Рассмотрение советской религии стоит начать с компонентов, составляющих основу любой (во всяком случае, любой развитой) религиозной системы — с представления об Абсолюте и о том, что можно было бы назвать посредником, т.е. о способе проявления Абсолюта, о форме, в которой он открывается людям.
Обратимся к центральной фигуре советского пантеона — к образу Ленина. Культ Ленина интересен для нас не только в силу своей долговечности, но еще и потому, что во славу его, наряду с конъюнктурными агитками, создавались подлинные поэтические шедевры; их образный строй представляет собой своеобразный язык, на котором поэты не просто “выговаривали” коммунистические лозунги, но нередко и “проговаривались” о глубинных, чаще всего не осознаваемых ими вполне пластах большевистской мифологии.
Самое знаменитое (и значительное) произведение в этом ряду — поэма В. В. Маяковского “Владимир Ильич Ленин”. Она почти с самого момента появления вызывает интерес исследователей как одна из вершин словесного искусства XX в. и—с недавних пор — как образчик культовой поэзии. Не вдаваясь в детали, отметим, что поэма Маяковского уже не раз была интерпретирована как обмирщенный вариант христианского жития. Упомянем и о том, что такое уподобление вполне учитывает столь характерную для творчества Маяковского христианскую символику.
Житийные черты поэмы настолько очевидны, что не требуют даже обсуждения. Но жанр жития существует во многих религиозных традициях. И нельзя не заметить, что славословие Ленина у Маяковского совсем непохоже не только на жизнеописания христианских подвижников, но и на все, что возможно в рамках какого бы то ни было “теизма” в самом либеральном понимании этого слова.
Более того. Маяковский открывает поэму развернутой критикой именно христианского понимания божественного. Конечно, на первый взгляд, это просто напросто выпад против “культа личности” (как впоследствии — в иных исторических условиях — интерпретировались некоторые фрагменты поэмы).
Но для леворадикалъного поэта-авангардиста, воспевавшего вождя революции, это было совершенно иное — протест против кощунственного — что верно, то верно — использования для прославления “небывалого”, исключительного по своему значению революционера ненавистных ему самому “обыденных” и “архаичных” православно-монархических мотивов: “Неужели про Ленина тоже — вождь милостью Божьей?”
И: “Если б был он царствен и божествен, я б от ярости себя не поберег..,” (Макс Вебер, наверное, сказал бы, что Маяковский воспевает вождя-харизматика и протестует против уподобления его традиционному королю).
Вслед за этим, однако, возникает картина, передать содержание которой невозможно ни на языке “теизма”, ни — что не менее существенно — на языке социологии.
Отвергнув “приторный елей” традиции, Маяковский отнюдь не останавливается на прославлении своего героя как “общественного деятеля”. Он идет дальше и попадает в поистине неведомые ему духовные пространства.
Оплакивая умершего вождя, поэт вопрошает: а кого, собственно, мы потеряли? —
Что он сделал,
кто он
и откуда —
этот
самый человечный человек?
Такой вопрос — не просто риторическая фигура. Об этом свидетельствует поразительный — если внимательно его прочитать — ответ на него.
Коротка
и до последних мгновений
нам
известна
жизнь Ульянова.
Но долгую жизнь
товарища Ленина
надо писать и описывать заново.
Жизнь Ленина начинается задолго до рождения Володи Ульянова в Симбирске. Ее вехи: появление первого паровоза — олицетворения капиталистического производства и промышленной революции, нарастание противоречий буржуазного общества XIX в., захват и ограбление колоний, мечты и гнев голодных рабочих. Маркс, которого Маяковский называет “старшим ленинским братом”, тоже персонаж этой исторической мистерии. Он первым разгадывает ее недоступный другим смысл, и он же, как остальные, мечтает о приходе избавителя.
Он придет,
придет
великий практик,
поведет
полями битв,
а не бумаг!
Маяковский говорит об этом с полной ясностью:
Жерновами дум
последнее меля
и рукой
дописывая
восковой,
знаю,
Марксу
виделось
видение Кремля
и коммуны
флаг
над красною Москвой.
И, доведя описание круговерти страданий, противоречий и по¬исков выхода до кульминации, поэт резко меняет ракурс и подводит итог:
...по всему по этому
в глуши Симбирска
родился
обыкновенный мальчик
Ленин.
Казалось бы, за этими словами должно последовать жизнеописание — рассказ о жизни “Ульянова”. Но ничуть не бывало. Речь по прежнему идет не о человеке, а о некоторой — пока не вполне понятной — сущности, которая может проявляться не только в Марксе, народовольцах и. т.д. (т. е. в духовных предках Ленина и большевиков, согласно идейной генеологии большевизма), но и в людях, никогда не встречавшихся с Лениным, иногда даже не дышавших о нем (“Они не знали и не слышали Ленина, но это были ленинцы.”) А уж тех, кто его слышал, эта загадочная сила осветила поистине негасимым светом:
Я знал рабочего.
