Жизнь в СССР колхоз дело добровольное

1 333

Елецкий окр. В с. Братовщине Долгоруковского района в присутствии председателя сельсовета был раскулачен дьякон, у которого было забраны последние сапоги, а у жены его сняты теплые валенки.

Борисоглебский окр. В с. Калмык отчуждение кулацкого имущества производил милиционер при помощи двух хулиганов-лишенцев, отбывающих при сельсовете принудительные работы. У кулаков и середняков отбирались вещи дома и на улице, взимались взятки за оставление имущества и т. п.

В с. Курлак Щучинскогск района на квартиру сельскора газеты «Новая деревня», активиста-середняка, явились председатель сельсовета, уполномоченный рика и три члена сельсовета и заявили, что «имущество подлежит описи и изъятию как кулацкое». В отсутствие селькора выгнали жену и полураздетых малолетних детей на улицу, описали и сложили вещи, заперли их в сундук, взяв с собой ключи.

Аналогичные факты зарегистрированы в ряде других сел Борисоглебского, Елецкого, Россошанского, Льговского, Козловского окр.

Елецкий окр. В с. Пады Липецкого района во время раскулачивания у кулака с умалишенной дочери была снята шуба и юбка, а ее же в рубашке посадили в печь.

Льговский окр. В с. Теткино Глушковского района при раскулачивании с больной жены кулака были сняты валенки и с кровати снята постилка, на которой она лежала.

Россошанский окр. В ел. Новоселовка были созданы ударные бригады из бедняков-активистов и комсомольцев. «Бригадники» входили в хаты кулаков, командовали: «Руки вверх», обыскивали и отбирали без разбора все имущество, самих же кулаков с семьями выгоняли на улицу. Выселенные ходят по селу, вызывая сочувствие среди населения.

Елецкий окр. В с. Бутырки группа молодежи в 30 чел. во главе с секретарем ячейки ВЛКСМ явилась в дом середняка, забрала все вещи, избила жену середняка, заперла ее в комнату, прикарманила мелкие вещи.

В с. Ленино Липецкого района бригадниками у жены середняка было отобрано 150 руб.

В с. Пади Липецкого района во время раскулачивания середняка производившим раскулачивание были сняты у середняка новые валенки и одеты, а свои старые валенки оставлены.

Острогожский окр. В хут. Сергеевке член сельсовета, организовав группу комсомольцев и актива, вооружил ее охотничьими ружьями и начал проводить раскулачивание. Группой был арестован бедняк. Изъято имущество у другого бедняка. У многих граждан отобрано разного рода имущество, которое никуда не сдано. Группа называет себя «организацией бедняков».

Острогожский окр. В хут. Садки Буденновского района уполномоченный рика арестовал 11 чел., из них: 6 мужчин и 6 женщин1* (все беднячки). Среди арестованных мужчин был только один кулак, а остальные — маломощные середняки.

В хут. Мартыновке упол[номоченной] бригадой была арестована жена красноармейца.

В с. Селиваново Валуйского района было арестовано несколько человек, которые оказались бедняками.

В Алексеевском районном адмотделе было арестовано за выступление против коллективизации 100 бедняков и середняков.

Борисоглебский окр. В с. Жердевка того же района по распоряжению уполномоченного рика, был арестован член сельсовета-батрак за то, что последний на запрос крестьян, можно ли состоять в колхозе, ответил: «Кто не желает быть в колхозе, то пусть подаст заявление в правление колхоза».

Аналогичные факты зафиксированы в с. Пичаево Жердевского района, где по распоряжению секретаря ячейки ВКП(б) были арестованы два середняка. В с. Рыбкино Жердевского района арестовано три середняка.

Орловский окр. В с. Ветчинкино Верховского района уполномоченный рика ударил беднячку (неграмотную) по лицу за то, что она сказала: «На что нам нужен колхоз, нам и так живется плохо». На собрании поднялся шум, и оно было сорвано. Беднячка арестована уполномоченным окриспол-кома.

В д. Маврино Дросковского района по докладу уполномоченного рика выступил бедняк, который высказал свое мнение о нежелании идти в колхоз.

Бедняк тут же был арестован уполномоченным рика и направлен в районный адм отдел.

Россошанский окр. В с. Солонецком Воронцовского района председатель собрания, видя, что за создание колхоза голосуют мало, стал вторично голосовать, причем предложил резолюцию следующего содержания: «Мы, граждане 2-го общества с. Солонецкого, идем против коллективизации и вообще против мероприятий, проводимых Советской властью и ВКП(б)». Эта резолюция все-таки была принята большинством голосов.

Льговский окр. В с. Щекино Рыльского района на общем собрании выступавший председатель сельсовета перед голосованием сказал: «Кто против колхоза, тот против Советской власти — поднимите руки». После этого заявления, несмотря на то, что почва для создания колхоза была вполне подготовлена, крестьяне кричали: «Сам ты контрреволюционер, если ставишь так вопрос. Это угроза», — сорвали собрание.

Льговский окр. Льговский райком ВКП(б) прислал в Льговский окружком ВКП(б) список на кулацкие хозяйства, подлежащие выселению. В списки входят бедняки и середняки. Таких «кулаков» по району намечено к выселению до 100 чел.

Россошанский окр. В ел. Воронцовке того же района раскулачено хозяйство Петлякова, с 1918 по 1923 г. служившего добровольцем в Красной Армии, 6 лет работавшего в ПО. Отец его в 1918 г. был комиссаром милиции и после до 1924 г. служил нарсудьей, брат убит бандитами.

В Кантемировском сельсовете того же района раскулачена семья красноармейца Степаненко. Хозяйство середняцкое.

В с. Красноселье Петропавловского района сельсовет постановил выселить бывшего красноармейца, у которого имеется грамота от РВС Отдельной Кавказской РККА.

В сл. [Новой] Калитве того же района сельсоветом намечен к выселению середняк.

Елецкий окр. В с. Берикопец Болыне-Полянского района раскулачен отец красноармейца Дальневосточной армии. Второй сын работает в городе, имеет орден «Красного Знамени».

В Троицком сельсовете Боринско-[Заводского] района раскулачен середняк за то, что отец его 20 лет тому назад имел чайную.

В с. Казаки Елецкого района раскулачен бывший красноармеец. У него было забрано яровой соломы 20 пуд., хомут, плуг двухножной, веялка.

Там же раскулачено середняцкое хозяйство семьи красноармейца. В Казеевском сельсовете Елецкого района раскулачена семья командира Красной Армии. Когда пришла сестра к председателю сельсовета жаловаться, последний ответил: «Не знаю, кому ваш брат служит — красным или белым».

Льговский окр. В д. Кевино Рыльского района в список подлежащих раскулачиванию внесен бедняк.

В с. Сучкино Рыльского района по окончании работы по раскулачиванию выяснилось, что в числе раскулаченных имеются 3 бедняка и один батрак — сын бывшего торговца.

Крестьянское восстание 1921 - https://istmat.org/node/31024

Зиновьевский окр. Здесь зарегистрированы преступно-хулиганские и провокационные выходки со стороны бригад, проводивших сбор посевного материала, в Ново-Украинском районе сплошной коллективизации.

Мало-Помошнянский штаб вызвал 28-летнего середняка, предложил ему немедленно дать подписку о выполнении плана посевкампании. Когда середняк отказался дать подписку, его заставили плясать под звуки струнного оркестра до обморочного состояния, после чего посадили в холодную комнату, продержав там 1,5 часа.

Этой же бригадой изнасилованы 2 кулачки, избит 65-летний старик, которого заставляли плясать, петь, обливали водой, давали в зубы загаженную папиросу и т. п.

В Перчуновском штабе вся работа обставлена так, чтобы иметь возможность избивать крестьян без огласки. Когда 14 февраля население узнало об избиении одного бедняка, беднота прямо заявляла, что «расправится с такими представителями власти».

В с. Ново-Алексеевке бригада приказала 65-летнему старику, отказавшемуся от сдачи посевматериалов, раздеться и снять сапоги, затем заставили маршировать по комнате минут 30 и стали бросать из стороны в сторону, пока старик не упал от изнеможения. Вслед за этим на старика положили ящик и всей бригадой сели на него, затем заставляли плясать и предложили выпить 40 рюмок вина. К третьей рюмке подлили скипидару. Затем накинули на шею ремень, и один из бригадников начал подвешивать его. Старик лишился сознания, а на следующий день бригада приказала ему молчать, а то хуже будет.

В с. Ново-Александровке секретарь ячейки ЛКСМУ Ерохин заставил середняка тянуть конец петли, накинутой ему на шею. Середняк задыхался, а секретарь издевался: «На воду, пей».

Полтавский окр. В Шишакском районе раскулачено 500 хозяйств, в то время как в районе числится всего 340 экспертных хозяйств и сам он не является районом сплошной коллективизации.

В Белоцерковском районе описано имущество двух середняков в порядке раскулачивания за нежелание вступить в СОЗ.

В Сахнов[щин]ском районе при раскулачивании в с. Коломийцево с кулаков снималась вся теплая одежда. В одном случае насильно раздели несколько женщин. Уполномоченный рика Шаповал в с. Надеждино раскулачил середняка, который на следующий же день отбыл на трехдневные терсборы.

Аресты и выселения середняков отмечены в ряде сел Рублевского района.

Уманский окр. В ряде сел раскулачиванию подвергнуты середняки. Отдельные работники сельсоветов и сельские активисты «не имели определенных указаний, можно ли раскулачивать середняка». Наиболее неблагополучно в Букском и Оратовском районах.

В с. Янковке Букского района раскулачиванию подверглись 45 хозяйств, в том числе 35 середняцких. Раскулачивание проводил зав. агитпропом РК КП(б)У Лысенко и уполномоченный и член рика Леваждовский. При раскулачивании активисты избили одну женщину прикладом винтовки. Часть вещей присваивалась. Часть середняков, будучи выселенными, оказались на улице.

