* (Под данным заголовком опубликовано в независимом израильском еженедельнике "Мост" № №630, 631, 632. Авторский заголовок данного материала: "Евреи, принимающие участие в большевицком движении - это отбросы еврейского народа!") - Р. Д..
В очередной раз перебирая свой личный архив, обнаружил среди своих бумаг достаточно любопытный документ, который и публикую сегодня на своих страницах. Публикую, рискуя быть обвинённым как в антисемитизме, так и в том, что "продался жидам с потрохами" - вот так, ни много, ни мало... Документ этот, хранящийся в Государственном Архиве Иркутской области, впервые был опубликован в 1995 году в иркутской областной крестьянской газете "Земля" - а у меня эта публикация каким-то образом сохранилась - на развороте газеты под аршинным заголовком "ЕВРЕИ ПИШУТ КОЛЧАКУ" (публикация В. Серебренникова и П. Конкина). С какой целью тогда, семнадцать лет назад, редакция областного крестьянского еженедельника опубликовала этот материал, не совсем понятно: дело в том, что газета "Земля" была в те годы чем-то, вроде местного аналога парижской "La Libre Parole", и ставила одной из своих целей "разоблачение происков ритуально-изуверного жидомасонского заговора". Вот и не ясно, что хотела этой публикацией сказать редакция - дело в том, что публикуемый мною сегодня документ если и не разрушает теорию, согласно которой "большевизм = евреи", то заставляет, скажем так, несколько иначе взглянуть на тему участия евреев в революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войне.
Есть у меня для сегодняшней публикации и определённый личный мотив: дело в том, что мой старинный друг и однокласник Юра Я. не раз и не два поднимал в разговоре со мною тему "белогвардейского антисемитизма". Мне же, как махровому антикоммунисту и потомку участников Белого движения, такое огульное обвинение российских антикоммунистов 1917-1921 г.г. было не очень-то приятно слышать. Нужно смотреть правде в глаза: среди участников Белого движения своих антисемитов хватало - это такая же правда, как и то, что среди большевицких лидеров хватало евреев. Спорить с этим - значит, подвергать сомнению историческую реальность.
Однако, история - гораздо сложнее и многограннее, чем привычные схемы; лишнее доказательство тому - публикуемый документ, авторы которого утверждают, например, что среди большевицких главарей и активистов было немало и тех, кто в 1905 - 1907 годах активно "отметился" в еврейских погромах... Вообще же, эта записка - отличная иллюстрация того, что т. наз. "великая октябрьская социалистическая революция" была ни чем иным, как самым настоящим всероссийским погромом, жертвами которого стали не только российские евреи, но и все бывшие подданные Империи - ну, а результаты этого всероссийского погрома "ауаются" нам уже почти сто лет...
Ну, да ладно, достаточно вступлений.
Записка о тревожном положении евреев
Вот он, Документ - знакомьтесь, пожалуйста:
Его Высокопревосходительству
господину Верховному правителю
адмиралу Колчаку
Омского отделения
Национального совета
евреев Урала и Сибири
в лице нижеподписавшихся
членов делегации.
Записка о тревожном положении евреев в прифронтовой полосе
Самые скорбные, лишённые проблеска человечности страницы истории - это трагические судьбы еврейского народа в России, с давних времён до падения царского самодержавия.
В критические минуты власти, бывшее царское правительство неизменно выдвигало гонения и преследования евреев, натравливая на них недовольные массы населения. Еврейские погромы рассматривались как средства против революционных вспышек и народных возстаний. С восьмидесятых годов в России стали культивироваться еврейские погромы при явном попустительстве, а в некоторых случаях, активном содействии агентов государственной власти. Разразившимеся в 1905, 1906 и в 1907 годах по всей стране еврейские погромы унесли тысячи невинных жертв, разорили сотни тысяч семейств. В целом ряде городов рядом с еврейскими, - разгромлены были христианские дома, склады и магазины, убито и растерзано было много представителей русской интеллигенции (Томск, Вятка, Пермь и т. д.).
Виновники погромов остались безнаказанными, а осуждённым по судебным приговорам были дарованы высочайшие помилования. Погромное движение впоследствии охватило всю Россию, оно перенеслось из городов в сёла и деревни, коснулось помещичьих усадеб, домов и заводов. В 1905 году в Москве толпав погромщиков под флагом пробудившегося патриотизма, громила дома, усадьбы, магазины,склады и квартиры немцев, но на пути грабежей и поджогов и разгромов не пожалела и чисто русские предприятия. В течение трёх дней они уничтожили в Москве огнём и мечом и разграбили имущества на 150 миллионов рублей. Погромные идеи, проводимые в погромной литературе, безнаказанность убийств и грабежей развратили вконец анархически настроенные низы городского населения.
Эти отщепенцы и отбросы общества оказались впоследствии самыми активными деятелями большевизма, помогали и помогают разрушению государства. На ответственных постах комиссаров советских организаций можно теперь встретить много лиц, принимавших раньше деятельное участие в организации погромов.
