Многосерийный фильм «Раневская», премьера которого недавно состоялась на Первом канале, вполне мог стать успешным по ряду причин. Во-первых, Фаина Раневская — одна из культовых фигур советского кино. Во-вторых, фильм снят местами талантливо, с большим почтением к актёрскому мастерству. Однако на деле после просмотра сериала остаются горький осадок, недоумение и чувство стыда, будто зрителя и главную героиню облили дурно пахнущими помоями.
Неискушённому зрителю может показаться, что ему демонстрируют экранизированный вариант биографии популярной актрисы. 1915-й год, Таганрог, праздники и будни состоятельной еврейской семьи Фельдман (это настоящая фамилия Раневской). Юная Фанни не на шутку увлечена театром, хотя её папу — Гиршу Фельдмана, владельца «заводов и пароходов», — не очень радует намерение дочери стать профессиональной актрисой. Но несмотря на отцовский запрет, она бежит в Москву в надежде реализовать своё предназначение в искусстве…
Казалось бы, нам предстоит увидеть семейную мелодраму, которая закончится хеппи-эндом: непослушный ребёнок-Фанни, преодолев препятствия, в конце концов добивается своего — становится знаменитой артисткой. Ведь именно так в жизни и сложилась её судьба!
Но замысел создателей и заказчиков сериала совершенно иной. Их задача — не экранизировать очередную биографию выдающейся личности, а «изваять историческое полотно», где Фанни Фельдман-Раневской уготована роль всего лишь винтика, а не двигателя и даже не приводного ремня. Поэтому сериал напичкан откровенно выдуманными персонажами, ситуациями и коллизиями.
Сценарий фильма писали сразу три автора. Можно предположить, что они разделили обязанности: один отвечал за биографию, другой за «еврейские погромы» (один из ключевых мотивов фильма), третий — за «сталинские репрессии». А в сумме получился фильм, который и показали зрителю в качестве некоей эпопеи, иллюстрирующей «нескончаемую народную трагедию», куда страну якобы ввергли большевики.
И ещё одна существенная подробность: при жизни Раневской о ней была написана всего одна книга — «Фаина Георгиевна Раневская» (автор — Софья Дунина, издательство «Искусство», Москва, 1953 год). Зато уже после её смерти опубликованы десятки книг. К тому же мемуары ни одним серьёзным историком никогда не относились к бесспорным источникам. Таким образом, все подробности о жизни Раневской, в том числе её опубликованные афоризмы и «фразочки», невозможно достоверно подтвердить или опровергнуть. Как сказала Раневская, «я уже так стара, что стала забывать собственные мемуары»…
Данные обстоятельства совершенно высвободили руки авторам от необходимости соблюдать хоть какую-то достоверность и приверженность фактам. И в результате великую советскую актрису использовали в качестве идеального объекта для создания историко-политического кинофейка «Раневская», то есть откровенно враждебного России набора антисоветских мифов.
Миф первый: «Советская власть поощряла антисемитизм, большевики всегда были антисемитами». Это — один из главных «месседжей» сериала «Раневская». В ткань повествования на протяжении восьми серий внедрены вымышленные и тенденциозно переосмысленные сюжеты и события с участием реальных и вымышленных героев, диалоги персонажей насыщены фразами, «доказывающими» вышеназванное утверждение.
Так, в фильме показана сцена истязания, которому подвергается отец Фанни со стороны неких вооружённых людей в 1917 году. Они запирают его в товарном вагоне, который затем поджигают. Цель — получить выкуп от родственников Фельдмана. По версии авторов фильма, Гиршу избивают до полусмерти, и лишь по счастливой случайности он остаётся живым, а своих истязателей он называет «подонками с красными бантами». Тем самым авторы сериала прямо обвиняют большевиков в организации еврейских погромов, что является абсолютной ложью. Сама Октябрьская революция в фильме оскорбительно и издевательски по отношению к зрителю и к истории нашей страны представлена как серия еврейских погромов.
Отец юного Самуила, несостоявшегося жениха Фанни (оба персонажа, вероятно, вымышлены), со слезами на глазах рассказывает ей: «Муля покупал в лавке пирожные. Там был погром. И они убили моего мальчика. Зверьё. Нелюди. Земля будет гореть у них под ногами». Таким образом, знаменитую фразу Раневской «Муля, не нервируй меня!» авторы сериала прочно привязывают в сознании зрителя к теме «большевистских еврейских погромов».
