Большие города или деревни?

34 4475

Я начну с цитаты неизвестного мне автора: «у нас самая большая страна в мире, а припарковаться негде».

Когда я ночую в городе Санкт-Петербурге в квартире своей подруги в новостройке на окраине города, я смотрю с ее 20 этажа на близлежащие человейники и думаю: ведь в каждом таком человейнике живёт такое же количество людей, как в нашем сельском поселении. Это чуть меньше, чем 2000 человек. А в чём разница? У нас в сельском поселении на одном квадратном километре живёт чуть больше 3 людей. Вдумайтесь - 3 человека на один квадратный километр. А в Петербурге на одном квадратном километре живут 3800 человек. Велика Россия, да отступать некуда. И в этой связи хочется подумать над тем, какова же всё-таки функция города в человеческой экономике.

Как возникли города? Ну, наверное, для того, чтобы защитить население от нападений, чтобы было, куда стащить припасы съестные в случае наступления врагов. Ну, так же, чтобы было место для торговли, чтобы было место для централизованного хранения какой-то важной информации, например, библиотеки. Ведь так же начинался город? В эпоху индустриализации город взял на себя другую функцию, а именно консолидации производственных предприятий в одном месте. Это упрощало логистику, экономило издержки и оправдывало существование и рост городов.

Давайте посмотрим, какая функция есть у города теперь. Производство из города выводится в пригороды или другие населенные пункты России, в небольшие города, так как они загрязняют воздух в большом городе, по причине слишком больших цен на городскую территорию и так далее. Склады на окраинах или, опять же, в небольших городах на пересечении логистических путей. Информация хранится в интернете. Центральные библиотеки остались, конечно же, в городе, но не могут оправдать его существование в таком размере.

А где работают люди, живущие в городе? Город взял на себя торговую функцию. Большинство рабочих мест находится в офисах, а также в обслуживающих городское население компаниях. Город стал жить сам по себе – офисы, обслуга. 80% работ в офисе можно делать из любого места мира, пользуясь телефоном и интернетом. В перспективе это будет все 100%. Когда я спрашиваю жителей большого города, почему они работают в офисе, если всё это можно сделать из дома, они мне отвечают, что должны выходить из квартиры, иначе сойдут с ума. Действительно, в Петербурге или в Москве наличие жилья до сих пор очень ограничено. Города растут как на дрожжах. Народу слишком много и места всем не хватает. И никогда не хватит! И, конечно же, семья из двух человек, живущая в квартире-студии, не может себе представить жизнь в этой каморке безвылазно, поэтому выход на работу в офис для них является необходимым жизненным разнообразием.

Город также служил центром образования. Там располагаются институты, университеты и прочие учреждения. Но при развитии современных технологий связи большую часть образования можно очень просто получать онлайн. Все теоретические знания можно получить онлайн. А если разнообразить их фильмами практического содержания, то результат будет намного выше, чем при простом посещении учебных помещений. Остается вопрос практики. Когда я спрашиваю наших студентов, как часто они посещают практику, есть ли у них такая обязанность, то ответ в большинстве случаев негативен. У многих либо нет обязанностей в практической деятельности, либо эта обязанность сформулирована настолько слабо, что есть масса способов обойтись без практики. То есть большинство наших студентов получают чисто теоретическое образование, не приобретая при этом каких-либо практических навыков. Таким образом, и эту функцию города в смысле получения образования можно поставить под большой знак вопроса.

Так для чего же нам город? Какую функцию, полезную людям, имеет большой город, такой как Петербург или Москва, для людей. Почему миллионы людей должны ютиться в человейниках, остаток свободного времени проводить в пробках на дороге, пытаясь добраться на работу или домой?

Кто-то скажет ещё, что большой город - это центр культуры. Да, в каком-то смысле это так и есть. Но давайте посмотрим на реальность. Сколько людей, живущих в городе, посещают культурные мероприятия? Когда я разговариваю со своими деревенскими соседями и спрашиваю их, что они делают в городе, и сравниваю это с тем, что делают в городе городские жители, разница огромная. Деревенский житель, приехавший в город на пару дней, видит в этом городе намного больше, чем его житель. Большинство жителей города давно уже не видит ничего, кроме дома, работы и бесконечных пробок.

