И.А. Ильинъ. О Христолюбивомъ Воинствѣ

0 248

Меня спрашиваютъ, почему русское воинство искони называлось «христолюбивымъ»? Почему Церковь молится «о христолюбивомъ воинствѣ»? Развѣ Христосъ одобрилъ и благословилъ воинское дѣло? Развѣ Онъ училъ не любви, а крови и убійству? Но вѣдь дѣло войны есть именно дѣло крови, мукъ, разоренія и убіенія... и дѣло воинства есть планомѣрная подготовка къ кровопролитію... Что же это за смѣшеніе? Не кощунство ли оно? Не лучше ли честно признать войну дѣломъ противохристіанскимъ, но все же необходимымъ, воевать безъ Христа и хотя бы вопреки Христу, и не сочетать несоединимое?

Тотъ, кто ставитъ этотъ вопросъ такъ, правъ, ибо онъ ставитъ его мужественно и честно, и ищетъ честнаго отвѣта. И отвѣтить на него мы тоже должны мужественно и честно: не уклоняясь, не умалчивая, ничего не затушевывая и не смягчая жизненной трагедіи. Но такая философическая честность требуетъ отъ насъ, чтобы мы отказались отъ разсудочнаго верхоглядства и рѣшились дойти въ изслѣдованіи до самаго дна. Дважды въ жизни я пытался дать такой отвѣтъ. Одинъ разъ въ началѣ великой войны (1914) въ статьѣ «Основное нравственное противорѣчіе войны» (Вопросы Философіи и Психологіи книга 125); второй разъ — въ книгѣ «О сопротивленіи злу силой» (1925. См. особ. главы 18-22). Тѣхъ, кто интересуется этимъ вопросомъ до глубины, я прошу обратиться къ названнымъ работамъ.

Нѣтъ, мы не можемъ сказать, чтобы Христосъ «благословилъ воинское дѣло»; но Онъ никакъ и ничѣмъ не осудилъ его цѣликомъ, какъ осудилъ напримѣръ черствость души, лицемѣріе или соблазненіе малолѣтнихъ.

Нѣтъ, Христосъ не училъ жестокости, крови и убійству. Онъ училъ именно любви, а не кровопролитію. А война есть именно дѣло крови, мукъ, разоренія и убіенія. И дѣло воинства есть именно подготовка къ войнѣ.

Да, война есть дѣло неизбѣжное и необходимое (хотя далеко не всякая война и совсѣмъ не всегда). Но бываютъ войны духовно оправданныя и нравственно необходимыя. Именно о такихъ войнахъ мыслитъ Церковь, когда молится о христолюбивомъ воинствѣ. Воинъ же, если онъ вѣрующій христіанинъ, не можетъ разстаться съ Христомъ ни въ какомъ дѣлѣ и ни въ какой часъ своей жизни. И даже тогда, когда онъ по воинскому долгу идетъ на войну или участвуетъ въ сраженіи. И на высотѣ своего воинскаго званія онъ будетъ не тогда, когда будетъ «воевать безъ Христа» или «вопреки Христу», а именно тогда, когда будетъ крѣпко и вѣрно памятовать о своемъ христіанскомъ званіи и призваніи.

Почему?

Угасите на мигъ духъ Христовъ въ человѣкѣ; совсѣмъ, весь цѣликомъ, до конца. Чтобы вовсе изчезли любовь и милосердіе, снисхожденіе и доброта. Чтобы не стало чувства собственнаго духовнаго достоинства, самообладанія, самообузданія, долга, дисциплины, повиновенія, преданности, чести, вѣрности. Чтобы погасли всѣ нравственные устои и удержи, а остался бы жадный, разнузданный, кровожадный звѣрь. Воинъ ли это? Достоинъ ли такой человѣкъ званія солдата? Къ чему онъ способенъ? Какъ проявитъ себя? Что начнетъ дѣлать? — Въ концѣ великой [первой міровой] войны русское воинство видѣло такихъ людей на фронтѣ, а страна испытала ихъ проявленія и въ тылу. Или у насъ коротка память и мы все уже забыли? Забыли ли мы нашихъ умученныхъ, распятыхъ, растерзанныхъ офицеровъ? Забыли ли мы шествіе нашихъ Корниловскихъ офицеровъ, арестованныхъ и увозимыхъ въ Быховъ? Забыли ли мы окаянную матросню, руководимую окаяннымъ Крыленкою? Забыли убіеніе Духонина? Забыли гражданскую войну? — Но если не забыли, то должны же мы понять, что такъ неизбѣжно кончится и впредь все, если духъ Христовъ угаснетъ въ человѣкѣ и въ войнѣ. А если мы это понимаемъ, то какъ же можемъ мы всерьезъ выслушивать предложеніе «воевать безъ Христа» или «вопреки Христу». Красные воевали вопреки Христу. Красные возстаютъ и готовятъ міровую рѣзню вопреки Христу. «Вопреки Христу» — значитъ по-большевицки, ради большевизма, въ уподобленіе большевикамъ.

