждую утробу, каждого первенца (piṭrat kol reḥem bəḵor kol) из сынов Израилевых, я беру их себе; ибо мои все первенцы (kol bəḵor) у сынов Израилевых, из людей и из скота (ba’adam uḇabbəhema): в тот день, когда я поразил всех первенцев в земле Египетской, я посвятил (hiqdašti) их себе и взял левитов вместо всех первенцев у сынов Израилевых».

(Числ. 8, 15-18)

Единовременный выкуп левитами всех израильских первенцев сделал бы ненужным их последующий выкуп, однако, как мы видели ранее, жреческий закон в Числ. 18, 15-18 требует чтобы они продолжали выкупаться. Из этого противоречия можно сделать вывод, что представление о выкупе первенцев левитами является поздним. Примечательно, однако, что выкупающие первенцев левиты называются жертвой для Яхве, а именно «жертвой потрясания» (tənup̄a; Септ.: ἀπόδομα; цсл.: отдание) (Числ. 8, 11, 13, 15), т.е. осознание первенцев как приносимых в жертву «богу Израилеву» сохраняется и здесь.

Темы первородных касаются и девтерономисты:

«Всё первородное мужского пола, что родится от крупного скота твоего и от мелкого скота твоего (kol habbəḵor ’ašer yiwwaled biḇəqarəḵa ubəṣo’neḵa hazzaḵar), посвящай (taqdiš) Яхве, богу твоему: не работай на первородном воле твоем (bəḵor šorəḵa) и не стриги первородного из мелкого скота твоего (bəḵor ṣo’neḵa); перед Яхве, богом твоим, ежегодно съедай это ты и дом твой, на месте, которое изберёт Яхве. Если же будет на нём порок, хромота или слепота или другой какой-нибудь порок, то не приноси его в жертву Яхве (lo’ tizbaḥennu lyhwh), богу твоему, но в воротах твоих ешь его; нечистый, как и чистый, могут есть, как серну и как оленя, только крови его не ешь: на землю выливай её, как воду».

(Втор. 15, 19-23)

Существенное отличие данной формулировки от всех рассмотренных нами ранее заключается в отсутствии всякого упоминания о первородных от людей. Посвящаются Яхве только первородные мужского пола от чистого скота. Если они не имеют порока, то должны приноситься в жертву и съедаться иудеями во время ежегодного паломничества (вероятно, в праздник Суккот) в «месте, которое изберёт Яхве» (под которым в Иудее понимался Иерусалимский храм), если же у них есть порок, то они подлежат профанному убою (с обязательным выпусканием крови) и съедению по месту жительства иудейской семьи.

В девтерономических текстах вообще отсутствует утверждение о том, что первородные сыновья принадлежат Яхве, а, следовательно, и требование об их выкупе. Кроме того, Книга Второзакония в рассказе об Исходе умалчивает об убиении египетских первенцев и замене еврейских первенцев агнцами, что можно объяснить стремлением девтерономистов исключить понимание пасхальной жертвы как замены жертвы всесожжения первенца. С этим стремлением связано требование Книги Второзакония варить (bašal), а не жарить (ṣala) пасхального агнца: «Заколи пасху (tizbaḥ ’et-happesaḥ)…, свари (biššalta) и съешь» (Втор. 16, 7). Жреческий же закон настоятельно требует, чтобы агнец был зажарен, а не сварен: «Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне (ṣəli-’eš); … не ешьте от него… сваренного в воде (bašel məḇuššal bammayim), но ешьте испечённое на огне (ṣəli-’eš)» (Исх. 12, 8-9).

В этом, как и во многих других случаях, из всех идейных течений, отражённых в Пятикнижии, девтерономизм представляет наиболее решительный разрыв с языческим прошлым иудеев.

_________________________________

[1] Цит. по: Shalom Spiegel. The Last Trial: On the Legends and Lore of the Command to Abraham to Offer Isaac as a Sacrifice: The Akedah. Woodstock, 1993. Ch. VIII.

[2] Ibid. Ch. VI.

[3] Ibid. Ch. IV.

[4] Ibid. Ch. IV, n. •.

[5] Ibid. Prologue.

[6] Ibid.

[7] Цит. по: Shalom Spiegel. The Last Trial: On the Legends and Lore of the Command to Abraham to Offer Isaac as a Sacrifice: The Akedah. Woodstock, 1993.

Источник - https://aquilaaquilonis.livejo...

Приложение:

Ссылки по теме:

Как расцвело социалистическое искусство! - https://cont.ws/@providenie/21... О бездельнике под кличкой Ленин. Из личной характеристики: «Безделье и безлюдье лучше всего для меня» - https://cont.ws/@providenie/2189468 Красная армия чужих... - https://cont.ws/@providenie/2189456 24 января - начало расказачивания и геноцида казаков лондонскими марксистами (жидаоккупантами) - https://cont.ws/@providenie/2189431 Смысл путинских нацпроектов – финансирование “своих” жидов за счет федерального бюджета - https://cont.ws/@providenie/2188669 Почему мы не видим картин раскулачивания под руководством инородным самозванцем от лондонского марксизма (пархатизма) ни грузин, ни евреев? Масштабно марксистскому грабежу и убийствам подвергаются только русские! - https://cont.ws/@providenie/2187959 Обратите внимание на тех, кто сегодня отмечает праздники после победы англосакского марксистского социализма под инородным руководством от невозврата России русским после мая 1945 года? - https://cont.ws/@providenie/2187146 Совки долобызались чебуречины! - https://cont.ws/@providenie/2186808 Очень "мудрое" решение "российского" правительства покупать американское биологическое и генное оружие для применения на своих российских гражданах! - https://cont.ws/@providenie/2186636 Что такое «социализм» (по Марксу) - https://cont.ws/@providenie/2186029 Суд во Франции признал смерть от COVID-вакцины самоубийством - https://cont.ws/@providenie/2184989 Ограбление с индексацией - Реальная доходность пенсионных накоплений обитателей нееврейской части РФ оказалась равна нулю! - https://cont.ws/@providenie/2184958 Как оккупанты - англосаксы дурачат в совке выращенным дуракам голову подводя к носу дилемму: "Что лучше социализм лондонского марксизма или капитализм лондонского мордехайизма?" - https://cont.ws/@providenie/2184090 Дети и внуки вождей марксистского социализма не хотят жить при режиме, который создали их родители, уничтожая Россию и русский народ! Однако находятся жиды и шабесгои которые на каждом углу орут о том, что социализм жив! - https://cont.ws/@providenie/2183995 Постановления Совета [Марксистских] Народных Комиссаров Союза [еврейских общих дел] ССР «О назначении пожизненных пенсий участникам убийств русских …» - https://cont.ws/@providenie/2183395 Плоды советского режима. Видео называется "Хор славянских рабов евреев " - Ансамбль Александрова поёт на иврите! - https://cont.ws/@providenie/2183054 Если “кремлевские” жиды хотят воевать, почему они снабжают Украину топливом и всем прочим? - https://cont.ws/@providenie/2182868 Заголовок в амблоге: "Миротворцы покидают Казахстан после того как подавили ЦРУ "революцию". Peacekeepers Leaving Kazakh as CIA Revolution Quashed! То есть, то что это стандартная цветная "революция" ЦРУ - ни для кого в США не секрет! - https://cont.ws/@providenie/2182217 Многовековая политика Британской империи и США - это организация войн и распрей, разобщённости между странами Евразии! За 20-век сколько они войн в Евразии устроили!!! А у себя ни одной! Тому пример насаждение коренным народам припархаченых - https://cont.ws/@providenie/2182188 Слово и Дело коммуниста! Любитель баварского Ленин своему подельнику Каменеву 20 фев 1922 г: "надо не только проповедывать: «учись у немцев, паршивая российская коммунистич[еская] обломовщина!», но и брать в учителя немцев" - https://cont.ws/@providenie/2181170 Вы только вдумайтесь кого совки желают в будущем для русского дома, ещё одного русофоба-инородца, не возвращающего Россию русским, но созидающего Израиль - https://cont.ws/@providenie/2180465 Кормушка для инородцев - https://cont.ws/@providenie/2180369 Русофоб Джугашвили и его последователи дорогой в ад или как советская экономика добивалась невиданных успехов - https://cont.ws/@providenie/2179509 Коммунисты в Сибири - Дом, где коммунисты душили крестьян - https://cont.ws/@providenie/2178611 Современная рыночная экономика - это отлаженный механизм, при помощи которого евреи завладевают нашим имуществом - https://cont.ws/@providenie/2178498 Химизация питания в СССР - https://cont.ws/@providenie/2178459 Гои! Защитим социалистическое Мордехайиство! Защитим коммунистическое Мордехайиство! Защитим весь кагал которой нас распял! - https://cont.ws/@providenie/2177653 Юнкера против большевиков: забытая страница Гражданской войны в России - https://cont.ws/@providenie/2177261 Вчера перестал быть тайной тот факт, что координация последних событий в Казахстане осуществляется с территории Украины - https://cont.ws/@providenie/2176376 Серафим Саровский оставил множество пророчеств о будущем России и мира, как о ближайших к нему по времени событиях, так и отдаленных - https://cont.ws/@providenie/2175285 Председатель В.Ч.К. Дзержинский популярно объясняет, почему нельзя брать в заложники лиц еврейской национальности - https://cont.ws/@providenie/2162821 Монархия продолжала отстаивать интересы русских против еврейского капитала, еврейство вело против монархии бешеную кампанию - https://cont.ws/@providenie/2161703 Расстрелы русских специалистов советской [поганой] властью - https://cont.ws/@providenie/2118398 CCCР под Еврейским Игом - https://cont.ws/@providenie/2035109 Новая иудея, или разоряемая Россия - https://cont.ws/@providenie/2034615 Тайна аббревиатуры СССР - https://cont.ws/@providenie/2034253 Русский народ, ходит теперь по своим российским улицам, как по иностранным, и не может прочесть вывески на английском языке, недоумевая, чтобы могли означать вывески: "секонд-хенд", "роуминг", "лизинг", "шейпинг", "паркинг", "холдинг" "бординг", "офф-шор", "биллборд", "рокер", "байкер", "рэпер", "хакер", "брокер", "менеджер", "данс", "минивэн", "таун-хаус", "молл", "брэнд", и тд… см., далее – https://cont.ws/@providenie/1351774

Ждуньи из Крыма ждали "своих" и скидывали дислокации. Были найдены, и слёзы раскаяния не помогли...

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Знакомьтесь, это Наташа Бельчукова с полуострова Крым. Ей 49 годиков. Прославилась тем, что регулярно поругивала "корабль" и Прези...

Время воинов

В мрачной тьме далёкого будущего сурового настоящего есть только война. Как говорили древнеримские товарищи, мир – это передышка между войнами. Всё, передышка кончилась. И я се...

Была звездой в РФ, гребла миллионы, но затем ушла через Верхний Ларс. Сейчас таскает мешки и моет прилавки. История Гильдеевой с НТВ

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Знакомьтесь, это бывшая телеведущая НТВ, Лилия Гильдеева. Присмотритесь, она вам точно знакома. Её очень многие знают по программе "Сегодня". Он...