Если я посмотрю на людей, на их настроения и на их отношения друг к другу в городе и в деревне, то разница также огромная. Городской житель зол, невежлив, агрессивен, измучен бесконечной теснотой, постоянной нехваткой места для жизни, постоянной нехваткой света, покоя и тишины. Разве может человек в таких условиях раскрыть свой полный потенциал и развиться в направлении Человека с большой буквы? Не потребителя, который крутится в своем хомячьем колесе, ради того, чтобы купить себе новый диван, кровать или автомобиль, а именно стать тем Человеком, который звучит гордо. У большинства этих желаний материальных благ нет никакой реальной практической пользы. Что проку от автомобиля, если кругом пробки и его нигде припарковать? В большом городе быстрее приехать на работу или домой, пользуясь метро или общественным транспортом. Но люди всё равно покупают автомобили, а потом мы видим на городских дорогах постоянную борьбу за выживание. Город превратился в каменные джунгли, в которых выживает даже не сильнейший. В таких условиях человек обречен на деградацию личности, а также на физическую деградацию из-за недостатка свежего воздуха, чистой воды и плодотворного физического труда, а также элементарно места для жизни.

Я возвращаюсь к вышесказанному и опять ставлю вопрос «зачем?» В чём состоит функция современного города с точки зрения практической экономики? Здесь нам нужно понять разницу между реальной практической экономикой и экономикой паразитического характера, основанной на ссудном проценте, имеющей целью исключительно прибыль и только прибыль и ничего кроме прибыли. Эта экономика высасывает все ресурсы человека, не давая ему ничего взамен, окутывая его рекламным мороком, затягивая его в кредитные сети, лишая его элементарных человеческих прав на свободу, на рождение детей, живущих на свободе и на природе. Эта экономика не для людей. Здесь люди для экономики. А разве не должно быть наоборот - когда экономика для людей? А если экономика для людей, то тогда она следует их человеческим потребностям в развитии, в контакте с живым миром, с природой, частью которой человек является.

Многие люди совершенно не понимают деревню. У них в голове стоит ментальный блок: "деревня равно удобства в огороде". Всё! За этот ментальный блок человек уже не в состоянии заглянуть. Деревня = удобства в огороде. Цивилизация = канализация. Этот ментальный блок сродни такому же, как часы Патриарха Кирилла. Всё, церковь плохая, библию читать незачем, не надо больше никуда смотреть. Блок "церковь = часы Патриарха", "деревня = туалет в огороде". Не надо больше думать. Враги человечества достигли своей цели. Человек не думает, он просто не хочет жить без удобств, без унитаза. Это же цивилизованный человек, как он может жить без унитаза? Происходит страшнейшая подмена понятий: унитаз = цивилизация. Нет унитаза, нет цивилизации. Подумайте сами, неужели мы так низко пали, что измеряем наше человеческое естество и достоинство наличием или отсутствием унитаза? Неужели унитаз - это всё, для чего мы были рождены? А теперь давайте подумаем дальше. Реальность в деревне нынче другая - доступны совершенно все удобства. Вы можете сделать автономную канализацию, автономное водоснабжение, иметь у себя в доме и ванну, и унитаз и горячую воду. И что самое смешное -стоимость такого дома будет даже меньше, чем более или менее приличная квартира в большом городе.

Городские люди мечтают о природе, деревянном доме, рыбалке, охоте. Они смотрят на это, как на роскошь, для многих совершенно уже непозволительную по причине отсутствия средств. Для деревенского жителя даже при наличии работы пойти за грибами, на рыбалку или охоту является совершенно естественным явлением. Это не только не стоит никаких денег, но ещё и приносит большую пользу для домашнего хозяйства. Человек живет на свободе.

Люди большого города постоянно жалуется на тесноту, отсутствие свежего воздуха, на то, что их кормят всякой гадостью, на пробки и прочее. Но мало кому приходит в голову бросить всё это, продать свою квартиру, построить на эти деньги дом своей мечты и жить свободным человеком, прилагая максимум усилий, чтобы найти работу, которую можно было бы выполнять с домашнего офиса онлайн.

