Гностики

42 1273


“Гностиками становились
мечтатели, богоискатели, почти
фантасты, стремившиеся, подобно
античным философам, придумать
связную и непротиворечивую
концепцию мироздания, включая в
него добро и зло”. Л. Н. Гумилёв.

Рассказать о гностиках коротко не получится. Это колоссальное историческое явление. У автора только «важных цитат» и ссылок на 60 страниц в ворде. А не столь «важных» – под 300. Не пугайтесь, большинство из них автор использовать не стал – не наш формат. Будем скакать «галопом по Европам». Чуть больше подробностей будет в дополнительной информации.

Сразу предупреждаю: тема открывает много неожиданных вещей. А такие слова, как «каббала», «тамплиеры», «масоны» могут навевать ощущение чего-то с Рен-ТВ. Поэтому будет много цитат и ссылок – немного пожертвуем легкостью чтения ради убедительности и основательности.

Автору пришлось проверять-перепроверять каждый факт, уж очень зыбкая тут почва: любителей “альтернативной” науки в этих темах до чрезвычайности много. На всякий случай: отличать науку от ненауки могу, что такое РИНЦ и “ваковские журналы” знаю. Будем опираться на самую что ни на есть академическую науку и почти всегда – на учёных первейшей величины. Либо, напротив, на самих гностиков.



Итак, приступим: гностики – абсолютно феноменальные ребята. Из гностических идей выросла почти вся современная эзотерика: каббала, герметизм, масонство, теософия, антропософия и ещё сотни и сотни подобных учений. В общем, всякая бесовщина, если смотреть на это со стороны Православия.

Большая часть альтернативной духовности Запада в определенной степени связана с гностицизмом или является его производной.
С. Хёллер (епископ гностической церкви). Гностицизм.

Первые 1,5 тысячи лет истории гностиков – это кровь и гонения. Их жгли и резали по всей Евразии: гностиков ненавидела традиционная церковь, их ненавидели власти: за ними вели охоту короли Европы, императоры Рима, Византии и Китая, персидские цари и даже русские князья. Гностики умирали, убегали и прятались.

А в Новое Время гностические идеи взяли реванш и, как считают многие учёные, во многом определяют тот мир, в котором мы живём. Оттуда вышли капитализм и либерализм, оттуда вышли нацизм и фашизм. Культ потребления. Аморальность и богоборчество. И, наконец, так прославляемые на западе ЛГБТ. В общем, гностические идеи лежат в основании современной западной цивилизации.

Да и сами гностики теперь не гонимы, а очень хорошо себя чувствуют. В том числе среди элит. В том числе и в России.

Это если предельно кратко. А теперь подробнее.

Пожалуй, первое в истории упоминание о гностицизме, это слова Христа о том, что он ненавидит это учение. Христос заявил об этом как раз в Откровении, в «послании семи церквам» в самом начале, которое мы не стали рассматривать подробно.

Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Откровение, 2:6.

Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

Откровение, 2:15

А древние христианские авторы сообщают нам, что николаиты – это первая гностическая секта, которую основал диакон Николай. Родоначальница других гностических сект.

Мнения гностиков различны… Дурной причиной такого многочисленного собрания (ересей) послужил Николай, поставленный апостолами одним из семи диаконов.
Ипполит Римский
Еще эти гностики, люди, различно вовлеченные в обман Николаем, произросли в мире.
Епифаний Кипрский.

Богочеловек, который призывал любить врагов и подставлять вторую щеку, только два раза на весь Новый Завет признаётся в ненависти. И оба раза – к гностикам. Кем нужно быть, чтобы заслужить такое?

И может быть не случайно Христос рассказал о своей ненависти именно в Откровении, как ключик к разгадке тайн следующих глав?

Христос со своей ненавистью к гностикам был не одинок. С первым гностиком Симоном Волхвом поругались ещё апостолы Пётр и Иоанн, когда тот за деньги пытался купить у них священство (с тех пор этот грех называется «симония») (Деяния, 8:9-25). На страницах своих посланий с гностиками ругались апостолы Иоанн и Павел. Их осуждали на вселенских соборах. А в Римской Империи за принадлежность к их учению православный император Феодосий назначил смертную казнь.

