Идеология. Патриотизм как идеология.

3 4478

    Начав изучать этот вопрос, я пришел к выводу, что по этой теме можно написать целую книгу. В данной статье, постараюсь очень кратко изложить свои мысли.

   Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержаться цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

   Есть мнение, что идеология даёт своему последователю чёткие понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро, а что зло. На мой взгляд, это не верно, т.к. понимание этого, даёт мораль. Мораль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Некоторые мыслители утверждают, что мораль – это живая субстанция, она изменяется в зависимости от окружающего мира и может меняться во времени. Я считаю, что мораль произошла от религии, не важно, будь это древнеримская империя или наши дни. «Ни убий!» - это понятие было актуально всегда, именно на уровне не писаного закона, в то время как государственное законодательство, а соответственно и элемент идеологии власти, могло противоречить этой аксиоме. Если вернуться в наши дни, то, например, в США, в некоторых штатах, до 2003 года действовали законы, запрещающие содомию. На данный момент - это разрешено, всецело поддерживается и распространяется по миру. Но, с точки зрения морали, это полностью отрицается, что подтверждают многочисленные митинги и волнения в тех странах, куда внедрялась эта идеология. Исходя из этого, можно сделать вывод, что идеология представляет собой более сложную систему.

    Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства. Изучив понятие термина и исторические проявления патриотизма, я пришел к мнению, что патриотизм может быть идеологией. Согласно определению идеологии, патриотизм является системой взглядов и идей, осознает и оценивает отношение людей к окружающему миру, а также содержит цели (программы) деятельности, направленные на закрепление или изменение (развитие) данных отношений.

    В истории патриотизмом, как особым чувством, называли различные явления в общественных отношениях. Нередко подменяя понимание любви к родине, например, любовью к государству и т. д. Так появились термины:

    государственный (этатический) патриотизм — любовь к государству.

    имперский патриотизм — лояльность (любовь) к империи и её правительству.

    квасной патриотизм (ура-патриотизм) — гипертрофированное чувство любви к государству и своему народу.

    полисный патриотизм — любовь к полису, то есть образу жизни, традициям, особенностям, культам. Существовал в античных городах-государствах (полисах) и был основан на местных религиозных культах.

    ультрапатриотизм — любовь к отечеству в крайних, безрассудных формах.

    этнический патриотизм — любовь к своему этносу.

    городской патриотизм — любовь к своему городу.

    На мой взгляд, из вышеперечисленных терминов, имеют право на существования только два, это: квасной патриотизм (ура-патриотизм) и ультра патриотизм. Т.к. только эти термины содержат в себе широкое (полное) представление о патриотизме, пусть и в его гипертрофированной форме. Остальные термины узки и не охватывают всего понятия.

    В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер».

    Национализм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью. Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что национализм противопоставляет себя государству, подменяет понятие Родина на понятие нация. Национализм, тесно связан с нацизмом и, соответственно фашизмом. Разницу, между этими понятиями, не все в состоянии увидеть, особенно в связи с уровнем современного образования. Как следствие, патриотов могут приравнять к фашистам, и периодически это делают, не давая правильную оценку своим высказываниям.

    Фашизм (итал. fascismo от fascio «союз, пучок, связка, объединение») — обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых называют милитаристский национализм (в широком понимании), антилиберализм, ксенофобию, реваншизм и шовинизм, антикоммунизм, мистический вождизм, презрение к выборной демократии и либерализму, веру в господство элит и естественную социальную иерархию, этатизм и, в ряде случаев, синдикализм, расизм и политику геноцида. Подобное определение дают почти все западные исследователи (Эрнст Нольте, Стенли Пейн, Хуан Линц и др.), выделяя несколько «анти-»: антимарксизм, антилиберализм, антиконсерватизм и т.п. Тем самым, перечисляя признаки фашизма. Исходя из этого, можно сделать вывод, что любая идеология, противоречащая либерализму, несёт признаки фашизма.

    Либерализм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека. Либерализм провозглашает превосходство частного (личного) над общим. Соответственно, любая идеология, призывающая к преобладанию общего над частным – является фашистской. Или, как минимум, обладает признаками фашизма. Оценивая современную обстановку повсеместного продвижения и навязывания либеральных идей, ни кажется ли такое определение фашизма «удобным»!? Все кто против нас – фашисты! Под эти же признаки, можно записать и патриотизм, как идеологию, и приравнять её к фашизму, ведь патриотизм тоже предполагает превосходство общего над частным. Для того что бы чётко разделить эти два понятия, давайте разберёмся глубже в понятиях фашизма и патриотизма.

