Анатолий Кузнецов. Бабий Яр / отрывок / и Нетаньяху в Киеве.

13 1764

ПРИКАЗ

Утром 28 сентября к нам вдруг зашел Иван Свинченко из села

Литвиновки. Он шел домой из окружения.

Это был очень добрый, простодушный и малограмотный дядька,

отец большой семьи и великий труженик. Приезжая в город на

базар, он обычно ночевал у деда с бабкой, не забывал для меня

какой-нибудь немудрящий гостинец из села, только я его

дичился, может, потому, что у него был дефект речи: в

разговоре он захлебывался, и иногда слышалось одно

"бала-бала".

Он явился оборванный, грязный, где-то уже, сменив

солдатскую форму на штатское тряпье. Вот что с ним произошло.

Вместе со своей частью он перешел из Киева на левый берег

Днепра, в Дарницу, там они кружили по проселкам и лесам, их

бомбили, косили пулеметами с воздуха, трепали, потом часть

потеряла управление, и все стали кричать, что надо идти по

домам.

В глухом лесу наткнулись на партизан. Партизаны были хорошо

экипированы, с возами, продовольствием, имели много оружия,

они пугали немцами и звали к себе. Иван затосковал.

-- То я подождав, баба-бала, ночи и утик! -- объяснил он.

Несколько дней он шел полями и лесами, и повсюду брели

такие же.

Бабка кормила Ивана, сердобольно ахала. Дед пошел было на

улицу, но почти тотчас затопотал обратно по крыльцу и ввалился

в комнату:

-- Поздравляю вас! Ну!.. Завтра в Киеве ни одного еврея

больше не будет. Пусть уезжают. Вывозят их. Приказ висит.

Мы побежали на улицу. На заборе была наклеена серая афишка

на плохой оберточной бумаге, без заглавия и без подписи:

+------------------------------------------------------------+

| Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в|

|понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол|

|Мельниковской и Дохтуровской (возле кладбищ). Взять с собой|

|документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье|

|и проч. |

| Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет|

|найден в другом месте, будет расстрелян. |

| Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и|

|присвоит себе вещи, будет расстрелян. |

+------------------------------------------------------------+

(Центральный государственный архив Октябрьской революции.

Фонд 7021, опись 65, ед. хр. 5.)

Ниже следовал этот же текст на украинском языке, еще ниже,

петитом, на немецком, так что афишка получилась трехэтажная. Я

перечитал ее два раза, и почему-то холодок прошел у меня по

коже. Да еще день был холодный, ветреный, на улице пустынно. Я

не пошел в дом, а, взволнованный, побрел к базару.

Через пару домов от нас -- двор огородного хозяйства. Там

одна к одной лепились мазанки, сарайчики, коровники, и там

жило и работало много евреев. Я заглянул -- у них во дворе

стояла тихая паника, они метались из халупки в халупку,

таскали вещи...

Афишки висели и в других местах, я останавливался,

перечитывал, все равно чего-то не понимая. Во-первых,

Мельниковской и Дохтуровской улиц в Киеве нет. Есть улица

Мельника и Дегтяревская. Сочиняли явно сами немцы -- и с

плохими переводчиками. Эти улицы действительно возле русского

и еврейского кладбищ на Лукьяновке. И там еще есть товарная

станция Лукьяновка.

Значит, их повезут? Куда?

И Шурка Маца поедет? Но мать его русская. Значит, ехать ему

одному? Мне стало жалко его, жалко с ним расставаться.

В Куреневском отделении милиции, где когда-то служил мой

батя, теперь была полиция. В окне выставили портрет Гитлера.

Гитлер смотрел строго, почти зловеще, он был в разукрашенном

картузе. И картуз этот был надвинут на самые глаза.

Конечно, я не мог пропустить вывоз евреев из Киева. Я

выбежал на улицу.

Они выходили еще затемно, чтобы оказаться пораньше у поезда

и занять места. С ревущими детьми, со стариками и больными,

плача и переругиваясь, выползло на улицу еврейское население

огородного хозяйства. Перехваченные веревками узлы, ободранные

фанерные чемоданы, заплатанные кошелки, ящички с плотницкими

инструментами... Старухи несли, перекинув через шею, венки

лука (запас провизии на дорогу).

Понимаете, когда все нормально, разные калеки, больные,

старики сидят в домах, и их не видно. Но здесь должны были

выйти все -- и они вышли. Меня потрясло, как на свете много

больных и несчастных людей.

Кроме того, еще одно обстоятельство. Здоровых мужчин

мобилизовали в армию. Все, кто мог эвакуироваться, у кого были

деньги, кто мог уехать с предприятием, те непременно уехали. А

осталась самая настоящая шолом-алейхемовская беднота, и вот

она выползла на улицы.

"Да зачем же это? -- подумал я. -- Нет, это жестоко,

несправедливо, и очень жалко Шурку Мацу: зачем это вдруг его

выгоняют, как собаку?!"