Их никто не любил.

Почему? 

Сейчас вы узнаете тайное знание большинства тайных обществ в истории: от древних гностиков до каких-нибудь каббалистов с масонами.

 Без шуток. Дело в том, что гностики ещё в первых веках создали достаточно цельное и довольно глубокое учение. Очень убедительное и крайне соблазнительное. Которое при этом нельзя показывать широкой публике: не поймут. 

Поэтому именно это учение и становилось ядром почти каждого тайного общества следующих двух тысячелетий. 

В 20-м веке, конечно же, всё тайное стало явным, и учёные проследили развитие и перевоплощения учения гностиков (для первого чтения можно рекомендовать книгу “Древо гнозиса” Й. Кулиану).

                                  Учение гностиков:

Если другие ереси не соглашались с христианством в каких-то нюансах, то гностицизм выворачивал христианство наизнанку.

Главная мысль гностицизма проста: материя есть причина всякого зла. Плоть, человеческое тело – это источник всех «страстей и похотей», источник немощи, источник боли, источник смерти. А внутри, под плотью, скрывается бессмертная душа. И она заточенá в плотском теле, как в гробу.

«Я слышал от одного мудрого человека, что теперь мы мертвы, и что тело – наша могила.»
Платон (гностиков считают наследниками Платона).

То есть наш материальный мир – это мёртвый мир, ад, преисподняя.

61. Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел труп, и тот, кто нашел труп – мир недостоин его.
Евангелие от Фомы, гностическое (не признаётся христианской церковью, не входит в канон Нового Завета).

А родина души, по мнению гностиков, это высшие небесные миры, где бессмертие и вечное блаженство.

В общем, гностики категорически не согласны со словами «чаю воскресение мертвых» из православного символа веры.

Вот как описывает чувства гностика один из ведущих современных учёных в этой области Ва́утер Ханеграаф:

«Божественное – это блаженство, а мир полон страданий. Божественное – чистый свет, мир – тьма. Божественное целостно, мир разделен… Божественное – красота, мир же полон уродства. Вкратце: основная проблема мироздания – оно само.»

Гностики считают, что именно об этом говорил Христос, когда проповедовал своё учение о царствии небесном. Но после смерти Христа властолюбивые книжники и фарисеи переврали его проповедь, переписали тексты, и таким образом сфабриковали так называемое «традиционное христианство».

Грубо говоря, половину Нового Завета гностики признают, а другую – нет (к примеру, они считают евангелие от Иоанна полностью «своим», за исключением некоторых «вставок»). Есть у них собственные евангелия: от Фомы, от Марии Магдалины и даже от Иуды Искариота. Эти тексты также были написаны в первые века, и сейчас невозможно достоверно установить, кто прав, а кто “виноват”: христиане показывают свои древние книги, и говорят, что гностики врут, а гностики показывают свои древние книги и говорят, что врут христиане.

Как мы знаем, традиционное христианство в итоге победило в Римской империи. И в первую очередь потому, что традиционную версию поддержало абсолютное большинство «обычных» людей.

Гностики объясняют, почему так произошло: по их мнению, есть два типа людей.

Люди земные и люди небесные.

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

Иоанна 1:12-13

Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

Матфея, 25:23

По мнению гностиков, есть “духовные” люди — это носители божественного света, «искры божьей». Только они могут спастись, только их души после смерти могут вознестись на небеса.

Что это за “искра божья”? Попробуйте почувствовать чистый свет сознания, чистое чувство «я есть», не замутненное никакими мыслями, ни материальными объектами, ни эмоциями… Ничем. Многие люди ищут это состояние в молитве, в медитациях, в наркотиках.

Ученики его сказали: Покажи нам место, где ты, ибо нам необходимо найти его. Он сказал им: Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир.
Евангелие от Фомы (гностическое).

О том же, по мнению гностиков, написано и в начале Евангелия от Иоанна:

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит. И тьма не объяла его.

Иоанна, 1:4-5

Это чистое сознание, которое мы даже не замечаем в обыденной жизни, по сути даёт жизнь всему вокруг нас. Это молчаливый нетварный свет. Свет бытия.

