Покажите «Собибор» Коле из Уренгоя!

10 4670

Вышел на большие экраны фильм Константина Хабенского «Собибор», снятый по историческим событиям восстания в одноимённом концлагере.

Мне удалось посмотреть фильм до официальной премьеры, и я с нетерпением ожидал первых рецензий кинокритиков после начала проката, для того, чтобы сравнить личные впечатления с тем, что напишут те зрители, которые излагают своё мнение за гонорары.

Как и ожидалось, отзывы и рецензии посыпались противоречивые, идеологически заряженные.

Большинство прочитанных мной на сей момент отзывов критиков и зрителей — положительные, с некоторыми оговорками. Основная критика картины сосредотачивается на некоторых режиссёрских решениях дебютанта в этой профессии Константина Хабенского. Однако, одна из самых первых и самых негативных рецензий, которую я прочитал, была размещена на еврейском портале от имени инфантильного молодого человека, которого возмутило то, что в фильме один раз прозвучало имя Сталина, от чего у критика случился припадок. Очевидно, что молодой еврейский критик неверно понял совокупную позицию руководителей еврейских общин, фильм принявших благосклонно, не смотря на советского офицера и упоминание Сталина.

Не даёт критикам покоя и тот факт, что автором идеи фильма выступил Владимир Мединский. Но нам, обычным зрителям, это должно быть безразлично, поскольку министр культуры никак на сценарий, на подбор актёров и на съёмки картины не влияет, у него есть более важные занятия. Определённой категории кинокритиков из телеграм-каналов очень мешает то, что в картине много евреев-жертв. Евреям сочувствовать и сопереживать русскому патриоту никак невозможно! У иных кинокритиков даже находит понимание и согласие тот факт, что часть бежавших из лагеря смерти евреев выдали фашистам местные жители, потому, что евреи из концлагеря жалкие и грязные и кто таких захочет спасать? У некоторых критиков трагическая история тысяч людей, вызывает гадливость и отвращение от того, что Хабенский очень некрасиво показал фашистов, выставил извергами и садистами. Это же недопустимо и недемократично!

Сразу скажу, что дебютная режиссёрская работа Хабенского получилась не лишённой недостатков, но в целом достойной. Фильм «Собибор» представляет собой крепкую историческую военную драму, которая вызовет интерес в процессе просмотра даже у скептически настроенного зрителя, вроде меня. А я поначалу сомневался, что этот актёр способен снять хороший фильм.

В картине снялось много иностранных актёров, которые говорят на четырёх языках, как минимум. В российском варианте оригинальная речь актёров слегка приглушена, так что её можно расслышать, и поверх неё наложен дубляж. На мой взгляд, это сделано зря, субтитры предпочтительней, но большинство российских зрителей этот вариант озвучки одобрит, потому, что он более привычен. Актёры в фильме говорят на немецком, русском, польском. Наверное есть и другие языки, за дубляжом сложно разобрать. Соответственно в фильме снимались, кроме русских, немецкие и польские актёры, которые все показали себя отлично.

Крупных недостатков у картины нет. В качестве мелких недостатков можно указать некоторые несколько примитивные режиссёрские приёмы, которыми воспользовался режиссёр, чтобы зацепить зрителя и вызвать у него эмоции. Также мне не понравилось, как была выстроена любовная линия Александра и Люки, которая по замыслу Хабенского, как он его раскрыл в интервью, должна была подтолкнуть к активным действиям его героя.

Лишь два раза я сказал себе «не верю» во время просмотра - в фильме узники разгуливали почти свободно по лагерю, женщины свободно общались с мужчинами и находились с ними в одних помещениях. Но после прочтения статей о лагере смерти, я согласился, что такое вполне могло быть. Второй раз — во время показа странной вакханалии немцев, когда они напивались на подиуме под открытым небом и издевались над узниками. Как сказал Хабенский, вся эта сцена выдумана от начала и до конца, но так могло быть. Доверимся создателям.