    Все исследователи фашизма, включая западных, согласны с тезисом, что фашизм основывается на ненависти к чему либо. Вот, например, мнение американского философа Ханны Арендт: «Основным признаком фашизма является создание культа ненависти к внутреннему либо внешнему врагу, создаваемому мощным пропагандистским аппаратом, не гнушающимся ложью для создания нужного эффекта». Патриотизм же, основан на любви! Соответственно это то, даже не различие, а фундаментальное противопоставление основ фашизма и патриотизма. Терминологии не могут пересекаться и сопоставляться вообще, т.к. имеют совершенно разную основу.

    Как я писал выше, существуют две «радикальные» формы патриотизма, которые и привели к вышеупомянутым заблуждениям и породили критику патриотизма. Лев Николаевич Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению.

    «Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. — Но в чём этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет» (Л.Н. Толстой «Патриотизм или Мир?»).

    Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: «Патриотизм — это последнее прибежище негодяя». Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством. Так же, патриотизм сравнивают с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека, прежде всего, с представителями «своей» общности. Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм — добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель.

    Вся эта критика, возможно, применима к указанным формам патриотизма и более узким трактованиям, таким как государственный патриотизм, христианский патриотизм и т.д. Но я хочу ввести третий и, на мой взгляд, единственно верный, термин и понятие патриотизма, как идеологии – умеренно-моральный патриотизм.

     Умеренно-моральный патриотизм – система патриотических взглядов и идей, основанная на любви к Родине, государству и человеку, предлагающая программу по закреплению и развитию данных отношений, в рамках морали.

    Помимо патриотизма, на любви основана ещё одна система взглядов, являющаяся, на мой взгляд, самой важной системой, объединяющей людей – это религия. Существует термин и понятие христианского патриотизма. Вот что пишут современные христианские авторы о патриотизме, по мнению патриарха Алексия II: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

    Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

    <…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

    И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны» (Алексий II, интервью газете «Труд», 3 ноября 2005 года).

    Но христианство не единственная религия, даже на территории нашей страны, и распространять именно христианский патриотизм на всю страну, на весь мир, в конце концов, не корректно и скорей всего не достигнет нужного результата. А также к такому виду патриотизма, легко можно отнести критику Л.Н. Толстого, приведённую выше.

    Несмотря на это, все мировые религии основываются на любви, это объединяет её с патриотизмом. Как я писал выше, на мой взгляд, мораль произошла от религии и прочно осела в понимании людей о добре и зле, плохом и хорошем. Мораль присуща не только верующим людям, но и атеистам. Соответственно, можно сделать вывод, что умеренный патриотизм, не переходящий в свои радикальные формы, за счёт морали и по её правилам, есть самая приемлемая и правильная идеология, не противоречащая многонациональному и многоконфессиональному устройству нашей страны, да и мира в целом. Если такая идеология, будет присуща, к примеру, двум соседствующим странам, то критика по поводу парадокса патриотизма: «если патриотизм — добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга» - не актуальна, т.к. война при такой идеологии не возможна в принципе. Мораль, как константа, на примере вышеупомянутого «не убий», не позволит развязать войну. В том же случае, когда страна подвергнется агрессии со стороны государства с враждебной идеологией, патриот будет защищать свою любовь и, тем самым, сохранит в себе добродетель.

    Основываясь на морали, такой патриотизм, способен решить ключевые задачи и конфликты внутри нашей страны, а при широком распространении в мире и проблемы межгосударственных отношений.


Пуляевский А.А.

22 июля 2017г.

ПВО


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

Обсудить
  • Эхе-хе. При всей видимости основательности и даже наличии некоторых правильных пониманий, автор не вглубь копает, а в ширь. Больше похоже не на пробивающего тонель к свету знаний, а на кошку усиленно сгребающую песочек , с целью упрятать говнецо.
  • Весьма интересный материал, с расшифровкой применяемых понятий, стройным повествованием и логичными выводами. Некоторыми комментаторами данные приемы в дискуссиях не освоены, увы.
  • отличная статья, не мешало бы над ее содержанием задуматься многим либералам, политикам, да что там, каждому гражданину ,России.