Изгнать беса чужеумия…

0 122

Русский классик Н.С. Лесков исключительно тонко понимал суть православных праздников.

Святки – святые вечера – в православной традиции и в русском народно-поэтическом сознании знаменуют торжество Солнца правды – Христа – над тьмой, победу над нечистой силой.

Однако в наши дни священный смысл Святок большинству либо неведом, либо многими намеренно попирается. Не секрет, что череда святых зимних праздников сегодня нередко превращается в бесовский пьяный разгул, безбожную вакханалию. Придя в чувство после такого гульбища, иные, у кого еще не атрофирована совесть, стыдятся самих себя, глаза не смеют поднять на окружающих. Душа мертвеет, холодеет, выстуживается. Бывает ей и студно, и стыдно; покаянно жаждет она и прощения, и очищения, изгнания разрушительного чужебесия.

На эту тему Николай Семенович Лесков (1831–1895) создал святочный рассказ «Чертогон» (1879). Впервые рассказ был опубликован в рождественском номере ежедневной газеты «Новое время» от 25 декабря 1879 года под названием «Рождественский вечер у ипохондрика». Сам писатель был доволен своим произведением и, отвечая на поздравления с праздником в письме к издателю и редактору «Нового времени» А.С. Суворину, с одобрением отозвался о святочном номере газеты в целом: «И Вас с праздни-ком, мой старый коллега! №, слава Богу, хорош. Я его нетерпеливо ждал увидеть. <…> Я, кажется, не хуже людей». «Рождественский вечер у ипохондрика» утверждает мысль «о превосходстве веры над неверием» и, согласно святочным жанровым канонам, закономерно завершается обращением к празднику Рождества Христова.

В соответствии с учением православной аскетики и антропологии Лесков имел ясное представление о двойственной природе человека, богоподобной, но омраченной грехопадением и призванной к восстановлению через христианскую веру, покаяние, деятельную любовь к Богу и ближнему.

В соответствии с христианской концепцией, и последнему грешнику не закрыта дорога к спасению. В повести-«рапсодии» «Юдоль» (1892) Лесков, взяв за основу евангельскую образность, художественно выразил упование на Того, «Кто жалеет об утрате одной овцы и, хватившись ее, оставит 99 овец, идущих своею дорогою, и ищет в кустах и тернии потерявшую путь одну овцу, и находит ее, берет ее на Свои священные руки, и несет, и радуется, и дает радость всем».

Писатель горячо верует в преображение падшей («оскотиненной») человеческой природы. Основной сюжет христианского сознания: падение – восстановление, смерть – возрождение, воскресение. Такова художественная логика святочного рассказа «Зверь» (1883), «апокрифического рассказа» «Путимец» (1883), повести «Заячий ремиз» (1894) и множества других лесковских произведений. Символико-содержательный план святочных рассказов соотносим с церковными песнопениями во славу Рождества: «Христос рождается прежде падший восставити образ».

На пути восстановления «падшего образа» важнейшую роль играет свободное человеческое усилие, ибо, как говорит преподобный Максим Исповедник: «У человека два крыла, чтобы возлетать к Богу, – свобода и благодать». Человек не ограничен эмпирическими условиями земного существования и в своей глубочайшей сущности обладает свободной духовностью, располагает свободной волей. Он может осуществить свободный выбор, отказавшись от греха. Чтобы бороться с ним, должно прилагать великие духовные старания, но одних человеческих усилий недостаточно. Это лишь подготовительная работа. Человек не в состоянии сам себя «за волосы вытащить» из смрадного греховного болота. Необходима благодатная помощь Божия. Оттого и молятся православные христиане Святому Духу: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Так, в рассказе «Чертогон» изгнание черта, духовно-душевное очищение происходит только при вмешательстве Божиего Промысла.

Исступленная оргия купеческого кутежа в рождественскую ночь, свидетелем которой стал рассказчик-провинциал, приехавший из Орла в Москву поступать в университет, ужаснула молодого человека. Лесков нисколько не сгустил краски, описывая бесовской шабаш этой «вальпургиевой ночи» с участием пожилых купцов-миллионеров. Их прототипы – известные московские миллионеры: владелец хлопчатобумажных торговых фирм и собиратель древнерусских рукописей А.И. Хлудов (1818–1882) и откупщик В.А. Кокорев (1817–1889). «Главное: картина хлудовского кутежа, который был в прошлом году и на нем Кокорев играл. Это живо прочтется», – замечал Лесков в письме к Суворину.