Нус — это сознание, обитающее «в глубинах души»; это «глаз души»… Задача духовного искателя в том, чтобы освободить нус от этих «страстей» — таким образом он сможет покоиться в есихии, или безмятежности. На этом этапе он может испытать присутствие «несотворенного света», который относится к сущности самого Бога.
Ричард Смоули.  Гнoстики, катары, масоны или запретная вера.

Гностики считают, что чистое сознание – это глаз бога, который изнутри нас молчаливо смотрит в наш мир.

сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них».

2-е Коринфянам 6:16

Это и есть значение этого символа:

Светит и смотрит и более ничего.

В общем, внутри нас живёт бог. Или по-другому: через нас бог живёт в этом мире (к примеру, как мы «живём» через персонажа компьютерной игры). Или ещё круче: мы и есть сам бог, только упавший в грязь материи и на время забывший о том, кто он такой.

«Я получаю логос от проповедника этого гностицизма. И во мне всё возгорается. И я понимаю: всё в порядке, я – Бог. Жизнь прожита не зря.»
Р. В. Светлов. Позднеантичная и раннехристианская философия: гностицизм. Аудиолекция.

К слову, если человек-богоносец при жизни не узнал о своей сущности, то он отправляется на следующий круг перерождения в материальном мире: реинкарнация – важная часть гностического учения.

Но не все люди одинаковы. Таких людей-богоносцев, как выясняется, очень мало.

28. Иисус сказал; Я выберу вас одного на тысячу и двоих на десять тысяч…
Евангелие от Фомы (гностическое).

Поэтому, если вы не поняли, что это за «свет сознания», то у нас для вас плохие новости.

Ходячие мертвецы.

Все остальные люди, подавляющее большинство, 999 из 1000 – это второй тип людей: люди сугубо плотские. В них нет духовного начала, в них не горит небесный свет, в них нет тоски по высшему миру.

Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то — тьма.
Евангелие от Фомы, гностическое.

Внешне такие люди не отличаются, но их поведение – просто набор механических инстинктов и низменных потребностей. Это животные, человекоподобные обезьяны, машины из мяса. Это те, о которых Христос говорил апостолам: «не мечите бисер перед свиньями». Подобно тому, как свинья в силу строения тела не способна посмотреть на небо, так и эти «люди» не поймут рассказ о царствии небесном. Они выходят из праха и уходят в прах.

«Язычник [не гностик] не умирает, ибо он никогда не жил, чтобы умереть».
Евангелие от Фомы (гностическое)

Но как же так получилось, что есть два типа людей?

Тут нужна небольшая присказка.

 Гностики утверждают, что в Ветхом завете описаны два разных бога: это не только всеблагой Бог-отец, про которого говорил Иисус Христос, но это ещё и недоделанный полубожок Яхве – хозяин материи:

"Злой бог Яхве":

Посудите сами: Яхве на страницах Ветхого Завета направо и налево устраивает геноциды, заставляет евреев вырезать народы подчистую, включая стариков, женщин и детей (1 книга Царств 15:2-3). Иногда он раскаивается в собственных поступках (Быт 6:6-7). Он сам ожесточил сердце египетскому фараону, чтобы тот не отпускал евреев из рабства, а потом в наказание за это сам же и убил всех старших детей в Египте (Исход, 7:2-4). Он не мог найти Адама в раю, когда тот спрятался после грехопадения, ходил и кричал: «Адам, где ты?» (Бытие, 3:9). Он приказал медведям растерзать 42 ребенка за то, что они посмялись над лысиной пророка Елисея (4-я Царств, 2:23-24). А ещё ему не нравится вид какашек и он может отступить от человека, который их не закопал (Втор.23:13-14).

Разве может это быть высший бог? Всеведущий, всеблагой и прочие «все-, все-, все-»? Бог непостижимый, непознаваемый? Бог-любовь, наконец. Очевидно, что нет.

