Экуменизм: Криптохристианство

1 271


Криптохристианство (от древнегреч. "криптос" - "тайный", "укрытый") - это учение, согласно которому можно тайно быть христианином, явно же исповедовать другую религию, например, ислам.

Криптохристианство возникло на Востоке в середине XV века, во время завоевания турками-магометанами Византийской империи.

"Накануне осады 1 апреля 1453 года, в день Великой Пасхи, в главный храм города Нотии собралось несколько тысяч православных, чтобы причаститься Святых Таин и принять от своего епископа пасхальное целование. Никто не ожидал в такой светлый день услышать из уст того, кто призван Самим Господом вести народ на голгофу, слова предателя. Вместо укрепления в предстоящем подвиге исповедания веры Христовой православные жители Нотии получили целование иудино: по окончании Пасхальной службы, на рассвете, нечестивый митрополит Иоанн после приветствия “Христос Воскресе!” вдруг стал убеждать христиан “притворно” отречься от Православия и принять магометанскую веру.

Он объяснял, что произойдет только внешнее отречение, и он первым подает пример своим переходом в ислам, но люди уже не слушали его - они безутешно рыдали. Поражен пастырь, рассеялись овцы, и теперь хищные демоны врывались в сердца малодушных, увлекая их в вечную погибель.

“Облачения, священные сосуды, святые иконы - все было уничтожено предателем Иоанном, кроме иконы Параскевы, покровительницы Нотии, которуюблагочестивые жители спрятали от агарян, замуровав в стену храма”, - сказано в древней летописи.

Все криптохристианство последователей Иоанна заключалось лишь в том, что в Родительскую субботу они тайно возжигали свечи на могилах своих православных предков. Мулла Али - так теперь звали отрекшегося митрополита - сменил храм на мечеть. Через несколько лет он был переведен по службе в Ларису и встретил там своего родного брата, который обличил предателя Православия, выказав ему свое презрение. Тем временем кто-то из магометан донес на муллу, что он христианин, и турки, схватив несчастного, умертвили его. Тело же бросили в ров. Многие годы лежит там камень с надписью: “Ни ваш <христианин>, ни наш <мусульманин>”". (Слово о криптохристианах. Свящ. Константин Фролов. Плоды экуменического древа. М., 2005. С. 407-409).

Согласно учению Православной Церкви, даже мысленное отвержение от Христа является большим грехом, а прилюдное отречение - великое падение, за которое 73-м правилом Василия Великого предписывается всю оставшуюся жизнь проводить в числе плачущих и только при кончине удостоиться причастия Святых Тайн. Если же человек, отрекшись, пребывает в чуждом Христу и Церкви обществе иноверцев и при этом провозглашает свое отступление одним из путей ко спасению - такое учение является еретическим.

Как ересь криптохристианство еще не осуждено церковным Собором. В настоящее время в Русской Православной Церкви оно проповедуется некоторыми либерально настроенными священнослужителями. В частности это учение нашло оправдание в книге "Поместные Православные Церкви" (М., 2004), составленной сотрудником ОВЦС архимандритом Сергием (Говоруном): "Сколько раз, придя домой из мечети, где они <криптохристиане> молились вместе с мусульманами, обращали свой ум к христианскому Богу и втайне приносили Ему свои мольбы! <…> Криптохристиане избрали нелегкий путь <…> Ситуация гонений повторяется, и важно понимать, что история Православия - это не только история мучеников, но история человеческих душ, каждая из которых шла своим путем ко спасению. В этом смысле показателен их опыт".

Св. преподобномученик Онуфрий (память 4 апреля), исповедуя перед магометанами себя христианином, сказал: "Проклинаю вашу веру с ложным вашим пророком Магометом и дерзновенно исповедую себя пред вами христианином". Единственное средство избавиться от смерти было и у св. Дамаскина Афонского - турки требовали от него признать Магомета пророком. Но, как повествует житие Святого, несмотря на ласки и обещания турок, троекратно предлагавших ему всевозможные блага и наслаждения жизни, если только примет закон их, святой спокойно отвечал: "Я христианином родился, христианином и умру. Отречься от Христа - то же, что отказаться от Вечной Жизни: без Него нет спасения грешникам, каковы все мы - и я, и вы. Он - Примиритель правды Божией с грешным человечеством; Он - Податель благодати Божией, необходимой для выполнения воли Его. Жалею о вас, если вы не понимаете того. Но было бы безумием, если бы я согласился купить за временную жизнь погибель вечную".

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • У нас тоже на Пасху произошло нечто подобное, изгнание из Церкви в этот самый Светлый День для Христианина, православных, и многие приняли это за чистую монету, а не предательство Христа, и опять замешан в этом экуменизм и экуменист патриарх.