Люди смотрят на своих больных детей, у которых аллергия, астма и прочие заболевания. Им кажется, что нужно потратить деньги на хорошие дорогие продукты, на детские сады раннего развития и прочее изыски канализационной цивилизации. А всё намного проще - если дети живут в деревне на свежем воздухе, помогая родителям время от времени в огороде, то у них есть здоровье, у них нет этих цивилизационных болезней. А их раннее развитие происходит намного большими темпами в играх на природе, в общении с домашними животными и в изучении окружающего мира, полного реальных ценностей. Это люди, у которых есть большой шанс вырасти гармоничными сильными личностями.

Дорогие мои читатели, те из вас, кто выросли в деревне на природе, вспомните, каким было ваше детство. Сравните его с детством своих нынешних детей. Вам не кажется, что вы их обворовали? Вам не кажется, что вашим детям не нужны дорогие игрушки и дорогие курсы английского языка, на которые родители тратят все свои деньги, а на эти деньги они тратят все свое время. Вам не кажется, что вашим детям хотелось бы просто побыть в вашем обществе, обществе своих дорогих родителей, играя при этом во что угодно, что Бог подаст, и общаясь с вами?

Я смотрю на наших деревенских жителей. Здесь много пьющих людей, пьющих от безденежья и от безнадеги. Да, это правда. Но я вижу и других людей, полных сил и здоровья, не сдавшихся, ищущих и находящих способы зарабатывания денег с тем, чтобы обеспечить своей семье необходимый уровень комфорта. Я смотрю на наше сельское поселение, на наш областной район и вижу, что здесь осталось очень мало квалифицированных людей, в них есть огромный спрос. Я вижу, что каждый, кто умеет хоть что-то делать и хочет что-то делать, находит возможности для заработка.

Да, заработок в деревне намного меньше, чем в городе. Но в нашем районе осталось очень мало людей, кто ездит на заработки в большой город. За вычетом жилья, транспорта и дорогой еды не остаётся лишних денег. Таким образом, живя в собственном доме, ухаживая за собственным огородом, получая наслаждение от сбора грибов, ягод, рыбалки и охоты те небольшие деньги, которые люди зарабатывают, являются свободными деньгами, которые они могут на что-то потратить. Их жизнь гармоничнее, они относятся друг к другу человечнее, они относятся человечнее к природе. Да, внешне не все они соответствуют представлениям городского человека о представителе цивилизации. Но поверьте мне, они являются даже более достойными представителями человечества, нежели городские жители. Они не пройдут мимо нуждающегося, они не пройдут мимо машины, попавшей в аварию, они не пройдут мимо хулигана, убивающего старушку или ребёнка, они не дозволят жить рядом с собой убийце или насильнику. Им не безразлично, кто живёт в соседнем доме и как он себя чувствует. Им не безразлично, накормлена ли собака соседа. Очень многие вещи, безразличные городскому жителю, живущему анонимно в большом городе, имеют для них значение. И соль земли среди этих людей…

Города лопаются по швам, сельское место пустеет. Люди оправдывают это тем, что сельскому хозяйству больше не нужно так много рабочих рук. А зачем нужно так много рабочих рук городскому хозяйству? Чем там занимаются люди? Если человеку даны руки-ноги, а он ими не пользуется, то рано или поздно они атрофируются и станут недееспособными. Если человеку дан ум, а он им не пользуется, то ум деградирует, и человек превращается в идиота с точки зрения других нормальных людей. Если домом не пользоваться, он ветшает и разрушается. Если землей не пользуются, она зарастает дикой травой, дикими деревьями, но не это самое страшное. 

Если народ не пользуется своей землей, то эта земля рано или поздно отойдёт другим народам. Если люди уезжают с Дальнего Востока в большие города, то Дальний Восток опустеет и рано или поздно станет добычей того народа, кому эта земля будет реально нужна, кто будет готов на ней поселиться и ее возделывать. Так пропадают одни народы с лица земли и заменяются другими народами. Так пропадают одни цивилизации и заменяются другими цивилизациями.

