Реплика-180. Убожество убогих...

74 2310

Привожу статью из интернет-газеты "Взгляд" публициста Сергея Мардана. Без комментариев, поскольку уже всё сказано и в самой статье, да и в предыдущих - тоже. Итак:

Зулейха открыла глаза на убожество «культурки»

Этот вирус поразил русскую культуру еще на излете советской власти и продолжает пожирать ее изнутри сорок лет.Если этой болезни не нашлось вакцины, я бы предложил носителей на пожизненную изоляцию от госбюджета.

Скандал вокруг сериала «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману на фоне эпидемии, сожравшей всю медиаповестку, стал для многих глотком свежего воздуха.

Люди скучают по прежней, нормальной жизни, когда в соцсетях раз в неделю начинался «эпический срач» вокруг очередного «Коли из Уренгоя». Какая-никакая, а общественная жизнь. Теперь ее нет. Разве может быть общественная жизнь в режиме самоизоляции и социального дистанцирования?

Поэтому и культурный скандал получился негромким и недолгим. А ведь так все хорошо было просчитано...

В отечественном кино для успеха талант давно не нужен. Достаточно звезды на главную роль, а главное – побольше хайпа. Точнее, если есть хайп, можно даже на звезде сэкономить. Как было, например, с фильмом «Матильда», где обошлись не слишком популярными артистами.

«Матильда» для российских продюсеров вообще стала идеальным кейсом, эталоном по раскрутке любого кинопроекта. Скандальность экранизации работает лучше страховки. Скандал компенсирует почти все художественные просчеты, а главное – экономит рекламный бюджет.

«Зулейха» в этом смысле имела просто термоядерный потенциал. Во-первых, основа экранизации – книга с «хорошей прессой». Хвалебные рецензии либеральных журналистов, «национальная» тематика и старые-добрые сталинские репрессии, которые вот уже сорок лет исправно тянут побитый жизнью паровоз российской культуры.

Бодрящий микс из тяжелой женской доли, глубинного русского империализма и кровавых энкавэдэшников, даже посредственный и эпигонский роман Гузели Яхиной в 2015 году сделал событием в русской литературе, обеспечив книге продажи и несколько литературных премий.

Киноформат должен был многократно усилить действие этого коктейля за счет звездной Чулпан Хаматовой, которая наконец-то смогла сыграть татарку, и других «креативных» находок.

Ключевым элементом маркетинга, конечно же, была «закладка» в виде момента, где идет перекличка ссыльных и энкавэдэшники называют имена татарских богословов:

– Таджуддин Талгат!

– Я!

– Гайнутдин Равиль!

– Я!

Это было, конечно, круто, учитывая, что Талгат Таджуддин – действующий Верховный муфтий России, а Равиль Гайнутдин – здравствующий председатель Духовного управления мусульман. Объяснение создателей, что это, мол, «просто искали подходящие татарские имена», было таким же просчитанным с точки зрения пиара.

Виновными в недоразумении были названы не продюсеры, не редакторы и не сценаристы телеканала «Россия», а почему-то «костюмеры». Ведь нужно было не просто плюнуть в лицо мусульманам, нужно было убедиться в том, что все это заметили. Заметили, конечно.

Забурлило со всех сторон. Одни оскорбились на откровенную русофобию, которая является одной из ключевых линий сериала. Другие – на антисоветчину. Этнические татары обомлели от того, что татарская деревня нарисована в образе Мордора в миниатюре. У татарских националистов полыхнуло от любовной линии, где гонимая еврейским коммунизмом татарка Зулейха находит личное счастье в объятиях русского чекиста-упыря Ивана, да еще и рожает от него сына.

Секс в мечети и Гайнутдин с Таджуддином – тут понятно. В пьянке это называется «полирнуть водку пивом». Чтобы, так сказать, закрепить результат. Но когда в мирном 2019 году снимался сериал «Зулейха», никто не мог предположить, что проверенные временем рекламные схемы в апреле 2020-го перестанут работать.