В с. Сологубовке Оратовского района было вынесено постановление о выселении 25 хозяйств, в том числе и середняцких. Середняк Назарчук, попавший в список выселяемых, повесился. Работа в селе по раскулачиванию проводилась с санкции уполномоченного рика.

Подведение середняка под раскулачивание имело место в Тальновском, Звенигородском и других районах.

Херсонский окр. Грубейшие искривления регистрируются в Березнеговатском, Качкаровском, Голо-Пристаньском и Цюрупинском районах. Особо серьезного внимания заслуживают искривления, злоупотребления и издевательства в Березнеговатском районе.

В п. Березнеговатском раскулачивание производилось без составления описей. Часть изъятого имущества расхищена. Бригада, руководимая секретарем местной ячейки КП(б)У Бутенко, раздела дочь одного кулака и начала душить отца. У двух середняков имущество забиралось также без описи. Одного из них раздели, его же 12-летнюю дочь оставили в одной рубашке. У 17-летней дочери кулака бригадники под руководством председателя КНС105 (члена КП(б)У) сняли панталоны. Одного кулака выгнали босым на улицу, без шапки, в нижнем белье. Одну середнячку вместе с ребенком раздели и выбросили на улицу. Просьбу матери отдать рядно член бригады и член партии отклонили.

Секретарь Березнеговатского райкома КП(б)У и председатель рика были своевременно информированы о происходившем в районе, но лишь после неоднократных предупреждений райком ограничился объявлением выговора некоторым работникам. Некоторые участники безобразий, допущенных при раскулачивании, скрылись из Березнеговатского района в другие округа.

Харьковский окр. В с. Сухины Богодуховского района комсомольцы избили кулака за то, что последний отказался выдать золото и деньги. В избиении принимал активное участие уполномоченный рика. После избиения комсомольцы вместе с уполномоченным рика обвязали кулаку веревкой шею, привязали его к оглоблям лошади и таким путем провели его через все село в районный центр. На крики кулака собралась большая толпа крестьян, выражавшая большое возмущение по поводу этого издевательства.

Мелитопольский окр. В Ново-Савельевском сельсовете подведен под категорию раскулачиваемых середняк, которому было предложено «убраться из дома в течение 5 минут».  https://istmat.org/node/31024

Что собой представляла типичная сибирская "кулацкая" семья накануне сплошного раскулачивания даёт представление документ:

Сообщение

Тисульского райисполкома председателю Колбинского сельсовета о продаже с торгов имущества, раскулаченных граждан.

8 апреля 1929 г.

с. Тисуль

Срочно

Сообщается, что постановлением райисполкома от 8 апреля с.г. утверждено к продаже с торгов имущество следующих граждан:

а) Нестеров Иван Артемович.

72 пуда пшеницы -72 руб., ржи 29 пудов -16 руб., 46 пудов овса - 23 руб., 14 пуд. ячменя - 7, 75 пудов пшеничной муки - 90 р., 7 п. ржаной муки - 4, 1 молотилка - 200 руб., 1 сенокосилка - 80 руб., 2 саней - 10 (десять) рублей, 1 телега - 15 рублей, 2 комплекта сбруи - 20 рублей, 1 корова - 30 рублей, 2 подростка- 20 рублей, 12 старых овец - 60 рублей, 12 ягнят - 24 рубля, 1 свинья 15 рублей, 1 лошадь сивая - 150 рублей, тоже сивая с жеребенком - 180 рублей.

Итого: на сумму 1041 рубль (одна тысяча сорок один рубль)

б)Можаев Ермил Васильевич.

75 п. пшеницы - 75 рублей, 30 п. овса - 15 рублей, 15 пудов ржи - 9 руб., 20 п. пшеничной муки - 22 рубля, корова - 20 рублей, 2 коровы - нетели - 30 руб., 1 свинья - 15 рублей, 2 поросят - 10 рублей, 8 овец старых - 40 рублей, 6 ягнят - 18 рублей, 2 телеги - 40 руб., 1 сани - 7 рублей, 1 кошевка - 15 руб., 1 хомут - 5 рублей, 1 веялка - 40 рублей, 1 молотилка - 250 рублей, 1 жнейка - 50 рублей, 1 зеркало - 3 руб., 4 телят - 20 рублей, 1 баня - 120 рублей.

Итого: на сумму 804 рубль (восемьсот четыре рубля)

Председатель райисполкома Подпись Лобецкий.

Секретарь РИКа Подпись Нижников.

ГАКО. Ф. П-40. Оп. 3. Д.10. Л.7

Подлинник. Машинопись.

Постановление Президиума Западно-Сибирского Крайисполкома о ликвидации кулачества как класса. 5 мая 1931 г.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

В целях дальнейшего вовлечения широких слоев батрачества, бедноты и середняков в колхозы, организации новых колхозов, очистки от кулаков и укрепления существующих колхозов, а также усиления работ по обеспечению проведения второго большевистского сева и пресечения вредительской антиколхозной работы кулачества Запсибкрайисполком постановляет:

1. Провести в период с 10 мая по 10 июня с.г. экспроприацию и выселение кулацких хозяйств, исходя из ориентировочного расчета 40 000 хозяйств.

2. Экспроприации и выселению подвергнуть все твердо установленные кулацкие хозяйства и кулаков-одиночек из сельских и городских местностей края, а также кулаков, проникших в колхозы, совхозы, промпредприятия и советско-кооперативные учреждения.

Экспроприации и выселению НЕ ПОДЛЕЖАТ:

а) хозяйства красных партизан, действительных участников гражданской войны (участвовавших в боях, имеющих ранения или другие заслуги), хозяйства, имеющие членов семьи, находящихся сейчас в Красной Армии;

б) все иностранно-подданные;

в) кулаки татаро-бухарцы;

г) кулаки хакасцы и ойроты выселению подлежат на общих основаниях. Для проведения работы по выселению кулаков в указанных областях создать комиссию в составе т. Горбунова, Заковского и И.Зайцева, которой поручить наметить особые сроки выселения кулаков хакасцев и ойротов и разработать ряд практических и специальных мероприятий по массовой политической работе с учетом особенностей этих национальных областей.

О кулаках западных нацменьшинств вопрос разрешить дополнительно (кулаки немцы подлежат выселению в соответствии с п.2 настоящего постановления).

3. Выселить всех кулаков, оставленных на работах в промпредприятиях и строительствах, в места расселения их семей.

Не подлежат снятию с работ кулаки, занятые на работах в Кузнецкстрое и Энергострое, вопрос о которых разрешить дополнительно не позднее 1 июля с.г.

4. У выселяемых кулацких хозяйств подлежит конфискации:

а) все недвижимое имущество;

б) продуктивный и рабочий скот;

в) сложный и простой сельскохозяйственный инвентарь;

г) предприятия, сырье и полуфабрикаты;

д) хлеб и семена;

е) ценности и вклады.

Категорически воспретить: раздевание, отбирание белья, необходимой одежды, присвоение кулацких вещей и т.п. (т.е. случаи мародерства и издевательства).

При выселении кулацких хозяйств не подлежит конфискации следующее имущество: одна лошадь, телега с упряжью, необходимый минимум земледельческих и других орудий производства (плуги, бороны, топоры, вилы и лопаты), предметы домашнего обихода, мануфактура, одежда, обувь (если количество их не выходит за пределы личного потребления), деньги до 500 рублей на семью.

Поручить т. Заковскому и И.Зайцеву составить перечень минимума земледельческих и других орудий производства, подлежащих оставлению у кулацких хозяйств.

Рабочий скот и земледельческий инвентарь, которые в момент отправки кулаков к месту выселения не могут быть отправлены из-за недостаточности железнодорожного и водного транспорта, обезличивается и передается через органы ОГПУ в колхозы на время сева. По окончании сева колхозы возвращают ОГПУ переданный им скот и инвентарь для отправки его выселенным кулакам в места их расселения.

5. За счет общего количества экспроприированного имущества и ценностей снабдить выселяемых двухмесячным запасом продовольствия (мука, крупа, соль). Остальную часть конфискованного имущества оценить и передать колхозам в неделимые фонды в качестве взноса бедняков и батраков с предварительным полным погашением из конфискованного имущества причитающейся с ликвидированного кулацкого хозяйства задолженности государственным и кооперативным органам. Паи и вклады в кооперативных объединениях передать в фонд коллективизации бедноты и батрачества. Все отобранное оружие передать органам ОГПУ. Сберкнижки и облигации госзаймов у кулаков отбираются и заносятся в опись с выдачей расписки о направлении их в райфинотдел.

6. Кандидатуры, намечаемые к выселению, должны тщательно проверяться сельсоветами при участии ответственных представителей райисполкомов, прорабатываться на широких колхозных собраниях с привлечением батрачества, бедноты и середняков, затем проверяться и утверждаться специальными районными пятерками в составе секретаря РК, председателя РИКа, уполномоченного ОГПУ, предрайколхозсоюза и краевых уполномоченных.

7. Предупредить РИКи и горсоветы о привлечении к суровой ответственности всех лиц, допустивших искривления и перегибы в классовой линии при проведении экспроприации и выселении кулаков.

Обратить особое внимание на недопустимость экспроприации и выселения хотя бы одного середняка.

В случае, если будут допущены перегибы и искривления классовой линии, немедленно со всей решительностью таковые исправлять.

8. Организацию и практическое проведение операции по выселению кулачества возложить на органы ОГПУ.

Обязать ПП ОГПУ провести все необходимые мероприятия по предупреждению и пресечению контрреволюционных проявлений, могущих иметь место в связи с проведением экспроприации и выселения кулачества.

9. Выселение кулацких хозяйств произвести в мало обжитые и необжитые северные районы края: Каргасокский, Чаинский, Колпашевский, Зырянский, Сусловский, Ново-Кусковский. Намеченные в указанных районах участки расселения утвердить (см. приложение). Обязать т. Заковского и райисполкомы перечисленных выше районов при расселении кулацких хозяйств не допускать ущемления интересов туземного населения.