Во время наших военных неудач на германском фронте бывший Верховный Главнокомандующий Великий Князь Николай Николаевич и начальник его Штаба генерал Янушкевич, после каждого неуспеха принимали репрессии против еврейского населения выселяя, разоряя безжалостно сотни тысяч еврейских семейств, стариков и женщин из прифронтовой полосы. По всей армии распространялась тогда всё та же взятая из архивов Департамента полиции погромная литература, винившая во всех наших несчастьях еврейский народ. Тысячами расстреливались и вешались евреи на театре войны по одному только подозрению, оговору или доносу. Понадобилось дипломатическое вмешательство посольств Англии, Франции и Италии, чтобы остановить эти бесчеловеческие и антигосударственные акты. Ряд последовавших в 1916 и 1917 годах приговоров главного военного суда, в порядке пересмотра решений военно-полевых и военно-окружных судов прифронтовой полосы по обвинению евреев в шпионстве и государственной измене, установил наличность провокации и лжесвидетельства. Главный военный суд не только оправдал всех привлекающихся евреев, но и постановил привлечь к суду ряд частных должностных лиц по обвинению в провокации и лжесвидетельстве (решение Главн. суд. 1916 г., №86, 93, 114 и 127; 1917 г. №47 и 53).
Официальные данные с несомненностью устанавливают, что русские евреи в этой войне и количественно, и качественно были представлены в Русской армии не менее других народностей, населяющих Россию. Официальные цифры говорят о 512 тысячах еврейских солдат; одних убитых, раненных и пропавших без вести насчитывается свыше 100 000 человек. Они сражались и на других фронтах, а в последнее время были образованы Жаботинским особые легионы , которые вместе с англичанами сражались против турок, орошая своей кровью родные поля Палестины. Еврейское население несло все тяготы войны, пропорционально больше, чем коренное население, ибо война происходила на территории Северо-Западного края, густо населённого евреями. Благодаря войне, сотни тысяч евреев этого края разорились, потеряли свои достояния и в качестве выселенцев и беженцев, покинув свои родные места, влачат теперь жалкое существование в снегах Сибири и Урала.
Наступила эпоха большевицкой власти. В составе большевицкого правительства, ЦИКов и совецких организаций оказались евреи, преимущественно политические эмигранты, всегда жившие за границей, давно отрекшиеся от своего народа, принявшие христианство и переменившие даже свои фамилии, как например: Троцкий - Броунштейн, Стеклов - Нахамкес, Зиновьев - Радомысльский и т. д., как и оказались в составе совецкой власти и поляки Гутовский и Менжинский, латыши Цюрупа и Лацис, грузин Сталин - Джегашвили, армянин Аванесов, эстонец Стучка, немец Штейнберг, и чисто русские комиссары: Ленин, Рязанов, Муралов, Бухарин, Крыленко, Луначарский, Петров, Керженцев и т. д..
В рядах Красной армии оказываются все народности, населяющие Россию, и даже иностранцы, многие в виде отдельных частей. Нет только еврейских частей и легионов.
Латышские части составляют 55 000 человек. Они не только охраняют совецкую власть, но и сражаются на всех фронтах, являются исполнителями смертных приговоров, выносимых Чрезвычайными комиссиями, бесчеловечно расправляются со всеми народными возстаниями, вспыхивающими в совецкой России, занимают должности военных комиссарпов, военных руководителей и комиссаров армий, проявляя необычайный террор и жестокость (Вацетис, Лацис и Учис), в Ярославле разстреляно было в июле-месяце 3500 человек, преимущественно латышскими частями. Отдельными частями против нас сражаются: мадьяры, латыши, эстонцы, мусульмане, поляки и китайцы. Нет только ни одного еврейского отряда и мы глубочайше убеждены, что евреев во всей Красной армии нет, а если они случайно где-то имеются, то это исключение - единицы.
Неверны и лживы указания и сообщения некоторых газет на то, будто все военные комиссары - евреи. Между прочим, и официальный орган "Русская Армия" в №48 проводит такую неверную мысль. Главные посты в Красной армии занимают матросы, латыши и русские коммунисты. Однако было бы нелепо обвинять в этом нацию в целом.
Из пленных на Прикамском фронте в августе, сентябре и октябре месяцах прошлого года (Ижевск,Воткинск и Сарапул) военных комиссаров и лиц командного состава не было ни одного еврея. На Екатеринбургско-Пермском фронте, где была взята в плен масса комиссаров и командного состава евреев почти не было.
Любопытно проследить, как относилась и относится совецкая власть к евреям.
Вот краткий, далеко не полный синодик евреев, погибших в борьбе с совецкой властью:
= В Москве в июне-месяце расстреляны Георгиевский кавалер поручик прис. поверен. Виленкин, за участие вместе с генералом Поповым в военном заговоре против совецкой власти; в мае-месяце разстрелян банкир Штейнберг, отец восьми малолетних детей, уличённый в соучастии в заговоре вместе с офицерами бр. Спиридовичами в заговоре против совецкой власти.
= В августе произошло покушение на Ленина. Виновницей этого покушения оказалась еврейка Каплан, казнённая в сентябре совместно с тремя участниками Григман, Кац и Моргенштейн.
= В июле разстрелян еврей Блюмкин (1) за участие в убийстве германского посла Мирбаха. В октябре в Петрограде казнены убийца комиссара Урицкого еврей студент психо-неврологического института (Канегиссер).
= В июле в Москве разстрелян еврей Брухин за участие в демонстрации против большевиков. В Шуе разстрелян еврей инженер Вольф за участие в противобольшевицком возстании.
= В Кунгуре по постановлению военкома разстрелян местный коммерсант, домовладелец Исаак Пильник и его брат Морис Пильник, обвинённые в покушении на взрыв моста вблизи Кунгура. В Уфе в мае был вывезен в качестве заложника и затем вблизи пристани Кембарки на Каме разстрелян московский художник Макс Редер.
