Все живые, органические явления протекают несравненно сложнее, чем явления механические; еще сложнее и неуловимее их протекают события душевные; и, наконец, до неисследимости сложно текут события исторической жизни. В мертвой природе мы всегда видим повторение одного: что-то «толкнуло», и то тело, которое восприняло толчок, — «подвинулось». «Толчок» — «движение», «толчок» — «движение», в эту линию, однообразную, мертвую, скучную, томительную, вытягивается вся природа до души. Но вот перед нами «душа», — древняя «психея»: «толчков» и «движений» и здесь много, в виде «ощущений» и их «переработки» душою. Но это ее мелочная, ежедневная, будничная жизнь. Душа «пробуждается»: этот термин мы все знаем, он понятен нам; она «возбуждена», «возрождена»: это — язык о душе, понятный душе. Или, еще удивительнее: душа «засыпает». Ну, хорошо: «пробудилась» она от «толчка»; но «заснула»? «Сон» есть удивительнейшее явление, не существующее до «души». Механическая природа, — вот та, которую мы называем «мертвою», — она никогда не спит. Всегда она деятельна, движется, но каким-то безучастным движением, именно мертвым. Но как только появилось движение «живое», — сейчас же появляется его спутником и «сон». Только одна душа может «спать»: эквивалент ее «творчеству». Мертвая природа как не знает «сна», так не знает и «творчества». Скука ее и происходит от однообразия: напротив, весь «интерес» духовной жизни проистекает из ее способности к чередованию этих величайших напряжений, которые мы называем «творчеством», и полной бездеятельности — «сна».
«Сон» — «творчество», «сон» — «творчество»: из этих двух моментов или, точнее, двух фаз так же состоит вся живая природа, как из «толчка» и «движения» состоит вся мертвая природа. «Сон» и «творчество» — это уже наши будни; будни нашего тела, живого тела, — и тех маленьких дел, каким мы отдаем себя каждый день. Но что такое история всемирная? Увы, только это же...
— История бодрствования человеческого... История сна человеческого!
Вот к какому элементу живого бытия, решительно всякого, от букашки до человека, подходит великий праздник, который мы сегодня празднуем. «Воскресение»... поистине, это праздник не человека только, но всей живой природы, — не одного духа человеческого, но всей одушевленной природы. Только в человеке, как венце живой природы, этот космологический момент засветился вдруг религиозным светом. Ибо «воскресение» — это, конечно, только вершина «бодрствования»; как смерть недаром называется вечным сном. Механическая и мертвая природа так же не знает «умирания» и «смерти», как она никогда не «засыпает» и не знает «сна».
«Сон» и «смерть» присущи только духу и всему одушевленному; как ему же одному присущи «творчество» и ...«воскресение»!
Это «наше», — может сказать маленький человек, оглянувшись на бесконечное мироздание. Это — сокровище микрокосма, «малого мира» человека, каким не владеет большой мир вокруг него, «макрокосм».
Велик и беден...
Мал и содержателен... —
Вот отношение чудовищного по величине и силам механического мира, если сравнить его с миниатюрным миром человеческой души и нашей «родной» поэзии и истории. Вот и «родного» тоже не знает механический мир; там все друг другу «чужое»...
Как сон естественно завершается в смерти, — этой своей грани, своем пределе: так пробуждение и творчество самым бытием своим говорят о воскресении... Раз «пробуждение» есть фаза души нашей: значит, она должна и воскреснуть.
Ровно столько же как умереть... Если умираем, то и воскресаем; а если бы не воскресли, то и не умерли бы... Но как мертвый камень, безжизненная гора, или потухшие тела небесные — существовали бы вечно... безжизненно, холодно, мертво и... бессодержательно.
Таким образом, воскресение есть самый интимный момент бытия человеческого...
И вместе — космологический...
Есть в мироздании сокровище: это — человек. Но у человека есть тоже главное сокровище: это — что он воскреснет.
«Воскресение» есть глубочайшая истина и величайшая ценность, заветно схороненная в самом центре мира; но именно схороненная, запрятайная, чтобы никто, до кого она не относится, не знал ее... Чтобы ее не растоптали, над нею не заглумились... Сверкающий алмаз, но до времени сокрытый в середине каменной горы.
Ею весь мир живет... Но как листы дерева, видные, бесчисленные и в общем количестве огромные, — ничего не знают о питающем его невидимом корне: так и человечество, живя тайною «воскресения», ничего о нем не знало...
Пока пришел Христос...