10. Для элементарного освоения участков расселения отпустить из централизованного снабжения по нарядам крайснаба продовольствие из расчета, представленного комиссией.

Обязать Сибкрайснаб, Сибкрайсоюз, Союзхлеб и Хлебживсоюз произвести своевременную заброску указанных продфуражных и семенных фондов в районы и сроки по указанию ПП ОГПУ.

11. Обязать правления Омской, Томской железных дорог и Госречпароходство обеспечить своевременную подготовку и подачу необходимого транспорта для перевозки спецпереселенцев по заявкам ПП ОГПУ.

12. Обязать крайЗУ немедленно выделить в распоряжение ОГПУ десять специалистов земельных работников.

13. Обязать крайдрав обеспечить санитарномедицинское обслуживание спецпереселенцев в пути следования и в местах расселения.

14. Предложить крайплану выделить в распоряжение ГПУ потребное количество стройматериалов (кроме леса) для постройки больниц, бараков в местах расселения кулачества.

15. Разрешить райисполкомам привлечение в районах, через которые будут двигаться гужем спецпереселенцы, для перевозки последних в порядке платной трудгужповинности местного населения в первую очередь те хозяйства, которые саботируют выполнение посевных планов.

Зам. Председателя

Западно-Сибирского крайисполкома И.3айцев

Зам. ответственного секретаря

Запсибкрайисполкома Сиротин  - https://istmat.org/node/58163

Документ № 1

Рейник Елена Малофеевна родилась в 1904 г. в д. Мояны Яшкинского района Кемеровской области. Живет в п. Яшкино. Рассказ записал правнук Тризна Евгений в марте 1999 г.

В нашей семье было шесть детей: три брата и три сестры. Работать начинали с малых лет. Помогали родителям. Мы знали, что работаем на себя, и поэтому на трудности никто не жаловался. Хозяйство у нас было среднее: четыре коровы, пять лошадей, свиньи, овцы, куры. Сколько их было точно, я не помню. Но помню, что отец со старшим братом успевали всё сделать не только в своем хозяйстве, но ещё нанимались на какую-нибудь работу к тому, кто был побогаче нас. Дом у нас был большой, добротный. В общем, жили небогато, но и не бедно. Никогда не голодали. Почитали стариков. Старшим в доме всегда был только мужчина. Даже, если он был ещё мальчишкой (если не было из мужиков никого старше). С ним советовались, у него просили разрешения что-то сделать.

Я тоже работала с утра до вечера: то водила лошадей по борозде или сеяла зерно, то хлопотала по дому. Хлеб жали вручную. Вечером кормила скотину, доила коров. Летом драла лён и коноплю. Из конопляных зерен толкли масло. Лен вымачивали в реке, потом его обрабатывали и делали одежду.

Отца и старшего брата забрали на германскую войну. Они там и погибли. Нам было очень трудно! Но ничего, выжили! Работать приходилось пуще прежнего. Но, как говорится, глаза боятся, руки делают.

О революции узнали через два года, когда уже шла гражданская война. Брат ушел воевать за красных. Больше я его не видела.

Бедняков в нашей деревне не было вообще. Земли мы объединили свои, да ещё брали в наём у зажиточных, потом зерном отдавали. Работали сообща. Лодырей в нашей коммуне не было. Мы на коммуну даже две грузовых машины купили. Машины работали на березовых дровах (тогда бензиновых не было). Бревна пилили на небольшие чурочки, снимали бересту, кололи на мелкие поленца, сушили на специальной печке. Как проедет наша машина, так вся деревня в дыму стоит. Мы на этих машинах много грузов возили. Всё - помощь лошадям.

Наша коммуна просуществовала лет пять или шесть. А потом большевики коммуну распустили. Стали нас в колхоз сгонять. Они говорили, что колхоз - это дело добровольное. А сами с ружьями приходили и всё забирали. В колхоз беднота отовсюду съезжалась. Им-то терять нечего было. А у кого хозяйство было, не торопился его отдавать.

Наш колхоз сначала назывался имени Бляхера или Блюхера. Говорили, что это генерал какой-то. А затем переименовали в колхоз имени Мичурина. В колхозе сразу стало трудно работать. Мы ведь и раньше не ленились! Но здесь всё было организовано так, что лошадей и быков заморили голодом. Машины, что у нас были в коммуне, быстро разломались, так как за ними смотреть стало некому. Телеги и те стали ломаться, так как были на деревянном ходу, не ремонтировались, а новые не покупались.

Председателем у нас был какой-то рабочий из города. Он земли раньше, видать, и в глаза не видел. Но ни с кем не советовался. Всё и пошло прахом. Несмотря на то, что мы работали много: летом - с утра до ночи в поле, а зимой нас отправляли лес валить. Работа на лесоповале - хуже смерти. А весной трудились на лесосплаве.

До колхозов у нас кулаки, конечно, были. Это была всего одна семья, которая жила в нескольких дворах. Но они не задавались, всегда с нами здоровались. У них были такие же машины, что и у нас в коммуне. Но телеги у них были на железном ходу. Лошади - добротные, породистые. Земли у них было много. Пастбища - отдельные. Они даже молотильную машину себе купили. Для нас это чудо какое-то было. Всей деревней ходили смотреть, как она работает. Мы-то вручную молотили. Потом они за плату для всей деревни молотили.

А как колхоз образовали, богатство у них и отобрали. А самих мужиков тут же за деревней расстреляли. Потом их тела в одну яму сбросили и землёй засыпали. А нам сказали, что их богатство на темноте и крови нашей сколочено. Но мы-то знали, что они работали много, вот и разбогатели. А потом один их тех, кто расстреливал, как-то в лес пошёл и сгинул. Искать его никто не пошёл. А другому - ночью брюхо вилами пропороли. Виновного так и не нашли.

Помнишь, Женя, как три года назад ты возил меня в родную деревню. Там осталось только два фундамента. Остальное - травой поросло. Даже кладбища деревенского не смогли сыскать. Как тут не заплакать?! От речки Мояны остался небольшой ручей в полтора метра шириной. Но вода в ней такая же чистая и прозрачная. Не удалось нам найти и деревню Еловку, где наша коммуна стояла.

А ведь это родина моя!

Документ № 2

Скопенко Варвара Петровна родилась в 1905 г. на украинском хуторе Черниговской области. Рассказ записала правнучка Шайдирова Надежда в ноябре 1999 г.

Наша семья состояла из семи человек: отец, мать, две дочки и три сына. Родители были, как сейчас называют, середняками. То есть, жили не богато, но и не бедствовали. Работать не ленились, вот и жили справно.

В 18 лет меня отдали замуж. Мужа я увидела в первый раз, когда сваты пришли. Я любила другого. Гуляли мы с ним. Я и замуж за него уже, было, собралась. Но отец об этом и думать запретил. После свадьбы переехала жить к мужу. Да что там, собственно, переезжать было! Не то, что вы сейчас. Родителей стала видеть редко.

С мужем жили дружно. За всю жизнь мы с ним поругались только один раз. Поэтому я совсем не жалею, что отец выдал меня за него (его Иваном звали), а не за того, с кем я гуляла.

Муж со своими двумя братовьями разрабатывали землю: выкорчевывали деревья, пахали. Мы там сеяли рожь. Хлеб был свой, скотина тоже своя.

Но не долго мы так жили. Когда советская власть стала к нам ближе подступать, муж с братом уехали в Сибирь. Мы побаивались этой власти. Не нравилась она нам и пугала. Ведь нас называли кулаками. А как с кулаками советская власть обходилась?! Один Бог знает, да те, кто пережил всё это! Кто такой кулак был в их понятии? - Наживший богатство на чужом труде. А на самом деле это был тот, кто своим горбом все заработал. А кто не работал, тот и беден был. Кто же ему мешал землю разрабатывать, пахать, сеять? Работал бы как следует, и он был бы богатым

Я одна дома была, когда раскулачивать пришли. А было-то у нас две лошади, четыре коровы, три свиньи, овец голов 10, куры да гуси. Пришёл председатель тамошнего новообразовавшегося колхоза да два его помощника. Они, кстати, раньше в бедняках числились, в батраках всю жизнь ходили, своего хозяйства не держали. Забрали у нас лошадей, зерно. А коров с баранами должны были на следующий день забрать. Я, не долго думая, продала коров, перерезала баранов. Часть отдала родителям, часть продала, а что-то взяла с собой в дорогу. Поехала к мужу в Сибирь. Помню, брат мой младший, Вася, сильно со мной просился. Но я его отговорила. Ведь сама не знала куда еду… Потом очень желела, что не взяла его с собой. В войну потом его убили.

В поезде меня обокрали, украли чемодан с продуктами. Но люди добрые помогли.

Приехала я на Барзас. Там меня муж встретил. К тому времени он уже успел дом срубить, пасеку завести. Советская власть сюда пока не дошла. Но потом и в Сибирь пришла коллективизация….(1)

Ивана моего забрали в 1941 г. на войну. А в 1942 г. я получила на него похоронку. Так и осталась я в свои 37 лет одна с четырьмя детьми. Ох, и трудно без мужа! Деваться было некуда, пошла и я в колхоз. Дети хоть и ходили в школу, закончили по четыре класса, но работали в колхозе наравне с взрослыми. В войну был голод, дети ходили в лес за грибами, ягодами.

Во время войны мужиков мало осталось в деревне. Не очень-то прибавилось их и после войны: большая часть мужиков погибла.

Женщина в то время забыла про себя. Она была и трактористом и пахарем, и дояркой. Работали мы от зари до захода солнца. Некоторые не выдерживали, в город бежали. Да куда от власти убежишь?! Паспорта ведь нам не выдавали. Беглецов возвращали назад.

После войны, вроде, полегче стало. Старший сын и средняя дочь уехали в город. Дочь сначала, было, нанялась сиделкой у сестры нашего председателя колхоза. А потом в шахту пошла работать. А сын женился и уехал в другую деревню.