= В июле зверски замучен в сарапульской тюрьме владелец кожевенного завода Ушереник с двумя его сыновьями гимназистами, обвинённый своими рабочими в контрреволюционной деятельности. Тела их брошены в Каму и до сих пор не разысканы.
= В июле в Ижевском заводе по приговору исполкома разстреляны владелец ювелирного магазина Рытвин с сыном. В Елабуге брошен в Каму разстрелянный подрядчик ж/д работ Абрам Коган, уличённый в сношениях с чехами. В Петрограде разстреляны: коммерсант Антер, прис. повер. Гидон и инженер Альтух за сношения с "архангельскими белыми". В Ярославле латыши-усмирители разстреляли 15 еврейских семей, из них три военных врача.
Уместно вспомнить, что в отрядах прапорщиков, юнкеров, сражавшихся в октябре и ноябре месяцах в Москве и Петрограде против большевицких войск была масса еврейских юнкеров, гимназистов и студентов, погибших при защите Кремля и Зимняго Дворца. Среди заложников, томящихся в тюрьмах Совдепии - масса евреев, представителей буржуазии и интеллигенции.
Достойно отличить выдающуюся храбрость еврея студента Штамбока в Иркутске, который заявил, что честь убийства копить некому. Пробрался к большевикам и выстрелом из револьвера ранил его (так в тексте - Р. Д.), сам же был тут же убит.
Еврейские торгово-промышленные предприятия на территории совецкой власти представляют собой картину полного разгрома и разорения. Все товары реквизированы и опечатаны. Владельцы устранены и всё их имущество национализировано. Еврейское купечество, наравне с русским, облагалось и облагается жесточайшими контрибуциями. Еврейские имения и усадьбы одинаково разгромлены с помещичьими. Еврейские благотворительные, общинные и общественные организации закрыты. Капиталы обществ секвестированы. Над всеми делами еврейских общин назначен еврей-коммунист комиссаром. Буржуазные и даже национально-сионистские издания закрыты.Упразднены должности общественных раввинов.
Очевидно для всякого непредубеждённого человека, что еврейский народ в целом, в одинаковой степени страдает от террора большевизма, как и русский, что большевицкие идеи, как и социалистические вообще, не находят и никогда не находили никакой точки опоры ни в еврейской религии, лояльной и терпимой, ни в еврейском народном быту, ни в еврейских нравах, ни, наконец, в еврейских национальных течениях, старого государственных (так в тексте - Р. Д.; скорее всего, должно быть "строго государственных").
Евреи, принимающие участие в большевицком движении и в разорении Государства, - это отбросы еврейского народа, и еврейский народ в целом отбрасывает с негодованием всякую ответственность, которую враги его пытаются возложить на него.
Большевизм русский - это расплата за нашу политическую, экономическую и культурную отсталость, за политику нетерпимости, национального угнетения, за нашу неорганизованность и распылённость.
История выявила с достаточной яркостью причины большевизма, и евреи, как и другие народы, как и русский народ, не могут отвечать за действия отдельных лиц и даже групп.
Однако деятели мрачных времён умершего самодержавного режима всё ещё не могут примириться с тем, что возрождающаяся Россия начинает свою историю не с ужасов погромов и национального угнетения, а с воцарения Права и Справедливости на Русской земле и мирного сожительства всех населяющих Россию наций. Им всё ещё мерещится блаженное время Дубровиных, Гамзей Гамзеевичей, приведшее Россию к теперешнему развалу.
В Челябинске образовалась группа лиц, поставивших себе целью вести в войсках пропаганду антисемитизма и разжигание националистических страстей. Прикрываясь стремлением власти вести противобольшевицкую агитацию, весь одиум борьбы с большевизмом и его идеями переносят на евреев и еврейский народ. Они бессовестно подтасовывают и передёргивают события и факты, умалчивая об ответственности за гражданскую войну немцев, мадьяр, латышей, матросов, китайцев и русских коммунистов, а указывают лишь как на единственных виновников творящихся ужасов - евреев.
Этот яд человеконенависничества, яд разорения и погромов, яд уже испытаный и давший России позор и государственный развал, вновь стал разливаться в челябинском направлении прифронтовой полосы. Из прилагаемых при сём прокламаций, распространяемых на фронте, видно, что авторы их усвоили и старый язык погромной литераптуры, и все приёмы погромщиков старой школы. К великому несчастью, эта литература печатается и распространяется не только с согласия, но, как это ни странно, с содействия некоторых воинских штабов и печатается частью в типографии Корпусного Штаба в Челябинске, частью в типографии Вольфсона по категорическому требованию чинов Челябинского Штаба. На некоторых прокламациях имеется скромная подпись "Сибирские стрелки", на одной красуется даже подпись Начальника дивизии полковника Космина. Заслуживает особого внимания распоряжение Начальника гарнизона города Кустонай. Не говоря уже о том, что эти прокламации являются актом антигосударственным, ибо они натравливают одну часть населения против другой, разрушают всякие основы государственного порядка, но они, несомненно, вредны даже и с военной точки зрения. Они затемняют весь смысл борьбы, носящей характер не только национальный, но и экономически-государственный.
Солдатам возрождающихся армий необходимо привить, что борьба ведётся с анархией, с социализмом, за идею собственности каждого и всякого, с разрушителями государственного строя и порядка, за государство и порядок. Между тем, прокламации переносят идею борьбы в область демагогии мрачной и ужасной по своим последствиям. Такие произведения только затемняют смысл и значение великой борьбы. Это большая и грустная ошибка тех, которые видят в этой агитации против евреев средство для борьбы с большевиками, великое преступление людей, которые мстят еврейскому народу за общее национальное горе. Мы ни одну минуту не сомневаемся в том, что такая разрушительная работа антигосударственных элементов на фронте среди армий и в тылу среди населения не может найти сочувствия или одобрения ни в высшем командовании, ни тем паче, в представителях государственной власти.