Подумайте в тот момент, когда вы поставили наличие унитаза превыше всего, что в итоге вы потеряете свою землю, свою культуру, свою цивилизацию. А ваши дети, если у вас вообще осталось время и деньги после бесконечной погони за наживой и стояния в пробках на рождение детей и их воспитание, станут прислугой той цивилизации, которая подхватит брошенную вами землю.

Проведите параллели. С одной стороны все СМИ трубят о перенаселение планеты. Да, действительно многие страны этого мира достигли максимального перенаселения. Сингапур и Китай вынуждены жить в огромнейшей тесноте в городах. У них нет другого выхода. Страны запада также медленно, но верно подбираются к черте перенаселения, особенно теперь, когда их сильно прибыло в виде беженцев. А бедность многих стран, откуда прибыли беженцы, обусловлена не только их экономической ситуацией, связанной с ограблением их мировым капиталом, но и упадком по причине климатических условий. 

Уже появилось понятие климатических беженцев, людей, вынужденных переселяться на другие территории, потому что их родина по причинам, связанным с изменением климата, больше не может их прокормить. Это одна сторона медали. Это новая мировая реальность. А теперь давайте посмотрим на другую сторону медали. Мы посмотрим на нашу страну. Если отрешиться от вопроса наличия унитаза или работы и посмотреть на ситуацию сверху, то что, собственно, происходит? А не похоже ли все происходящее на зачистку, на освобождение территории, когда коренные жители загоняются в гетто, коими можно себе представить большие перенаселенные города? А не являются ли большие города при прочей пустой территории абсолютно беззащитными перед любым вторжением, какой бы характер оно не носило – военного ли нападения, или же медленного поглощения пришельцами?

Наши предки проливали кровь и отдавали свои жизни, чтобы защитить свою родину. Под Родиной они понимали не только большое целое, страну, но и ту небольшую территорию, на которой они жили веками, которая их кормила и воспитывала. Наши предки отдали свои жизни в Великой Отечественной войне не ради абстрактного большого города с унитазом, а ради того, чтобы потом вернуться к своим родным, туда, где они жили в то время. Большинство нашего народа жили в деревнях. Не кажется ли вам, что это одно из наших главных преступлений – мы, бездарные потомки своих великих предков, променяли их Родину на наличие унитаза и прочих так называемых удобств цивилизации?

Откуда вышли многие великие люди сталинского времени? Иван Ефремов, автор «Туманности Андромеды», учёный, родился в деревне Вырица Царскосельского уезда, ныне Гатчинского района Ленинградской области. Ю́рий Алексе́евич Гага́рин родился в деревне Клушино, Гжатского (ныне Гагаринский) района. Великий советский актёр, режиссёр и писатель Василий Макарович Шукшин родился в 1925 году в селе Сростки (Бийский район, Алтайский край). Анатолий Дмитриевич Папанов родился в маленьком городке Вязьма Смоленской области. Актриса Нонна Викторовна Мордюкова появилась на свет на Украине, в селе Константиновка (сейчас это Донецкая область). Мать Мордюковой работала председателем колхоза. Знаменитый актёр, режиссёр и сценарист Леонид Фёдорович Быков родился в селе Знаменское (Донецкая область) в 1928 году. Алекса́ндр Грин (автор Алых Парусов) родился в Вятской губернии. Валенти́на Влади́мировна Терешко́ва, первая женщина-космонавт, родилась в деревне Большое Масленниково, Тутаевского района, Ярославская область. Алексе́й Архи́пович Лео́нов, космонавт, родился в селе Листвянка, Тисульский район, Западно-Сибирский край. Вале́рий Никола́евич Куба́сов, космонавт, родился в селе Вязники Ивановской Промышленной (ныне Владимирская) области.

Георгий Жуков, полководец, родился в деревне Стрелковка на границе Калужской и Московской областей. Будущий маршал бронетанковых войск Михаил Катуков родился в Большом Уварове (теперь это Озерский район Подмосковья). Кирилл Мерецков, тот самый, что еще в 1940 году, будучи начальником Генерального штаба РККА, удостоен звания Героя Советского Союза за прорыв линии Маннергейма во время Зимней войны с Финляндией, родился в деревушке Назарьево. Будущий маршал-танкист - Павел Ротмистров, родился в деревне Сковорово Селижаровского района Тверской (в войну - Калининской) области. Будущий Маршал Советского Союза Матвей Захаров родился в дерене Валуево в той же Тверской области.