Тайна «пришествия» здесь вся и выражена: «алмаз» был скрыт в горе, его никто не видел. Жизнью Своею, «смертью» Своею и... наконец Своим «воскресением», показав все это въяве людям и человечеству, Христос как бы провел это человечество внутрь горы, к самому центру основания мира — и показал «то, чем все живы» и «чем все кончится»... «Сошествие в ад» — как это знаменует именно схождение к основаниям земли, к основаниям самого космоса... «И отвалили камень от входа в пещеру»: это почти совпадает с тем, как если бы кто, взяв лом и заступ, — проломил стену скалы, внутри которой, никому не видимый, сверкал и горел чудный огонь и свет.
Тот огонь, который грел всю землю.
И тот свет, который светил всякой душе.
* * *
Поразительно следующее.
Кто внимательно читал Библию, т.е. книги Ветхого Завета, не мог не поразиться, до какой степени там мало говорится о «будущей жизни», о «загробном мире», о «воскресении после смерти»... Мало до того, что это — почти ничего. Это дало повод Спинозе, философу и еврею XVII века, написать трактат, отрицающий совершенно хотя бы упоминание в Библии о всех этих «посмертных» вещах: что вызвало против него негодование синагоги и вошло одним из мотивов его отлучения, «херема»... Конечно, «не зная дела», — не зная буквы священных книг — Спиноза не мог бы так писать. Но почему же синагога на него вознегодовала? Тоже был мотив, — как явно был мотив и для Спинозы. Да дело явно заключалось в том, что у евреев, — среди многих разных тайно и традиционно сохраняемых истин и знаний, — была и эта: но в букву Библии она не вошла, из текста ее была исключена... Это — именно «гора», в которой скрыт свет и которая свет должна скрывать.
Равным образом и в древних религиях, начиная еще от египетской, были «таинства», «мистерии»: в разных местах они были приблизительно одинаковы... Но вот сведения, в отрывках, донесенные к нам от очень позднего участника знаменитейших из этих мистерий, именно элевзинских: «Счастливы те, кто в них посвящен: ибо посвященные умирают с лучшею надеждою, чем прочие люди, и имеют веру в загробную жизнь». Так записано у Плутарха. Таким образом, идея «загробного воскресения» или, точнее, знание о факте «будущего воскресения мертвых» была бережно хранимою тайною, по крайней мере, во многих религиях древности: но тщательнейшим образом сохраняемою от всех людей. Тайна эта, интимная сама по себе, интимная в природе своей, интимно и носилась... в глубочайшем безмолвии! Какая была причина этого, — в высшей степени любопытно, но совершенно нельзя этого понять. Что людей удерживало разгласить эту истину, так радовавшую «посвященных», дававшую им силу жить и «с лучшею надеждою умирать», — почему ее было не понести народу, не возгласить на площадях и улицах — совершенно непостижимо. Но что-то такое было...
Напротив, когда мы читаем Евангелие — полоса «воскресения» до того ярка, до того видна всем, что, собственно, все Евангелие как бы и служит только этой идее «Воскресения»!
О чем-то шептались в древнем мире: о чем — никто хорошенько не знал...
Слухи, догадки, «надежды» были... И, может быть, от неуверенности и боязни быть опровергнутыми никто их и не высказывал вслух...
Мерцание света было: но света не было.
И вдруг все ярко осветилось: «Христос Воскрес!» «Христос Воскрес!»
И пошло по улицам... Разлилось в народах. Все, встречая друг друга, незнакомые, громко приветствуют: «С Воскресением Христовым!!»
Упразднена смерть... каким-то гибким диалектическим упразднением. Не просто «порублена», вот «нет более смерти». Такая механическая над нею победа была бы только введением живых существ в область косного, вечного существования, по образцу наших гор, по образцу бездушных тел. Такая победа над холодною смертью была бы в сущности только торжеством смертного же холода. Нет, «челюсти смерти» раздвинуты иным способом, именно душевным, а именно: «душа» победила смерть, своим особым способом — «пробуждаясь» и, наконец, «воскресая».
«Умрем и... воскреснем!»
Это несравненнее с тем, как если бы мы вечно жили... т.е. были только, существовали только. Бедно и бессодержательно!