«Военное» сознание, которое сопровождает эпидемию, обнулило множество привычных вещей. Система ценностей упростилась необыкновенно. Ощущение настоящей и такой близкой опасности делает людей равнодушными к информационным пустышкам. На фоне смертельной статистики и ужасающих кадров из инфекционных больниц спорить о событиях 90-летней давности стало как-то очевидно глупо.

Влиятельные медиаперсоны вроде Сванидзе, Макаревича или Прилепина, чьи отзывы о сериале полгода назад обсуждались бы миллионами, сегодня мало кому интересны. Миллионы теперь интересуются новостями о разработке вакцины от коронавируса и наличии медицинских масок, а в роли медиаперсон выступают врачи-инфекционисты.

Но на фоне настоящих проблем, которые вдруг осознал вчерашний потребитель–зритель–покупатель, который снова стал просто живым человеком, ничтожество «культурки» выглядит особенно омерзительно.

Циники и профессиональные манипуляторы тридцать лет доминируют в пространстве русской культуры, выжигая напалмом все, что не укладывается в их идеологические шаблоны. Эти люди технично и жестко контролируют культурную повестку, диктуют смыслы, выращивают и защищают свои моральные авторитеты, шельмуя и выставляя маргиналами всех, кто идет против постмодернистского тренда.

Плохо не то, что крупнейший федеральный телеканал финансирует и ставит в прайм плохой и, вообще-то, подлый сериал. Они за последние годы профинансировали и поставили их в телевизионную сетку без счета.

Гораздо хуже то, что российское общество за тридцать с лишним лет так и не выработало внутри себя антитела, которые бы отторгали возможность появления в широком культурном пространстве проектов, которые изначально, на уровне идеи, синопсиса, являются манипулятивными, сознательно разжигающими ненависть и нацеленными на раскол общества.

Этот вирус поразил русскую культуру еще на излете советской власти и продолжает пожирать ее изнутри сорок лет. Если этой болезни не нашлось вакцины, я бы предложил носителей отправить на карантин. На режим пожизненной изоляции от госбюджетов.

*****

Я, разумеется, фильм не смотрел и книгу не читал. А посему, говорить о достоинствах-недостатках этих поделок не буду. Но того, что я увидел в рекламе на ТВ России-1, хватило, чтобы ощутить чувство какой-то гадливости, как будто увидел смачную соплю с кровью на асфальте...Тьфу, пля.


"Алло, вы в Германию наковальню продали. Надпись на ней правильная?" Почему немцев всполошила надпись на старой советской наковальне
  • sam88
  • Вчера 06:28
  • В топе

Есть у меня не очень хороший, но всё же знакомый кузнец. Живёт буквально через две улицы от моего дома. Одно время держал большой цех ковки, но потом дело заглохло и сегодня он занимае...

Помочь России победить, они ведь наши союзники. О как заговорили, наши бывшие почувствовали ветер перемен
  • pretty
  • Вчера 12:28
  • В топе

ГЕОПОЛИТИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙЗдравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Наши бывшие долгое время делали вид, что на южных землях России ничего не происходит. И это несмотря на свои обязательства по ОДКБ....

Два подхода к контролю Абхазии: дорогой российский и дешевый западный
  • pretty
  • Вчера 06:28
  • В топе

КВАДРАТУРА  КРУГАНа примере Абхазии хорошо просматривается разница российского и западного подхода к контролю за страной (территорией).Российский подходБерем на себя содержание всей Абхазии, разд...

Обсудить
  • Когда уже этих клоунов заставят заниматься делом: народ развлекать, а не мутить воду в политике.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :sunglasses:
  • Всё так, кроме "Гораздо хуже то, что российское общество за тридцать с лишним лет так и не выработало внутри себя..." Общество и не может само по себе что-либо вырабатывать. Общество, социум - это результат. Продукт. Объект. "генеральной линии партии", образовательных программ, воспитательных мер, маркетинга, пропаганды и т.д. А десталинизацию у нас никто не отменял, и Солженицына из школьной программы не убирал. И уже поколение новое выросло и в силу вошло. Так штаа…
  • :thumbsup: :clap: :clap: :clap: :clap: :clap: Осилил первую серию, не до конца. Блевать потянуло... :sob:
  • "Режим пожизненной изоляции от госбюджетов". :thumbsup: :thumbsup: