В продолжение исследований теории Фурье. Думаю пользователям Конта будет любопытно узнать о его трактовке легенды об изгнании человека из Рая.
Прежде чем рассказать об этом, сделаю краткий курс в теорию Фурье о развитии человечества.
Итак, Фурье считает идеальным общественный строй, состоящий из так называемых "прогрессивных серий", то есть коммун, существующих по определенным правилам. Человечество обретет счастье, когда наконец все люди научатся жить в прогрессивных сериях (с чем я лично согласен). Развитие человечества состоит из 4 основных этапов:
1 - Восходящей разобщенности - 5 000 лет;
2 - Восходящего сочетания - 35 000 лет;
3 - Нисходящее сочетание - 35 000 лет;
4 - Нисходящая разобщенность - 5 000 лет.
Каждый этап также разбивается на несколько периодов. На самом первом периоде своего существования человечество естественным образом объединилось в серии. Этому способствовали несколько факторов: а) отсутствие предрассудков (вот тут и заключается ловушка левых движений, которые очень стремятся к этому, в СССР слава богу от этого ушли); б) малая плотность населения; в) отсутствие материальных признаков богатства, типа украшений или оружия, "в противоположность этому припасы и подверженные порче богатства находились в большом изобилии"; г) отсутствие диких зверей (без комментариев); д) красота людей (тоже без комментариев).
Фурье указывает, что в первобытных прогрессивных сериях вовсю существовали неравенство и разобщенность (как ни странно это кажется).
Напоминаю, что основа прогрессивных серий по Фурье: неравенство и разжигание страстей. То есть стимулом для работы служат страсти, а неравенство позволяет поддерживать их огонь достаточно высоким. Не надо сразу думать о несправедливом неравенстве. Фурье не говорит о справедливом распределении, но если учесть его критику буржуазного строя и особенно его несправедливость, то становится понятно, что Фурье говорит о справедливом неравенстве - когда тот, кто больше работает, больше и получает.
Что касается отсутствия общности, то Фурье базируется на индивидуалистических принципах. То есть "прогрессивная серия" существует не за счет чувства коллективности, а за счет... справедливого неравенства, которое очень хорошо вписывается в принципы индивидуализма.
"Страсти в ту пору (в период первобытных прогрессивных серий) были более бурны, чем ныне. Людям отнюдь не была присуща пастушеская невинность, существовавшая лишь в воображении поэтов. Мужчины были горды и чувственны, рабы собственных фантазий; женщины и дети — то же. Эти мнимые пороки служили залогом единения и вновь станут залогом социального единения, как только сформируются серии" - пишет Фурье.
Потом, в процессе развития, первобытные серии пришли в разобщенность, но люди продолжали помнить, что когда-то они очень хорошо жили. Дальше опять предоставляю слово Фурье:
...люди, вероятно, пробовали для сохранения первобытного строя прибегать к различным мерам, более или менее тщетным. Когда же окончательно была понята невозможность восстановить этот превосходный социальный строй, видя, что вечное сожаление об утраченном счастье ввергает народы в апатию, порождая в них отвращение к труду, вожди племен постарались ослабить воспоминание об утраченном благополучии, которое не могло уже возвратиться, так как повесть о нем вносила лишь смятение в социальный строй, пришедший на смену первобытному.
Таким образом все вожди сообща решили извратить традицию; вытравить ее было невозможно, пока живы очевидцы, но легко удалось обмануть последующие поколения, не видавшие строя производственных серий. Нарочито, чтобы возбудить сомнение, стали распространять повествования противоположного характера; отсюда — более или менее нелепые, широко распространенные на Востоке басни о земном рае, откуда был изгнан человек.
Так появились вымышленные сказки, фальсифицировавшие подлинную традицию, извращение которой было в интересах племенных вождей. Все эти легенды, легшие в основу древних религий, служат остовом великой истины: задолго до теперешних обществ существовал строй более счастливый, память о котором смутно живет у восточных народов, когда-то им наслаждавшихся.
Я, правда, не понял, причем тут восточные народы. Видимо дело в том, что христианство пришло с востока.
То есть, перефразируя Фурье, легенда об изгнании из рая свидетельствует о существовавшей некогда справедливом общественном строе, который был утерян.
Но дело в том, что первобытный справедливый строй, который кстати называют первобытным коммунизмом, исследовали достаточно подробно и давно. В серии статей "О коммунизме и марксизме" Сергей Кургинян пишет о Поле Лафарге, зяте Маркса, который очень хорошо разбирал вопрос первобытного коммунизма.
Характерно, что важным штрихом в описании первобытного коммунизма является описание семейных отношений.
"...Лафарг выдвигает свою модель, позволяющую определить место этого мифа (имеется в виду миф о Прометее) в античном мироустройстве.
Согласно этой модели, опирающейся на современную Лафаргу науку, матриархат предшествовал всем остальным формам обустройства семейной жизни, используемым человечеством на разных периодах его истории.
Согласно этой же модели, общество в целом устроено так, как устроена его семейная жизнь.
И, наконец, согласно этой же модели, религиозные представления вообще и мифы в частности зависят от того, каково устройство семейной жизни, а значит, и устройство общества в целом.
Для Лафарга первобытный коммунизм и матриархат прочнейшим образом связаны между собой"
Тут происходит пересечение построений Фурье и исследованиями Лафарга. Первобытный коммунизм Лафарга пересекается с первобытными прогрессивными сериями Фурье. Отсутствие предрассудков - с матриархатом. Справедливое деление материальных ресурсов хозяйкой сообщества - с обилием припасов и богатств по Фурье.
В дальнейшем и продолжу вас знакомить с интересными моментами учения Фурье. Надеюсь эта статья была интересна.
Оценили 19 человек
66 кармы