Наиль Кашаев: Перспективы исламской модели экономики в России и ЕАЭС

6 7900

Мировой финансовый кризис и последовавшие за событиями на Украине экономические санкции, включая возможности ухода MasterCard и Visa из России, блокирование традиционной банковской платежной системы SWIFT, наглядно продемонстрировали необходимость поиска альтернативных вариантов для создания единой платежной системы стран Евразийского Экономического Союза, государства-участники которого, перестанут зависеть от иностранных платежных систем и смогут обезопасить финансовые институты ЕАЭС. Одним из таких вариантов является исламский банкинг. Эксперты называют исламскую экономику феноменом, который в последнее время уверенно завоевывает свою нишу в традиционной капиталистической формации.

Введение

Ислам не устанавливает никакой экономической системы, однако он оказывает решающее воздействие на экономику путем внедрения в нее религиозной морали, призванной регулировать отношения между людьми, в том числе социально-экономические, т.е. речь идет о скрытом влиянии религии на экономику в духе морально-этического воздействия [1].

Учение гласит, что человек – не собственник имущества, будь то денежные средства, товары, недвижимость, идеи, ценный опыт, а лишь временный поверенный Аллаха по распоряжению этим ресурсом. Этот ресурс должен работать, не обращаться в сокровище и не направляться на спекулятивные операции. Богатство, доверенное человеку, должно разумно тратиться на благо всего общества, в том числе на обеспечение материального вознаграждения поверенному, а также для создания реальной добавленной стоимости, увеличения количества и качества товаров и услуг, а не приращения денежной массы. Теоретическая основа исламской экономики охватывает все сферы хозяйственной деятельности, начиная с частных интересов индивида и заканчивая проблемами международного уровня. Практически исламская экономика применима и реализуема в первую очередь в обществе, где имеется законодательная, политическая, социальная базы, претворяющие в жизнь нормы Шариата. При этом не следует умалять роль отдельных исламских структур, функционирующих во внемусульманской среде. Ярким примером служат исламские банки, финансовые институты, торговые предприятия, занимающие прочное место в современных рыночных отношениях западных стран. Рассмотрение идеи применения исламских инструментов для управления и организации банковско-финансовой сферы как противовеса западным финансовым учреждениям, связано с общим подъемом Ислама, его возрождением в новых исторических условиях.

Исламские банки завоевали устойчивые позиции как в Пакистане, Иране, Малайзии, так и в немусульманских странах, – Великобритании, Дании, Филиппинах, где мусульмане в меньшинстве. Примерный объем активов, управляемых по исламским принципам, составляет от 50 до 100 миллиардов долларов США. Мировая исламская финансовая система включает в себя 4 исламские банковские холдинговые компании, около 100 исламских коммерческих банков, 16 исламских инвестиционных банков, 34 исламские финансовые и инвестиционные компании, около 30 исламских страховых компаний и перестраховочных обществ, 10 компаний по доверительному управлению, 8 крупных исламских международных торговых компаний, 8 брокерских компаний, 6 исламских специализированных лизинговых компаний и 4 дисконтных дома. Кроме того, исламские финансовые инструменты используются более чем в 200 финансовых учреждениях во всем мире. Также в структуру исламской экономики входят многочисленные исламские страховые ассоциации и союзы, консалтинговые и рекрутинговые фирмы, бухгалтерские организации, аудиторские и юридические компании. В настоящее время множество крупных западных банков (ABN Amro, Citibank, Société Générale, Goldman Sachs, Nomura Securities и другие) имеют отделы, специальные подразделения, предоставляющие клиентам исламскую финансовую продукцию [2].

Определение термина исламской экономики

Впервые термин «исламская экономика» был опубликован в 1947 году в работе индийского учѐного С. Гилани«Исламская экономика», где была описана некая идеальная экономическая модель, соответствующая исламу [3].