Воинъ, воюющій вопреки Христу — это Калущъ [*]; это Бэла Кунъ въ Крыму; это Барселона; это Чека и Гепеу; это Слащевъ и Скоблинъ. И притомъ, — не въ видѣ эксцессовъ или исключеній, а въ видѣ повальнаго образа дѣйствій, въ видѣ системы мірового кровопролитія. Въ древности, въ средней Азіи побѣдители сдирали кожу съ побѣжденныхъ плѣнниковъ и покрывали ею стѣны своего города. Цезарь вырѣзывалъ въ Галліи цѣлые города.

Поэтому разъ навсегда прекратимъ всякіе разговоры о томъ, что русскій православный воинъ можетъ или долженъ воевать «безъ Христа» или «вопреки Христу».

Но это лишь отрицательный отвѣтъ. Мы обязаны дать и положительный.

Идеалъ Христа полный и цѣлостный, — надо быть «совершеннымъ», какъ совершенъ Отецъ нашъ Небесный. Способны ли мы начать такую совершенную жизнь немедленно? Нѣтъ, каждому изъ насъ надо еще всю жизнь бороться съ грѣхомъ и очищаться. Но, если мы не можемъ немедленно начать совершенную жизнь, — значитъ ли это, что мы призваны развязать себя во всѣхъ отношеніяхъ и предаться грѣху? Не значитъ. Слабые и грѣшные, цѣпляясь и падая, вновь поднимаясь въ покаяніи и опять скользя, — мы должны всегда помнить Христа и любить Христа, Сына Божія, принявшаго плоть, соблазны, униженія и муку, все побѣдившаго и насъ спасшаго. Кто «мы»? Всѣ. На какой бы общественной ступени кто изъ насъ ни стоялъ и какимъ бы здоровымъ трудомъ или необходимою службою ни кормился. Сущность христіанина въ томъ, что онъ христо-любивъ и христо-памятливъ. И крестьянинъ, и рабочій, и кустарь, и ученый, и художникъ, и чиновникъ, и воинъ. И слово «христолюбивый воинъ» не содержитъ въ себѣ никакого большаго противорѣчія, чѣмъ слово, сочетающее христолюбіе съ инымъ званіемъ.

Ибо во всѣхъ нашихъ званіяхъ и занятіяхъ мы не праведны; и всѣ наши установленія и учрежденія призваны включить въ себя духъ Христа и ни одно не достигаетъ этого. Вся жизнь наша слагается въ неизбѣжныхъ и необходимыхъ компромиссахъ; она состоитъ изъ нихъ; она строится ими. Но при этомъ я имѣю въ виду не тѣ компромиссы, въ которыхъ человѣкъ отъ порочности своей самъ себѣ «разрѣшаетъ» грѣшить и потомъ увѣряеть другихъ и себя, что «его совѣсть согласилась» на это. Нѣтъ я имѣю въ виду тѣ компромиссы, которые вынуждаются у насъ самой жизнью и въ которыхъ истинное христолюбіе является единственнымъ спасеніемъ. Вотъ примѣры.

Я богатый фабрикантъ, у меня на службѣ 3000 рабочихъ. Отказаться ли мнѣ отъ богатства, продать фабрику, раздать деньги бѣднымъ и предоставить другимъ нехристолюбивымъ предпринимателямъ притѣснять моихъ бывшихъ рабочихъ, или остаться фабрикантомъ, который заботится о своихъ рабочихъ съ истиннымъ христолюбіемъ? Но вѣдь передъ закономъ Христа — это будетъ компромиссъ...

