Сущность и Личность по Гурджиеву

16 4222



...Вам необходимо понять, что в каждом человеке есть две совершенно отдельные части, как бы два разных человека - его сущность и его личность.

Сущность - это "я", наша наследственность, наш тип, характер, природа.

Личность - случайная вещь: воспитание, образование, взгляды, т.е. все внешнее. Это как одежда, которую вы носите; ваша искусственная маска, результат вашего воспитания, влияний вашего окружения, мнений, состоящих из информации и знаний: такие мнения ежедневно меняются, одно из них аннулирует другое.

Сегодня вы убеждены в одном, верите этому и желаете этого. Завтра под воздействием другого влияния ваше убеждение и ваши желания становятся другими. Весь материал, составляющий вашу личность, можно полностью изменить при помощи искусственных способов или случайно, вместе с переменой окружающих вас условий и места. Такая перемена может произойти за очень короткое время.

Сущность не меняется. Например, у меня смуглая кожа, и я останусь таким, каким родился. Это принадлежность моего типа.

Когда мы говорим здесь о развитии и изменении, мы говорим о сущности. Личность пребывает в рабстве; она способна измениться очень быстро, буквально за полчаса. Например, посредством гипноза можно изменить ваши убеждения. Это возможно потому, что они чужды вам, не являются вашей собственностью. А то, что относится к нашей сущности, - это наша собственность.

Мы всегда создаем мнения внутри сущности. Всякое влияние механично возбуждает соответствующее мнение. Вы можете любить меня механически; и таким образом механически регистрируете это впечатление обо мне. Но это не вы. Это впечатление приходит не от сознания; оно приходит механически. Симпатия и антипатия - это вопрос соответствия типов; глубоко внутри вы любите меня, и, хотя знаете умом, что я - плохой человек, что я не заслуживаю вашего расположения, вы не в состоянии разлюбить меня. Или еще: вы можете видеть, что я хороший человек, но вы меня не любите и таким образом дело остается на прежнем месте.

Но можно и не создавать внутренних мнений. В настоящее время вы не способны сделать это, потому что ваша сущность представляет собой функцию. Сущность состоит из многих центров, но личность имеет только один центр - формирующий аппарат.

...Дело в том, чтобы восстановить утраченное, не приобретать ничего нового. Это цель развития. Для этого необходимо различать сущность и личность, разделять их. Когда вы научитесь этому, вы увидите, что и как изменить. Тем временем у вас остается лишь одна возможность - учиться. Вы слабы, зависимы, пребываете в рабстве. Трудно вот так, сразу разрушить привычки, накопившиеся за целые годы. Позднее удастся заменить некоторые привычки другими, которые также будут механическими. Человек всегда зависит от внешних влияний; но некоторые влияния мешают ему, а некоторые нет.

Начнем с того, что нам необходимо подготовить условия для работы; таких условий много. В настоящее время вы можете только наблюдать и собирать материал, который полезен для работы; вы не в состоянии различать, откуда исходят ваши проявления-от сущности или от личности. Но если вы станете тщательно смотреть, вы, возможно, впоследствии поймете это. Пока вы собираете материал, вы не можете ничего увидеть: обычно у человека бывает лишь одно внимание, направленное на то, что он делает. Его ум не видит чувств и наоборот.

