Статья публикуется в честь Православной Пасхи. Публикуется на дискуссионной основе.
Русские евразийцы, согласно своим глубинным историософским основам, не только последовательные эмпирики, но и православные люди. Если выражаться словами П.Н.Савицкого, то РПЦ есть для них тот светильник, «который им светит; к Ней, к Ее Дарам и Ее Благодати зовут они своих соотечественников; и не смущает их страшная смута, по наущению атеистов и богоборцев» [5].
Русские евразийцы уважают западную концепцию либеральной свободы, но именно как явление сугубо западное, присущее Окциденту, но не обязательно полезное другим народам мира. Евразийцы также уверенны, что им хватит духовных сил и что борение приведет к отстаивания (своей) Правды. Однако, мир на рубеже XX – XXI веков качественно изменил ракурс своего развития во многих межличностных системах. После почти вековой трагедии коммунистического атеизма, взаимодействие РПЦ и Российского государства снова вступило на иной, новый и абсолютно благотворный уровень.
Традиционная кооперационная модель "симфонии духовной и земной власти", которая наиболее эффективна в современном поликонфессиональном мире, стала просветом для русского народа. Поиск национальной идеи, духовный «вакуум». Споры о путях развития России – вот не полный список саморефлексии постсоветского человека. Неудивительно, почему именно в этой ситуации русский индивид воззвал к РПЦ как к идентифицирующей силе своей Родины.
Испокон веков миссия РПЦ состояла в утверждении Православия как основы российско-евразийской цивилизации. Патриарх Кирилл отмечает, что именно Христианство для России, как и для поздней Римской империи в период его распрей, должно стать национальной ценностной основой. Действительно, ретроспективный взгляд на социокультурные процессы в нашем государстве позволяет раскрыть глубинное значение христианских православных ценностей, как цивилизационной основы России в рамках общей евразийской цивилизации.
В то же время, народная, гендерная и религиозная самоидентификация, самосознание и верность своей истории – вступают в резонанс с процессами западной модели глобализации, которые затрагивают все сферы жизни современного человека. В данном контексте мы слышим про унификационные, гомогенные функции глобализации, вступающие в разрез с глубинными ценностными ориентациями Православия и евразийского мировоззрения. Данная биполярная ситуация взрастила множество вопросов для современного, русского человека, так как вступив на путь глобализации гражданин нашей страны оказался в ситуации столкновения с ценностными основами РПЦ.
Священники РПЦ, в основном, сходятся во мнении, что процессы современной глобализации ведут к «антихристу». Так, Патриарх Кирилл на открытии «Первого большого съезда казачьих духовников», в декабре 2013, отметил, что «в условиях глобализации возникает огромная опасность для каждого народа» [2]. Нивелирование значимости духовных ценностей, потеря суверенитета, культурных и нравственных первооснов – не единственные последствия этого процесса. В своем докладе на симпозиуме «Традиционные ценности в эпоху глобализации» митрополит Волоколамский Иларион утверждает, что забвение христианских ценностей и принятие мировоззренческого секуляризма, ведут к становлению мира, неотвратимо превращающегося «в область господства рабства и беззакония» [4]. В докладе Архимандрита Алипия (Кастальского – Бороздина) заявлено о том, что «глобализация - это антихристианская идеология создания "нового мирового порядка" с единым управляющим сверхнациональным центром. По замыслу его строителей, это планетарное государство, созданное на развалинах существующих государств, должно иметь единую лже-религию, единую культуру, единое экономическое и политическое пространство» [3]. Таким образом, священнослужители исключают положительное влияние данного процесса, обосновывая это тем, что унификация и гоммогенность, как главные характеристики нынешней глобализации, нивелируют идентификационную составляющую русского, правосланого человека.
Но есть и другая глобализация - т.н. альтерглобализация. Основа евразийства - концепция "соборности". Евразийская теория, выступая за равноправное содружество народов на основе постулатов Евангелия, олицетворяет реальное гуманистическое со-существование. «Перемена мировоззрения. Не личное благо, а благо всего человечества, защита угнетенных, осознание всеединства, торжество Правды — вот основы евразийского мировоззрения. Социализм мыслит благо общего во имя личного — евразийцы же рассматривают индивидуальное благо с точки зрения общего. Не равенство, а братство. Не право, а Правда. Культ человеколюбия, самопожертвования и добра — путь к царству Правды» [6]. Осознав основы русского бытия, углубив и зафиксировав их, современный человек, в модусе евразийства, определит и утвердится в своей истинной вере.
Каждый век, каждое десятилетие раскрывает из потаенности своей всё новые схемы и структуры человеческого со-бытия. Со-существование, в постиндустриальном обществе, в эпоху трансформации цивилизационных основ, принимает пугающие обороты. В эпоху глобализационных процессов все чаще говорят о «толерантности» и "политкорректности", но как же объемлющая весь свет – любовь? В Евангелии сказано: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя…» (Матф.22:37-39). Параллельно находим в "Декларации евразийства" (1932), что для евразийцев, «только вера в Божественное начало может служить основой человеческих отношений, проникнутых духом любви…» [1].
Несомненно, «евразийцы в предельной степени ощущают реальность зла в мире - в себе, в других, в частной и социальной жизни»[5], и сегодня, ускоряющийся темп жизни, размывание культурных границ и забвение духовности – вызов современному человечеству! Только верующий человек вправе решать оставаться ему преданным своей Родине, своим предкам, своей истории или кануть в забытье, так как «общество, оторванное от духовных корней и веры, не имеет будущего» [4].
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Марина Матвеева
Евразийский клуб "Оренбург" (Молодая Евразия)
12 апреля 2015 г.
Список литературы:
1. Авторский коллектив. Евразийство: Декларация, формулировка, тезисы. Брюссель, 1932. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://yeurasia.org/2013/11/02... (Дата обращения: 11.04.2015).
2. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Первого большого съезда казачьих духовников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/t.... (Дата обращения: 11.04.2015).
3. Глобализация как инструмент апостасии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/soby.... (Дата обращения: 11.04.2015).
4. Доклад митрополита Волоколамского Илариона на симпозиуме «Традиционные ценности в эпоху глобализации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/t.... (Дата обращения: 11.04.2015).
5. Савицкий П.С. Евразийство. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://yeurasia.org/library/qu... ( Дата обращения 11.04.2015).
6. Степанов И. Белые, красные и евразийство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yeurasia.org/2014/03/30... (Дата обращения 11.04.2015)
Оценил 1 человек
1 кармы