Как, кто виноват, что деревня не может выбраться из нищеты до сих пор?! Да тот, кто делал советскую власть и виноват!

Примечание: Курс на сплошную коллективизацию в Сибири действительно был определён позже, чем в западных областях страны.

Документ № 3

Михайлова Анастасия Захаровна родилась в 1906 г. в Алтайском крае. Живет в д. Балахоновке Кемеровской области. Беседу вела Лопатина Наталия в августе 1999 г. (спецэкспедиция фонда "Исторические исследования"). (1)

Как здоровье, Анастасия Захаровна?

Спасибо! Не жалуюсь. Иной 57 лет, а у неё - здесь болит, тут колет. А у меня нигде не болит. Недавно вот упала (93 - всё-таки!), зашиблась, встала и пошла. Чего ныть-то!

Когда и где Вы родились, какое хозяйство было у родителей?

Я родилась в 1906 г. в Алтайском крае. Жила с матерью. Отец ушёл служить на действительную. Служил семь лет, вернулся, а в 1914-м г. снова ушел. Воевал на германской. Мама держала 2 лошади, 3 коровы, 12 овечек, 12 гусей, 50 курей, 4 свиньи. Сама пахала. У нас было 16 десятин земли. Те, у кого 2-3 коровы, 2-3 лошади - это самые бедняки и считались. Богатые же те, у кого было лошадей 10-15. А кулаками считались уже те, кто держал по 50-70 лошадей, коров, имел заимку (это - как нынешняя дача), работников. Сибиряки - люди крепкие, зажиточные. В соседнем от нас селе Белоглазово, например, не зайдешь в какую-нибудь избеночку. У всех - настоящие дома.

На отца мы получили похоронку. А вскоре мама умерла. Осталась я от неё девяти лет и брат, который родился в 1913 г. Жили у тетки. А отец оказался живой. Он был в плену.

Вы помните, что было в гражданскую войну?

После германской войны мужики шибко боролись. С вилами ходили.

На кого - с вилами?

То на беляков, то на красных. Черт их не разберет! Красные придут, то поросенка украдут, то овечку, а то и теленка сведут. Придут белые, - то же самое. Ну, как жить христианину?! Сколько же работать надо! Кто такие красные, кто такие белые - мы не разбирали.

Когда Вы вышли замуж, зажили богато?

Какое там! Держали две лошади, корову, быка, 6-7 овечек. В 1926 г. мы с мужем вошли в коммуну "Завет Ильича". Из таких, как мы, бедняков, она и собралась. А отец мой вошел в неё ещё в 1920 г. В коммуне мы жили хорошо. У нас и школа своя была - 11 классов. Работали с 8 утра до 8 вечера. У каждой семьи была своя комната в бараке.

Как в хорошей гостинице?

Про гостиницу не знаю, но в коммуне жили справно. Но в 1931 г. нашу коммуну разбили и перевели на колхоз. Богатая была коммуна.

Кто разбил?

Да власть и разбила. Знаете, такая борьба была! Людей убивали! Убили в 1928 г. и моего первого мужа. Прямо в грудь застрели, через окно в конторе. Он у меня писарем был. Сказали, что это сделали кулаки.

А чем колхоз отличался от коммуны?

В коммуну мы пришли сами, а в колхоз - силой: кого задавили налогами, а кого раскулачили.

Как деревня стала жить с образованием колхозов?

Какая деревня! Всех же в колхоз загнали! Мы сразу же стали хуже жить. Да и как иначе? Можно ли жить над пропастью?! Скотина подохла. Говорили, что это кулаки напустили на неё порчу. Начальство сразу стало воровать. Надо скотину колхозную кормить, а сена нет. Давай мы за начальством следить. Да, что там следить-то было! Воровал председатель наше сено и продавал. Он был из приезжих. Сено продаст, а скотина сдохнет. И спроса с него нет. Не любили мы его. Неграмотный он был и нехозяйственный. Выйдет перед нами, приставит палец ко лбу и долго думает, кого, куда послать на работу. А ведь у нас свои деревенские мужики настоящими хозяевами были.

Коммуна стала колхозом. Что изменилось в жизни коммунаров?

А всё и изменилось. В коммуне мы жили, как в раю. Всю работу по дому выполняли технички, столовские работники. А ты только в поле работаешь. В барак пришел, помылся, поел готовое и отдыхаешь. Как коммуну сделали колхозом, выделили нам корову и выселили из барака. Хорошо, что у меня дом свой в деревне оставался, было где жить нам с сыном. Сильно коммуна от колхоза отличалась. В коммуне мы работали на себя. А в колхозе - непонятно на кого. В коммуне председатель был из наших, деревенских. А в колхозе начальство всегда было из чужих.

Вот и переизбрали бы председателя.

Какое там! Тогда не переизбирали. Кого пришлют, тот и начальство! К нам прислали из Белоглазово. Он всё сгубил. И скотину, и людей заморил. Тогда много людей с голоду поумирало. Зайдешь, бывало, в наш бывший коммунаровский барак, а там целыми семьями люди лежат, помирают. Мы со вторым мужем не вытерпели. Уехали в 1935 г. На искитимский кирпичный завод подались. Живы, слава Богу, остались! Весь наш колхоз так и разбежался.

Но ведь из колхоза уехать было нельзя. Паспортов-то не давали.

Можно! Если завербуешься. Завербованным по справке давали паспорт на год. Тогда по деревням ездили вербовщики. Помню, что ни зарплату, ни жилье на новом месте они не обещали. Только работу. Но мы и этому были рады. Лишь бы вырваться. Три года в кабале мы по вербовке отработали. Тяжелая жизнь была! Легкой жизни за свои годы я и не видывала.

Смотрю я сейчас телевизор. О чем там говорят, не очень понимаю. Но чувствую, что нынешняя власть хочет перебить нашу тяжелую жизнь на доколхозную. На старину! Боюсь, однако, что трудно это сделать. Ведь молодежь работать не хочет. Да и то! Чего хотеть-то? Ведь уж сколько мы работали! А что, богато стали жить?! Вот, поди, они и думают - что работай, что не работай. Одинаково босый.

Испортились люди. Тяжелая нынче молодежь. Сдохнет, а не переработает. Что значит, нет работы? Что значит, не платят зарплату? А нам платили в колхозах? А на фабрике и заводе - это что, деньги были? Один только разговор, что зарплата.

Так ты держи скотину, заколи, продай мясо, вот и будут у тебя деньги. И деды так жили. Деньги у людей всегда были. Даже у самого плохого хозяина в сундуке всегда, бывало, деньги найдутся. Мать моя керенки в стенку замазывала. А сейчас! Нет, он лучше на койке лежать будет, газетку читать, смотреть телевизор и ругать власть за плохую жизнь. Работать надо! Сколько поту, бывало, прольёшь на работе, домой придёшь, и тут работа - убирать скотину.

А когда испортились люди?

Как это, когда! Я же тебе уже битых два часа толкую. При советской власти и испортились!

Но люди хвалят советскую власть. Говорят, что она сильно помогала им жить.

Так говорят лодыри. Какая помощь! Моя тетка родила 18 ребятишек: у неё всё двойняшки и тройняшки шли. И все живые. А их раскулачили. Когда она умерла, советская власть принесла ей медали, а не тогда, когда она работала.

Не любите Вы советскую власть.

Не люблю! Вы меня хоть ругайте, хоть в тюрьму сажайте. Она не от Бога! А без Бога - ни до порога! Вот я сейчас думаю, что и коммуна наша была не от Бога. Ведь в коммуне нас в церковь не пускали. Мы отреклись от церкви. Может, поэтому Бог нас с мужем и покарал: дочку отравили в школе (тогда 40 детей умерло), сын заболел и помер, а третьего сына (от первого мужа) убило на войне. О, Господи! Да, что же это такое?! Как мы с мужем молились, просили Господа!

Да, и то подумать, сколько греха совершалось кругом. Даже я ходила к кулакам хлеб выгребать! Даже я!…

Это же надо так людей испортить, чтобы работать не хотеть, чтобы лежать и ждать богатство. Смотришь на которую женщину, а она прореху на себе зашить не умеет. Иная уже старуха, а всё живет только на матерках да на водке. Вот как довели людей! Мне 93 года, я не пью и людям не велю. Вы сами содержите свою жизнь! Не надейтесь на власть!

Я только недавно перестала скотину держать. Но курочки, собаки и кошки всё же остались. Не могу жить без скотины. Мне трудно воду таскать, я и говорю соседу: "Выпить хочешь? Натаскай мне воды, я тебе заплачу". Я и плачу! Хотя велика ли моя пенсия? Но за всё надо платить. Себя уважать!

А советская власть отучила людей от этого. Вот и бродят ночью по огородам здоровенные дяденьки, воруют чужое. Советская власть в них и сидит!

Колхозы и советская власть перебили хорошую жизнь, нищету привели. Раньше, бывало, не найдешь человека, чтобы милостыньку подать за помин души усопших родителей. У всех всё было.

Погляжу, сейчас в Кемерове старухи побираются. Лодыри, вы лодыри! Вот что я вам скажу! А вы говорите - советская власть, советская власть...!

Ох, и трудно повернуть людей. Дай, Бог, силы тем, кто это сейчас делает!

Примечание: 1) Эта беседа опубликована: "Колхозы и советская власть перебили хорошую жизнь, нищету привели", - считает 93-летняя коммунарка. - "Наша газета" - 1999 - 10 сент. 

Документ № 4

Ярокалова Евдокия Никифоровна родилась в 1906 г. в д. Холуи Кировской области. Живет в Мысках Кемеровской области. Рассказ записан Ковалевым Максимом в марте 1999 г.

Мы с мужем жили со свекром, свекровью и шестью детьми. Два брата мужа были женаты, имели по четверо детей, две дочери были замужем. Одна из них с мужем и ребенком жила тоже с нами. Жили одной семьей. Держали 12 коров с приплодом, много овец, свиней, гусей и кур. Имели весь свой инвентарь. В 1931 году купили две веялки. Все много работали, но на лето брали двух работников. И поэтому, когда началась коллективизация, мы попали в список кулаков, подлежащих раскулачиванию.