Еврейские погромы в тот исторический период действительно происходили, но устраивали их не большевики, а черносотенцы, с которыми большевики боролись и разоблачали их в своих публикациях.
Что касается ареста Гирши Фельдмана, содержания его в вагоне, то такой факт действительно был. Вот как об этом событии вспоминал Яков Рецкер (советский лингвист, лексикограф и переводчик): «Когда мы приехали в Таганрог, папу и его компаньона Григория Самойловича Фельдмана, отца Раневской, немедленно арестовали большевики. Посадили их в товарный вагон, и представитель ревкома явился к маме и сказал: «Мы их освободим, но только нам нужно сто тысяч. Вот вам срок — 24 часа». Денег не было, но у мамы были, кажется, какие-то бриллианты. В общем, достали по 50 тысяч мы и семья Фельдмана. Помню, как я и мама поехали на вокзал. На запасных путях стоял этот вагон. Отец и Фельдман сидели, хохотали. Стоял один часовой. Их никто не трогал. И, в общем, их освободили». (Из воспоминаний и рассказов Я.И. Рецкера. «Столпотворение». М.: «Вагриус», 2003.).
То есть речь может идти о революционной реквизиции ценностей у буржуазии, а не о еврейском погроме. Погромами большевики никогда не занимались. Более того, одним из стандартных обвинений антисоветчиков всех мастей, включая гитлеровцев, было то, что в Советской России «власть захватили комиссары и жиды». Тем не менее авторы сериала не просто педалируют тему «государственного антисемитизма», а доводят её уже до масштабов нынешней русофобской истерии на Западе. Так, согласно авторам «Раневской», Гирш Фельдман, оказавшись в Румынии под нацистами, не скрывает того, что он еврей. И при этом местные власти не оказывают на него даже малейшего физического воздействия. Немецкие офицеры посещают его лавку, называют его евреем, и после этого с ним ничего не происходит страшного. Данная трактовка прямо указывает на то, что «настоящий холокост» был не в оккупированных гитлеровцами странах, а в России и СССР. И подобные клеветнические измышления подаются зрителю как нечто, даже не требующее доказательств, потому что всё происходит как бы между делом, ненавязчиво внедрено в саму ткань киноповествования.
Миф номер два: «Большевики — настоящее зверьё и палачи, которые уничтожали лучших представителей русской интеллигенции, которыми были белые офицеры. Большевики разрушили русскую культуру и т.д. и т.п.». Когда Фанни Фельдман (ещё не поменявшая фамилию и имя) приезжает в 1919 году со своей наставницей известной актрисой Павлой Вульф в Феодосию, то, по версии авторов фильма, их радушно встречает великолепный штабной белогвардейский офицер, который в качестве доброго совета говорит им буквально следующее: «Не берите квартиру с видом на море. И по набережной советую не гулять. Из моря часто выносит на берег трупы. Большевики патроны экономили, поэтому топили классового врага, привязывая к ногам камни».
Сама сцена, конечно же, полностью выдумана авторами сериала. Тем не менее она оказывает несомненное воздействие на зрителя, который никогда не видел классического фильма «Мы из Кронштадта» (1936 г.), где белогвардейцы формирований Юденича сбрасывают с утёса в море красных матросов Балтики, к ногам которых привязаны камни. Кинолента была снята по пьесе Всеволода Вишневского, написанной на основе реальных событий 1919 года. Фильм получил первую премию на Международной выставке в Париже в 1937 году, а его воздействие было столь сильным, что классик итальянского кино Роберто Росселлини процитировал страшный эпизод массового потопления матросов белогвардейцами в концовке своего антивоенного фильма «Пайза» (1946 г.).
Ничего из названных нами фактов авторы сериала, конечно же, не упоминают, зато на базе советского шедевра «Мы из Кронштадта» создают новый фейк.
Оскорбительных для большевиков и советской истории фраз, фразочек, инсинуаций в фильме так много, что одно лишь их цитирование займёт огромное место в газете. Упомянем только самые откровенно скандальные и оскорбительные.