В толковании понятия «исламская экономика» нет единообразия и в настоящее время. Отдельные авторы считают, что исламская экономика – отрасль знаний, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения ограниченных ресурсов в соответствии с исламской верой, не нарушая индивидуальных свобод и не создавая ни макроэкономического, ни экологического дисбаланса (М. Чапра) [4].

У других, исламская экономика определяется как экономическая политика, основанная на Коране и сунне (Сайф ад-дин Тадж ад-дин); как социальная наука, которая изучает экономические проблемы людей через призму исламских ценностей (М. Маннан); как образец поведения мусульманина в традиционном мусульманском обществе (С. Накви); как знание и применение запретов и предписаний шариата с целью предотвращения несправедливости, возникающей в результате приобретения и распределения материальных ресурсов (Х. аз-Заман) [5].

Три взгляда на исламскую экономику

Анализируя труды об исламской экономике, можно отметить, как минимум, три существующих среди мусульманских исследователей подхода к проблеме создания соответствующей исламу хозяйственной системы.

1. Так называемые «консерваторы» считают, что в Коране и сунне исчерпывающим образом сформулированы основные экономические законы, и нет необходимости разрабатывать специальную систему исламской экономики, создавать специализированные институты и учреждения в качестве альтернативы современным финансовым структурам.

2. К «скептикам», никак не связывающим понятия ислама и экономики, можно отнести президента Турции Р. Эрдогана. По его мнению, экономика как таковая не имеет религии [6], главные составляющие экономического развития – гуманизм, информация и денежно-кредитная политика, и в развитии исламской экономики нет никакого смысла. Ко второй группе относят преимущественно теологов и правоведов-традиционалистов. Исламская экономика для них, как, например, фикх (мусульманское право), – одна из исламских наук. Утверждается, что исламская экономика – для мусульман, а учение о ней не выходит за рамки мусульманских богословско-правовых теорий.

3. Для ученых третьей группы исламская экономика – это одно из течений мировой экономической мысли. В рамках данной группы можно выделить тех, кто изучает исламскую экономику в качестве альтернативы капиталистической экономики, так и тех, кто разделяет более умеренные взгляды и изучает исламскую экономическую модель через призму традиционной экономической науки.

Сторонники альтернативности исламской экономической модели отмечают, что в ней преодолеваются минусы капиталистической и социалистической систем хозяйствования [7]. Однако нельзя отрицать наличия у исламской экономической модели общих черт, как с капиталистической, так и с социалистической экономикой. Но в отличие от капитализма и социализма, исламская экономика – изначально международное явление, не привязанное ни к одному государству. Главной задачей исламской экономики является реализация моральных ценностей, которые имеют универсальный, общечеловеческий характер. Большое внимание уделяется как сугубо экономическим, так и проблемам этики.

Анализируя достоинства и недостатки исламской экономики, некоторые ученые считают, что определение«исламский» сужает сферу распространения исламской экономической модели в немусульманских странах. Исламская экономика должна быть обращена не только к мусульманам, а ко всему человечеству.

Характеристики исламской экономики

Для более полного раскрытия специфики отметим основные черты, характерные для исламской экономики:

1. Отсутствие ссудного процента – основное отличие исламских финансов от традиционных. Таким образом, исламскими экономистами отдается предпочтение разумной категории «эффективности капитала», вместо такого явления, как «цена денег», характерного для традиционной экономики и подверженного огромному числу субъективных, зачастую сугубо спекулятивных воздействий.

2. Стабильность. Исламская финансовая структура занимается не виртуальными денежными потоками, а инвестициями в реальное производство, что позволяет избежать дефолтов и финансовых кризисов.

3. Акцент на товары первой необходимости и базовые услуги при кредитовании отраслей экономики.

4. Предпочтение отдается долгосрочному финансированию при разработке инвестиционных проектов, особенно при участии в уставном капитале других предприятий.

5. Поддержка малого бизнеса как важнейшего элемента экономики исламских стран, позволяющего стабильно развиваться всей экономике.

6. Обязательные условия деятельности исламских финансовых структур – благотворительность и социальная ответственность.

