Итак. Забудь меня серьёзного. Сейчас налью рюмку и напишу про крота. На даче у меня их есть. Коротко напишу, потому что алкоголь вреден. А общение с кротами, говорят вреднее, чем с белочками.
Итак. Все кроты слепые. Один из них родился уродом, то бишь зрячим. Об этом он не знал, пока не вылез из норы, выталкивая землю наружу. Я не скажу, что этот крот обрадовался. Он офигел. Он увидел траву, цветы, небо голубое, облака и огромные деревья.
Крот долго закрывал глаза, тёр их лапами... Всё сделал, перекрестился, но ничего не изменилось... Он видел. Он не знал, что видит, пока не выбрался из тёмной норы.
Этот крот был дураком, ибо побежал звать своих друзей посмотреть, что там, за пределами норы. Друзья последовали за ним, но, оставаясь слепыми, ничего не увидели. Крот разочаровался. Он поверил в то, что все слепые правы, и в то, что его видение - это иллюзия от запахов, с помощью которых кроты находят жратву.
И всё же он иногда выходил из норы. Тянуло его посмотреть. Однажды он увидел Луну и Звёзды. Это было ударом. Как? Почему, ни облака, ни солнце? Почему темно? А более всего его поразило то, что он и в темноте видит.
В норе, крот жил как и все остальные. Все давно забыли о его попытке показать, что там, вне норы. Но другие верили ему и просили рассказать о том, что за пределами норы. Крот рассказывал. Нашлись те кто даже и записал его рассказы...
Раньше я писал о словах Григория Паламы:
«Созерцатель, ум которого говорит ему, что он видит не чувством, как таковым, думает, что видит умом. Но, исследуя и разбираясь, обнаруживает, что и ум бездействует перед светом. Это мы и называем «разумением превыше ума», желая сказать, что видит обладатель ума и чувства, но видит выше их обоих».
Палама говорит, что существует тот, кто выше чувств (с помощью которых ум познаёт внешний мир), он же выше и ума (с помощью которого люди погружаются в состояние медитации и называют это созерцанием). Палама говорит, что существует «обладатель ума и чувств», но он не ум и не чувство - он СОЗЕРЦАТЕЛЬ. Т.е. Человек по сути, по большому счёту, не ум и, тем более, не чувства. Человек - Созерцатель.
Можно верить словам Паламы, а можно и нет. Кому-то подобные слова просто не интересны. Я же делаю из этих слов вывод, что ум человека, который у людей в той или иной степени находиться в подчинении чувств, а так же и сами чувства созданы для Созерцателя (или Созерцателем), ибо он выше их.
Сам же я не владею даже умом в полной мере, ибо ум мой раб моих чувств. Ибо я не могу с помощью ума отменить чувство боли или беспокойства, но, напротив, чувства владеют моим умом. Они запросто вызывают беспокойство ума и его суету.
И всё же, я и полагаю, что чувства нужны уму, чтобы выйти за пределы созданные чувствами. Выражаясь мирским языком, подчинить их себе. И в свою очередь ум нужен Созерцателю, чтобы выйти за пределы созданные умом и подчинить его себе. Впрочем, слово «подчинить» не верно определяет переход из одного состояния в другое. Ибо раб и хозяин - оба рабы. Созерцатель не подчиняет, он властвует.
Чувства и ум созданы, как инструмент для Созерцателя, но этот инструмент и поработил Созерцателя (чувства создают пределы уму, ум создаёт пределы Созерцателю). И теперь чтобы Созерцатель смог выйти за пределы ума, ум прежде должен выйти за пределы чувств. Иначе, созерцатель замурован, и умом, и чувствами.
Что же касается «восприятия», то это не дело Созерцателя, а дело ума и чувств... И пусть каждый занимается своим делом.
Оценили 13 человек
17 кармы