Брат мой, Игнат, работал в сельсовете и предупредил нас о дате раскулачивания. Мы срочно стали резать скот. Но мясо девать было некуда. Да и наши веялки никуда не сунешь. Пришли за нами в марте… Разрешили взять с собой только по узлу. Поэтому мы понасдевали на себя как можно больше одежды, завернули детей. Запрягли наших же лошадей в сани, и свезли нас на станцию.

Там погрузили в вагоны для скота и повезли. Везли до Новосибирска целый месяц. Кормили редко, бросали нам только хлеб и воду. Свекровь и дети умерли в дороге. Их вынесли из вагона на какой-то остановке. Где и как они похоронены, мы не знали. Да и похоронены ли

В Новосибирске нас посадили в телеги, вывезли в тайгу и там сбросили вместе с нашими пожитками. Ночью было холодно. Мужики стали валить пихты, осины и рубить избы. Из нашей деревни согнали сюда же Рыловых, Жуковых. Мы с ними были родственниками. Из соседней деревни сюда же сослали еще три семьи. И стали мы вместе валить лес, корчевать пни. Взборонили землю, посадили хлеб, да картошку. Птиц убивали, разоряли их гнезда, варили похлебку, ели папортник. Летом бабы пошли наниматься в соседний колхоз. Работали за трудодни. Осенью у нас уже было 2 коровы, 7 кур, овцы. В ноябре приехало еще три семьи из нашей губернии. И мы от них узнали, по чьей указке нас раскулачили. К зиме стояло уже пять изб, колодец и родились дети: у меня дочь Мария, у племянницы моей - сын Максим.

Небольшая полоска земли дала хороший урожай. В зиму мужики ушли работу искать. Все мы остались под присмотром свекра Трофима. До раскулачивания в скоромные дни у нас еда была: щи мясные, каша, картошка, редька, квас, солонина. А здесь мы всю зиму ели калину, картошку, квас с редькой. Хлеб был редко. Когда мужики приходили, то рубили срубы. А весной построили еще 3 избы, и назвали деревню Диваевск. Находилась она на границе Алтайского края и Кемеровской области. Из местных жителей там был один дом Чугаевых (пчеловодов). Начальство и милиция наведывались редко. Годов через пять, к 40-ым годам, организовали промартель. Делали кадки, столы, табуретки. Летом стали гнать пихтовый спирт.

Такого голода как в центральной России в Сибири не было: помогали, кормили друг друга. Собирали грибы, ягоды, охотились. Начали катать пимы. Муж Семен был мастером на все руки, хорошо делал сани, шил сапоги, шапки, шубы. Детей воспитывали в школе и дома. Старики украдкой молились. Бесплатно учились только первые 4 класса, а потом за учебу в школе платили. После войны до 7 классов от уплаты освобождались только дети погибших фронтовиков. В колхозе люди работали за килограмм зерна и тянули всю страну.

Соседи между собой говорили только на бытовые темы. Боже сохрани - о политике. Ленин и Сталин воспринимались как идолы, им поклонялись. Были в ужасе, когда Хрущев разоблачил Сталина.

А сейчас тоже ненормально, когда нет веры и даже уважения к руководителям государства.

Документ № 5

Панкратов Алексей Федорович родился в 1907 г. в Тамбовской губернии, переехал в д. Покровку Кемеровской области. Рассказ записывался Берестовой Натальей со слов его сына Юрия Алексеевича в декабре 1999 г.

Отец родился в семье, где кроме него было ещё три сестры и два брата. Когда он женился, то имел только двух сыновей: Юрия и Виктора. Отец вырос в зажиточной семье, где все работали, не покладая рук, с утра до вечера.

Годы коллективизации всегда связывались у отца с чем-то горьким и тяжелым. Рассказывал нам о ней он не очень охотно. Во время таких рассказов часто тяжело вздыхал и надолго замолкал. Он считал, что коллективизация была направлена на искоренение истинных тружеников и хозяев своей земли. По его словам, когда в деревне только-только заговорили о коллективизации, многие в это не поверили. Не могли даже представить, что такое может быть. Не понимали, для чего это делается. Всем было страшно потерять своё имущество. И люди спрашивали друг у друга, что же с нами теперь будет!?

Деревня была разношерстной: бедняки, середняки, зажиточные. К беднякам относили крестьян, не имевших скота. У них, как правило, семьи были очень большими, с кучей ребятишек. Бедняки жили тем, что зарабатывали, идя в наем к зажиточным крестьянам. Отношение к ним в деревне было двояким: одни их жалели, помогали, чем могли (дадут кусок хлеба, что-нибудь из одежды), другие считали их лодырями и лентяями.

Эти-то бедняки потом и раскулачивали хозяев. Забирали имущество, скот, зерно, землю. Никто не смотрел, что у хозяина пять-шесть ребятишек. Раскулаченных в деревне жалели, так как все знали, что свое имущество они заработали сами, своим трудом, своими руками.

Семью отца тоже раскулачили по доносу одного предателя. У них отобрали имущество, но сослали недалеко, в том же районе. Им повезло. Потом их обратно в деревню вернули и в колхоз приняли. Сказали, что ошиблись. Других же ссылали куда-то дальше в Сибирь. Везли в вагонах для перевозки скота. С собой разрешали брать только хлеба кусок, да на себя что-то одеть. Всё их имущество шло прахом. О раскулаченных мало что знали. Они иногда писали родственникам в селе о том, как они устроились на новом месте. Но это очень редко случалось.

До коллективизации деревня жила спокойно: поля убраны, скотина ухожена, хлеб в закромах. Все друг другу доверяли, ни от кого не запирались, никто чужого не брал. Все, как одна семья, были. И пьяницы у нас были. Да где их только нету?! А как пришла коллективизация, так всё и смешалось: и скотина, и хлеб общими стали. Многие дома стояли заколоченными. Дворы - пусты. Всё сразу осиротело. Сначала на всё это было дико смотреть. Но ничего! Потом попривыкли и к этому.

В колхоз звали обещаниями. Говорили, что все будут жить одинаково хорошо. Те, кто победней, сразу поверили этим обещаниям, стали вступать в колхоз. Но зажиточные не доверяли этим словам, боялись потерять своё кровное. Были случаи и силой загоняли в колхоз. Тогда крику, слез и ругани было полно. Были и такие, кто колхозам сопротивлялся: скотину травили, зерно жгли, и вообще всякую "порч" делали. Их потом "врагами народа" назвали, ссылали, а, бывало, и расстреливали. Это чтобы другим неповадно было колхозам сопротивляться.

Активистами колхозов были, конечно, бедняки. Но встречались и середняки и даже зажиточные крестьяне. К этим активистам люди по-разному относились. Кто-то их уважать стал, кто завидовать, а кто презирать и называть "прихвостнями советской власти".

До коллективизации все одевались примерно одинаково: рубахи да порты самотканные, лапти да онучи. Кто побогаче, тот имел рубаху понаряднее, да стол помасляннее. Ну, а после коллективизации, глядишь, босяком был, а сейчас активистом колхоза стал, в "кулацких" штанах да кушаке щеголяет. Разве такого можно уважать?

Работали в колхозе весь световой день. Трудодни зависели от урожая. На них получалось от полкилограмма до килограмма хлеба. Но этого, конечно, на семью не хватало. Поэтому и брали колхозное добро. Воровством это не считали. Считали, что сам заработал, сам и бери. А нам говорили: "Не смей брать, это не твоё!" Как же это не твое, когда ты его сам сделал. Потом закон "о колосках" вышел. Его ещё называли законом о горсте гороха. Если ты идешь с поля и насыпал зерна в карман, ты сразу же - враг народа. Штраф тебе и арест! В колхозах как-то делалось всё так, что всем поровну должно доставаться. Но ведь работали по-разному! Лодыри привыкли за чужой счет жить, не работать, а получать. Вот и портили всем кровь. Хозяйствовали так, что в 1933-34 гг., а также в годы войны и после неё был голод. Вымирали целыми семьями, а то и деревнями. (1)

Мы, конечно, могли бы и уехать. Но куда? Где было лучше? Да и паспортов у нас не было. Была только трудовая книжка, которая удостоверяла личность колхозника. Не уезжали мы из деревни и потому, что с детства к земле были приучены. Другого-то ничего больше делать не умели. Только за землей ухаживать.

На войну люди пошли охотно. Правда, больше, - кто победней. А кто побогаче - скрывались от набора и дезертировали из армии. За ними по лесам гонялись. Мало народу вернулось. Из нашей деревни взяли человек сто, а здоровыми вернулись всего три-четыре человека. Да ещё 5-6 человек - калеками.

Тяжело было и в послевоенные годы. Голод и разруха! Да выкарабкались как-то. В колхозе стали лучше работать, привыкли, видать. У колхозников уже и свои хозяйства завелись. Но численность поголовья в наших личных хозяйствах государство держало под контролем. Налоги большие заставляло платить.

Потом в колхозах неплохо стало. Кто работал, тот и жил справно, а кто бездельничал, тот и лапу сосал. Но как бы там не было, наш отец своих детей послал в город учиться. Говорил, что хоть в деревне и лучше жить стало, но нищета как она была, так и есть и будет.

В деревне грамотных уважали. За советом к ним ходили. Но их было слишком мало. Самое большое в деревне оканчивали 7 классов. А так, в основном, - один, два класса. Лишь бы читать да расписаться умел. Когда открыли ликбезы, все охотно в них ходили. Днем работаешь, а вечером - ликбез. Это было, наверное, как развлечение.

Раньше в деревне была церковь. В неё люди постоянно ходили. Бывало, придешь в церковь, а на душе легче становится. Но церковь разрушили. Очень жалко! У нас в деревне многие забрали церковные иконы к себе домой, и там тайно молились. Для чего церковь разрушили? Непонятно. А теперь, вот, опять строят.