7. Исламское финансирование опирается на взвешенную инвестиционную политику, активное финансирование производства, привлекательность банковских услуг.

Инструменты исламского банкинга

Исламский банк базирует свою деятельность на специфическом наборе сформулированных шариатом финансовых инструментов, которые на деле весьма близки традиционным.

1. Мудараба – доверительное финансирование, где банк выступает либо трастовым управляющим в работе со средствами вкладчиков, либо клиентом, инвестируя в проект, доля дохода которого должна составить прибыль банка, а затем и его вкладчиков.

2. Мушарака – товарищество или совместная реализация проекта силами банка и предпринимателя. Банк и клиент делят прибыль и ответственность по заранее согласованному плану.

3. Операция иджара известна как лизинг. Банк покупает необходимый товар (оборудование, недвижимость) и сдает в аренду клиенту с возможностью последующего выкупа. При этом именно банк несет издержки по ремонту, налогам и страхованию.

4. Салям – авансовое финансирование, характерное для аграрного сектора.

5. Мурабаха – финансирование операции, чаще всего торговой, по схеме «издержки банка и наценка», в основном с рассрочкой возмещения.

6. Такафул – страхование, где клиент совместно с банком создает фонд, который задействуется при наступлении страхового случая.

7. Кард Хасан (беспроцентная ссуда) – предоставление лицу или организации беспроцентной ссуды, возвращаемой в оговоренный срок. Если очевидно, что лицо не сможет возвратить сумму, то деньги могут быть предоставлены в качестве обязательной или добровольной благотворительности. Смысл беспроцентной ссуды состоит в обеспечении равных условий для кредитора и заемщика. Депозитный счет служит для предоставления средств особо нуждающимся на краткосрочной или долгосрочной основе. Каждый исламский банк должен иметь депозитные счета, на которые состоятельные мусульмане могут вкладывать краткосрочные или долгосрочные депозиты. Таким образом, вкладчик оказывает исключительно общественную услугу на базе кард хасана.

8. Байт ал-мал (государственная казна) обеспечивает фонды для удовлетворения общественных потребностей. Источником поступлений здесь являются налоги, взимаемые согласно законодательству уполномоченным органом исламского правительства. Средства могут направляться и на удовлетворение индивидуальных нужд. Преимущество такой гарантии в том, что кредитор не утрачивает стимулы к кредитованию других лиц в будущем. Государственное казначейство также обладает правом предоставлять ссуды в качестве кредитора последней инстанции при отсутствии других источников. Оно обеспечивает права вдов, сирот, бедных, нуждающихся, больных и инвалидов, удовлетворяя какую-то часть их потребностей. Разумеется, байт ал-мал может функционировать только в мусульманских странах.

Центральный исламский банк – функционирует на федеральном уровне и имеет местные отделения. Как и в деятельности местных банков, его операции беспроцентны. Центральный банк также ведет текущие, кредитные и инвестиционные счета, но, помимо этого, осуществляет общий мониторинг и контроль над локальными банками, надзор за соблюдением ими правил функционирования, обеспечение их финансовой безопасности, особенно в случаях невыполнения обязательств по ссудам и при других чрезвычайных ситуациях.

История мусульманского банкинга в России 

В Татарстане в 1999 году был принят закон о вакфе, который впоследствии был опротестован как несоответствующий федеральному законодательству РФ. Затем развитие исламских финансов продолжилось поступательно, осторожно, а в 2011 году исламские финансы вновь оказались в центре внимания, более того, издание Islamic Finance News даже признало первую исламскую сделку «Ак-Барс Банк» лучшей в Европе в 2011 году. «Ак барс» банк привлѐк $60 млн. с внешних рынков в рамках сделки мурабаха [8]. Затем в Казани появились и первые в России исламские страховые полисы.