* * *
«Спаситель мира», — сказало о нем человечество. Но «грядущее воскресение» Он соединил еще с чувством «греха», страдающей человеческой совести, которой нужно «очиститься» и «искупиться». «Воскресение» неразрывно с «покаянием»; так это у нас и связано, в нашей религии. Грех — смерть души; если тело умирает от ножа, то «режет» душу — грех. Каждый из нас знает, что чем более он в грехах, тем менее живет; точно тонет и захлебывается в воде. Нет дыхания, «умираю»: так тоскует его душа, когда отягощает ее грех, хотя бы тело при этом и процветало.
И только есть одна защита против этого ужасного ножа: это, как говорит народ и его совесть, — «чистое покаяние». «Покаяние», «раскаяние» есть поразительный феномен души, аналогичный «пробуждению» и «творчеству» и столь же чудесный, как они, после которого душа опять «выздоравливает», как бы «хватает воздуха» и получает способность жить. Покаяние — обновление души; ее частичное и временное «воскресение». Можно сказать, феномен «покаяния» и замечаемого обновления души при этом, увеличение ее сил и жизнеспособности, — точно так же приводят к вере в бессмертие, как и размышление о бодрствовании и сне, о смерти и... воскресении! Через «покаяние» душа «воскресает»... частично и временно: отчего же ей вообще не воскреснуть, когда она, по-видимому, «умерла вовсе»?! «Смерть»... всего живого и духовного, и только его одного во всей природе, есть последняя печать греха, последний камень его, тяжесть его... «Надавило и раздавило». Но все ли кончено? Как от частичных грехов мы избавляемся частичным покаянием, так в страшный момент смерти душа с такою скорбью, из такой глубины, с такою болью о себе произносит исповедание о веем своем ничтожестве, о «своем неправом», о своем «злом», что в тот момент, когда она как бы «сгорела в слезах и муке», — она и воскресла, к Богу, в «вечную жизнь».
Таковы соотношения, которые «мерцают» нам и из обыденных фактов.
Не будем только коснеть... Не будем как камни, как «гордые» скалы. Сегодняшний день более, чем когда-нибудь, вспомним, что у нас, людей, все меры иные, измерения иные, гордость наша иная, слава наша в другом: только человеку присуща совесть и чувство вины своей. Никто в мире этого не испытывает. Вот на этом-то сокровище, нам данном Богом, и остановимся... Оснуем на нем все наши надежды...
Что же? Как же?
Безмолвно, не рассказывая, не крича, сознаем каждый в душе о себе, что он есть воистину последний и жалкий человек и что «все-то, все должно быть лучше меня»...
Вот наше человечное...
И кто это воистину исполнит, в тот же момент почувствует, как все люди стали подниматься вокруг него, и в сердце его откроются источники уважения и любви к этим людям. ..А с ними придет и радость, текущая и неистекающая, вечная...
«Вина моя»... вот сознание, откуда рождается мягкость моя. То свойство, которым измеряется достоинство человека. Без мягкости — нет человечности. А без сознания «моей вины» — нет этой мягкости и, следовательно, недостижима и настоящая «человечность».
Никогда ее не дадут науки и искусства, ее дает только религия.
Без этого-то великого учения «о вине моей», при всем громадном развитии искусств и философии, древний мир не мог дать народам человечности.
Человечность принесена на землю впервые христианством; вот этим «растворением» души его, которая сама собою вышла, когда ему были показаны Христом все тайны греха, совести, муки, искупления, смерти и... воскресения.
Он влил железные души древнего мира в котел... и переварил их в нем Своим пламенем...
И души вышли оттуда новые... Без прежнего упорства в себе, без этого железа и камня, отличавшего древний мир, античные цивилизации.
Правда, несколько более слабые... Но проницательные, нежные, чуткие, восприимчивые, мечтательные. В пламя Иисусова «веяния» вошло железо, а вышел из него воск... И вся наша цивилизация, так страшно отделенная от античной, есть восковая, мягкая, уступчивая, тягучая, текучая. Затекающая во все уголки, во все щелочки мира: проницательностью, сочувствием, под конец — властью...
Гибкий прут, а обнял весь мир... и связал собою весь мир...
Вот последствие раскрытия тайн мира, какое принес Христос, и показало человечеству Его воскресение. Из него родились мы, им счастливы и несчастны, им живем и даже им властвуем.
Впервые опубликовано: Новое время. 1910. 18 апреля. № 12249.
Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века. http://dugward.ru/library/roza...