«У Победы - корни деревенские. Маршал авиации Константин Вершинин, командармы, а затем командующие фронтами Иван Конев и Леонид Говоров воевали порой на разных направлениях, но родились все трое в границах нынешней Кировской области, а Говоров и Конев к тому же одногодки. Земляками числили друг друга командующий 3-м Украинским фронтом Федор Толбухин и командарм-65 Павел Батов: оба - из ярославской глубинки. Словом, куда ни кинь - полководцы Победы, за очень редким исключением, родом из деревни. А у самой Победы - деревенские корни.» 
Александр Емельяненков https://rg.ru/2015/05/29/rodina-polkovodtsy.html

Большие города, как раковая опухоль, высасывают все соки из остальной страны, не оставляя ничего живого за собой. Вся производственная цепочка основана на торговле. Сравните себестоимость товара при его изготовлении и ту цену, которую вы платите за него в супермаркете. Особенно это касается продуктов питания. А ведь это то, что вы могли бы иметь даром своим трудом, на той земле, которая принадлежит вам по праву рождения в вашей стране, так как вы - неотъемлемая часть этого народа. Вам по праву рождения принадлежит эта земля, и эта природа, и этот воздух. У вас есть всё по праву рождения, что вам нужно для жизни. Вспомните это, может быть это открытие поможет вам изменить вашу жизнь к лучшему, наполнить ее созидательным смыслом и человеческими отношениями, противоположными отношениям в каменных джунглях большого города.

У нас в округе в деревне я не встретила ни одного случая деменции или болезни Альцгеймера. Каким контрастом предстают мне рассказы моих друзей и знакомых, живущих в большом городе об их несчастных родителях, страдающих этими заболеваниями. Понимая эту разницу, как реальный факт, я полагаю, что вышеозначенные болезни - это болезни цивилизации. Почему деревенская бабушка не страдает этими заболеваниями? Она живет на воздухе, она постоянно в труде, она двигается. Она видит смысл в любой своей деятельности. Она, если и смотрит телевизор, то делает это очень мало по сравнению с городской бабушкой. Городская бабушка перестает двигаться, она не хочет больше выходить на улицу, что в принципе понятно. Там нет ничего хорошего. Она сидит в своей квартире перед телевизором и полностью предоставлена его тлетворному влиянию и отупляющему воздействию. Что слышит она по телевизору? Купили, ограбили, убили, происшествия, глупые сериалы. И это всё является ее духовной пищей, которая обуславливает ее личную картину мира. А такая картина мира выглядит очень жуткой! Не имея других занятий, не чувствуя себя полезной другим, эта бабушка убегает из этого страшного мира в свои умственные болезни.

А ведь всё могло бы быть совсем иначе. Если поменять экономику, сделать ее нужной людям, то расклад жизни на нашей земле станет совсем иным. Смена технологического уклада, связанная с цифровыми технологиями доступности интернета делает возможной реализацию 80% любой деятельности дистанционно. Небольшие города как центр физического производства, естественно, остаются по-прежнему оправданными как с экономической точки зрения, так и с человеческой. Областные центры как место встречи, общения, живой человеческой культуры, доступной каждому, естественное человеческое житье-бытье на земле, занятие сельским хозяйством… Как хобби или спорт сельское хозяйство отнимает немного времени. Мои деревенские знакомые, родившиеся и выросшие на земле, приноровились к этой деятельности очень хорошо и прекрасно успевают всё сделать в летние периоды до и после работы, не сильно утруждаясь при этом. Большинство из них производит достаточно продукции, чтобы снабдить ею не только себя, но и своих ближайших родственников, живущих в городах.

Один хороший человек упомянул в комментариях, что новые технологии в деревне 21 века позволят управлять турбиной, сидя дома. Он прав, это мечта, которая может стать реальностью для каждого из нас. Нужно просто расставить истинные ценности на свои места. Что самое главное для человека, чтобы он мог жить и развиваться? Это воздух, желательно чистый, следом идет вода, следом идет еда (неотравленная), затем крыша над головой и так далее. Продуктивная деятельность, ведущая к личному развитию человека, раскрытию его полного потенциала в свободной чистой и светлой среде - разве это плохая мечта? Разве для этого нет уже сложившихся предпосылок в области технологии?