О политике мы говорили мало. В основном из-за того, что ничего в ней не понимали. Но к нам приезжали лектора и всё разъясняли. Но на выборы мы ходили все. Не придти было невозможно. Заставляли.

Потом у нас в деревне клуб построили. Туда собирались все от мала до велика. То кино покажут, то лекцию прочитают…. Весело было.

А в нынешнее время все колхозы разорились. Власти позабыли про порядок. Каждый мимо своего кармана не пронесет. В целом в годы реформ жизнь лучше наладилась. К старым порядкам всё возвращается.

Выходит, мы зря пострадали?!

Документ № 6

Баландина Любовь Васильевна родилась в 1908 г. в с. Николаевка Кемеровской обл. Живет там же. Рассказ записала её правнучка Машукова Ольга в марте 1997 г.

Наши предки, сколько я помню, всегда жили в Сибири. Они были, можно сказать, основателями этого края. Жили они тихо, мирно, были работящими людьми, ни к какой власти не стремились. Поэтому они никогда не голодали, но и особенно богатыми не были.

Семья наша была из 10 человек: родители и восемь детей. Отец у нас был очень хозяйственным человеком. Ему удалось расширить хозяйство, доставшееся от родителей. Он развел полный двор крупного рогатого скота, свиней и другую живность, открыл маслобойню и мельницу. (1) К нему съезжались из многих деревень, чтобы намолоть муку, или переработать молоко в масло.

Конечно, наша семья жила обеспечено. У нас всё было своё: и мясо, и масло, и овощи, и яйца. Конфет у нас не было, но мы от этого как-то не страдали. Наше питание не сильно отличалось от питания в других семьях. Может быть, у кого-то, чего было поменьше, но все семьи жили сытно. В одежде мы тоже не сильно отличались. Наша мама была большая рукодельница. Про таких, как она, говорили - "на все руки мастер". Она шила и вышивала. Было красиво! Дом наш тоже не отличался особым богатством. Всё было просто - обыкновенный крепкий деревенский дом.

Но вот началась революция. Отец мой в политику не вмешивался. Он просто делал своё дело, вёл хозяйство. Друзей в деревне у него было много. Но нашлись и враги, которые завидовали нашей семье. Вот они-то и подключились к революции. Они стали большевиками, чтобы грабить. Да и то сказать, им-то терять нечего было, своим трудом они ничего не нажили.

Моего отца сочли кулаком и решили раскулачить. Никогда не забуду этого кошмара. Они тогда никого не пожалели. И это несмотря на то, что мы, восемь детей, были один меньше другого. Когда у нас всё забирали, сильно избили отца. За что? За то, что он накопил для них столько добра? Какие же наши родители были сильными людьми! Когда избивали отца, уводили скот и грабили дом, они не увидели ни слезинки на маминых глазах, не было никаких причитаний. Наш дом сожгли. Эта страшная картина всю жизнь стоит у меня перед глазами.

Отца забрали в тюрьму, где он и умер. Нас с мамой выселили в соседнюю деревню. Жить нам было негде, без гроша за душой, никому не нужные. Одно слово - семья кулака. Мама уговорили старую женщину пустить нас на квартиру. Так мы и стали жить, перебиваясь с картошки на хлеб с отрубями. Мне, как самой старшей из детей, пришлось помогать маме. Уж, конечно, об учебе и не думала. Только потом, когда кончились те страшные времена, я взялась за самообразование, чтобы не остаться безграмотной. Помогла одна добрая женщина, которая научила меня читать, писать и считать.

В деревне, конечно, был колхоз. Мы с мамой там работали. Обзавелись огородом, завели скотину. Жизнь, вроде, выправлялась. Питаться стали лучше. Мы работали с утра до вечера. Не знаю, то ли время было такое, то ли люди были другими. Но никто не жаловался. На работу в поле шли все вместе, пели песни. С работы шли хотя и уставшие, но тоже не грустили. Бывало, придешь с поля, руки и ноги гудят от усталости. Но услышишь, - гармошка заиграла. Скорее умоешься и бегом бежишь на улицу плясать. Было весело! Люди были одухотворены надеждой на светлое будущее.

Ни я, ни мама не проклинали власть, хоть она для нас столько плохого сделала. Наоборот, мы верили в революцию, партию, Ленина. Да и как без такой веры можно было работать от зари до зари, не покладая рук?! Ведь и зарплату нам не давали, а взамен нашего труда давали только продукты. Но мы не переживали и не хныкали, строили свою жизнь. Пока не началась война!

Война началась неожиданно. В это время мне было 33 года. У меня была своя семья: муж и четверо ребятишек. Мужа сразу же забрали на фронт. Я осталась с детьми одна. Это было трудное время. Я работала в телятнике. Но в мои обязанности входило заготавливать для телятника дрова и ездить на сенокос. Все делали женщины: и на дойке, и на тракторе - везде. Не знаю, как я пережила то время. Но спасибо людям! Помогли! Мне бы одной не справиться. Тем более, когда пришла похоронка на мужа. Но я всё выдержала ради детей. Чтобы не оставлять их без отца, после войны вышла замуж.

Послевоенные годы были годами великих строек и обновления страны. Мы с мужем работали, чтобы дать детям всё то, что не было дадено нам.

Я пережила три власти. Но из всех мне нравится новая, российская. Хотя в советские годы было много хорошего, но это хорошее продолжалось, пока были живы Ленин и Сталин. А при Хрущеве и Брежневе энтузиазм людей стал падать. Появился дефицит товаров и продуктов. Люди стали жаднее и коварнее. Нарастало взяточничество и коррупция. Поэтому, если бы не поворот в сторону капитализма, то советская власть сама бы себя изжила. Плановое хозяйство не давало полноценного результата. Производство товаров всё снижалось и снижалось. За границу стали переправляться природные ресурсы.

Я полностью поддерживаю нынешних реформаторов. Правда, надо признать, ими недовольны многие. Но что ни говори, они сделали большое дело! А за временные неурядицы их не надо винить. Лишь бы потом всё установилось. На советскую власть я не обижаюсь: у меня четверо детей, и у всех у них сложилась судьба. Все они выбрали профессию по душе. Трое из них получили высшее образование. У меня пять внуков и один правнук. Многие из них тоже успели добиться успеха в жизни.

Хочу пожелать молодому поколению держать голову прямо и не воротить с намеченного пути.

Ведь за вами будущее России!

Документ № 7

Изотова Дарья Максимовна родилась в 1909 г. в Минске. Живет в с. Елыкаево Кемеровской области. Рассказ записала Павлова Наталья в марте 1997 г.

Минск тогда был маленьким городишкой, почти деревней. Не то что нынешний огромный город. Но люди там и сейчас добрые, ласковые, веселые.

Мои родители ещё помнили крепостное право. Когда я родилась, они работали на помещика. Земли в то время для крестьян было очень мало. И нас постоянно настигал голод. Да к тому же случился большой пожар на нашей окраине. Сгорело несколько десятков домов, в том числе, и наш. Поэтому нас там больше ничего не держало. Мы направились в Сибирь.

Сначала в Сибирь поехали ходоки смотреть места с хорошей плодородной землей. Присмотрели, вернулись за нами. Батюшка дал нам благословение ехать и основаться на землях Сибири. Это было в 1916 г.

Я тогда была ещё совсем маленькой девчушкой. Но помню весь переезд. Мы ехали всей деревней, 12 семей. Приехали в Сибирь летом. Поселились в деревне Ивановке под Новосибирском. Помню, как мы шли пешком 25 км. Лето! Жара! Много было малых деток. Было очень тяжело. Но в то время на дорогах было ещё, слава Богу, спокойно. О революции никто не говорил. А в Сибири и вовсе было глухо. Года через два-три и к нам стали приезжать каторжники. Но мы с ними не общались.

Место нам очень понравилось. Здесь было очень много дичи: куропатки, глухари, дикие гуси, утки. Очень много было зайцев. Мы потом их даже и есть не хотели. Пойдешь в лес, насобираешь всяких яиц - ведра три… . А комаров было тоже - до чёрта! Да кусучие такие! Ходили в лес целой толпой, одним - страшно: очень много было волков и змей.

Как только приехали, мужики наши стали пятистенки рубить. Завели, конечно, своё хозяйство. Сначала купили корову. Через три года у каждого хозяина не меньше шести коров стало. Скотины держали много. Деревня была середняцкой. Жили мы не совсем богато, но в достатке. Жили дружно.

В домах стояли русские печи. В них мы пекли, жарили, парили. Сладости для детей были самые разные: плюшки с сахаром, крендельки, ватрушки с лесной ягодой, костяникой, брусникой, грибами. Завтрака, как такового не существовало. А есть садились мы часов в 11, только после того как накормим всю скотину. Садились всей семьей сразу. А если кого-то не было, отец сердился. Обед был самым святым делом. Его готовили вкусно и сытно. После него все шли отдыхать. На ужин была традиция попить чай из боярышника, смородинника с душичкой. Когда садились есть, все обязаны были перекреститься. Первым есть начинал отец, потом дети, а мама - в самую последнюю очередь.

Одевались мы в то, что сами ткали и шили: узорные юбки, рубашки холщовые, бельё для мужчин и женщин. Девчата вышивали такую красоту…! Готовили сами себе приданное. На ногах во время работы носили лапти, а в воскресенье надевали ботиночки до колен, на каблучке. В них хорошо было выплясывать. Обувь покупали на базаре. Жили весело и дружно. Мужики тогда пили только по праздникам. Только по праздникам, даже не по выходным! В школе я не училась. Да какая там школа: некогда было!

Очень рано, в 17 лет, я вышла замуж и жила в семье мужа. Они были тоже, как и мы, середняками. Иван меня очень сильно любил. И я его. Бывало, едем с сенокоса, заберемся на воз, обопремся на локоть и смотрим друг на друга. Люди нас называли близнецами. Мы были с ним, как неразлей-вода. До свадьбы мы с ним дружили три года. Дружили по совести. Домой к друг другу не ходили, не то, что сейчас. Нигде не ночевали, не шарились. Зимой собирались большой компанией у кого-нибудь дома. Девки песни пели и пряли, а парни в карты играли, но не пили и не курили.