В настоящее время на российском внутреннем рынке функционируют несколько учреждений, предоставляющих исламские банковские услуги. К таковым относятся: Инвестиционно-финансовая компания «Аш-Шамс Капитал», ОАО АКБ «Экспресс» и ТНВ «Ля-Риба», КПК «Аманат», ООО «ИФК «Линова», ТНВ «Юмарт-Финанс и Ко», ЗАО «Булгар банк», УК «БрокерКредитСервис» — Паевой фонд «БКС – Халяль», ТНВ «Хазина-Финанс и Ко», Филиал «Восток-Капитал» ОАО КБ «Эллипс банк», финансовый дом «Амаль». Для привлечения внешних инвестиций в Казани была создана «Татарстанская международная инвестиционная компания». Ее акционерами стали Исламский банк развития и международные инвесторы из Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна и Йемена.

В последнее время на российском финансовом рынке проявляется определѐнный интерес к развитию исламских финансовых услуг, выражающийся, в частности, в появлении институтов, предлагающих соответствующие услуги, рабочих групп, осуществляющих взаимодействие с государственными структурами и подготовку предложений к законопроектам по данной проблеме. Но особенностью ситуации является то, что, ни регулирующие органы, ни потенциальные потребители, ни даже потенциальные поставщики обозначенных услуг не имеют достаточного представления относительно специфики и сценария интеграции исламского финансирования в российскую практику, а также рисков, связанных с этим процессом.

Исламский банкинг в мировой экономике

Развивать исламский банкинг выгодно и для углубленного сотрудничества со странами в рамках БРИКС (помимо России, в союз входят Бразилия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), на которые сейчас ориентируется Россия во внешнеэкономической политике. Заметим, что эти страны рассматривают возможность регулирования исламских организаций, а Бразилия уже выпускает исламские продукты. Потенциал рынка исламских финансов для стран СНГ составляет 20 млрд. долларов, при этом для России – порядка 10 млрд. долларов.

Глобальный рынок исламских банковских активов на начало 2014 года составлял 1,7 трлн. долларов. Активы исламских финансовых учреждений в мире растут в среднем на 15 % в год, и по доходности они не уступают традиционным активам. В странах, где исламские финансовые институты активно поддерживаются государством, ежегодный рост исламских финансовых активов достигает 30 %.

Проблемы внедрения исламского банкинга в России

Интеграция механизмов исламского финансирования в российскую финансовую систему должна осуществляться постепенно, используя различные подходы к решению данной проблемы.

Во-первых, полноценное функционирование исламских финансовых институтов в рамках действующего российского законодательства невозможно. Исходя из этого, включение исламских финансов в стратегические планы развития российской финансовой системы и разработка предложений в части внесения изменений в соответствующие законы, такие как «Стратегия развития банковского сектора»«Концепция создания международного финансового центра», а также изменения или дополнения должны затронуть Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные Законы «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг» и т.д. [9].

Также можно направить усилия на поиск возможных моделей использования механизмов исламского финансирования в рамках действующих законов. Главный принцип – использование наименее зарегулированных организационно-правовых форм собственности и контрактов.

Эксперты отмечают, что для работы исламских финансовых организаций в России пока не хватает инфраструктуры: необходимы Шариатский комитет, способный выдавать соответствующее заключение, Шариатский третейский суд (для урегулирования споров), банк или расчѐтная небанковская кредитная организация и т. д. [10]. Следовательно, создание подобных институтов так же необходимо.

К примеру, Башкортостан наряду с Татарстаном является наиболее перспективным регионом для привлечения исламского финансирования и развития исламского банкинга. Диверсифицированная и развитая экономика региона, наличие существенных углеводородных и определенных золотых запасов, а также современных нефтехимических, высокотехнологичных индустриальных производств делают регион привлекательным для внешних инвесторов. Опыт персонального общения с ближневосточными инвесторами говорит, что эти достоинства региона понимаются и по достоинству оценены.

Так в 2008 году в Татарстане на базе Российского исламского института был учреждѐн Российский центр исламской экономики и финансов, в создании которого Татарстану оказал поддержку Исламский банк развития. По данным исследования, проведенного этим центром, объем исламской экономики в России может составить 60 млрд. рублей [11].