Сцена такая. Феодосия. Фанни сидит на скамейке в цветущем парке с рыжим котёнком на руках и заучивает очередную роль. Мимо проезжает весь в чёрном на лошади молодой казачий офицер. Пытается флиртовать с юной актрисой. Между ними происходит непринуждённая беседа.
Он: «Красные придут — искусство станет под запретом, мадемуазель…»
Она: «Думаете, они меня арестуют?»
Он: «Могут. Вы рыжего поэзией растлеваете».
Она: «Так и до подпольных театров дойдёт».
Он: «А вас это остановит?»
Она: «Да не дождётесь!»
Шедеврально — не правда ли! Какая глубина мысли и какой трепетный лиризм! Особенно если учесть дальнейшие события, высосанные из пальца авторами. А они трагические. «Ужасные, жестокие большевики», которые вскоре захватили город, расстреляли вымышленного чёрного казачьего офицера. А ведь ему не просто симпатизировала созданная галлюцинациями сценаристов Фанни, но даже подарила ему свой невинный девичий поцелуй в подвале, где он скрывался от расправы…
Знаменитая российская актриса Павла Вульф (как её подали авторы сериала) с пафосом произносит обвинительный монолог в адрес большевиков:
«Гамлета запретили как монархическую пьесу. Зато играют митинги в соавторстве с залом. А русскую классику осудили и расстреляли. Свист, хохот, огрызки на сцену летят. В Иркутске одного премьера чуть не пристрелили на сцене. Слишком убедительно играл буржуя. Гогочут, ногами топают. Как дети на ёлке, только пьяные».
Вот вам образ революционного искусства от авторов сериала «Раневская». Им даже невдомёк, что в своих следующих сериях они будут вынуждены показать, как процветают великие мастера советского театра и кино Таиров, Качалов, Завадский, Орлова, Ромм, Эйзенштейн, а ведь именно их искусство и было революционным. В том числе искусство Фаины Раневской. Как говорится, главное, вовремя облить грязью — и пусть потом отмываются.
Авторы из 1919-го переносятся сразу в 1931 год. Фаина — уже состоявшаяся актриса. Тем не менее её предостерегает подруга, без всякого повода, как бы между прочим, говорит, как о чём-то само собой разумеющемся: «Узнают, что ты дочь купца первой гильдии, — сразу в расход. За жизнь твою никто копейки не даст».
Некритически мыслящий зритель, конечно же, на эту удочку попадается. Потому что либо забыл, либо и не знал о том, что не только купцам, но даже и царским генералам Советская власть давала возможность проявить свои профессиональные навыки и таланты. Так, многие бывшие царские офицеры и генералы воевали в рядах Красной Армии против «белых», преподавали в военной академии.
«Я стопроцентный классовый враг. Я беспартийная. Дочь купца первой гильдии. Да ещё и пятый пункт — жидовская морда», — заявляет Раневская в одной из сцен. А что? Она могла такое сморозить, с её-то острым язычком! Она и не такие слова в лицо начальникам бросала. Самому Леониду Ильичу Брежневу, если верить мемуаристам, замечание сделала, когда он, вручая орден Ленина, назвал её «наша Муля не нервируй меня». Раневская парировала: «Мулей меня называют хулиганы и невоспитанные мальчишки. Вы у нас кто будете?» Брежнев смутился и даже, говорят, извинился. Впрочем, и эту байку уже невозможно проверить — было или не было?
Так как же можно было сделать девизом фильма о Раневской, его смыслом и даже знаменем фразы о «классовом враге» и «жидовской морде» как о смысле и содержании как её жизни, так и жизни целого поколения великих советских артистов и художников?! Но ведь именно эти вульгарные сентенции и есть квинтэссенция всего того, что показано в сериале.
Кроме выдуманных киносценаристами персонажей, слов и фразочек, никогда не существовавших фактиков и несовершённых поступков, есть образы, интонации, общий строй данного кино. И этот строй наполнен жгучей ненавистью к советской истории. Этой ненавистью пропитан весь смысл представленного на экране. Остаётся лишь удивляться, что заказчиком данного опуса является министерство культуры РФ. Именем великой актрисы авторы и заказчики фильма прикрыли акт настоящей информационной войны против собственного народа.
Оценили 11 человек
15 кармы