Я торговецъ, обслуживающій товарообмѣнъ моей страны; но я добросовѣстенъ и помню завѣты Евангелія. Что же мнѣ, принять законъ товарооборота и наживы, или поторопиться со своимъ разореніемъ, и выйти въ нищіе? Можетъ быть лучше вложить въ мое дѣло христолюбивое сердце?

Я полицейскій чиновникъ вѣрующій и честный. Но вѣдь Христосъ нигдѣ не благословилъ полицейскаго дѣла... А это дѣло трудное, часто грубое, иногда жестокое, всегда готовое пустить въ ходъ силу и принужденіе.

И кто бы я ни былъ — сборщикъ податей, судья, капитанъ парохода или землевладѣлецъ, — всякое жизненное дѣло имѣетъ сторону земного, по земному необходимаго компромисса; и тотъ, кто въ этомъ еще не убѣдился, пусть прислушается только къ показаніямъ своей живой христіанской совѣсти...

И вотъ, — эти компромиссы надо принимать и осуществлять, влагая въ нихъ свою живую христіанскую совѣсть, свое настоящее творческое христолюбіе. Это христолюбіе можетъ сочетаться не со всякимъ промысломъ: нельзя быть христолюбивымъ разбойникомъ, пиратомъ, шуллеромъ, продавцомъ живого товара. Достоевскій указалъ на то, что христолюбіе можетъ жить вопреки всему въ сердцѣ каторжника и падшей женщины (Соня Мармеладова). А наши противники хотѣли бы доказать, что званіе солдата дѣлаетъ для него христолюбіе недоступнымъ и ненужнымъ. Православная Церковь утверждаетъ обратное. И она права.

Воинъ, подобно государственному правителю, носитъ оружіе для обороны праваго, необходимаго и священнаго дѣла: дѣла своего отечества, своей родины. Онъ обороняетъ свободную духовную жизнь своего народа на землѣ: его свободную вѣру, его творческую культуру, его непорабощенный трудъ, его достойную трудовую жизнь на землѣ. Для этого дѣла ему дается оружіе; для этого онъ обучается, дисциплинируется, преодолѣваетъ труды и опасности, научается жертвовать своею жизнью. И вотъ, въ оружіи его уже заложенъ жизненный компромиссъ. Но именно этотъ компромиссъ и дѣлаетъ для него настоящее христолюбіе необходимымъ и обязательнымъ. Оружіе его есть не единственный, но послѣдній и крайній аргументъ въ національной оборонѣ. Этотъ аргументъ долженъ быть подготовленъ; и армія готовитъ его. Этотъ аргументъ состоитъ въ томъ, что найдутся люди, умѣющіе оборонять жизнь и духовное достояніе своего народа, умѣющіе для этого умирать, убивая, и убивать, умирая.

Въ этомъ умираніи есть самоотрѣченіе и высшая жертва, достойная христіанина. И потому воинъ можетъ и долженъ быть христолюбивъ.

Въ этомъ убиваніи есть двѣ стороны. Одна жестокая и враждующая. Ее христіанскій воинъ принимаетъ не по собственному хотѣнію и произволу, а въ порядкѣ повиновенія и служенія. Другая — жертвенная, ибо онъ жертвуетъ въ бою не только своею жизнью, но еще такъ сказать своею неповинностью въ крови ближняго: онъ проливаетъ чужую кровь, кровь можетъ быть, неповиннаго и добраго человѣка, и брызги этой крови остаются не только на его одеждѣ и на его рукахъ, но и въ его душѣ. И вотъ тотъ, кто жертвуетъ своему народу и своею жизнью, и своимъ духовнымъ напряженіемъ, и своимъ совѣстнымъ покоемъ, нуждается въ истинномъ христолюбіи, какъ можетъ быть никто другой: оно дастъ ему не только жертвенность въ бою, но и рыцарственность; не только молитвенное утѣшеніе передъ боемъ, но и покаянное очищеніе души послѣ боя. Оно даетъ ему совѣстное укрѣпленіе и оздоровленіе; а человѣкъ нуждается въ немъ тѣмъ болѣе, тѣмъ настоятельнѣе, тѣмъ острѣе, чѣмъ глубже и трагичнѣе тотъ необходимый компромиссъ, которымъ онъ живетъ въ своей жизни.