Современные прототипы персонажей «Чертогона» без труда могут отыскаться сегодня повсеместно: и в нынешней Москве, и в провинции, в том числе в родной Лескову многострадальной Орловской губернии.

Показанная в рассказе Лескова адская «пропасть разгула, не хочу сказать безобразного, – но дикого, неистового, такого, что и передать не умею», – низводит человека до животного, скотского, зверского состояния. Разгуляв-шийся купец-миллионер Илья Федосеевич – дядя рассказчика – превращается в опасного «дикого зверя»: «Он мне был чрезвычайно страшен. <…> Я просто только боялся этого страшного, дикого зверя, с его невероятною фантазиею и ужасным размахом».

«Зверство» и «дикость» плотской натуры, казалось бы, необузданные, неукротимые, усмиряются трепетом заплутавшей без Бога души. Она содрогается над разверстой адской бездной.

Бесовское начало неизбежно побеждается Божеским, безобразное преодолевается прекрасным, тьма вытесняется светом, на смену ночи приходит утро, грехопадение взывает к молитвенному покаянию – на этих антиномиях выстраивается композиция святочного рассказа. Наутро, после разнузданного ночного кутежа, «Москва была перед носом и вся в виду – вся в прекрасном утреннем освещении, в легком дымке очагов и мирном благовесте, зовущем к молитве».

«Сосуд скудельный» требует очищения от пакости и скверны. В бане обнажается неприкрытая плотская мерзость денежного воротилы. Раздетый донага, он лишен естественных человеческих пропорций. Отвратительная «огромная масса его тучного тела» – это бесформенное, студенистое, тряское «желе», которое ревело «сдержанным ревом медведя, вырывающего у себя больничку».

Но никакими банями не отмыть греховную грязь, прилипшую к душе. Омовение телесное не в состоянии обратить зверя в человека, оживить помертвевшее сердце: «Внешность сосуда была очищена, но внутри еще ходила глубокая скверна и искала своего очищения». Рассказчик комментирует: «Я это видел и теперь перестал бояться. Это меня занимало – я хотел видеть, как он с собою разделается: воздержанием или какой благодатию?»

Художественная логика рассказа развивается в евангельском русле. Для духовного возрождения грешнику требуется не лицемерное, фарисейское покаяние – по слову Господа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23: 25–28).

Так и в случае с Ильей Федосеевичем. Этот именитый «денежный мешок», любитель и устроитель диких разгульных вакханалий, – достопочтенный член общества, уважаемый «первыми лицами», «большой вес в Москве имеет. Он при всех встречах всегда хлеб-соль подает... всегда впереди прочих стоит с блюдом или с образом... и у генерал-губернатора с митрополитом принят...»

Размышляя о «плотском» и «внутреннем» человеке, Апостол Павел говорит: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием. Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7: 22–23). Преподобный Ефрем Сирин учит: «Если на дворе не даешь накопляться нечистотам, то не давай и внутри себя усиливаться пожеланиям плотским».

В рассказе «Чертогон» грешная душа истинного – «внутреннего человека» – в надежде спасения от растления и распада требует молитвенного омовения покаянными слезами. Это происходит на второй день Рождества Христова, когда празднуется Собор Пресвятой Богородицы, потому так закономерно духовное тяготение к святому образу Пречистой Девы, Царицы Небесной, – «Пасть перед Всепетой и о грехах поплакать».

«Восстановление» дается нелегко. Грешник раздираем между небом и адом. Монахини, наблюдая за коленопреклоненной молитвой распластавшегося пред иконой Богородицы купца, замечают физические проявления терзающих его бесовских искушений: «Видите, он духом к небу горит, а ножками-то еще к аду перебирает.

Вижу, что и действительно это дядя ножками вчерашнего трепака доплясывает, но точно ли он и духом теперь к небу горит?

А он, словно в ответ на это, вдруг как вздохнет да как крикнет:

– Не поднимусь, пока не простишь меня! Ты бо один свят, а мы все черти окаянные! – и зарыдал.

Да ведь-таки так зарыдал, что все мы трое с ним навзрыд плакать начали: “Господи, сотвори ему по его молению”».

