Итак, если говорить о Гнозисе, то Ханты-Мансийские сказания просты по содержанию, но более глубокие по смыслу, чем библейские тексты.
1. Во первых, у них как и у христиан есть троица Отец, Сын и Мать (Дух святой). И более того у них есть ещё и Дедушка. У гностиков - это Незримый Вечный Дух.
2.Во-вторых, Сын (Слово) творит мир по велению Деда (Незримого Вечного Духа гностиков), а не Отца. И Сын не знает, что получиться. «Ты б, внучек, взял землю с доски под порогом, да и высыпал бы её вниз. Зачем? Увидишь, когда сделаешь». В этом смысле только Незримый Вечный Дух знает "Зачем?".
2.1 Кстати, об этом говорит и Иисус «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы Небесные, а только Отец Мой один». Эти слова противоречат другим словам Иисуса о том, что Он и Отец одно. Теологи уныло объясняют это противоречие не желанием Иисуса открыть людям будущее. По сути же - это противоречие разрешается Дедушкой Христа, Незримом Вечным Духом. О котором евангелисты умолчали. Но ввели Отца Христа в ранг Незримого Вечного Духа. Отсюда и противоречие.
3. В сказании нет, ни падших ангелов, ни Люцифера, который дал огонь людям. Всё это сделал Сын - Внук Незримого Вечного Духа. Он же и научил людей всем ремёслам. Кстати, иногда Незримый Вечный Дух приходит в гости к Нум-Торуму, его Жене и его Сыну. Тоже интересное замечание... И тоже много смыслов.
4.Но самое интересное это то, что по версии сказания не был сотворён змей соблазнитель, не был сотворён и Куль. Но сказано «Когда я уйду от вас, то придет Куль и будет вас соблазнять». Почему так. Как может прийти тот, который не сотворён, как сущность?
4.1 Вопрос о Куле решается только одним выводом. Куль - это состояние человека, когда уходит Бог. Это подобно тому, как тьма появляется, если уходит свет. Тьма не имеет источника (тьма не сотворена), она появляется в результата отсутствия света. Потому Куль в сказании принципиально отличается от Дьявола или Сатаны в писании у Моисея, и в понимании у Христиан. Куль не сущность.
5.Что же из всего этого следует? Очень интересные выводы. А именно, не следует ненавидеть Дьявола (Куля), ибо ненавидеть несуществующее - это заблуждение. Нельзя сказать, что «бес попутал», не существует беса, как сущности, поэтому нет и его влияния. А что же есть? Есть отсутствие Бога. И тогда есть только один правильный вывод - взывать к Богу: «почему Ты меня оставил?» и «вернись и направь меня на путь истины».
6.Отсюда следует и то, что ни кто не виновен в том, что происходит с человеком (в том числе сегодняшнее сумасшествие на земле), кроме как отсутствие Бога. А это уже от знания Иова. Иов не проклинал Сатану, Иов обращался к Богу. Иов не ругал и Бога. Иов хотел встречи с Богом. Хотел присутствия Бога для суда над собой. Он вопрошал к Богу - вернись и объясни мне зачем я Тебе нужен, а если не нужен, то тогда зачем Ты меня создал?
P.S. Написал. Коротко. Может, и не совсем толково изложил своё понимание. Ибо глубину трудно выразить словами. Ну да и ладно, зато теперь я понял многие заблуждения всех трёх религий - Иудейства, Христианства, Ислама. Спасибо Чукчам, просветили мои задурманенные мозги.
А вот и сам текст сказания, который пересказан автором (не мной) несколько фривольно, но суть сказания такой пересказ не меняет:
Не было ни земли, ни воды, был только один Нум-Тор-ум. Это как Бог, только Нум-Торум. Был у Нум-Торума дом. Под домом была доска, по которой Турум иногда прогуливался. И больше ничего в мире не было. Питался этот Торум мёдом и суром. А во время приёма пищи любил размышлять о вечном. Скучно жил Нум-Торум, в общем. И однажды он за едой так сильно ушёл в размышления, что не заметил, как на стол выпала капля его питья. Капля скатилась на пол да и обернулась малышкой. Девочка деловито прошла в другую комнату и вернулась уже в платье. Торум удивился, но промолвил: «Будем с тобою век жить.» так появилась Еви, жена Торума.
Жили они так какое-то время. Еви выросла, похорошела, стала Торуму женой. И родился у них сын. Сын рос быстро, но божественным временем не ведаем мы, так что конкретнее ничего не скажешь. Родители всегда переживали, как бы ни упал сын в ничто, сорвавшись с доски под домом. Сын гулял осторожно, но часто. Свежий воздух, желание побыть одному и вот это всё. И однажды в руки сына упал лист протобумаги. Сын поднял лист да и унёсся с ним вверх. Там его ждал Дедушка. То был отец Торума и отец всего, Бог старшего порядка. Дед спрашивал внука о том, как там внизу, есть ли под домом что-то. Только доска и под ней Ничто, отвечал ему сын Торума. Дед несколько огорчился такому ответу и говорит: «Ты б, внучек, взял землю с доски под порогом, да и высыпал бы её вниз. Зачем? Увидишь, когда сделаешь.». Сказано — сделано. Когда сын возвратился домой, родители уже подумывали начать его искать. На вопрос, где был, сын ответил, что с доской играл да и задумался. На другой день дедушка сам спустился в золотой дом Нум-Торума. Его напоили и накормили. Дедушка спросил у мальчика:
-Знаешь ли ты, кто больше - сын или отец?
Он ответил ему, что отец-бог выше сына. Отец и мать стали спорить, что есть один бог. Дедушка сказал им:
-У вас ума нет, маленький умнее вас.
А затем дедушка скрылся. На следующий день мальчик опять вышел прогуляться по неизменной доске, посмотрел вниз да и обомлел. Под доской он увидел землю, но пока пустую. Тогда он прибежал к родителям и сказал, что увидел землю, и стал проситься вниз. Его посадили в золотую люльку и спустили на веревке вниз. Когда он, спустившись, правую ногу выставил из люльки на землю, то нога стала тонуть в болотной няше. Родители обеспокоились и отец обратно поднял его. По возвращении сын рассказал, что спустился, но земля жидкая. Мать не придала особого значения словам, но согласилась посмотреть на следующий день. На утро уже оба спустились вниз. Мать действительно узрела под ногами болото. И подтвердила слова деда про то, что сын умнее родителей уродился, ступив в топь обеими ногами. А когда поняла, что завязла, то ещё и руками, пытаясь высвободиться, завязла сильнее. И вот стала она тонуть и скоро совсем скрылась. Сын, осознав, что произошло, заплакал. Наконец он потянул за веревку, отец его поднял и стал спрашивать:
-Почему плачешь и где мать?
-Мать, - говорит он, - утонула в болоте.
Отец решил утешить своё дитя:
-Скоро ли, не скоро ли, но все равно все помрем.
Но тут мать вышла из комнаты смеющаяся и стала говорить сыну:
-Ну и зачем ты расплакался? Все равно, когда мир будет на земле, то дети будут также оплакивать своих родителей. Скоро будут деревья и трава на земле, потом народятся везде люди.
Мужики от такого розыгрыша несколько охренели. Но, в целом, появление матери и её прогнозы их обрадовали.
На следующее утро сына опять опустили на землю. Он вышел из люльки и побежал по земле: болота не было, земля укрепилась. Мальчик из земли сделал двух людей - мужчину и женщину. Когда он на них дунул, они ожили. Но земля всё ещё была пуста и есть новым людям было пока нечего. Видя это Торум создал морошку и бруснику - красную ягоду. Людям было наказано питаться ягодами. Уходя, Торум загадочно добавил:
-Когда я уйду от вас, то придет Куль и будет вас соблазнять. Вы ему не верьте, пока я не приду сам. А когда приду сам, то скажу иначе.
Ничего не понятно, но очень интересно, решили люди. Но когда Торум ушёл, действительно объявился Куль. И пришёл он не просто посмотреть, а прямо-таки докопаться, до пока не осознавших себя и мир вокруг, людей.
-Что? Торум повелел вам есть морошку и красную ягоду? И как, вкусно вам?
После чего дал им горсть черемухи и сказал:
-Вы едите морошку и красную ягоду - от нее сытости нет, а вот если съесть эту горсть черемухи, то от нее навсегда будешь сыт.
Они не думали есть, они вообще не думали пока что, но Куль уговорил их. Поев черёмухи они почувствовали, что сыты. Куль скрылся. Люди продолжили есть черемуху. Когда Торум пришел на землю и стал спрашивать, что они едят, они показали черемуху.
-Зачем вы послушались Куля: он соблазнил вас!