Голод тридцатых годов настиг меня уже замужем. Это было страшное время! (1) Работали мы с мужем тогда уже в колхозе. Туда нас загнали силком. Отобрали даже последнюю корову. Ой, сколько я тогда натерпелась и насмотрелась! Страшно вспомнить! Не забирали только кур. Совсем престарелым - оставляли одну корову. Беднякам-то что?! У них ничего не было! Что же им не идти в колхоз добровольно! А крепких хозяев раскулачивали. Самое обидное, что мы наживали своим трудом, а у нас всё отобрали.

Люди стали пухнуть от голода. От колхоза ничего не получали и не видели. Приедет уполномоченный со своей сворой, всё выгребет, оставит немного зерна на семена, а на еду - ни граммочки! Выручал свой огород. Но работать на нем было некогда. Весь день - в колхозе. С утра - до ночи. На неделю нам выдавали по полбуханки хлеба. В этом проклятом колхозе ничего не видели, кроме как сеять, жать, убирать! Ходили в фуфайках. Нормальное пальто не могли купить. Но зато в магазинах было всё, что душа пожелает. Да вот только у колхозника денег не было. Это - как сейчас!

Когда сделали колхозы, начались различные эпидемии: корь, туберкулез. Поумирало очень много людей. А самое страшное было то, что чаще умирали детки, особенно грудные. А что тут мудренного. Ведь родившая женщина обязана была выходить на работу в колхоз через две недели. У меня у самой умерло девять грудных детей… Этот колхоз погубил очень много людей! Одна моя дочка прожила уже два года, а в Покров день умерла от кори. Муж мой Иван умер через десять лет нашей совместной жизни, так и не дождавшись ребятенка. Царство ему небесное! Он у меня болел. Но в деревне об этом никто не знал. Мы скрывали. У него по природе было тихое помешательство. В то время, не дай Бог, кто узнает о такой болезни. Лечился в томском дурдоме, там и умер в страшных мучениях.

Осталась я одна. Семью нашу: братьев и сестер, раскидали по разным колхозам. Меня в нашем колхозе уже ничего не держало. В 1936 г. кое-как вытребовала в колхозе свои документы и приехала в Кузбасс к сестре. Она вскоре умерла от чахотки. Я пошла работать в дом для безпризорников и там же жила. Так получилось, что детки меня полюбили. Я с ними не задиралась. Начальству ничего не доказывала. Платили мне гроши, прожить на них трудно было. Детей там кормили хорошо, и они меня иногда подкармливали, приносили что-нибудь поесть. Однажды это увидел комендант и выгнал меня на улицу.

После этого я поехала в колхоз на Металлплощадку около Кемерово и работала там дояркой. Жила на квартире у женщины, у которой забрали и мужа, и сына на фронт. Всё, что она зарабатывала, посылала им на фронт. Это время было ещё труднее, чем раньше! Хотя, куда уж труднее! У людей забирали всё и отправляли на фронт. Но до фронта, говорили люди, ничего не доходило. Голод во время войны был тяжелее, чем раньше. Карточная система не всегда работала. Вот и приходилось нам есть всё подряд, даже не съедобное.

А после войны сначала была радость! Возвращались родные! А потом и они почувствовали, что и на гражданке людям жилось нелегко.

Всю войну я проработала дояркой, сначала на Металлплошадке, а потом - в Елыкаево, где вышла замуж и родила в 1945 г. сына. Через десять лет у нас свой домик появился. Обстановки никакой не было. Телевизор, стиральная машина, холодильник - вот и всё из крупных вещей. Всё это бралось в кредит, денег, считай, никогда не было. С мужем мы плохо жили. Он много пил и бил меня.

О репрессированных мы, конечно, знали. Но из моих родных таких не было. А вот из знакомых - были. Мы знали, что забирали самых лучших мужиков, работящих! Забирали тех, кто хорошо работал и до войны, и после. Мы знали также, что давление шло на молодых. Те боялись и наговаривали на других. Поэтому нам старики всё время наказывали, чтобы мы не распускали языки и не говорили лишнего. К "врагам народа" люди относились хорошо. Они знали, что те никаким врагами не были. Врагами народа люди считали тех, кто приезжал арестовывать. Но об этом вслух не говорили, боялись, что власть их самих заберет и расстреляет. У нас хотели одну семью арестовать, так люди её укрывали, переправили в тайгу. Она потом через два года вернулась.

Про большую власть мы не рассуждали. А вот про местную власть знали, что это группа людишек, которая набивает себе карманы и ничего не делает для простых деревенских людей. Это знали, но вслух не обсуждали. Это я сейчас так говорю и думаю. Для нас КПСС была Богом. Все старались войти в партию. Кого туда не принимали, считалось позором. Получалось, что он не уважает Ленина и Сталина. А за неуважение к вождям сажали в тюрьму. Все мы старались работать хорошо, но не нагребать свои карманы. Загребущий человек считался плохим. Мы верили в светлое будущее и старались его построить.

Я давно уже на пенсии. Даже мой сын - на пенсии. А в колхозе мы про пенсию ничего не знали. Работали, пока ноги носят. Мы работали и никогда не отдыхали, не знали отпусков. Море и курорты, не говоря уж о загранице, я видела только в кино.

Колхозы стали совхозами. Мы сначала думали, что что-то изменится к лучшему. Но изменилось только название. Ничего хорошего этот перевод колхозов в совхозы не дал. А что хорошего было ждать?! Нигде, никогда хорошего для нас не было.

После того, как умер муж, я начала выступать в хоре деревенских бабушек. Стала знаменитой. Моё 80-летие показывали в передаче "Пульс". А мой домик фотографировали для музея русских традиций. Один раз я проводила русскую свадьбу для кино. Показывали в Москве. Два раза говорила в микрофон. Студенты приезжали, частушки писать. Так, они еле-еле успевали. Я им 87 частушек спела. Да всё свежие, ни разу не повторилась. А теперь я старенькая.

Живу хорошо! Но, конечно, не материально. Пенсию получаю 329 тыс. руб. Мне хватает. Правда, продукты сын привозит из города.

Конечно, руководителей страны я раньше воспринимала по-другому. Не так, как сейчас. Видела Ленина только в кино. Но знаю, что когда он заступил к власти, вся наша жизнь изменилась к худшему. Сталина мы почитали, любили. Но когда он умер, я не плакала. У нас многие в деревне плакали, а я - нет! Остальных руководителей страны помню смутно. Да, и где нам было разбираться в политике. Нам работать надо было! Ведь работали без выходных, отпусков и праздников. Работали как проклятые! Все знают, что мы, старики, сейчас плохо живем, Так мы и раньше плохо жили. Но всё-таки люди материально живут сейчас лучше: красиво одеваются, вещи покупают. Но я не завидую им. Молодежь стала наглой и бесстыдной. Где это видано, чтобы девка курила?! Раньше к ней ни один бы парень не подошел. Конечно, молодежи надо верить в светлое будущее. Но не в такое, в какое верили мы.

Мне, однако, кажется, что лучшее никогда не настанет.

Зиновьевский окр. Здесь зарегистрированы преступно-хулиганские и провокационные выходки со стороны бригад, проводивших сбор посевного материала, в Ново-Украинском районе сплошной коллективизации.

Мало-Помошнянский штаб вызвал 28-летнего середняка, предложил ему немедленно дать подписку о выполнении плана посевкампании. Когда середняк отказался дать подписку, его заставили плясать под звуки струнного оркестра до обморочного состояния, после чего посадили в холодную комнату, продержав там 1,5 часа.

Этой же бригадой изнасилованы 2 кулачки, избит 65-летний старик, которого заставляли плясать, петь, обливали водой, давали в зубы загаженную папиросу и т. п.

В Перчуновском штабе вся работа обставлена так, чтобы иметь возможность избивать крестьян без огласки. Когда 14 февраля население узнало об избиении одного бедняка, беднота прямо заявляла, что «расправится с такими представителями власти».

В с. Ново-Алексеевке бригада приказала 65-летнему старику, отказавшемуся от сдачи посевматериалов, раздеться и снять сапоги, затем заставили маршировать по комнате минут 30 и стали бросать из стороны в сторону, пока старик не упал от изнеможения. Вслед за этим на старика положили ящик и всей бригадой сели на него, затем заставляли плясать и предложили выпить 40 рюмок вина. К третьей рюмке подлили скипидару. Затем накинули на шею ремень, и один из бригадников начал подвешивать его. Старик лишился сознания, а на следующий день бригада приказала ему молчать, а то хуже будет.

В с. Ново-Александровке секретарь ячейки ЛКСМУ Ерохин заставил середняка тянуть конец петли, накинутой ему на шею. Середняк задыхался, а секретарь издевался: «На воду, пей».

Полтавский окр. В Шишакском районе раскулачено 500 хозяйств, в то время как в районе числится всего 340 экспертных хозяйств и сам он не является районом сплошной коллективизации.

В Белоцерковском районе описано имущество двух середняков в порядке раскулачивания за нежелание вступить в СОЗ.

В Сахнов[щин]ском районе при раскулачивании в с. Коломийцево с кулаков снималась вся теплая одежда. В одном случае насильно раздели несколько женщин. Уполномоченный рика Шаповал в с. Надеждино раскулачил середняка, который на следующий же день отбыл на трехдневные терсборы.

Аресты и выселения середняков отмечены в ряде сел Рублевского района.

Уманский окр. В ряде сел раскулачиванию подвергнуты середняки. Отдельные работники сельсоветов и сельские активисты «не имели определенных указаний, можно ли раскулачивать середняка». Наиболее неблагополучно в Букском и Оратовском районах.