И случилось святочное чудо. При поддержке свыше именитому богачу – старому греховоднику, как нашкодившему школяру, дается вразумление: «Прямо с самого сверху, из-под кумпола, разверстой десницей сжало мне все власы вкупе и прямо на ноги поставило...» Во время покаяния перед иконой Владычицы какая-то невидимая сила оттрепала московского «туза» за волосы, приподняв его, «как поднимают за вихор мальчишек».

Ироничность лесковской художественной манеры не отменяет, а только усиливает авторскую мысль о глубинах человеческой натуры и о возможности восстановления оскверненного образа и подобия Божия: «Это вот и называется чертогон, “иже беса чужеумия испраздняет”».

Преображение падшей человеческой природы происходит при помощи силы, которую Господь оставил на земле как дар, именуемый благодатью. «С этих пор я вкус народный познал и в падении, и в восстании…» – резюмирует рассказчик.

В первом варианте – «Рождественский вечер у ипохондрика» – рассказчик Иван Иванович глубоко проникся истинно православной верой после того, как увидел «“все”: падение и восстановление, грехи и покаяние… веру».

В «Записных книжках» Лескова 1880–1890-х годов находим глубоко религиозные раздумья об «уделах» света и мрака, праведности и греха, любви и злобы. Наблюдая несовершенство двойственной человеческой природы, писатель размышлял: «Что сильнее: злоба или любовь? Надо полагать, что злоба, ибо люди часто готовы во вред себе делать зло другому, но во вред себе делают дела любви гораздо реже» (подчеркнуто Лесковым. – А.Н.-С.).

Это созвучно исповедальным мыслям Апостола Павла: «Закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7: 14–15); «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 18–19).

Христианин «обретает новую нравственную силу, какой не дает ему отвлеченное сознание закона. Не с грустной покорностью, а с радостным чувством он исполняет то, что приводит его к более тесному единению с Богом, от Которого он произошел и к Которому стремится вся его душа. Можно сказать, что христианство дало крылья нравственному сознанию», – отмечал Б. Чичерин в своей книге «Наука и религия», на которую Лесков отозвался обстоятельной сочувственной рецензией.

Сам писатель именно так воспринимал религиозность и нравственность: «Бог запрещает мне делать дурное, вложив в меня совесть, через которую я распознаю добро и зло». Лесков был солидарен с Достоевским в том, что «совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного». Достоевский писал: «Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всем заблудимся. Нравственные идеи есть. Они вырастают из религиозного чувства, но одной логикой оправдаться никогда не могут. На той почве, на которой вы стоите, вы всегда будете разбиты. Вы тогда не будете разбиты, когда примете, что нравственные идеи есть (от чувства, от Христа)».

Религиозный философ и богослов В.В. Зеньковский утверждал: «В “плане” нашего сердца добро и грех стоят “рядом”, но онтологически грех никогда не овладевает глубиной духа». Это соответствует размышлениям Лескова в рассказе «Чертогон»: «Преобладающему греху преизбыточествует благодать».

Только бы человек, наделенный в Боге свободной волей и свободой выбора, сознательно восхотел отрешиться от скверны и избрать благодать.

Источник - Алла НОВИКОВА-СТРОГАНОВА, доктор филологических наук, профессор http://www.rv.ru/content.php3?...

Приложение:

Ссылки по теме:

Как нарастает русофобская цензура - https://cont.ws/@providenie/29... Что-то нет сегодня ни из одного чучмека, выросшего в своих национальных русофобских традициях Мордехайя Маркса, ставшего русским государственником. А у Джугашвили подобные черты где эти лизуны взяли? Джугашвили и Каганович одобряют реформу Украины - https://cont.ws/@providenie/29... Сегодня РФ удивлена: Как-среднеазиаты-то с нами разговаривают, как начальник с подчиненным. Подобных публикаций полно. И проблема эта нарисовалась в русском доме не сегодня. Её в Россию притащили коммунисты. Вот очередной сталинист толкует русским... - https://cont.ws/@providenie/29... Хорошо ли народ понимает, кто работает вокруг него каждый день, выходя в эфир? Саяним. Добровольные помощники сталинского Израиля из "ЦИПсО" Мемуаристъ. Эти помощники Канала о беззаконном "непричёмыше" Сталине, с лёгкость "переобуваются" из советских - https://cont.ws/@providenie/28... Европа борется с пархатым фашизмом! А где же мордехайевские борцы с фашизмом в орденах Ленина и Сталина. Голову в песок спрятали? Нет! Они покрывают спонсорство коммунистами пархатого фашизма из награбленных у не евреев средств! - https://cont.ws/@providenie/28... Странно, а почему всё прогрессивное мордехайство из бывшего СССР, обличавшего И.Ильина с краснознамённым видом в фашизме, молчит? Вот же тут напейсано и сфотографировано: Фашист! Видимо, с пархатым фашизмом совкам бороться слабо! - https://cont.ws/@providenie/28... Что в Дюрере от немца, что — от итальянца и чем он похож на Сезанна? Четыре всадника Апокалипсиса (около 1497–1498) - https://cont.ws/@providenie/27... Какая необходимость реабилитировать воевавших против России и русского народа залезших в русский дом мордехайевцев Джугашвили, Микояна, Берии, Енукидзе и т.п. дрянь? Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года - https://cont.ws/@providenie/27... Проверь себя, не подпал ли ты под влияние тоталитарной секты инородцев Мордехайя? Можешь ли определить где русское, а где пархатое? Можешь ли распознать подрывную деятельность, ведущуюся в тылу русского народа социализированными диверсантами - https://cont.ws/@providenie/27... [Проект] Русский трибунал аннулирует все "достижения" советского народа (не путать с русским народом), а так называемого мордехайевского проанглосакского "вождя" признаёт мошенником и палачом русского народа виновного в геноциде по этическому признаку - https://cont.ws/@providenie/27... Союз Русского Народа называет фразы, которые помогут распознать марксистских мошенников. Помните главное, то что социалистические мечтатели оставят вас без родины и имущества (т.е., без прав)! - https://cont.ws/@providenie/27... Почему книги мордехайявских террористов не изымают из продажи? Что, они друзья России и русскому народу? - https://cont.ws/@providenie/26... Советская русофобия прививалась подрастающему поколению в советских школах с малых лет. Так почему Путин не даёт добить марксистов Ленина и Сталина? - https://cont.ws/@providenie/26... Дегустация советских продуктов питания проф. Преображенским. Выпуск №1. ".. б-г их знает, чего они туда плеснули. Вы можете сказать, что им придет в голову?" - https://cont.ws/@providenie/26... Необходимо показательное наказание совков за мордехайевскую сталинщину! - https://cont.ws/@providenie/25... П В. Грингмутъ — "Виды евреевъ на Россію" 1907 г. - https://cont.ws/@providenie/25... Каждое русское "перо" по мере возможности должно принять участие по нейтрализации «большевизированных» блогерских воинских частей марксисткой оккупационной красной армии пейсак, передвигающейся по инет дорогам информационного фронта в тылу России - https://cont.ws/@providenie/25... CCCР под Еврейским Игом - https://providenie.ucoz.ru/new... Новая иудея, или разоряемая Россия - https://providenie.narod2.ru/n... Тайна аббревиатуры СССР - https://providenie.ucoz.ru/new... Русский народ, ходит теперь по своим российским улицам, как по иностранным, и не может прочесть вывески на английском языке, недоумевая, чтобы могли означать вывески: "секонд-хенд", "роуминг", "лизинг", "шейпинг", "паркинг", "холдинг" "бординг", "офф-шор", "биллборд", "рокер", "байкер", "рэпер", "хакер", "брокер", "менеджер", "данс", "минивэн", "таун-хаус", "молл", "брэнд", и тд… см., далее – https://providenie.narod2.ru/b...

Получить токен ЭП для россиян стало возможно за рубежом

С 1 июля 2024 года у граждан России, проживающих в Армении, Киргизии, Казахстане и Узбекистане, появится возможность получить токен ЭП для использования усиленной квалифицированной электронной подписи...

АНТОНИЙ

Финансовые комбинации (в смысле до конечных проводок денег адресатам) Минфина следует оценивать по итогу, а именно: поступили денежные средства в российскую экономику или выведены из неё, в том числе,...

Хронология катастрофических явлений в Европе 16 века.

В этой видео-статье мы рассмотрим информацию про необычные явления в Европе 16 века, которые привели к тому что мир претерпел катастрофические изменения. Причина глобальных катастроф пр...