Вотъ почему православный воинъ долженъ быть христолюбивъ. Вотъ почему Церковь молится о «христолюбивомъ воинствѣ».

Воинское дѣло есть трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цѣли. Средства его жестокія и неправедныя. Но именно поэтому духъ, коему вручаются эти средства, долженъ быть крѣпокъ и непоколебимъ въ своемъ искреннемъ христолюбіи.

Источникъ - И.А. Ильинъ. О Христолюбивомъ Воинствѣ. // «Часовой». Органъ связи русскаго воинства и національнаго движенія за рубежемъ. № 232-233. — 1 апрѣля 1939 г. — Париж, 1939. — С. 32-33. https://russportal.ru/index.ph...

Приложение:

Ссылки по теме:

Вот интересно, лица, которые забрались в чужой дом, обозвав себя кличками, начинают галдеть о социализме, коммунизме, мордехайстве, фашизме. Кто они - психбольные или преступники? - https://cont.ws/@providenie/27... Мордехайевец Джугашвили забравшийся в русский дом о фашизме. Фашизм, не помешал СССР установить наилучшие отношения с фашистскими режимами - https://cont.ws/@providenie/27... Советская русофобия марксистов (мордехайевцев) и космополитизм в оккупационных советских изданиях. Мордехайевцы-ленинцы создатели фашизма! - https://cont.ws/@providenie/27... Что в Дюрере от немца, что — от итальянца и чем он похож на Сезанна? Четыре всадника Апокалипсиса (около 1497–1498) - https://cont.ws/@providenie/27... Какая необходимость реабилитировать воевавших против России и русского народа залезших в русский дом мордехайевцев Джугашвили, Микояна, Берии, Енукидзе и т.п. дрянь? Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года - https://cont.ws/@providenie/27... Проверь себя, не подпал ли ты под влияние тоталитарной секты инородцев Мордехайя? Можешь ли определить где русское, а где пархатое? Можешь ли распознать подрывную деятельность, ведущуюся в тылу русского народа социализированными диверсантами - https://cont.ws/@providenie/27... [Проект] Русский трибунал аннулирует все "достижения" советского народа (не путать с русским народом), а так называемого мордехайевского проанглосакского "вождя" признаёт мошенником и палачом русского народа виновного в геноциде по этическому признаку - https://cont.ws/@providenie/27... Союз Русского Народа называет фразы, которые помогут распознать марксистских мошенников. Помните главное, то что социалистические мечтатели оставят вас без родины и имущества (т.е., без прав)! - https://cont.ws/@providenie/27... Почему книги мордехайявских террористов не изымают из продажи? Что, они друзья России и русскому народу? - https://cont.ws/@providenie/26... Советская русофобия прививалась подрастающему поколению в советских школах с малых лет. Так почему Путин не даёт добить марксистов Ленина и Сталина? - https://cont.ws/@providenie/26... Дегустация советских продуктов питания проф. Преображенским. Выпуск №1. ".. б-г их знает, чего они туда плеснули. Вы можете сказать, что им придет в голову?" - https://cont.ws/@providenie/26... Необходимо показательное наказание совков за мордехайевскую сталинщину! - https://cont.ws/@providenie/25... П В. Грингмутъ — "Виды евреевъ на Россію" 1907 г. - https://cont.ws/@providenie/25... Каждое русское "перо" по мере возможности должно принять участие по нейтрализации «большевизированных» блогерских воинских частей марксисткой оккупационной красной армии пейсак, передвигающейся по инет дорогам информационного фронта в тылу России - https://cont.ws/@providenie/25... CCCР под Еврейским Игом - https://providenie.ucoz.ru/new... Новая иудея, или разоряемая Россия - https://providenie.narod2.ru/n... Тайна аббревиатуры СССР - https://providenie.ucoz.ru/new... Русский народ, ходит теперь по своим российским улицам, как по иностранным, и не может прочесть вывески на английском языке, недоумевая, чтобы могли означать вывески: "секонд-хенд", "роуминг", "лизинг", "шейпинг", "паркинг", "холдинг" "бординг", "офф-шор", "биллборд", "рокер", "байкер", "рэпер", "хакер", "брокер", "менеджер", "данс", "минивэн", "таун-хаус", "молл", "брэнд", и тд… см., далее – https://providenie.narod2.ru/b...

Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...