Торум пошевелил их рукой, они упали в разные стороны замертво. А после дунул на них, чтобы опять ожили. Оживив, он отругал и предупредил их:
-Я вас оживил. Смотрите, придет опять Куль, будет вас соблазнять - вы его не слушайте, ешьте морошку и красную ягоду, которые я повелел вам есть раньше.
Затем он создал зайца и сказал им:
-Это тоже есть можно. Белок полезен для мозга.
Затем немного подумал и позволил им есть ещё малину.
-Смотрите, - сказал он им на прощание, - не давайте себя соблазнять Кулю; ведь вы уже были мертвые, верьте, что потому, что дали себя соблазнить Кулю. Теперь я вас опять оставлю здесь, и, если Куль будет вас соблазнять, не слушайте его слов, пока я не приду.
И показал он им зачем-то на три дерева: сосну, лиственницу и березу. Есть их нельзя, но красивое. После ухода Торума вновь явился Куль и стал спрашивать:
-Ну и зачем вам есть эту малину, что в ней сытного? А вот есть кедр - высокое дерево, на нем шишки. Возьмите эту шишку, и будет у вас полная горсть орехов, и вы будете сыты.
Когда они съели эту шишку, то увидели, что они нагие, и стали друг друга стыдиться, потом шишка мужчины задымилась, женщине это понравилось и они согрешили. После этого они спрятались в траву, надеясь, что Торум, не найдя их, просто уйдёт. Но когда пришел Торум и стал их звать, они чуть слышно откликнулись.
-Почему вы спрятались? - спросил он их.
Когда он подошел к ним, они оба сидели на земле и не могли встать на ноги. И сказал им Торум:
-Вот я создал для вас оленей, овечек, зайцев, коров и лошадей; кожей их вы будете одеваться. Я говорил вам, что не нужно есть, вы не послушались, теперь оставайтесь на земле.
Не оставил Торум им ни огня, ни котла, оставил только сырое мясо и сам ушел вверх, на небо. Спустя некоторое время Торум посмотрел с неба вниз и увидел неисчислимое количество людей на земле - столько, что им стало тесно и они начали воевать друг с другом. "Что из этого выйдет? - подумал Торум. - Надо дать им зиму, чтобы они вымерзли!". И народ стал мерзнуть и умирать от мороза. Потом Торум стал размышлять, отчего осталось так мало народу. И он опять спустился на землю.
Ходил он по земле и думал. Увидел камень и приложил руку к этому камню, и пошел жар от камня. Возле него лежал маленький камень. Когда он взял маленький камень и ударил о большой, то большой рассыпался - и из него вышла женщина-огонь. От камня пошла дорога, неизвестно куда ведущая, но очень широкая. Еще из камня образовалась не целая лодка, то ли нос, то ли корма ее - неизвестно. Взял Торум опять камешки и стал друг о друга ударять, и показался огонь. Тогда Торум сделал из березовой коры трут, изрубил дерево, наколол дров и развел огонь. Когда он развел огонь, то собрал народ и стал отогревать у этого огня.
Потом стал он думать о том, что нельзя людям жить без варева, и сделал котел (из железа ли, из камня ли - неизвестно). И он принес в этот котел воды, повесил котел на палки, убил скотину (то ли корову, то ли овцу - неизвестно). Когда все сварилось, Торум сам сел, закусил, и ему показалась пища вкусной. Накормил он остальных, оставшихся в живых, сказав им:
-Вот я вам показал пример, как вам варить: вот огонь, вот вода; как я делал, так делайте и вы. Если будете зябнуть, разложите огонь - отогреетесь. Что добудете и что где достанете - вот так варите и пеките. Питайтесь той пищей, которую я вам посоветовал.
Потом он им показал, как добывать птицу перевесами, рыбу - гимгами, как неводить, как колыданить и всякие промыслы. Затем сказал народу:
-Больше я не приду к вам, так и живите.
Когда Торум поднялся вверх, то спустя некоторое время стал опять смотреть вниз на землю. Видит, что народ размножился, все трудятся. И стал думать: "Вот сколько расплодилось народу, а так хорошо было раньше.". Позвал Торум к себе Куля и говорит:
-Ты без моего позволения никого не тронь, не соблазняй, пока не скажу. Когда скажу, укажу на старого или молодого, того и возьмешь. Половину народа ты возьмешь, а половина останется мне.
На том и порешили. Так был создан мир, в котором мы живём по версии Ханты-Мансийских сказаний.
Оценили 6 человек
9 кармы