С таким трудом налаживающаяся государственность в освобождённой от большевизма территории несомненно страдает от усердия людей, стремящихся помочь армии победить большевизм. Солдаты, которым внушается, что виной всего евреи, пойдут в Москву и будут разрушать на своём пути не только еврейское, но и русское.
Мы считаем своим гражданским долгом представить об изложенном Вашему Высокопревосходительству и почтительно ходатайствуем о принятии соответствующих мер и к устранению этой вредной литературы и агитации, и воспрещении под страхом уголовной кары распространения антигосударственных идей и национальной травли.
20 июля 1919 г.
Подлинное подписали:
Член Исполнительного бюро Совета евреев Сибири и Урала С. Кадыш Председатель Омского еврейского общинного совета И. Шершевский Делегат Челябинского общинного совета М. Рубановский
С подлинным верно: С. Кадыш.
ГАИО, ф.р. - 135, оп. 1, д. 3, л. 96 - 99 обр. Заверенная копия. Машинопись.
Предыстория
Документ, с которым я познакомил вас, имеет свою предысторию. 12 марта 1919 года на приём к адмиралу Колчаку явилась депутация Омского еврейского национального союза в лице С. Кадыша, И. Шершевского и М. Рубановского, представив записку о тревожном положенеии евреев в прифронтовой полосе. Члены делегации просили Верховного Правителя обратить внимание на "...некоторые мероприятия, которые были приняты против евреев в полосе фронта". Выслушав посетителей, адмирал сказал, что "...явления эти, по-видимому, носят единичный характер, так как за всё время поездки его на фронт ему не приходилось встречать жалоб по этому поводу" и что ставший ему известным один из приказов Белого командования о выселении евреев за 100-верстную полосу в районе Кустаная "...было признано, как незаконное распоряжение, отменить".
По другим представленным депутацией материалам Верховный Правитель поручил навести справки, "...подчеркнув, что верховная власть неизменно стоит на точке зрения полного равенства всех перед Законом" (Правительственный Вестникъ, №90, 1919 г.).
14 мая, будучи в Уфе, адмирал А. В. Колчак, в числе прочих делегаций и лиц, принял и делегацию местной еврейской общины. Отвечая на приветствие депутации, Верховный Правитель вновь подтвердил незыблемость правительственного курса по данному вопросу. Он сказал:
" - Моё отношение к еврейскому вопросу известно из моих заявлений, сделанных депутации Омской еврейской общины. Я против национальной травли и не имею оснований менять своё отношение по этому вопросу. Объясняю шероховатости, наблюдавшиеся в национальных отношениях нервным состоянием страны, особенно в прифронтовой полосе. Уверен, что в связи с общим успокоением страны исчезнет и острота национального вопроса" (Правительственный Вестникъ, №235, 1919 г.).
Позиция адмирала Колчака выражена чётко и ясно - думаю, после этого уже можно сдать в макулатуру многие околонаучные труды некоторых совецких "учёных", выполнявших государственно-партийный заказ и десятилетиями изображавших Сибирскую армию, как "золотопогонных погромщиков". Ну, а сегодня я с большим удовольствием вобью ещё один гвоздь в гроб этого совецкого мифа, представив вашему вниманию интервью адмирала Колчака, данное корреспонденту американской газеты "Еврейская Жизнь" д-ру Розенблату:
"Еврейская Жизнь" сообщает
"..."Еврейская Жизнь" сообщает подробности беседы представителя американского еврейского Комитета помощи жертвам войны доктора Розенблата.
Доктор Розенблат указал на те погромные настроения, которые существовали в Сибири в апреле и мае месяцах, и говорил о том, что американские евреи, как и все другие американцы, воспитавшиеся в духе истиной демократии и свободы, не могут не реагировать на это в определённом смысле.
На заявление доктора Розенберга адмирал Колчак ответил следующее: "Я хочу Вас уверить, что в Сибири никогда не было антисемитизма или того, что принято называть "еврейским вопросом". Сибирские евреи, которые живут здесь много лет, считались членами нашего общества. В Сибири нет никакой опасности для евреев. Опасность царит в остальной части России. Об этой опасности и о том, как её предотвратить, я и хочу говорить с представителями американского еврейства.
За восемь месяцев моего правления никогда никогда не было вопроса об опасности, которая бы грозила сибирскому еврейству. Мы никогда не сомневались в лояльности и в выполнении гражданского долга со стороны еврейского населения. Я принимал несколько еврейских депутаций, был ими приветствуемым, они передали значительную сумму денег и других необходимых средств для армии. Между нами и сибирским еврейством не было никаких недоразумений. Правда, в апреле известного рода пропаганда началась в западной части нашей армии, но эта агитация имела ввиду не солдат Сибирской армии, ибо прокламации предназначались для красноармейцев. Но как только это дошло до моего сведения, я тотчас же приказал распространение прокламации прекратить. Повторяю, в Сибири евреям опасаться нечего.
Некоторая опасность существует лишь на Дальнем Востоке, где международное положение в высшей степени осложнено. Там находятся подонки всех народов, как и плохие элементы еврейства. Этим и пользуются антисемиты, которые развивают антиеврейскую агитацию. Мы примем, конечно, все меры к тому, чтобы это движение приостановить и не дать ему развиться.