Для наблюдения необходимо многое, и прежде всего искренность с самим собою. Это очень трудно; гораздо легче быть искренним с другим. Человек боится увидеть что-то плохое, боится, что, заглянув случайно глубоко в себя, он увидит собственную дрянь, свое ничтожество. Мы имеем привычку отгонять мысли о себе, потому что боимся угрызений совести. Искренность может оказаться ключом, который откроет дверь, и сквозь нее одна часть нашего существа увидит другую. Обладая искренностью, человек способен смотреть и что-то увидеть. Искренность с самим собой очень трудна, потому что сущность обросла толстой коркой. Год за годом человек надевает на себя новую одежду, новую маску. Все это необходимо постепенно удалить; мы должны освободить себя, раскрыться. До тех пор, пока человек не раскроется, он не увидит. Есть одно упражнение, очень полезное в начале работы, оно помогает нам видеть себя, собирать материал. Это упражнение заключается в том, чтобы войти в положение другого человека. Нужно принять его как задачу. Объясню, что я имею в виду. Возьмем простой факт. Я знаю, что к завтрашнему дню вам нужны сто долларов, а вы их не достали, пробовали достать, но неудачно. Вы удручены. Ваши мысли и чувства заняты этой проблемой. Вечером вы сидите здесь, на лекции: одна ваша половина продолжает думать о деньгах. Вы невнимательны, нервозны. Если бы я был груб с вами в другой раз, вы бы не рассердились так, как сегодня. Возможно, завтра, когда вы достанете деньги, вы над собой посмеетесь. И вот, увидев, что вы сердитесь. я, зная, что вы не всегда бываете таким, пытаюсь войти в ваше положение. Я спрашиваю себя, как бы я поступил на вашем месте, если бы кто-то проявил ко мне грубость. Часто задавая себе этот вопрос, я скоро пойму, что если грубость вас рассердила или оскорбила, значит, в тот момент для этого имелась какая-то причина. Я скоро пойму, что все люди похожи друг на друга, и никто из них не бывает всегда хорошим или всегда плохим. Все мы одинаковы: как меняюсь я. так меняется и другой. Если вы поймете это и хорошо запомните, если вы подумаете о своей задаче и станете выполнять ее в нужное время, вы обнаружите много нового в себе и в своем окружении, много такого, чего раньше не видели. Это первый шаг.

Второй шаг - практика в сосредоточенности. Благодаря этому упражнению, вы сможете достичь другого. Самонаблюдение очень трудно, но может дать многое, большой материал. Если вы помните, как вы проявляете себя, как желаете, как регулируете, как чувствуете, вы узнаете многое. Иногда сразу же сумеете понять, что такое мысль, что такое чувство, что такое тело.

Каждая наша часть находится под разными влияниями; и если мы освобождаемся от одного, то становимся рабами другого. Например, я могу достичь свободы в сфере ума, но не в силах изменить эманаций своего тела - тело реагирует иначе. Человек, сидящий около меня, воздействует на меня своими эманациями. Я знаю. что мне следует быть с ним вежливым, но испытываю к нему антипатию. Каждый центр имеет свои собственные эманации, и временами от них нет спасения. Очень полезно сочетать упражнения в том, чтобы ставить себя на место другого, с самонаблюдением.

Но мы все забываем и вспоминаем только "задним числом". В нужный момент наше внимание оказывается занято, например. тем, что нам не нравится этот человек, и мы с этим чувством ничего не можем поделать. Но факты забывать не следует: их надо регистрировать в памяти. Вкус переживания сохраняется лишь в течение некоторого времени. Оставленные без внимания, проявления исчезают. Нужно отмечать происходящее в памяти, иначе вы все забудете. А ведь мы хотим - не забывать. Есть много вещей, которые редко повторяются. Случайно вы что-то увидели; но если не закрепить увиденное в памяти, вы забудете его и утратите. Если вы хотите "узнать Америку", вам необходимо запечатлеть ее в памяти. Сидя в комнате, вы ничего не увидите; нужно наблюдать жизнь. В своей комнате вы не сумеете стать мастером. Человек может быть сильным в монастыре, но слабым в жизни, а мы нуждаемся в силе для жизни. Например, в монастыре человек может неделю обходиться без пищи, а в жизни он не способен обойтись без нее и трех часов. Какой в таком случае толк от его упражнений?

Идея работы по самосовершенствованию в том, что необходимо работать против механичности. Попытайтесь наблюдать свою механичность, иначе вы останетесь под Законом Случая (Кармы).

Механический человек не может стать Сознательным Человеком. Сознательность Сознательного Человека не происходит механически. Механический человек остается механическим человеком всю свою жизнь, если он не начнет работать над собой и не даст самому себе необходимые толчки, чтобы пробудиться.

Человек может быть механически хорошим или плохим человеком. Но в том и в другом случае он - механический человек, машина. Будучи таковым, он находится не под Законом своей Судьбы, а под Законом Случая.

