В начале моих исследований, за самые яркие Точки изломов нашей истории я решил взять две величайших "погибели земли Русской". Что может сравниться по драматизму и катастрофическим последствиям для нашей государственности с монголо-татарским нашествием 1237-1241 годов, помноженным на невероятный по силе натиск католического Запада? Только перевороты и Гражданская война с интервенцией 1917-1921 годов, когда даже ленивые греки с румынами посчитали возможным поживиться на развалинах России.
Не скрою, что в девяностые годы двадцатого века возникал соблазн сопоставить с ними по значимости события 1987-1991. Немало моих коллег по умственным забавам пытались отождествлять наших нардепов с русскими князьями. Было крайне забавно. Тут уж как говорится своя рубашка ближе к телу. Зачастую кажется, что твоя царапина болит сильнее, чем чужая открытая рана. Часто бывает, что во времена приходящих трудностей кое-кому так и хочется закричать: "Мор. скоро будет мор!"
Но уже к двухтысячным начало приходить осознание того насколько велик был запас экономической, политической и военной прочности, заложенный нашими мудрыми предшественниками в СССР.
А вот в начале XX и в середине XIII века этого явно не доставало. Сильнейшая внешняя агрессия, как нельзя кстати, наложилась на внутренний политический и экономический разлад в государстве. Звенят мечи княжих усобиц, надрываются в спорах депутаты Государственной Думы, а где-то уже объезжены боевые монгольские кони, отковано оружие, отпечатаны деньги для оплаты услуг "старых большевиков" и прочих "друзей" народа Российского, как черви вгрызающихся в ослабевшее тело Империи.
Но, что было для меня наиболее удивительным, так это события, предшествовавшие этим датам ровно за двенадцать-четырнадцать лет. Здесь явно не обошлось без Божьего промысла. Уж слишком явными и четкими были предупреждения о грядущей катастрофе. 1223 год. Тумены Субудая железным потоком опустошают Северное Причерноморье. Разгромлены на Калке объединенные силы русских князей и половцев. За топотом копыт монгольской конниц еще не слышны выступления делегатов третьего съезда РСДРП и шестого Сионистского конгресса, но они обязательно зазвучат в 1903 году. тут бы объединиться всей страной, покаяться, оставить распри и сплотиться перед надвигающейся угрозой. Но не тут-то было. На одной изломной Оси истории льется русская кровь за большие и малые княжеские уделы и свистя пули на Пресненских баррикадах.
И все это в то время, когда не дремлют недруги, когда Россия сдает свои позиции на Дальнем Востоке в войне с крошечной Японией, а на западных границах Руси уже точатся мечи рыцарских орденов и рассылаются папские буллы, призывающие к истреблению схизматиков. Меняются географические масштабы, увеличивается население, сменяются имена врагов, княжество давно уже превратилось в Империю, а страсти людские остаются прежними. Всем хочется власти и богатств при странной уверенности в собственной безнаказанности. И вновь страна стоит на пороге гибели в одной и той же поворотной точке, жестко привязанной к каркасу ее истории. Только с каждым витком исторической спирали порог все выше, а развергающаяся впереди пропасть все глубже. И уповать можно лишь на Бога, ибо впереди только два пути - либо переход на более высокий уровень, либо твоя история растворится в историях более достойных народов, еще способных на развитие.
680 лет. Вот он Большой цикл истории России. Одно из звеньев цепи, которое всегда может стать последним.
Но в огне пожаров горят рукописи, а сабли завоевателей и реформаторов выкашивают носителей устной традиции. Слишком уж часто бывало это в нашей стране, слишком скудны описания нашей древней истории. Очень трудно оценить события, используя периоды в 680 лет. Поэтому я позволил себе предположить существование Малых циклов в 340 лет, по истечению которых Большой цикл проходит половину своего пути и так же опирается на жестко фиксированные поворотные точки. Однако в это время происходит скорее всего трансформация тех сфер жизни нашей страны, которые подвергались активному реформированию в Точках излома, естественно сопряженная с оппозицией и сопротивлением недовольных, но безусловно более мягкая.
Зная громадную роль вопросов веры и религии в России, ту защитную и объединяющую роль Русской Православной церкви в нашей истории я решил обратить внимание на времена Выбора веры Владимиром Красно Солнышко. 986-988 годы. В это время государство явно нуждалось в новой национальной идее, которая сплотила бы людей посильнее мечей княжеской дружины. Такой идеей и стало принятие на Руси христианства. Почему бы не воспользоваться тем, что хорошо работает и уже вознесло Византию и Рим над другими народами, вместо попыток выстроить новое здание на старом фундаменте.