Где положение действительно серьёзное и внушает опасение - это юг и юго-запад России. Там волна антисемитизма исходит из самого народа и является результатом тяжёлого положения, в котором очутилось население. Население можно подстрекать на всё: раньше его подстрекали громить буржуазию, теперь - евреев. Генерал Деникин и остальные командующие, находящиеся под моей властью, не допустят никакой травли против евреев, ибо она опасна для самого государства. Но вы должны знать, что под моим правлением находятся только окраины России и что только здесь распространяется моя власть. Большая же часть России переживает полосу анархии, и коль скоро там не воцарится порядок, то не будет обеспечено не только существование евреев, но и жизнь всего прочего населения. Отчаяние, которое переживает население совецкой России, вынуждает последнее искать причину их бедствий.. Виновниками последнего оно считает евреев. Там нет власти, там нет никакой формы правления, и антиеврейское движение тесно связано и стимулируется этой анархией.
Единственный путь бороться с этим злом - это создать сильную власть в стране, которая не допускает возбуждения одной части населения против другой. А в настоящий момент население может быть двинуто в любую плоскость: либо против буржуазии, либо против евреев".
Говоря о своём личном отношении к этому вопросу,Верховный Правитель уверил доктора Розенблата, что ни он, как Верховный Правитель, ни Омское правительство никогда не делали различия между евреями и прочим населением. Он никогда не допустит розни и расовой вражды по отношению к евреям. Все явления подобного рода будут немедленно приостановлены, так как опасны для государства".
(Газета "Свободный Край" №304, 1919 г.).
А. В. Колчак, упоминает
Думаю, есть смысл чуть подробнее остановиться на том эпизоде, о котором говорит А. В. Колчак, упоминая в интервью, что "... в апреле известного рода пропаганда началась в западной части нашей армии, но эта агитация имела ввиду не солдат Сибирской армии, ибо прокламации предназначались для красноармейцев". Что это за "пропаганда", какие цели она преследовала? В архивном фонде Иркутского комитета сионистских организаций (ГАИО) хранится тот самый документ, о котором говорит Колчак - это листовка-обращение к красноармейцам "Кто вами командует?", подписанная Начальником дивизии генерального штаба полковником Косминым (ГАИО, ф.р-135, оп.1, д.3, л. 100-101, заверенная копия, машинопись).
Вопреки предположениям читателей, речь в данной листовке идёт вовсе не о "жидах-коммиссарах", а о... бывших офицерах Императорской армии, перешедших на службу к большевикам:
"...Стало быть, необходимо было подумать о том, чтобы найти людей, способных командовать, хотя и красными, но всё же как бы войсками, - пишет полковник Космин в своём обращении к красноармейцам, и продолжает: - к кому же нужно было обратиться, как не к бывшим офицерам? И они (большевики - Р. Д.) обратились. Но дело в том, что настоящие офицеры, знающие военное дело, любящие свою Родину и не могущие мириться с тем, что Россия погибает, ушли туда, где они могли применить свои силы для борьбы с мерзавцами и предателями своей страны - с большевиками... ...в совецкой России остались те, кто похуже, потрусливее, те, кому решительно было всё равно, что с Россией происходит, кто мог служить всякому, лишь бы ему платились деньги - остались продажные шкуры, сребролюбцы, трусы и вообще всякая заваль... ...и вот Троцкий повытаскивал этих господ на Свет Божий, поставил их над вами начальниками - кого командиром полка, кого начальником дивизии - а те? Что им! Лишь бы деньги платили, а они рады служить хоть чёрту!..." и так далее. На двух сторонах бумажного листа колчаковский полковник Космин объясняет рядовым красноармейцам, что за безпринципная сволочь ими командует - объясняет простым, грубоватым армейским языком.
Что же так напугало в этом воззвании депутацию Совета еврейских организаций Урала и Сибири? Что заставило самого Верховного Правителя укоротить инициативу бравого полковника? Ответ прост: в тексте листовки несколько раз упоминается "жидовский кагал во главе с Троцким и Крыленко", а сам совецкий главком Крыленко (который и вовсе не был евреем), упоминается, как "жидовский выскочка", и почему-то именуется Абрамом...
Всё. Всё, господа: подписанная полковником Косминым и предназначенная для агитации среди красноармейцев листовка "Кто вами командует?" - это, едва ли, не единственный образец "чёрного PR", эксплуатирующий тему антисемитизма, который был выпущен в колчаковской Сибири и подписан лицом, занимающим официальный пост в действующей армии (вопрос к специалистам: если я не прав, и существовали ещё подобные документы - пожалуйста, дайте знать). Единственный документ, носивший, к тому же, характер частной инициативы некоего ретивого полковника - да и тот был "завёрнут" по распоряжению Верховного Правителя. Тем, кто помнит, как в 1990-е годы в Российской Федерации антисемитская литература открыто продавалась, едва ли, не в каждом крупном городе, есть, с чем сравнить...
Ну, и последнее на сегодня. Помните слова Колчака о том, что "...сибирские евреи, которые живут здесь много лет, считались членами нашего общества. В Сибири нет никакой опасности для евреев" ? Примерно о том же самом рассказывал мне когда-то мой сосед по даче, старый еврей Иосиф Лазаревич, когда вспоминал о том, как его отец на рубеже ХIХ - ХХ столетий перебрался в Иркутск из "черты оседлости". Так что, не доверять словам адмирала Колчака, или подозревать Верховного Правителя в том, что он заведомо врёт представителю Американского еврейского комитета, лично у меня нет никаких оснований.