Существуют различные порядки законов, под которыми может находиться Человек. Самый низкий - это Закон Случая. Он включает всех механических людей, хороших или плохих в обычном смысле. Исходя из этого учения, первоначально данного, Гурджиев сказал: "Человек может находиться под Законом Случая, или он может быть под Законом своей Судьбы, или он может находиться под Законом Воли". Он добавил: "Человек, то есть настоящий Человек, сознательный Человек, находится под Законом Воли".

При других обстоятельствах, когда он сказал, что Человечество в общем находится под Законом Случая, его спросили о психологии. Он ответил: "Механический человек не имеет психологии. Он является машиной. Он реагирует всегда одинаково на любые внешние влияния. Машина не имеет психологии. Как могла бы машина иметь психологию? Только о Человеке, который начинает познавать самого себя и работать над собой, можно сказать, что он начинает приобретать психологию. И если человек имеет Истинное "Я" и таким образом Истинную Волю, тогда он действительно имеет психологию".

Механические люди получают ложную Личность путём «воспитания» родителями. Приобретенная ложная Личность, которая управляет ими, так как она активна, не является реально ими самими, а лишь внешней стороной их самих и зависит от того, как другие ведут себя в жизни по отношению к ним. По этой причине они должны искать бесконечные внешние изменения, возбуждения, разнообразия, а также похвалу, награды, поздравления и т.д., чтобы поддерживать эту фикцию самих себя, которую они могут принимать за самих себя и которая зависит от внешней жизни. Фиктивная Личность, например, сочетается браком с другой фиктивной Личностью, и ничего нет реального, а все представляет собой род претензии, рядящихся в столь многие одежды, маскирующихся столь многими способами.

Теперь, если вы сознательны хоть на мгновение в Сущности (Дуще), все становится, как сказал Гурджиев, богаче, более живым, более реальным. Человек, который осознал в себе ложную Личность уже не хочет жить по-старому - быть ведомым ложной Личностью. Он будет стремиться достичь воссоединения с Сущностью (Душой). Относительно говоря, все, принадлежащее Сущности, является реальным, а все, принадлежащее Личности, нереально.

Необходимо начать понимать, что человек действительно не знает, как он думает, двигается или чувствует. Жизнь обычного человека, который управляется Ложной Личностью, не будет иметь никакого смысла. Ложная личность говорит: "Я сделала все", "Я подумала это", "Я почувствовала это" и т.д. И поэтому все ревнивы и ненавидят других, делают слишком поспешные выводы, ходят целые дни обиженные, проводят жизненное время в жалобах, объясняя, как на них не обратили внимания и т.д.. Да, замечайте, где вы бываете обиженными, и пытайтесь наблюдать, почему. Если же что-либо вырастает на почве Сущности, вместо почвы Личности, все становится совершенно иным. Рост на почве Сущности - реальный.

Человек ссорится, спорит только из-за ощущения нереальности, своей внутренней потерянности. То, что реально в человеке, никогда не ссорится и не спорит ни о чем. И так как ложная Личность пропитывается тем, что приобретено из жизни и поэтому совершенно не реально, не наше собственное, то люди ссорятся. Но тот, кто имеет то, что исходит из Сущности, не желает ссориться ни с кем, потому что это является реальным и поэтому это так и есть.

Источник так называемого комплекса (чувства собственной неполноценности) есть Личность и особенно ее руководящая сила - Ложная Личность

Может ли каждый из нас сказать, что является реальным? Чем больше вы раздуваетесь, как жаба в волшебной сказке, тем более нереальным и несчастным вы будете себя чувствовать и тем более раздраженным и мелодраматичным вы будете и т.д. Почему? Потому что все эти претензии, жалобы - искусственное, нереальное. Раздражительное лицо это обязательно то лицо, которое чувствует нереальное. Вы согласны? Ну, осознайте это в самих себе через самонаблюдение. Замечайте, где вы становитесь раздражительным, и тогда наблюдайте, из-за чего вы так раздражаетесь.

Мы должны помнить, что работа (самосовершенствование) все время говорит о Сознании, как об основной теме, о том, что необходимо лучше осознать самого себя, осознать, что за человек ты на самом деле, без красивых одежд. Работа говорит об идее, что мы должны стать более сознательными по отношению к другому человеку - фактически видеть другого человека в самом себе.

Если вы убиваете, то вы и убитый являетесь одним и тем же, а если поносите кого-либо, то вы и поносимый являетесь одним и тем же.