Что является тормозом достижения такой мечты? Это паразитическая экономика ссудного процента, имеющая целью исключительно достижение прибыли за счёт всего остального мира и человечества. Кому нужна такая экономика, которая потеряла возможность обслуживать интересы человечества и требует, чтобы человечество обслуживало ее интересы? Ведь это единственная причина, почему людей сгоняют в города - они становятся там полностью зависимыми от этой экономической системы. Города превращают людей в рабов системы, неспособных жить на свободе. Почему я употребляю слово «сгоняют»? А вы спросите своих знакомых, почему они приехали жить в большой город? Их вынудила система. На их родине их оставили без всего – без работы, без денег, без возможностей для развития. Город им дал работу и деньги, чтобы оплачивать кредиты, но дал ли им город возможность для развития, для открытия своего истинного человеческого потенциала, по образу и подобию Творца?

А в заключении хочу добавить: если раб меняет свободу на еду и ничегонеделание, то в результате он останется и без свободы и без еды, а работать будет даром, за оплату кредитов.

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • Да, приходится задуматься о многом. А ведь автор статьи прав, большой город стал ненужным, даже вредным. Однако очень тяжело все бросить и уйти в никуда. Особенно одиноким женщинам, без мужа. В деревне без мужика тяжело. Но если все пойдёт в таком же духе, то возможно, что побегут многие по принципу «хуже уже не будет». Система забирает уже последнее. Дышать нечем в прямом и переносном смыслах. Все теряет смысл и хочется просто уйти от всего этого подальше в деревню и начать жизнь заново, да хоть в избушке.
  • А если принять во внимание геноцид русского народа, то версия о зачистке территории звучит уже по другому. В любом случае если народ уходит со своей территории, то на неё точно придут другие, что уже и происходит на дальнем востоке.
    • UDSSR
    • 21 ноября 2018 г. 20:03
    !!!
  • Вы перечислили многих выдающихся людей, вышедших из деревень. А стали бы они такими, если бы в своё время не перебрались в города? И кто из них обратно в деревню, к своим корням, вернулся? Или своих детей вернул? Что же касается вашей мечты о жизни в деревнях, то да, она осуществима. Но для этого в городах нужно как можно больше роботизировать, цифровизировать и компьютеризировать производство всех процессов, чтобы можно было ими дистанционно управлять. Но почитайте вопли противников цифровизации и компьютеризации! Ведь это же цифровой концлагерь! Ведь все мы таким образом станем заложниками ... (не знаю, чего заложниками, но скорее всего - власти). И всё это на полном серьёзе пишут владельцы компьютеров и смартфонов. далеко не жители деревень.
  • 1. Хрущев отнял возможность у крестьян жить своим подворьем. Народ хлынул в города, пополняя люмпенскую часть населения. Которая охотно поддержала перестройку. СССР как мог поддерживал колхозы, но это уже были сообщества наемных батраков, а не самостоятельных хозяев. Иждивенчество добило деревню. Сталин крестьянство пытался сохранить. 2. Предтечей процессов убивших русскую деревню были реформу Александра Второго, которые наполнили русские города крестьянами без земли и дворянами без крестьян. Разрушение баланса производительных сил привело к появлению большого количества люмпенов - пороха будущей революции. 3. Вернуть людей на землю можно только путем обеспечения их средствами для автономного проживания на селе. Это система государственных закупок с твердыми ценами. Система льготного государственного кредитования. Строительство жилья для селян с нулевой ипотекой. Создание государственной инфраструктуры на селе - дома культуры, учебные и дошкольные заведения, сервисные предприятия, МТС, медицинские учреждения, силовые структуры. Поощрение кооперации. Развитие местной перерабатывающей промышленности. Ориентация на местные кадры с финансированием обучения специалистов. И главное наделение крестьян всем необходимым для труда - землей, инвентарем, удобрениями, кормами. Рационально также привлекать отставных военных к распределению государственных ресурсов на селе. Типа помещика. Это позволит снизить риск разбазаривания ресурсов и даст контроль за процессами.