Репортаж из камеры Колчака
...А снимал я тогда для нашей передачи исторические сюжеты. Какая же "программа о городе и горожанах" без исторических историй разных историков?... И вот, решился я, наконец, обратиться к теме "колчаковского Иркутска" - рассказать не только о самом адмирале, но и показать зрителям места, связанные с его именем. Сделать это было несложно: практически, все постройки "колчаковского Иркутска" живы и поныне - правда, не все из них хорошо сохранились до сего дня... Но это ничего: для телевизионщика всегда первична "картинка" - а на хорошую, качественную "картинку", с учётом кадров кинохроники, старых фотографий, музейных экспонатов и комментариев специалистов-историков, у меня набиралось достаточно.
Одно смущало: говоря об адмирале Колчаке, и о тех местах родного города, что связаны с его именем, просто невозможно не упомянуть иркутский Тюремный зАмок, и печально известную "камеру №5" , из которой Александра Васильевича вывели 7 февраля 1920 года навстречу большевицким пулям... А сложность заключается в том, что иркутская тюрьма как в 1920-м году была тюрьмой, так до сих пор таковой и осталась - и никто там не ждёт (в отличии от музея, например, или университетской научной библиотеки) журналистов-телевизионщиков с распростёртыми объятьями. Режимное предприятие - оно и есть, режимное...
Но, коль скоро решение о съёмке моего сюжета было утверждено, а все мы были сотрудниками не какой-нибудь частной лавочки, а Иркутской Государственной Телерадиовещательной Кампании (на этих словах, дорогой читатель, Вам полагается, вообще-то, встать по стойке "смирно!"и щёлкнуть каблуками домашних тапочек), то мы надеялись, что даже и в этой ситуации у нас не должно возникнуть проблем: нет таких крепостей, которые не открыли-бы свои ворота перед сотрудниками ИГТРК, ага... Короче говоря, звоню я пресс-секретарю Начальника ГУИН по Иркутской области - и он мне тут же говорит, что никаких сложностей, скорее всего, не возникнет, и генерал, скорее всего, даст "добро" - а мне надо только отправить по факсу на его имя письмо, и всё будет решено. Скорее всего, в положительном смысле.
Составляем письмо, заверяем его у шефа, и отправляем факс в Управление ГУИН. И уже после обеда их пресс-секретарь перезванивает, и говорит, что всё в порядке - завтра в любое удобное для нас время Иркутская тюрьма (СИЗО - 1) готова радостно распахнуть нам свои ворота, и принять всю съёмочную группу под свои своды. Вот и прекрасно!...
Назавтра, с самого утра, наша режиссёр заявила нам в ультимативной форме, что у неё, если мы забыли, клаустрофобия вообще-то - и что ни в какую тюрьму она с нами не поедет. НЕ ПОЕДЕТ! А Наташа - наша ведущая и одновременно - редактор передачи (то есть, старшая в группе) робко заявила, что поедет - на всякий случай... Вдруг что не так... И честно доехала с нами до тюремных ворот, и сославшись на головную боль, осталась в холодном УАЗике. Напомню: на дволре стоял февраль...
Едва мы переступили порог, как навстречу нам вышел тамошний пресс-секретарь - и с озабоченным видом сообщил, что не всё так гладко, как хотелось бы. Да, у нас на руках - бумага, дающая нам "добро" на съёмку, подписанная самим генералом. Но... Но препятствие на нашем пути встало в виде некоего полковника ГУИН, Начальника воспитательной части, который, оказывается, заявил пресс-секретарю: "- Я ещё посмотрю, что там за журналисты, и если что - то и распоряжение генерала мне - не указ!" Из слов начальника пресс-службы следовало, что этот самый полковник вполне может и отменить нашу съёмку, если мы ему вдруг не понравимся - и он очень просил нас провести на полковника самое лучшее впечатление...
Мы отправились в кабинет Начальника по воспитательной части СИЗО-1 - пресс-службист, наш оператор Юра , и я. Едва мы переступили порог, как увидели на стене служебного кабинета грозного полковника портрет... Портрет адмирала Александра Васильевича Колчака. Не очень большой, но - всё же... А потом услышали слова хозяина кабинета: " -Так! Баб нет - уже хорошо! Садитесь!"
Дальше всё оказалось гораздо проще, чем можно было опасаться: оказывается, решивший проверить нас "на вшивость" тюремщик - большой и серьёзный любитель истории. Узнав, что телевидение желает снять место последнего пребывания адмирала Колчака, он ожидал, что непременно должны приехать какие-нибудь наглые и глупые девицы, которые, конечно же, всё переврут и напутают, и для которых что Колчак, что Чингизхан, что Никита Сергеевич Хрущёв - всё едино. А к личности Верховного Правителя полковник относился с большим пиететом - и даже более того: оказалось, что с 1920-го года в тюрьме уже несколько раз менялась нумерация камер, и в какой конкретно одиночке содержался А. В. Колчак, было давно забыто - и вот наш полковник, внимательно изучив документы, точно установил, какая же камера в далёком 1920-м году была обозначена номером пятым. А кроме того, полковник очень осторожно и очень профессионально "прощупал" нас: исподволь убедился, что мы (вернее, я, как журналист) действительно, "в теме" - да и к самой личности Александра Васильевича отношусь с уважением. Недоверие к съёмочной группе было устранено, и мы пошли на место съёмки...