В судорожном возбуждении я шнырял от кучки к кучке,

прислушивался к разговорам, и чем ближе к Подолу, тем больше

людей становилось на улице. В воротах и подъездах стояли

жители, смотрели, вздыхали...

По Глубочице поднималась на Лукьяновку сплошная толпа, море

голов, шел еврейский Подол!.. О, этот Подол! Сплошь разговоры:

куда повезут, как повезут? В одной кучке только и слышалось:

"Гетто, гетто!" Подошла взволнованная немолодая женщина,

вмешалась: "Люди добрые, это смерть!" Старухи заплакали, как

запели. Разнесся слух, что где-то тут прошли караимы (я первый

раз слышал это слово, понял только, что это что-то вроде

секты) -- древние старики в хламидах до пят, они всю ночь

провели в своей караимской синагоге, вышли и проповедовали;

"Дети, мы идем на смерть, приготовьтесь. Примем ее

мужественно, как принимал Христос".

Кто-то возмущался: как можно так сеять панику! Но уже было

известно, что какая-то женщина отравила своих детей и

отравилась сама, чтобы не идти, У Оперного театра из окна

выбросилась девушка, лежит, накрытая простыней.

Вдруг все вокруг заволновались, заговорили, что впереди, на

улице Мельника, стоит оцепление, туда впускают, а обратно нет.

Тут я испугался. Я устал, у меня гудела голова от всего

этого, и я испугался, что не выберусь обратно и меня увезут.

Стал проталкиваться против толпы, выбрался, потом долго шел

домой по опустевшим улицам -- по ним почти бегом спешили

редкие опоздавшие.

Придя домой, увидел деда, он стоял на середине двора,

напряженно прислушиваясь к какой-то стрельбе, поднял палец.

-- А ты знаешь, -- сказал он потрясенно, -- ведь их

стреляют.

И тут до меня дошло. Из Бабьего Яра неслись отчетливые,

размеренные выстрелы из пулемета: "та-та-та, та-та..."

Тихая, спокойная, размеренная стрельба, как на учениях. Наш

Бабий Яр -- по эту сторону от кладбищ. Чтобы попасть на

Лукьяновку, стоит только перейти его.

Дед выглядел озадаченным и испуганным.

-- Может, это стрельбище? -- предположил я.

-- Какое стрельбище! -- закричал дед. -- Вся Куреневка уже

говорит. Виктор Македон прибежал -- жену провожал, едва

спасся, матерь божья, царица небесная, что ж это?!

Мы пошли в дом, но сидеть там было невозможно. Стрельба,

стрельба. Дед пошел к Македону узнавать, там сидело много

народу, и этот парень (он женился перед самой войной)

рассказывал, что там смотрят паспорта и бросают их в костер, а

он закричал "Я русский", тогда от него жену оторвали и повели

в Яр, а его полицейский выгнал...

На дворе было холодно, все так же дул пронзительный ветер,

как и вчера. Я все выбегал, прислушивался. Бабка вынесла мне

пальто и шапку, слушала сама. Мне показалось, что она плачет.

Обернулся -- она крестилась, стоя лицом к Бабьему Яру,

бормоча:

-- Оченаш, жои си...

На ночь стрельба прекратилась, но утром поднялась снова. По

Куреневке говорили, что за первый день расстреляно тридцать

тысяч человек, остальные сидят и ждут очереди.

Бабка пришла от соседей с новостью. Во двор огородного

хозяйства прибежал четырнадцатилетний мальчик, сын конюха,

рассказывает ужасы: что там всех раздевают, ставят над рвами

по несколько человек в затылок, чтобы одной пулей убивать

многих; положат штабель убитых, присыпают, потом снова кладут,

а много недобитых, так что земля шевелится, и некоторые

выползают. Он вылез и прибежал.

-- Его надо спрятать! -- сказала мама. -- В "окоп".

-- Сынок, -- воскликнула бабка, -- беги скоренько, покличь

его, накормим да сховаем.

Я поспешил в огородное хозяйство.

Но было уже поздно. У ворот стояла телега, запряженная

понурым коньком, на ней сидел немецкий солдат с кнутом. Другой

солдат, с ружьем под мышкой, вел из ворот бледного мальчишку.

Собственно, он даже не вел, а они как-то вышли рядом.

Они подошли к телеге, сели на нее с двух сторон, и солдат

даже сдвинул сено, чтобы мальчишке было удобнее. Он положил

ружье в сено, а мальчишка лег боком, опершись на локоть. Его

большие глаза спокойно и безразлично скользнули по мне.

Солдат взмахнул кнутиком, чмокнул, и телега тронулась --

так просто и буднично, словно они поехали на луг косить сено.

Из самого оврага Бабьего Яра спаслись несколько человек.

Анатолий Кузнецов. Бабий Яр


Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • (((
  • деньги совесть не имеют.
  • Евреи хотят отомстить украинским нацистам... Они явно что-то задумали... Падение и исчезновение Украины уже очень близко...
  • :cry:
  • служба диаволу требует такого.