Так как Сущность исходит от звезд, она находится на более высоком уровне, чем Личность, которая формируется в нас жизнью на проявленной Земле. Сущность, будучи поэтому более высокой вещью, является гораздо более реальной вещью. Но все-таки она не развита, ребенок, которого нужно обучить.

Так как однажды Человек целиком впал в сон, то если он не проснется, то уже не будет больше сколько-нибудь полезным и будет отнесен в сторону, уничтожен или истреблен самим собой либо войнами. Человек подходит к критической точке в нашем Луче Творчества - к толчку, который чрезвычайно труден хотя бы только потому, что человек был предназначен (задуман) так, чтобы держать связь между высшим и низшим, чтобы быть Третьей Силой между верхними и нижними частями мирозданья.. Эта идея и помогает человеку вспоминать самого себя, то есть превратиться в ЧЕЛОВЕКА.

Необходимо растворить ложную личность. Для этого используйте самонаблюдение (сталкинг).

Замечали ли вы в себе, когда вы отрицательны? Замечали ли вы в себе, где вы слишком отождествляетесь? Замечали ли вы пустые мечты? Замечали ли вы дурные разговоры? Замечали ли вы, что означает в вас ложная личность? Замечали ли вы, где вы оправдываете себя? Замечали ли вы ложь в себе? Замечали ли вы, что значит сон? Замечали ли вы, что значит делать оценки? и т.д. Начинайте с одной единственной вещи, которую вы заметили, наблюдайте за ней и пытайтесь работать против неё.

Самонаблюдение есть внутреннее внимание. Человек должен начать видеть для себя, на что он похож и что происходит в нем. Например, он должен начать видеть путем внутреннего внимания свои собственные отрицательные эмоции вместо того, чтобы видеть их только у других людей своим внешним вниманием. Он должен видеть, что значит отождествляться со своими отрицательными эмоциями и что значит не отождествляться с ними. Если он видит это, он получил в свои руки ключ к работе с практической стороны.

Если в вас возникло отрицательное состояние, смотрите на это «я» в себе, а не на человека, к которому вы относитесь отрицательно. Истинной причиной отрицательного состояния является «я», называемое ложной личностью. Спросите себя: «Что это за часть меня? Откуда она взялась?». Если вы позволяете этому «я» продолжать говорить, прислушиваетесь к нему, реагируете в соответствии с его приказами - вы будете становиться более и более отрицательным, всё более механистичным. Его единственная цель - сделать вас отрицательным и поглотить из вашей силы столько, сколько можно. Всякое отрицательное «я» имеет только одну цель - овладеть вами и питаться вами и усиливать себя за ваш счет. Истинная причина отрицательных состояний в вас - в отрицательных «я», которые живут только для того, чтобы убедить вас своими полуистинами и ложью и управлять вами, разрушить вас, уничтожить ваши жизни. Задавайте себе всё время вопрос:: «Кто сейчас управляет мной?» Это очень хорошее упражнение для практики - разобраться со своими отрицательными эмоциями и их источниками.


Георгий Иванович Гурджиев 

29 марта 1929 г.

Источник http://gurdjieff.ru/content/vi...



Пловец отказался от России ради медали. Наказание пришло, откуда не ждали

За последние месяцы тема "нейтральных атлетов" стала одной из центральных в отечественном спорте. В рамках русофобских санкций Запада, которые затронули все сферы жизни нашей страны, международные бюр...

Дыма без огня не бывает
  • pretty
  • Сегодня 05:59
  • В топе

Григорий  ЛевинЗапад долго убеждал нас, что в СВО участвуют специальные подразделения КНДР. Разные источники сообщали, что там уже действуют от 5 до 10 тысяч хорошо подготовленных бойцов. Мы снач...

Невоенный анализ-75. Шверпункт шлиссен. 13 декабря 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Обсудить
  • Путь "Хитрого человека")
  • Путь "Хитрого человека")
  • "Мое" познание себя началось с книги"Четвертый путь".Теперь все "путем")))
  • Читал Гурджиева. Нормально, хотя всё слишком усложнено.
  • Твоя сущность, определяет рамки твоей личности. Берегите в сосуд свой в чистоте.