- Можете гордиться! - сказал нам наш полковник, - до вас в колчаковской камере не было ещё ни одного журналиста! Вы будете первыми...
Тюремные коридоры
Пока мы шли по тюремным коридорам, к нам присоединились ещё несколько офицеров-ГУИНовцев: не каждый же день в тюрьму приезжает телевидение, тем более - снимать исторические сюжеты про камеру Колчака. По дороге нам уже в сотый раз напомнили, что никаких контактов со "спец-контенгентом" не допускается - и рассказали о нынешнем "жильце" бывшей колчаковской камеры. Оказалось, что содержится там сейчас серийный убийца-дагестанец: ему всего двадцать шесть лет - а "заработал" он себе уже на пожизненное: 26 трупов на нём... На каждый год жизни - по трупу. Такая вот "магия чисел"...
Спустившись вниз по очередной лестнице, мы оказались в нужном нам коридоре. Я обратил внимание на то, что на всех камерах здесь - двойная нумерация: так, нужная нам одиночка была обозначена цифрами "93" и "5". "- А зачем двойные номера было делать?" - спрашиваю у сопровождающих. "- Ну, как же! - отвечает мне наш полковник, - для истории! Вдруг, кому-нибудь это пригодится?... Вот, как вам, например..." На этих словах я почувствовал себя полным идиотом.
Тем временем, дюжий надзиратель открыл железную дверь в камеру, и крикнул через решётку её обитателю: "- Быстро всё собирай - и на выход с вещами! Приехали твою квартиру смотреть!" Через минуту он вдвоём с напарником вывел из камеры низкорослого дагестанца, державшего двумя руками скрученный в рулон матрас, в который он запихал весь свой скарб. Обитателя исторической камеры посадили в "выводную" - расположенную в середине коридора железную клетку - и закрыли на замок.
- Ну вот, собственно... - начал свой рассказ полковник, - что здесь изменилось с тех времён? Там, где сейчас "параша" - раньше печь-"голландка" стояла... Ну, шконка была не кирпичная, а деревянная. На дневное время пристёгивалась к стенке... Кстати, видите вот здесь, под штукатуркой, прямоугольную железную коробочку? Так, вот это - тот самый специальный замок... Стены камеры сейчас, правда, "шубой" одеты - но вот лепной карниз сохранился ещё с девятнадцатого века... Александр Васильевич, может быть, на него смотрел...
Я не знаю, на что смотрел Александр Васильевич Колчак перед смертью. Скорее всего, не на лепные карнизы тюремного потолка - а в собственную душу. Но я не стал говорить об этом полковнику... Вместо этого, мы приступили к съёмке: сначала записали с полковником небольшое интервью на фоне двери с двойной нумерацией - в синхроне полковник рассказывал, как ему удалось обнаружить камеру №5. Затем я сам вошёл в одиночку, и, усевшись с микрофоном на край шконки, принялся начитывать тот текст, которому полагалось быть в кадре - кстати, и сообщил заодно телезрителям, что прежде здесь никогда не было журналистов - и вот, мы первые, кто побывал в этой камере... и всё прочее. А затем в камеру вошёл оператор, и принялся делать подсъёмку помещения изнутри: снял крупным планом и тот самый, ржавый, вросший в стену замок, которым прежде пристёгивали в дневное время к стенке деревянные нары, и расположенное под потолком, забранное частой решёткой, окно... Потом попросил надзирателей, чтобы они снаружи закрыли рещётку и дверь - а он снимет весь этот процесс изнутри. Они несколько раз открывали-закрывали камеру, пока, наконец, оператор не остался доволен - и подошли к нам.
Офицеры-тюремщики
А я, тем временем, стоял чуть поотдаль с группой офицеров-тюремщиков, и слушал их рассказ о том, кого только не повидал этот корпус за свою историю: и Троцкого, и Сталина, и Дзерджинского... И пленных японских генералов - после 1945 года... И маньяка-педофила Василия Кулика ("-Он, сука, во-он в той камере сидел - всё молочка, гад, требовал!") - и, конечно же, Анну Васильевну Тимирёву - добровольно отправившуюся в тюрьму вместе с адмиралом (какие здесь, вообще, могут быть "жёны декабристов" со своим дутым "подвигом"!)...
- Кстати, пойдёмте, посмотрим камеру Анны Васильевны - сказал полковник. И мы двинулись по коридору.
- Эй!!! - вдруг раздался сзади нас истошный вопль, - Моя домой нада!!!! Домой!!!
Оказалось, что за разговором надзиратели забыли оставленного запертым в "выводной" узника - и вот теперь он требовал, чтобы его вернули "домой" - в одиночку. Но этого мало! - в камере, ЗАПЕРТЫЙ СНАРУЖИ, остался оператор Юра!...
Когда дверь и решётку камеры открыли, Юрка стоял к нам спиной, и что-то сосредоточенно снимал.
- Эй, - говорю я ему, - давай на выход! С вещами!
- Подожди! - отвечает он, - я тут ракурс нашёл хороший. Сейчас подсниму...
- Да выходи ты! - говорю я, смеясь про себя над ситуацией, - мы же тебя здесь забыли, уходить уж собирались! Как бы ты потом объяснял новой дежурной смене своё пребывание здесь - да ещё и с аппаратурой?
- Ладно, - нехотя отвечает Юра, пакуя штатив и свет, - пошли уж...