Приложение:
Ссылки по теме:
К.Н. Леонтьев. Пасха на Афонской Горе - https://cont.ws/@providenie/22... Епископ Григорий (Граббе). Русская Церковь пред лицем господствующего зла - https://cont.ws/@providenie/2270172 Соломон Меерович Шварц. Антисемитизм в Советском Союзе - https://cont.ws/@providenie/2269930 А что такое (пархатый) интернационал? "запрет абортов (для неевреев) - лицемерие господствующих (нееврейских) классов" ПСС В.И.Ленин изд. 5, том 23 - https://cont.ws/@providenie/2269921 Марк Эли Раваж - Marcus Eli Ravage. «Реальные обвинения против евреев, один из которых указывает на полную глубину их вины». У вас же (гоев) нет даже мужества нас (евреев) привлечь за наши преступления - https://cont.ws/@providenie/2269882 Н.С. Лесков. Сошествие в ад - https://cont.ws/@providenie/2269838 К.Н. Леонтьев. Грамотность и народность - https://cont.ws/@providenie/2269566 Троцкий и еврейская революция - https://cont.ws/@providenie/2269562 Советская пресса за 1945 год о победе русского народа над фашистской Германией, о советском народе ни слова! - https://cont.ws/@providenie/2269553 Неизвестные герои русского народа. Генерал-майор, граф Артёмий Иванович Череп-Спиридович - https://cont.ws/@providenie/2269000 А.П. Лопухин. Суд на Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения - https://cont.ws/@providenie/2268986 Питирим Сорокин. Катастрофа: революция 1917 года - https://cont.ws/@providenie/2268834 Воспоминания Товарища Обер-Прокурора Св. Синода Князя Н.Д. Жевахова. Том II - https://cont.ws/@providenie/2268738 Воспоминания Товарища Обер-Прокурора Св. Синода Князя Н.Д. Жевахова. Том I - https://cont.ws/@providenie/2268704 Ленин – еврей и сионист - https://cont.ws/@providenie/2268690 Даже советское кино не может скрыть нерусскость Берии и Сталина. Спросите с пионеров красного режима, зачем они залезли на русский трон? Угнетать в России русский народ? - https://cont.ws/@providenie/2268405 «Жить без страха иудейска!» - https://cont.ws/@providenie/2268028 Интервью с мистером Гарольдом Уоллесом Розенталем - https://cont.ws/@providenie/2268018 К. Гиляров. "Тайна 'Таньи'" - https://cont.ws/@providenie/2268008 Марксистские корни русофобии - https://cont.ws/@providenie/2268001 Враг не дремлет! Вся власть "трудовому народу"! Лондонские марксисты КПРФ ВНЕСЛИ ЗАКОНОПРОЕКТ О ЗАМЕНЕ ТРИКОЛОРА НА нерусский ФЛАГ СССР - https://cont.ws/@providenie/2267457 А.И. Дикий. Войны России за Украину. От царя Алексея до Екатерины Великой - https://cont.ws/@providenie/2267002 О счастливом детстве, бесплатных квартирах и самом вкусном в мире пломбире - https://cont.ws/@providenie/2266994 А.Н. Зиман. Иудаизм без Маски - https://cont.ws/@providenie/2266983 Коррупция и хищения при Сталине. Протокол допроса арестованного Сталина Василия Иосифовича от 9-11 мая 1953 года - https://cont.ws/@providenie/2266947 Целое поколение социализированных жидами совков прожило с тем что эта нерусь в их доме выдает себя за русских против русских. Колхозы во второй сталинской пятилетке - https://cont.ws/@providenie/2266934 Как президента США Рузвельта принимали в масонскую ложу. «Что такое масонство?». Харьков, типография «Мирный труд», 1912 г. - https://cont.ws/@providenie/2266278 Государственные преступники против законной власти Российской империи нашли защиту и покровительство в законодательстве РФ, под видом советско-марксистского наследия и т.п. - https://cont.ws/@providenie/2266240 Н.Н. Кашин. Русская быль. Поэма - https://cont.ws/@providenie/2265820 Государственная защита в РФ для русофобов из пархатой интернациональной банды лондонского марксизма - https://cont.ws/@providenie/2265786 П.Н. Краснов. Цареубийцы (1-е марта 1881 года) - https://cont.ws/@providenie/2265739 Такой "арт" нам не нужен: Пир миллионеров-извращенцев во время спецоперации - https://cont.ws/@providenie/2265508 Б.Ф. Соколов. На берегах Невы - https://cont.ws/@providenie/2265503 Книга генерал-майора Российской Императорской Армии графа Череп-Спиридовича. Крик души Царского генерала. «Скрытая рука» - https://cont.ws/@providenie/2265484 В.