Исламский банк развития является международным финансовым институтом, в который входят также шесть стран СНГ: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Таким образом, налаживание сотрудничества с Исламским банком развития и другими международными исламскими финансовыми институтами позволило бы открыть реальные перспективы для привлечения в РФ инвестиций и использования в интересах российской экономики других финансовых возможностей банка, а также для продвижения – путѐм участия в его проектах – российской экспортной продукции в мусульманских странах.

Евразийский Экономический Союз создается для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке. Отсюда вытекает необходимость и для России создать регулирующий орган для исламских банков, чтобы легче работать со странами-союзницами в едином экономическом пространстве.

Наиль Кашаев

ст. преподаватель кафедры МП и МО БашГУ

Источник: Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Образ евразийской интеграции в XXI в.: ограничители и перспективы». Уфа, 21 октября 2014 г.

Примечания:

1. Жданов С.В. Исламская экономика: ретроспективный анализ // Финансовый бизнес, №5, 2000.

2. Беккин Р.И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития. Автореферат дисс. докт. эк. наук – М., 2009 – С. 7

3. Исламская экономическая модель и современность / Беккин Р.И. – М.: ИД Марджани, 2009 – С. 14.

4. Chapra M.U. What is Islamic economics? [Электронный ресурс]. URL: http://bev.berkeley.edu/ipe/readings/IslamicEconomics.pdf (дата обращения: 16.04.2013)

5. Цит. по: Исламская экономическая модель и современность / Беккин Р.И. – М.: ИД Марджани, 2009 – С. 15.

6. Erdogan. The economy does not have a religion. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntvmsnbc.com (дата обращения: 13.04.2013)

7. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М., 2003. — С.72.

8. Шелгунов Р.В. Проблемы и перспективы развития исламских финансов в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.islamnews.ru/news-128551.html (дата обращения: 17.04.2013).

9. Кашаев Н.Х. О перспективах исламской экономической модели в России// Ислам и государство в России. Материалы Международной научно-практической конференции посвященной 225-летию Центрального духовного управления мусульман России — Оренбургского магометанского духовного собрания// Уфа, 2013 – С.233.

10. Якупов Л., Шляхтин Д. Обзор российского рынка исламских финансов // Islamic finance & business [Электронный ресурс]. URL: http://islamic-finance.ru/board/2-1-0-23 (дата обращения: 16.04.2013).

ЭКЛЕКТИКА ЭЛЬВИРЫ

Пресс-конференция Главы Центробанка после заседания Совета директоров по ставке ещё раз подтвердила опасность для экономики страны и ментального здоровья её граждан от продолжения действий команды Э.Н...

THAAD опять дали осечку: Появились видео, как хуситы одиночной гиперзвуковой ракетой пробили и THAAD , и всю израильскую ПРО

Накануне израильские военные информаторы достаточно бодро отчитались о удачной работе ПРО против двух баллистических ракет хуситов. По версии другой стороны, обе ракеты достигли цели, и военный руков...

Никита Михалков: Я был на волосок от смерти, но мою жизнь спасли А.Л. Мясников и Л.А. Бокерия.

«ЗАПОМНИТЕ: ГИПЕРТОНИЯ — ЭТО ДОРОГА В МОГИЛУ!Я был на волосок от смерти, но мою жизнь спасли А.Л. Мясников и Л.А. Бокерия. А вы можете спасти себя сами, пока не стало слишком поздно!» Ни...

Обсудить
  • Большое спасибо за статью.
  • гм, конечно неплохо, что исламский банкинг у нас легализован...
  • Более справедливая финансовая система...
  • Непонятны такие вещи: 1. Если исламский банк привлекает денежную массу в виде депозитов, то какие проценты банк даёт по депозиту, если кредитует с небольшим своим интересом, а в большинстве случаев это вообще лизинг. 2. Под какие проценты ЦБ исламских стран эмитируют внутреннюю денежную единицу