Загадки ХХ века: запрещенный и уничтоженный после первого показа фильм с Алексеем Баталовым

0 736

В последние дни января 1979 года по советскому телевидению был показан болгаро-советский шестисерийный фильм «Гореть, чтобы светить». Я тогда учился в шестом классе, и вечером мы всей семьей садились у телевизора и считали минуты до начала этой ленты, которая показалась нам не менее захватывающей, чем «Семнадцать мгновений весны», «Щит и меч» и другие сериалы о советских разведчиках, внедренных в стан врага. Фильм был посвящен напряженному противостоянию в Болгарии между советской разведкой и антифашистским подпольем с одной стороны и абвером, гестапо и их болгарскими коллегами – с другой. Большинство ролей было сыграно болгарскими актерами, кроме одной – советского разведчика Савина. Его сыграл Алексей Баталов. В главной же роли болгарина Павла (руководителя подполья) – болгарский актер Коста Цонев.

В фильме нет хорошего конца, оба героя трагически погибают. Но на мой взгляд, лента оказалась необыкновенно сильной, потому что я почти всех героев картины помню и сейчас, спустя столько лет.

А потом случилось непонятное. Фильм был показан один раз, а потом… запрещен к показу в СССР. Но никакой «крамолы» в нем не было, с точки зрения идеологии, он полностью соответствовал тогдашним установкам. Положительные герои, коммунисты (разведчики и подпольщики) противостоят немецким и болгарским нацистам. Там не было ни одной сцены и ни одного высказывания, которые могли быть кем-то быть восприняты "как-то не так». Но о том, что фильм запрещен, никто тогда и не узнал. Те, кто его посмотрел, быстро о нем забыли, да и не объявлялась в те годы информация такого рода.

А теперь – самое интересное.

С фильмами бывало всякое, их и на экраны, бывало, даже не выпускали, и дальнейшие показы запрещали. Но во всех этих случаях пленки отправлялись в архив Госкино – пылиться там до скончания века. Но для лент с картиной «Гореть, чтобы светить» было сделано исключение.

Их уничтожили.

Попробуйте ввести в поиск Яндекса название фильма. Да, выскочит некоторое количество ссылок. Пройдя по ним, вы увидите страницу, где скупо указано название фильма, год съемки (1976) и фамилии актеров. А самого фильма н е т. В Болгарии, несомненно, с уничтожением пленок произошло то же самое. Страна была самой верной союзницей СССР в Организации Варшавского договора и даже просилась в его состав в качестве еще одной союзной республики, но Брежнев не захотел.

Но это еще не все. Уже окончательно став знаменитостью, Алексей Баталов в своих воспоминаниях охотно рассказывал о своих ролях в разных фильмах. А об этой ленте вообще ни разу не упомянул. Словно на произнесение названия фильма кто-то наложил негласное табу.

Однако, и это не все. Вот перечень его ролей с фото сцен из фильмов.

А вот аналогично, только про Косту Цонева.

Как вам эти белые пятна? Получается, что уничтожены были даже все связанные с фильмом фотографии.

А теперь попробуем подумать: отчего же все-таки такое могло случиться? Я вижу только одно объяснение: уже после показа фильма в Комитете государственной безопасности СССР, возглавляемом тогда Юрием Андроповым, получили какую-то информацию про нечто, ранее не известное и связанное с событиями 35-летней давности, то есть, произошедшее в Болгарии в период между 1942 и 1944 годами, к которому относится сюжет фильма. И это нечто могло стать настоящей информационной бомбой. Причем масштаб этих сведений явно не замыкался на одной лишь Болгарии – небольшой страны на периферии Европы и не столь уж значимой в серьезной политике.

И в кругу Андропова сработал стереотип: необходимо полностью вывести из сферы чьего-либо возможного внимания тему периода 1942-1944 гг. на территории этой небольшой страны. Помните у Азимова в «Конце Вечности» такой термин - «Запретные столетия»? Но тут, как назло, половина СССР недавно посмотрела фильм «Гореть, чтобы светить», как раз про эти времена.

А вот чем могло быть это «нечто» - даже пытаться предположить бессмысленно, потому что это будет лишь «гадание на кофейной гуще». Скорее всего, разгадку этой тайны не узнаем ни мы, ни последующие поколения.

Впрочем, еще жив один человек, который знает точно.

Итак, 1979 год, когда (предположительно) произошло уничтожение пленок. В КГБ все важнейшие вопросы были в компетенции четырех ведущих фигур.

1.Юрий Андропов, в 1979 г. - председатель Комитета государственной безопасности до 1982 года, в 1982 – 1984 гг. – Генеральный секретарь ЦК КПСС, руководитель СССР

2.Виктор Чебриков, в 1979 г. - его первый заместитель и преемник на посту главы КГБ в 1982 – 1988 гг. 

3.Владимир Крючков, в 1979 г. - начальник Первого главного управления (внешняя разведка), в 1988 - 1991 гг. - председатель КГБ СССР 

4.Олег Калугин, в 1979 г. – начальник управления внешней контрразведки, после распада СССР – гражданин США, за получение гражданства «сливший» всю возможную информацию американцам, после чего бывшие агенты КГБ в США получили тюремные сроки.

Из всех четверых жив сегодня только он. Ему 89 лет, живет в штате Мэрилэнд и (возможно) участвует в направленной против РФ деятельности. И не факт, что преклонный возраст этому препятствует. Вот десять лет назад он в прекрасном физическом состоянии, здравом уме и твердой памяти дает интервью лысому рептилоиду:

А что знает Калугин – то знают и в США. Но про таинственную историю с фильмом и Болгарией 1942-1944 года молчат и там.

К счастью, нашего общего любимца Алексея Баталова эта история коснулась лишь краешком и прошла мимо, никак не повлияв на его судьбу. И в нашей памяти он останется навсегда запечатленным благодаря совсем другим кадрам, не имеющим отношения к тайнам здания на Лубянке.


«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

Дайджест 16-22 декабря 2024

Безусловно, главным событием уходящей недели была прямая линия с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Как обычно, она породила целую вереницу сенсаций – среди которых, конеч...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...