Р. Ваврик. Карпатороссы в Корниловском походе и Добровольческой армии - https://cont.ws/@providenie/2265473 П.Н. Краснов. В донской станице при большевиках - https://cont.ws/@providenie/2265463 Государственный катехизис. Православное учение о боговластии - https://cont.ws/@providenie/2264814 За спасение русского флота – расстрел советской пархатой кодлой «Адмирала Щастного» - https://cont.ws/@providenie/2264806 Джон Бриант (Дж.Бр.Янт). Всё, что вы хотели бы знать о евреях, но боялись спросить из-за страха, что обвинят в антисемитизме. (за одно и в антисоветизме, антисталинизме, антиукраинстве) - https://cont.ws/@providenie/2264424 Конституция СССР. Учебное пособие. Для 7-го класса. Москва, 1953 год. - https://cont.ws/@providenie/2264393 В.И. Громов, Г.А. Васильев. Действия в военное время (Справочник, сборник) - https://cont.ws/@providenie/2264375 Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. - https://cont.ws/@providenie/2263985 Юстас Муллинс. Вашингтон, Дистрикт Колумбия – Город страха. Euctace Mullins Washington, D.C. City of Fear - https://cont.ws/@providenie/2263969 Талант общения: Дейл Карнеги или авва Дорофей - https://cont.ws/@providenie/2263948 Даль В.И. Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их. Напечатано по приказанию г. Министра Внутренних Дел. 1844 г. - https://cont.ws/@providenie/22... Какая бомба может похвастаться истреблением таким количеством русского населения в России? Верно, бомба под названием Сталин! - https://cont.ws/@providenie/2263935 И.А.Ильин. О мечѣ и праведности - https://cont.ws/addpost/2263177 Геноцид по благословению Ватикана - https://cont.ws/@providenie/2262637 "Монархия погибла, а антисемитизм остался" - https://cont.ws/@providenie/2262618 Беседы православного христианина из евреев с новообращенными из своих собратий об истинах святой веры и заблуждениях талмудических, с присовокуплением статьи о талмуде - https://cont.ws/@providenie/2262587 Уриель Таль. Идеологическое обоснование еврейского фашизма и тотального истребления гоев (НЕевреев)! - https://cont.ws/@providenie/2262562 Отец психоанализа против святых отцов. Учение о человеке в христианстве и во фрейдизме [пархатизме] - https://cont.ws/@providenie/2262062 М.А. Бакунин. Полемика против евреев - https://cont.ws/@providenie/2262043 Профессор Ролинг, из книги «DеR Таlmudjude» Нравственное богословие евреев-талмудистов [an error occurred while processing this directive] Перевод с немецкого протоиерея А. Ковальницкого - https://cont.ws/@providenie/2262028 Уинстон Черчилль. Сионизм или Большевизм или Борьба за души еврейского народа - https://cont.ws/@providenie/2262018 Ежедневные столкновения русского мира в информационном пространстве с антироссийскими диверсионными силами лондонских марксистов в России продолжаются. Не педераст не может быть коммунистом! - https://cont.ws/@providenie/2261314 Современная Русская Освободительная Армия в информационной войне не идущая путями Адольфа Эйхмана и Иосифа Джугашвили - https://cont.ws/@providenie/2236364 Захваченная жидами в русском Киеве Рада приняла закон об уголовной ответственности для неевреев за антисемитизм. Ранее подобную дичь в захваченном у неевреев доме мог себе хуцпически позволить только подонок Джугашвили - https://cont.ws/@providenie/2211852 Обращали внимание на то что ни при пархатом оккупационном СССР, ни в РФ нет закона по предотвращению и привлечению к ответственности за ненависть и причинения вреда неевреям? - https://cont.ws/@providenie/2211543 CCCР под Еврейским Игом - https://cont.ws/@providenie/2035109 Новая иудея, или разоряемая Россия - https://cont.ws/@providenie/2034615 Тайна аббревиатуры СССР - https://cont.ws/@providenie/2034253 Русский народ, ходит теперь по своим российским улицам, как по иностранным, и не может прочесть вывески на английском языке, недоумевая, чтобы могли означать вывески: "секонд-хенд", "роуминг", "лизинг", "шейпинг", "паркинг", "холдинг" "бординг", "офф-шор", "биллборд", "рокер", "байкер", "рэпер", "хакер", "брокер", "менеджер", "данс", "минивэн", "таун-хаус", "молл", "брэнд", и тд… см., далее – https://cont.ws/@providenie/1351774
Оценили 2 человека
4 кармы