Исаакиевское обострение

5 1510

К традиционным для Петербурга хроническим заболеваниям вроде неизлечимого гайморита или сезонной депрессии следует добавить теперь ежегодное Исаакиевское обострение, которое обычно наступает во время очередного поста.

В этом году церковники действовали по пословице «готовь сани летом» и в конце августа инициировали конкурс на звание православного символа Петербурга, куда в число 78 городских и областных храмов включили сразу три музея: Исаакий, Спас-на-Крови и Петропавловку. То, что это был конкурс с предсказуемым результатом, можно было догадаться по его примитивной организации. В полуфинал выходили те храмы, у которых набиралось самое большое количество присылаемых творческих работ безотносительно к их качеству: фотографий, рисунков, видеороликов и литературных произведений. Среди участников-прихожан были настоящие спамеры, которые в день присылали по 10 стихотворных творений или по 20 фотографий. Если это были стихи, то в них постоянно повторялся набор «купель-метель» и «творить-молить». Фотографии в основном изображали священнослужителей и напоминали собой композицию «Григорий Распутин среди своих поклонниц». На проведение конкурса были брошены все доступные епархии ресурсы: ролики с участием знаменитостей и реклама, что называется, из каждого утюга. Сайт епархии сообщал о 300 рекламных поверхностей наружной рекламы, 180 плакатах в метро и роликах на 700 экранах в наземном транспорте. Спонсоры конкурса по своей репутации были под стать высшим церковным иерархам Петербурга. Например, глава агентства «Generation Brand & Communications» Борис Григорьев, по расследованию активистов группы «Защитим Исаакиевский собор», давно является звездой сайта antijob. Бывшие сотрудники этого агентства жалуются на обман и невыплату зарплаты по три месяца, пока их начальник ходит крестными ходами и молится на богослужениях.

В день голосования 18 ноября на призыв выбрать православный символ города откликнулось только 7693 человека. Из них 1446 проголосовали за Исаакиевский собор. На следующий день митрополит Варсонофий созвал целую конференцию на тему «люди проголосовали — теперь Исаакиевский собор наш». О том, много это или мало – около восьми тысяч участников, из которых полторы тысячи православным символом выбрали Исаакий – можно судить по такой досадной для Петербургской епархии мелочи, как «день открытых дверей» в Петербургской синагоге. Это мероприятие проводилось тоже в воскресенье 18 ноября. Никакой рекламы на улицах, по телевидению и в метро не было. Но даже по самым скромным подсчетам, в синагогу за шесть часов работы посетило примерно 15 тысяч человек (в прошлом году было 7 тысяч). Полтора десятка тысяч людей за полдня – это чуть меньше, чем посещает Артиллерийский музей в Ночь музеев, куда обычно приходит до 18 тысяч посетителей.

Получается, что в день голосования за православный символ жителям и гостям Петербурга важнее была экскурсия в синагоге, чем участие в многоходовом конкурсе местной епархии с непрозрачным механизмом голосования и предсказуемым результатом.

Не прошло и десяти дней после конкурса, как синхронно с атакой вандалов на памятник Канту в Калининграде на заборах петербургских церквей появился призыв выйти 2 декабря на крестный ход вокруг Исаакиевского собора. В объявлении был такой текст: «Сделайте доброе дело: выгоните музейную нечисть». Крестный ход анонсировался как «начало передачи Исаакиевского собора церкви». Судя по тексту объявления, над его составлением трудились поселенцы Северной столицы (петербуржцами их назвать язык не поворачивается), которые, по всей вероятности, живут в городе уже второе поколение, но при этом ни разу не бывали ни в Эрмитаже, ни в любом другом музее. Опыт борьбы с «музейной нечистью» у поселенцев Петербурга уже имеется. Нынешний «настоятель» Исаакиевского собора А. Исаев в свое время при помощи силовой и финансовой поддержки за пять месяцев построил в Парке Победы храм. Прямо на том месте, где находились печи кирпичного завода, переоборудованного в годы блокады в крематорий. Охранный статус территории и захороненный пепел ленинградцев деловитого церковнослужителя не смутил. Свой храм он строил без разрешения, да еще в коттеджно-дачном стиле. Теперь Исаев, бывший когда-то настоятелем храма в Купчино, периодически мобилизует обитателей этого района для того, чтобы на пепле «музейной нечисти» построить свой свечной заводик.

2 декабря никакого крестного хода не состоялось. Зато на градозащитную акцию вышли активисты группы в контакте «Защитим Исаакиевский собор». Они провели флешмоб «билет в музей». На акцию пришло 40 человек.

Много это или мало, можно судить по следующему факту. Во время архиерейской службы в приделе св. Екатерины в Исаакиевском соборе 7 декабря (которая была заявлена как начало передачи собора РПЦ) помолиться пришло примерно 75 человек. Это те люди, которым вдруг перестало хватать места в отведенном в Исаакии для церковных служб приделе Александра Невского. Защитников музея на флешмобе было в два раза меньше, но при этом они все купили билеты для прохода в музей. У православных прихожан, которым «негде молиться», аргумент в пользу возвращения Исаакиевского собора РПЦ только один: «Мы хотим бесплатно приходить в собор». Второй аргумент сводится к почти магическому буквализму: «На фронтоне собора написано, что это дом молитвы, поэтому Исаакиевский собор должен быть храмом». К этому следует добавить, что на здании 104 по Московскому проспекту, переданного Новодевичьему монастырю, тоже написано «Свято-Владимирская школа», а там на первом этаже размещается вип-сауна. При этом православные верующие не возбуждаются таким соседством и не требуют выселения сауны.

Хотя защитников Исаакия на флешмобе 2 декабря было всего 40 человек, но с ними были депутаты Борис Вишневский и Максим Резник. На архиерейскую службу же службу 7 декабря в Исаакий не пришел ни один чиновник, даже спикер Петербургского парламента Вячеслав Макаров, который двумя днями ранее сбросил с себя маску воина Христова и откровенно заявил, что вопрос с передачей Исаакия РПЦ нужно решить окончательно, потому что власть не должна быть импотентной.

Глава законодательной власти Петербурга не учел того факта, что для него и Варсонофия роскошный Исаакиевский собор является примерно тем же, чем для мужчин со скромными достоинствами автомобиль размером с ларек или дачный коттедж. Достаточно взглянуть на митрополита Петербургского и Ладожского, рост которого не превышает ступеньки Исаакия, чтобы понять, что он сопоставим с творением Монферана примерно так же, как по глубине своих высказываний вице-адмирал Мухаметшин с «Критикой чистого разума».

Если уж переводить проблему Исаакия в сексологический дискурс, то у Исаакиевского собора пока что две возможности: либо он остается незыблемым (в прямом и переносном смысле) символом величия России, включая политическую власть, либо воины Христовы превращают его в свой ларек для духовных утех, в котором они будут имитировать православие.

Елена Рыйгас ассоциированный научный сотрудник СИ РАН.

Предпоследний абзац просто шикарен! Браво!

Российские попы - скрытые мазохисты. 
Им так понравилось, что с ними сделал русский народ в 17-м году, что не терпится повторить.

КОМУ ФИЛОСОФ ИВАН ИЛЬИН ВРАГ?

      Из мухи делают слона! Как? Очень просто. Студенты РГГУ восстали и написали петицию. Летом прошлого года ученый совет Российского государственного гуманитарного унив...

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • Храм строили христиане. Он должен принадлежать им по праву.
  • я так понимаю что церковники прибирают к рукам артефакты предыдущей цивилизации.чтобы не возникало вопросов у народа,почему раньше строили лучше чем сейчас.