Естественно, революционная смена веры с язычества на христианство не могла произойти за столь короткий срок, но его было вполне достаточно для осознания перспектив и выбора стратегии дальнейшего развития. Шестибожие, этот собор из основных племенных богов, ограничивало новое Русское государство в его стремлении к расширению и усилению влияния на этнически и религиозно разнородных соседей. Да и религия добра и светлой любви, окропленной божьей кровью, была куда привлекательнее прежнего дуализма с его оправданием зла, как неизбежности. И пусть сейчас кто-то пытается молиться старым богам, но что-то подсказывает мне, что современникам этих событий на их месте было виднее.
Иначе писали бы мы сейчас совсем не о Русской истории и возможно даже не по русски.
Или кому-то мало примера наших родственников Венедов-Венетов-Вандалов-Энетов, основавших в Европе так много и сгинувших так безвозвратно? Ну выбрали каждый себе верховного племенного бога, ну решили, что он выше богов их соседей, а дальше уже посчитали, что и они сами выше и достойнее своих братьев. И потекли реки родной крови, пошли караваны пленников в Кордову и далее в Африку и на Восток под "дружеские" подбадривания и потирания рук недремлющих инородцев. Прав же был Маврикий, когда писал еще в VI веке о славянах, что при радушном обращении с гостями "они вечно во вражде друг с другом". А дальше не успели оглянуться, как бывшие славяне, все эти "выруси" и "Иваны (вене) не помнящие родства" стали немцами, французами, итальянцами, англичанами и прочими именами. Исчезла история их Рода, превратившись в падчерицу истории более достойных перед лицом Бога народов. И никто, кроме профессиональных историков, уже не вспомнит всех этих Рарогов, Черезпенян, Лужичан, Ободритов, Укров и прочих. Никто не расскажет их детям о подвигах предков. Однако, иногда все те же инородцы возьмут да и раскрасят картину прошлого и выставят ее на всеобщее обозрение,да только уже в своих цветах, нужных для решения их собственных задач.
А что же через 340 лет? Именно в 1326-1328 годах Иван Калита способствует переезду Русского митрополита с Юго-Западной Руси на Северо-Восток во Владимир, а затем в Москву. Опять пришла пора выбора новой национальной идеи. Ну нельзя было представить без этого развития Москвы, как ядра дальнейшего объединения Руси. Но это середина Большого цикла и государство нуждается в отеческой помощи церкви, не вмешиваясь огнем и мечем в вопросы веры.
Что же мы видим по истечении Большого цикла, прошедшего после Выбора веры? Все как и 680 лет назад. Окрепшее государство вновь пытается силовыми способами решать кому и как молиться. 1666-1667 годы. Опять возникла нужда в идеях, соответствующих новым амбициозным целям. Время радикальных реформ. Сменой направления в пределах одного и того же мироустройства уже не обойтись. Вот уже устранен, возвышенный некогда Никон, расстрижен Аввакум, тянет гарью от костров, переполняются узилища, текут обозы с осужденными по дальним монастырям, бегут верные старым традициям в приграничье. А как же иначе? Ведь "Добрыня крестил мечем, а Путята огнем". И опять дело затягивается на многие годы, но заглядывая в прошлое мы, прежде всего, обращаем внимание на даты проведения Большого Московского Собора.
Минуло еще 340 лет. И вновь Российское государство нуждается в отеческой объединительной помощи церкви. Но ему нужна только трансформация. Еще одной революции и радикальной реформации оно просто не выдержит. Пришло время для смирения гордыни и договоров. 2007 год. Подписание Акта о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ Московского Патриархата. Я думаю, что эту дату оценят потомки. Вновь собираем камни и прекращаем распри. И пусть пропасть под ногами не столь велика, как в семнадцатом, но путь столь же тернист, точка в истории России по-прежнему поворотная. Страна опять как никогда нуждается в национальной идее.
Невероятно правильным было возвращение к итогам, воспоминание о бескорыстных подвигах предков. Но следует помнить, что никакие человеческие подвиги не ценны сами по себе. Важно лишь то, что соответствует Божьему промыслу, идеалам добра и любви. Иными словами: Империя жива пока в программе, пока способствует духовному росту человечества и не тормозит его.
Велико желание, но крайне сложно заниматься экстраполированием в условиях скудности письменных источников, но могу предположить, что и в 646-648, 306-308 годах было не легче. Думаю, что и тогда остро стояли вопросы выбора национальной идеи. Пусть там не было стройной системы Православия, но без общности веры, морали и религии государственное строительство не возможно. А вследствие этого процессы должны были протекать аналогично, иначе не было бы в нашей памяти антов и дулебов и не кому было бы передать нам крылатое: "Погибоша, аки обри"
(продолжение следует)
Оценили 0 человек
0 кармы