В чём надо упрекнуть Хабенского, это в том, что он достаточно сильно отступил от исторических реалий. Основную массу охранников в лагере «Собибор» составляли украинские националисты, добровольные сторонники нацистов, которые относились к заключённым хуже, чем относительно малочисленное немецкое руководство. К сожалению, никто не задал режиссёру вопрос, отчего украинские пособники никак не представлены в его картине.

Александр Печорский — главный герой — мало похож на реального человека - советского офицера, высокого харизматичного блондина, организатора одного неудачного побега в прошлом, который с первого дня своего появления в лагере смерти развил бурную деятельность по подготовке восстания.

Почти все актёры играют убедительно, особенно иностранные. Не вытягивает только бывшая депутат Госдумы Кожевникова в самой крупной женской роли. Сам Хабенский в главной роли тоже относительно неплох, но я считаю, что он зря решил и играть и ставить фильм одновременно. Уверен, фильм бы выиграл, если бы Хабенский выбрал на роль главного героя другого актёра, более молодого и отслужившего хотя бы срочную службу в армии, от которой знаменитый актёр в своё время «откосил». Человек, никогда не попадавший хотя бы на неделю на армейскую гаупвахту (на губу), не бывший в роле молодого бесправного «духа», не сыграет абсолютно убедительно пленного офицера, необходимой базы нет. Но где же найти сейчас в России молодых актёров с армейским опытом? Их тоже нет.

В картине правильно расставлены акценты. Фашисты ведут себя как должны вести себя фашисты, то есть, как злобные и жадные упыри, которые подпитываются страданиями своих жертв и радуются каждой дорогой цацке, которую находят среди отобранного у жертв имущества. Нет попытки оправдать фашистов, показать что они тоже обычные люди, оказавшиеся в сложных обстоятельствах, хотя и присутствует неуклюжая попытка показать сложный внутренний мир главного фашиста — начальника лагеря. Евреи режут фашистов в день побега так же деловито, как до этого фашисты уничтожали их. Зритель им в этот момент искренне сопереживает и желает удачи, что, несомненно, очень правильный эффект.

Европейские евреи показаны покорными и запуганными, во всём уповающими на божью волю. Советские евреи, среди которых главный герой, показаны как люди, которые рассчитывают на свои силы, сами занимаются сами своим спасением, и попутно спасают других. В этом плане примечателен диалог между Печерским и девушкой Люкой (её играет шведская актриса), с которой у того возникают романтические отношения. Люка призывает Печерского не трепыхаться, а довериться воле Божьей, смириться и ждать чуда. Её собеседник не спорит с ней. Его ответ на аргументы девушки выражается в его поступках. В итоге, смирная и покорная Люка умирает на руках Александра от пули надзирателя, и таким образом создатели фильма показывают, кто прав в этом споре. Для особо непонятливых зрителей в титрах в конце фильма разъясняется, что все, кто решил не участвовать в побеге и остался в лагере, были немедленно казнены фашистами. А между прочим, реальная Люка была дочерью коммуниста и активно участвовала в подготовке восстания. Хабенскому можно простить такое вольное обращение с историей, ради той идеи, которую он сумел донести до зрителя.

Вот только миллион израильских религиозных евреев, которые не хотят служить в собственной еврейской армии, никогда фильм Хабенского не посмотрят, им посещать кинотеатры запрещает вера, и основную идею фильма они не смогут оценить. Зато картину посмотрелb премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху и президент Путин. Также фильм был показан в Совете Федерации, Госдуме, в российском посольстве в Вашингтоне, где его посмотрели представители Госдепартамента и опять же, израильские дипломаты из дипмиссии в США. 9 мая фильм покажут в Берлине. Мировая премьера же состоялась в Варшаве. Это очень смелый шаг создателей фильма, в свете того, что недавно в Польше принят закон, согласно которому, упоминание об участии поляков в преступлениях немецких фашистов на территории Польши и о деятельном вкладе поляков в геноцид евреев, является уголовным преступлением. В финальных титрах упомянут факт, что значительную часть бежавших из лагеря убили или выдали немцам поляки.