Он был безграмотный.
Не разжевал
даже азбуки соль.
Но он слышал,
как говорил Ленин.
И он знал — все.
Отметим этот мотив “всезнания” неграмотного человека. Рабочий, услышав вождя, не устремляется к образованию и культуре — просветительского пафоса здесь нет и в помине. Но нет и имеющего христианские корни противопоставления знания и веры. (Невозможно даже вообразить себе какие-либо указания на то, что рабочий узнает от Ленина о таких чудесных, невероятных вещах, которые невозможно постигнуть разумом.) Сам Маяковский, с его безошибочной интуицией, несколькими строками ниже предостерегает против подобного толкования:
Этого
не объяснишь
церковными славянскими
крюками,
и не Бог
ему
велел —
избранник будь!
Шагом человеческим,
рабочими руками,
собственною головой
прошел он
этот путь.
Мотив “всезнания” получает в поэме стремительное развитие по мере приближения к кульминации и смысловому центру повествования — октябрьским революционным событиям 1917 г.
Источник - https://providenie.ucoz.ru/blo...
Приложение:
Ссылки по теме:
Письмо П.Е. Астафьева к А. А. Пороховщикову. Дозволено цензурою, Москва, 13 Апреля, 1891 г. - https://cont.ws/@providenie/27... Как на самом деле выглядели классовые враги, противостоявшие мордехайевским ворам и массовым убийцам - https://cont.ws/@providenie/27... Мордехайевский оккупационный нацизм под руководством инородного самозванца Джугашвили устроил насильственную украинизацию на русской земле - https://cont.ws/@providenie/27... Что в Дюрере от немца, что — от итальянца и чем он похож на Сезанна? Четыре всадника Апокалипсиса (около 1497–1498) - https://cont.ws/@providenie/27... Какая необходимость реабилитировать воевавших против России и русского народа залезших в русский дом мордехайевцев Джугашвили, Микояна, Берии, Енукидзе и т.п. дрянь? Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года - https://cont.ws/@providenie/27... Проверь себя, не подпал ли ты под влияние тоталитарной секты инородцев Мордехайя? Можешь ли определить где русское, а где пархатое? Можешь ли распознать подрывную деятельность, ведущуюся в тылу русского народа социализированными диверсантами - https://cont.ws/@providenie/27... [Проект] Русский трибунал аннулирует все "достижения" советского народа (не путать с русским народом), а так называемого мордехайевского проанглосакского "вождя" признаёт мошенником и палачом русского народа виновного в геноциде по этическому признаку - https://cont.ws/@providenie/27... Союз Русского Народа называет фразы, которые помогут распознать марксистских мошенников. Помните главное, то что социалистические мечтатели оставят вас без родины и имущества (т.е., без прав)! - https://cont.ws/@providenie/27... Почему книги мордехайявских террористов не изымают из продажи? Что, они друзья России и русскому народу? - https://cont.ws/@providenie/26... Советская русофобия прививалась подрастающему поколению в советских школах с малых лет. Так почему Путин не даёт добить марксистов Ленина и Сталина? - https://cont.ws/@providenie/26... Дегустация советских продуктов питания проф. Преображенским. Выпуск №1. ".. б-г их знает, чего они туда плеснули. Вы можете сказать, что им придет в голову?" - https://cont.ws/@providenie/26... Необходимо показательное наказание совков за мордехайевскую сталинщину! https://cont.ws/@providenie/25... П В. Грингмутъ — "Виды евреевъ на Россію" 1907 г. - https://cont.ws/@providenie/25... Каждое русское "перо" по мере возможности должно принять участие по нейтрализации «большевизированных» блогерских воинских частей марксисткой оккупационной красной армии пейсак, передвигающейся по инет дорогам информационного фронта в тылу России https://cont.ws/@providenie/25... CCCР под Еврейским Игом - https://cont.ws/@providenie/20... Новая иудея, или разоряемая Россия - https://cont.ws/@providenie/20... Тайна аббревиатуры СССР - https://cont.ws/@providenie/20... Русский народ, ходит теперь по своим российским улицам, как по иностранным, и не может прочесть вывески на английском языке, недоумевая, чтобы могли означать вывески: "секонд-хенд", "роуминг", "лизинг", "шейпинг", "паркинг", "холдинг" "бординг", "офф-шор", "биллборд", "рокер", "байкер", "рэпер", "хакер", "брокер", "менеджер", "данс", "минивэн", "таун-хаус", "молл", "брэнд", и тд… см., далее – http://providenie.ucoz.ru/news...
Оценили 0 человек
0 кармы