СВЕДЕБОРГ К. С.
(личное мнение)
Наш паблик неоднократно писал о подвиге советских военнопленных, заключённых концлагеря «Собибор», которые, объединившись с польскими заключёнными, сумели вырваться на свободу 14 октября 1943 года. Долгое время о побеге из Собибора говорили мало и это было плохо. Сегодня о Собиборе говорят много. Но – и это определённые силы пытаются повернуть во вред советской истории и современной России.
Мемориал в память узников концлагеря Собибор. Тем, чью память сегодня используют, как разменную монету.
Об истории побега советских и польских пленных из концентрационного лагеря «Собибор» наш паблик подробно писал в публикации «Собибор. Подвиг, который не украсть».
Однако сегодня речь идёт не об этом. Если в советское время «благодаря» усилиям журналистов Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга по формированию мифа о «Холокосте», подвиг техника-интенданта 2 ранга Александра Печёрского, Лейба Фельдгендлера и их товарищей в СССР не афишировался (хоть и не был забыт), то сегодня о нём – вспомнили. Хотя вспомнили как-то странно…
Во-первых, в прошлом году Польша отказала Российской Федерации в праве участвовать в создании мемориала жертвам Собибора. Уж на что имеет разные с Россией геополитические интересы Израиль, но и его политиков такое отношение откровенно возмутило.
Во-вторых, крайне странной реакцией на экранизацию книги о побеге из Собибора. Тут необходимо остановиться подробнее. История побега из Собибора была экранизирована дважды. Первый фильм 1987 года с Рутгером Хауэром в роли Александра Печёрского в «перестроечном» СССР прошёл практически незамеченным: во времена горбачёвской «перестройки» советских людей принято было стыдить, называть «совками», «рабами» и пр. Героический образ, техника-интенданта Печёрского, созданный на экране Рутгером Хауэром, оказался у Горбачёва и его прихлебателей невостребованным. Не до того им было, чтобы вспоминать подвиг советских людей – другие были цели. Родину продавать. Вторая же экранизация этой истории – фильм Константина Хабенского «Собибор», вышедшего на экраны в мае 2018 года. И – снова «не в кассу».
Разбирать достоинства и недостатки фильма Константина Хабенского – дело неблагодарное. Как минимум потому что каждый оценивает для себя. Но обращает на себя внимание несколько неприятных тенденций.
Во-первых, самодовольство и самовлюблённость комментаторов 18+, которые судят о вещах, которых не знают. Вот просто несколько моментов:
«…Лагерь военнопленных, душегубка, бараки, изнурительный труд, организация побега, но не маленькой группы узников, а всего лагеря... Уже в этом мне видится какая-то нереальность...» Lacrimosa7002 (28 лет)
«…съемки фильма "Собибор" - это часть политической конъюнктуры из разряда "давайте нагадим ненавистному Западу"…» Andy Goldred
И прочие – несть им числа. Кем нужно быть, чтобы вот так, легко и бездумно вытирать ноги о подвиг людей в Великой Отечественной Войне (да, именно в Великой Отечественной, «Второй Мировой» её пусть гитлеровцы-зубовы называют). Хорош или нет фильм Константина Хабенского «Собибор», это фильм о реально совершённом подвиге. И именно с этой точки зрения его стоит оценивать. Рассуждения же о «конъюнктурности темы» или «верю-не верю», простите, идут по той же категории, что и существа, демонстративно жарящие крабовые палочки на Вечном Огне.
В-третьих, в отечественной прессе по отношению к побегу из Собибора активно разыгрывается «еврейская карта». И если бы беглецами были не евреи, то об этом якобы не говорили бы, и сомнения в том, что «Собибор» действительно был лагерем, предназначенным для евреев, и разговоры о «еврейском засилии» и «пропаганде исключительных страданий евреев»…
Давайте в конце концов – проведём грань. Да, действительно, Василий Гроссман и Илья Эренбург фактически стали творцами идеологии «Холокоста», при помощи которой США и Израиль сегодня «подсаживают» Европу (и пытаются «подсадить» Россию) на «комплекс вины», заставляя «платить и каяться». Да, действительно, масштабы т. н. «Холокоста» завышены. Да, действительно, история Собибора использовалась при создании «холокостовой» мифологии. Но люди-то тут при чём?
Ну да. Простые люди, которые в стремлении спасти свои жизни стали героями. И не просто героями. Никто сегодня не сможет оценить, скольким узникам нацистских лагерей дал волю к сопротивлению этот прецедент: целый лагерь прорвался на свободу и совершил побег. Пусть до Победы дожили единицы. Они вышли из лагеря смерти и это – главное.
Какое значение имеет национальность главных героев истории? Да – никакого. А вот воспитание – имеет. Ведь ещё до прибытия Александра Печёрского и его товарищей в Собибор, заключённый – бывший глава юденрата города Жолквы, Лейб Фельдгендлер организовал группу своих товарищей, готовых к сопротивлению, но… Но начать реального сопротивления они не смогли. А затем прибыли советские военнопленные, среди которых был техник-интендант 2 ранга Печёрский. Ключевое слово - "советские".
Группа выживших узников Собибора. Сидит в форме - Печёрский. Стоит крайний справа - Фельдгендлер. Они дожили до освобождения. К сожалению, не все доживут до победы...
И писатели Ричард Рашке и Илья Васильев, и режиссёры Джек Голд и Константин Хабенский при всей неоднозначности их оценок признали одно: в прорыв заключённых повели советские люди. С советским воспитанием. И об этом надо помнить. В СССР стремились создать новую нацию «советский человек» и история с побегом из Собибора, равно как и более поздний массовый побег из лагеря «Маутхаузен» в начале 1945 года доказали – в СССР это удалось. Удалось за немыслимо короткий срок создать нового человека – человека, способного с голыми руками пойти на вооружённых противников и – победить. Человека, способного совершить невероятное, и, пожав плечами, пойти по жизни дальше, как ни в чём не бывало.
Именно поэтому, чувствуя ущербность «человека современного», устремлённого душой и мыслями в свой кошелёк и неспособного к серьёзным жертвам, перед «человеком советским», устремлённого мечтами – в небо, а душой – к всеобщему счастью, и беснуются «критики». Особенно те, которые Советского Союза по молодости своей не застали. Потому что оценить по заслугам подвиг узников Собибора значит – честно признать их превосходство над сегодняшней человеческой массой, привыкшей рассуждать о гуманизме, сидя в тепле за стаканом вкусного напитка на сытый желудок и не представляющей, что такое испытывать голод.
Не лапайте грязными руками подвиг заключённых из Собибора. Александр Печёрский, Лейб Фельдгендлер и их товарищи не заслужили того, чтобы быть разменной пешкой в информационной войне. Пожалуйста, оставьте в покое их память!
Оценили 0 человек
0 кармы