Да, уважаемый читатель, в фильме звучит русская речь, но там нет русских. В фильме Хабенского есть отрицательные персонажи — немцы, и персонажи, к которым у зрителя рождается сочувствие и сопереживание — евреи из разных стран, говорящие на разных языках. Если остальных создатели фильма ловко вывели за скобки, то русские, по свидетельствам очевидцев, в лагерь смерти «Собибор» не направлялись, отсутствие русских не является прихотью сценаристов и режиссёров.

Некоторой части российского зрителя возможно будет трудно сопереживать героям - таким непохожим на него европейским евреям прошлого века. И фильм Хабенского достаточно сильно отличается от других фильмов российского кинематографа, посвящённых Великой Отечественной Войне из-за выбора темы и всего, что с этим связано. Но, несмотря на это, я всё же советую вам сходить на фильм в кинотеатр, потому, что в целом, фильм хороший. Даже если вас затянут на фильм, как меня, помимо вашего желания, то он вас всё равно увлечёт. Шедевром картину не назвать, самых высших балов она не заслуживает, но, несомненно, стоит денег, потраченных на билет. Не все фильмы про эту войну должны быть про шпионов, снайперов или про танки-самолёты-пушки и великие сражения. Такие фильмы, как «Собибор», тоже нужны. Тем более, что и достойные фильмы про танки есть и будут в нашем прокате.

«Собибор» Хабенского можно сравнить с советским фильмом «Иди и смотри», в них есть нечто общее. И если «Иди и смотри» имеет право на почётное место, то и «Собибор» тоже, хотя ему и не повторить успеха советской картины. «Собибор» не предназначен исключительно для российского проката, он снят так, чтобы удовлетворять международным требованиям и рассчитан на широкую аудиторию. И тут стоит пожелать ему всяческого успеха. В своё время картина «Иди и смотри» также шокировала зарубежного зрителя и вышла в мировой прокат.

После многочисленных тошнотворных поделок на тему той войны от забронзовевших мэтров российского кинематографа, у нас стали появляться, наконец, фильмы, за которые не стыдно. На фильм «Собибор» стоит пойти с подростками, рейтинг 12+ это позволяет. Тогда, возможно, ваш подросток не повторит «подвиг» мальчика Коли из Уренгоя или не станет поклонником фашистской символики и идеологии.

Пять минут хорошего настроения. Часть 28

Ребёнок  подрастает,  остаются  детские  вещи.  Захотела  помочь  какой-нибудь малоимущей семье. Посмотрела в интернете, чего они хотят. Оказалось, чт...

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Хоба!

Обсудить
  • Почему все время снимают для израильских зрителей на российские деньги? Еще и милостиво разрешили Сталина упомянуть разок! И советских офицеров изобразить не всегда пьяными и не насилующих всех подряд! Очень приятно такое утонченное понимание советской истории еврейскими зрителями.
  • а кто знает сколько погибло так называемых славян в 41-45 ? и какие восстания они организовывали ?
  • Равид, а вот эта фраза Хабенского -- - Мне было важно показать момент перелома, превращения из советского человека в человека нормального. В чем отличие? У советского общественное стоит превыше личного. Но, пройдя через ужасы и боль, офицер обращает внимание на женщину, которая его любит. И вот в пиковой сцене - во время вечеринки в лагере, где над заключенными издевались, где их убивали, - Печерский превращается в человека нормального. Это такая страшная ночь рождения нового мира. Когда уже приперло и отступать некуда. И когда он признается в любви женщине (ее сыграла шведская актриса Фелисе Янкелль. - Авт.), что несвойственно советскому человеку в погонах, у него за спиной появляются крылья. И это дает какую-то легкость в тяжелом решении о побеге. -------- Это комплимент советскому человеку или упрек?