В это время в камеру вводили её обитателя. Один из конвоиров, не удержавшись, спросил его:
- А знаешь, кто в твоей "хате" раньше-то сидел?
- Но! - ответил этот серийный убивец-недомерок, - какой-та Кальчак-Мальчак!
Услышав этот ответ, все присутствующие начали - нет, не смеяться - ржать! Очень громко. Полагаю, в тюремных коридорах такое нечасто бывает... А когда немного успокоились, я обратился к полковнику:
- Извините уж, я всё понимаю - спецконтенгент, инструкция... Но если бы я знал, что он такое отмочит - попросил-бы оператора хоть звук записать! Можно, мы ему этот вопрос зададим - единственный? А потом, на видео, положим ему на лицо "мозаику" - чтобы его невозможно было узнать?
Полковник лишь махнул рукой:
- "Кальчак-Мальчак"! Давайте уж, валяйте!... - и включив камеру, мы вновь спросили заключённого, кто же прежде сидел в его камере. Довольный эффектом от своего предыдущего ответа, он не подвёл, и вновь сообщил, что прежде здесь обитал некий "Кальчак-Мальчак"...
...Съёмки заняли у нас не менее часа. Когда же мы вышли из тюрьмы - едва не написал "на волю" - на улицу, в нашем ГАЗике нас поджидала Наталья - счастливая!...
- Ромка, я так рада, что вы меня в тюрьму эту не потащили! - сразу же сообщила она, - я, конечно же, извиняюсь, что бросила Вас там - но я один раз уже в тюрьме была на съёмках, и с меня хватит!...
- Да ладно, - отвечаю - я там тоже был. И не один, а два раза - и чуть не добавил: "и не на съёмках" - но вовремя прикусил язык, - и с меня тоже хватит. А Юру - вообще, чуть в колчаковской камере на пожизненное заключение не оставили. Ему там так понравилось - уходить никак не хотел...
Сюжет вышел в эфир
...Сюжет через несколько дней вышел в эфир. А через несколько лет в городе был установлен памятник Колчаку - а в камере, где он содержался, был создан маленький, "камерный" (во всех смыслах) музей. И в музее этом, среди прочих экспонатов, находятся старые, насквозь ржавые наручники начала ХХ века, которые ни к адмиралу Колчаку, ни к Иркутской тюрьме, ни к Иркутску не имеют никакого отношения.
Но об этом - как-нибудь позже...
Источник - Р.Днепровский http://providenie.ucoz.ru/blog...
Приложение:
Ссылки по теме:
Экая неполиткорректность. Демотиваторы "Запад в объективе" № 387 - https://cont.ws/@providenie/27... Кто нашёл, берёт себе. Демотиваторы "РФ" № 387 - https://cont.ws/@providenie/2733929 Кто в СССР жил тот в цирке не смеётся. Демотиваторы "СССР" № 397 - https://cont.ws/@providenie/2733915 Проверь себя, не подпал ли ты под влияние тоталитарной секты инородцев Мордехайя? Можешь ли определить где русское, а где пархатое? Можешь ли распознать подрывную деятельность, ведущуюся в тылу русского народа социализированными диверсантами - https://cont.ws/@providenie/2733844 [Проект] Русский трибунал аннулирует все "достижения" советского народа (не путать с русским народом), а так называемого мордехайевского проанглосакского "вождя" признаёт мошенником и палачом русского народа виновного в геноциде по этическому признаку - https://cont.ws/@providenie/2725394 Союз Русского Народа называет фразы, которые помогут распознать марксистских мошенников. Помните главное, то что социалистические мечтатели оставят вас без родины и имущества (т.е., без прав)! - https://cont.ws/@providenie/2705576 Почему книги мордехайявских террористов не изымают из продажи? Что, они друзья России и русскому народу? - https://cont.ws/@providenie/2696547 Советская русофобия прививалась подрастающему поколению в советских школах с малых лет. Так почему Путин не даёт добить марксистов Ленина и Сталина? - https://cont.ws/@providenie/2604443 Дегустация советских продуктов питания проф. Преображенским. Выпуск №1. ".. б-г их знает, чего они туда плеснули. Вы можете сказать, что им придет в голову?" - https://cont.ws/@providenie/2604070 Необходимо показательное наказание совков за мордехайевскую сталинщину! https://cont.ws/@providenie/2581633 П В. Грингмутъ — "Виды евреевъ на Россію" 1907 г. - https://cont.ws/@providenie/2578841 Каждое русское "перо" по мере возможности должно принять участие по нейтрализации «большевизированных» блогерских воинских частей марксисткой оккупационной красной армии пейсак, передвигающейся по инет дорогам информационного фронта в тылу России https://cont.ws/@providenie/2560308 CCCР под Еврейским Игом - https://cont.ws/@providenie/2035109 Новая иудея, или разоряемая Россия - https://cont.ws/@providenie/2034615 Тайна аббревиатуры СССР - https://cont.ws/@providenie/2034253 Русский народ, ходит теперь по своим российским улицам, как по иностранным, и не может прочесть вывески на английском языке, недоумевая, чтобы могли означать вывески: "секонд-хенд", "роуминг", "лизинг", "шейпинг", "паркинг", "холдинг" "бординг", "офф-шор", "биллборд", "рокер", "байкер", "рэпер", "хакер", "брокер", "менеджер", "данс", "минивэн", "таун-хаус", "молл", "брэнд", и тд… см., далее – http://providenie.ucoz.ru/news/08/2012-02-14-1
Оценили 0 человек
0 кармы