В с. Янковке Букского района раскулачиванию подверглись 45 хозяйств, в том числе 35 середняцких. Раскулачивание проводил зав. агитпропом РК КП(б)У Лысенко и уполномоченный и член рика Леваждовский. При раскулачивании активисты избили одну женщину прикладом винтовки. Часть вещей присваивалась. Часть середняков, будучи выселенными, оказались на улице.

В с. Сологубовке Оратовского района было вынесено постановление о выселении 25 хозяйств, в том числе и середняцких. Середняк Назарчук, попавший в список выселяемых, повесился. Работа в селе по раскулачиванию проводилась с санкции уполномоченного рика.

Подведение середняка под раскулачивание имело место в Тальновском, Звенигородском и других районах.

Херсонский окр. Грубейшие искривления регистрируются в Березнеговатском, Качкаровском, Голо-Пристаньском и Цюрупинском районах. Особо серьезного внимания заслуживают искривления, злоупотребления и издевательства в Березнеговатском районе.

В п. Березнеговатском раскулачивание производилось без составления описей. Часть изъятого имущества расхищена. Бригада, руководимая секретарем местной ячейки КП(б)У Бутенко, раздела дочь одного кулака и начала душить отца. У двух середняков имущество забиралось также без описи. Одного из них раздели, его же 12-летнюю дочь оставили в одной рубашке. У 17-летней дочери кулака бригадники под руководством председателя КНС105 (члена КП(б)У) сняли панталоны. Одного кулака выгнали босым на улицу, без шапки, в нижнем белье. Одну середнячку вместе с ребенком раздели и выбросили на улицу. Просьбу матери отдать рядно член бригады и член партии отклонили.

Секретарь Березнеговатского райкома КП(б)У и председатель рика были своевременно информированы о происходившем в районе, но лишь после неоднократных предупреждений райком ограничился объявлением выговора некоторым работникам. Некоторые участники безобразий, допущенных при раскулачивании, скрылись из Березнеговатского района в другие округа.

Харьковский окр. В с. Сухины Богодуховского района комсомольцы избили кулака за то, что последний отказался выдать золото и деньги. В избиении принимал активное участие уполномоченный рика. После избиения комсомольцы вместе с уполномоченным рика обвязали кулаку веревкой шею, привязали его к оглоблям лошади и таким путем провели его через все село в районный центр. На крики кулака собралась большая толпа крестьян, выражавшая большое возмущение по поводу этого издевательства.

Мелитопольский окр. В Ново-Савельевском сельсовете подведен под категорию раскулачиваемых середняк, которому было предложено «убраться из дома в течение 5 минут».  https://istmat.org/node/31024

Источник - https://calligraphy.forum2x2.r...

Приложение: 

Ссылки по теме:

О.И. Грейгъ. Революция полов, или Тайная миссия Клары Цеткин  - https://cont.ws/@providenie/22... Рисёрч по на тему Свободы в США вынесен в отдельный файл - https://cont.ws/@providenie/2278204 А.Ю. Андреев. Русские студенты в немецких университетах XVIII — первой половины XIX века - https://cont.ws/@providenie/2277524 А. Орлов. Тайная история сталинских преступлений - https://cont.ws/@providenie/2277512 Джон Раймонд Кристофер. Самолечение травами на дому - https://cont.ws/@providenie/2277133 Д.О. Чураков. Бунтующие пролетарии: рабочий протест в Советской России (1917-1930-е гг.) - https://cont.ws/@providenie/2277117 В РФ даже и намёка нет на то чтобы заставить извиняться советских евреев сталинистов за пархатого самозванца, Сталина который сидел на шее русского народа и оскорблял Россию и русских, вернул жидам Израиль и невернул Россию русским после мая 1945 г. - https://cont.ws/@providenie/2277084 О.С. Смыслов. Богоборцы из НКВД - https://cont.ws/@providenie/2276740 Э. Дрюмон. Еврейская Францiя - https://cont.ws/@providenie/2276513 Н.О. Лосский. Бог и мировое зло - https://cont.ws/@providenie/2276488 Н.И. Анисимов. Психотронная Голгофа - https://cont.ws/@providenie/2276459 Проф. А.П. Столешников. Чем наполнить организм? - https://cont.ws/@providenie/2276445 Евреи в НКВД Украины: палачи и жертвы - https://cont.ws/@providenie/2276096 Приговор России подписали 33 года назад. Раскрыт план уничтожения русских - https://cont.ws/@providenie/2276081 Сэр Роберт Брус Локкарт. Моя Европа. Sir Robert Bruce Lockhart "My Europe" Лондон, 1952 г. - https://cont.ws/@providenie/2276066 Энтони Саттон (перевод: Т. Симонова).Уолл-стрит и приход Гитлера к власти - https://cont.ws/@providenie/2276056 Соскучились по СССР и хотите зигануть (партийное приветствие) под даздраперму советского режима? Тогда вам сюда! Сталин: «Долой (русскую) Царскую монархию! Да здравствует Первое мая!» - https://cont.ws/@providenie/2275990 И. Володский. Истоки зла (Тайна коммунизма) - https://cont.ws/@providenie/2275456 Проф. А.П. Столешников. Как вернуться к жизни - https://cont.ws/@providenie/2275449 Т.Б. Фадеева. Преступления в психиатрии - https://cont.ws/@providenie/2275441 Strik-Strikfeldt Wilfried Karl Gegen Stalin und Hitler Штрик-Штрикфельдт Вильфрид Карлович Против Сталина и Гитлера. Генерал Власов и Русское Освободительное Движение - https://cont.ws/@providenie/2275431 Пора уже давно отделить "мух от котлет", т.е., сиономарксиста Джугашвили от России который гнобил русских в России и всех гоев - https://cont.ws/@providenie/2275012 Политические репрессии в Рязани. Ряжский Концлагерь. 1920-1921 гг. - https://cont.ws/@providenie/2274734 Ещё одно сталинское детище советского образования. Катехизис еврея в СССР. Не наше дело заботиться о русских национальных кадрах - https://cont.ws/@providenie/2274609 Преп. Максимъ Грекъ († 1556 г.) Сказаніе о рукописаніи грѣховнѣмъ - https://cont.ws/@providenie/2274590 Ю. Иовлев. Памятка гражданам СССР, выезжающим за границу - https://cont.ws/@providenie/2274331 Арон Иосифович Каценелинбойген. Советская политика и экономика - https://cont.ws/@providenie/2274301 "Марксизм и национальный вопрос". Иудин грех тов. Сталина - https://cont.ws/@providenie/2273986 Советский режим и «советская церковь» - https://cont.ws/@providenie/2273978 Б.В. Сенников. Тамбовское восстание 1918−1921 гг. и раскрестьянивание России 1929−1933гг. Тамбовская Вандея - https://cont.ws/@providenie/2273972 Дневник Клары Шеридан. Из Лондона в Москву - https://cont.ws/@providenie/2273957 «Государство пролетариата» и «народная власть». Бунты в СССР, о которых помалкивали - https://cont.ws/@providenie/2273952 Как красные генсеки русские моря раздавали. В 1990 году, идя на уступки Соединённым Штатам, СССР отдал им огромную территорию - https://cont.ws/@providenie/2273165 Л.М. Абраменко. Багреевка. Притихшая Ялта - https://cont.ws/@providenie/2273157 Edna Adean Proctor. A Russia Jorney. Путешествие в Россию в 1867 году" Boston. James R. Osgood and Company. 1872 - https://cont.ws/@providenie/2272641 С.В. Волков. Красный террор глазами очевидцев - https://cont.ws/@providenie/2272612 И.В. Киреевский. Разум на пути к Истине - https://cont.ws/@providenie/2272603 Русский язык при Советах - https://cont.ws/@providenie/2272425 Н.И. Киселев-Громов. "Лагери смерти в С.С.С.Р" - https://cont.ws/@providenie/2272416 В.В. Розанов. Среди обманутых и обманувшихся - https://cont.ws/@providenie/2272397 Центральное статистическое управление СССР. Воспоминания бывшего сотрудника - https://cont.ws/@providenie/2272368 Отчёт профессионального американского разведчика майора Стэнли Вошборна о положении в России на лето 1917 года - https://cont.ws/@providenie/2271950 Захваченная жидами в русском Киеве Рада приняла закон об уголовной ответственности для неевреев за антисемитизм. Ранее подобную дичь в захваченном у неевреев доме мог себе хуцпически позволить только подонок Джугашвили - https://cont.ws/@providenie/2211852 Обращали внимание на то что ни при пархатом оккупационном СССР, ни в РФ нет закона по предотвращению и привлечению к ответственности за ненависть и причинения вреда неевреям? - https://cont.ws/@providenie/2211543 CCCР под Еврейским Игом - https://cont.ws/@providenie/2035109 Новая иудея, или разоряемая Россия - https://cont.ws/@providenie/2034615 Тайна аббревиатуры СССР - https://cont.ws/@providenie/2034253 Русский народ, ходит теперь по своим российским улицам, как по иностранным, и не может прочесть вывески на английском языке, недоумевая, чтобы могли означать вывески: "секонд-хенд", "роуминг", "лизинг", "шейпинг", "паркинг", "холдинг" "бординг", "офф-шор", "биллборд", "рокер", "байкер", "рэпер", "хакер", "брокер", "менеджер", "данс", "минивэн", "таун-хаус", "молл", "брэнд", и тд… см., далее – https://cont.ws/@providenie/1351774

Жирной жизни бюргеров пришёл конец, -ец, -ец, -ец!

Здравствуйте, мои дорогие читатели.Когда же немцы поймут, что их санкции убивают не только собственную промышленность, но и всё, что было создано за последние десятилетия? Они уже насто...

Расходы на оборону в России и СССР, россияне не страдают от войны и ядерный удар по Лондону

1. Капиталистическая Россия тратит деньги на войну, вместо того чтобы тратить их на образование и здравоохранение, жалуются левые публицисты. Не менее часто они пишут что капитализм хорош в спокой...

Обсудить
  • до революции народ жил плохо. славься, славься, великий ленин.