И гностики объясняют: Яхве – это властитель нашего мира, мира мёртвых, хозяин материи. Такой же мёртвый, как этот мир. Внутри него нет божественного света. Откуда он взялся – там долгая история, можно почитать у Маркиона, например, одного из философов гностического движения.

Но в Ветхом завете есть упоминание и о другом боге – в исходном еврейском тексте его чаще всего называют «Элохим» (в переводе просто «бог», без указания имени, в отличие от конкретного имени «Яхве»). Вот Элохим – это действительно непостижимый Бог-отец, о котором и говорил Христос. Он непостижим, поэтому у него и нет имени.

А теперь давайте обратимся к ключевому моменту Библии: сотворению человека. В самом начале Библии есть одна большая странность: бог творит человека дважды.

Первый раз в Книге Бытия, 1:27:

«сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.»

А второй раз там же в 2:7:

«создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.»

Если вы спросите у православного батюшки, зачем дважды повторяется творение человека, то он ничего вразумительного, кроме разве что всяких благоглупостей, не скажет.

А гностики объясняют: разве не очевидно, что это два разных творения? Что это два разных бога, которые творят два разных типа людей?

Первый раз бог творит «по образу Своему, по образу Божию». То есть творит он человека божественного. А ещё написано: «мужчину и женщину сотворил их» (это не корявость перевода, так же коряво написано и в исходнике). Гностики объясняют, что тут описан один человек, который объединяет в себе мужское и женское начало: человек цельный, неразделённый, а значит совершенный. Ведь и Христос говорил, что после воскресения люди «не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах», а значит вероятно будут бесполыми.

А второй раз сотворение человека происходит «из праха земного». То есть из материи. Ещё там же написано, что «стал человек душею живою». А душа, в отличие от духа, по еврейскому учению, есть и у кошечки с собачкой.

Если мы посмотрим исходный текст, то в первом случае человека творит «Элохим», то есть бог без имени, а во втором – «Яхве элохим», то есть «бог Яхве». В синодальном переводе в первом случае написано «Бог», а во втором «Господь Бог».

Надо признать, что толкование гностиками Ветхого завета зачастую выглядят глубже, нежели чем трактовки традиционного христианства. Гностики вообще очень внимательно относятся к священному писанию.

В таком же ключе трактуется и грехопадение. Плод познания, который скушал Адам, как говорят гностики, это и есть тот самый гнозис, гностическая истина.

4 И сказал змей жене: нет, не умрете,

5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

Бытие, 3:4-5

Кстати, сам Яхве после грехопадения подтвердил слова Змея, то есть Змей не врал:

22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло;

Бытие, 3:22

Получается, что Змей в трактовке гностиков – это посланник добра, высших миров, который открыл Адаму глаза, а вовсе не коварный искуситель.

Автор – Уильям Блэйк. Известный британский художник, поэт и гностик.


Когда Адам вкусил плод Знания, то есть узнал гностическую истину, он понял, что вокруг него никакой не рай, и с ним беседовал никакой не бог. А это западня, устроенная глупым недобожком Яхве.

Адам в ужасе бежит оттуда, одетый в «одежды кожаные» (Быт. 3:21). Гностики говорят, что «одежды кожаные» – это телеса.

И снова мы видим, что в Библии будто бы открывается второй слой – слой более глубокий, который открыт только тем, кому дали это знание. И это далеко не единичные случаи в толковании гностиками Ветхого Завета.

Ну и всю остальную Библию гностики переиначивают в том же ключе.

 Десять заповедей, по их мнению, также дал черствый безжизненный Яхве. А значит все, кто восставал против его законов, становился в глазах гностиков героическими повстанцами, борцами за свободу, участниками золотой цепи посвященных, которая тянется от времён Адама и до настоящего времени.

 Вот как писал об их воззрениях св. Ириней Лионский, который был современником первых гностиков:

Каин происходит от высшей силы, и Исава, Корея, Содомлян и всех таковых же признают своими родственниками, и поэтому они были гонимы Творцом, но ни один из них не потерпел вреда, ибо Премудрость взяла от них назад к себе самой свою собственность. И это, учат они, хорошо знал предатель Иуда, и так как он только знал истину, то и совершил тайну предания, и чрез него, говорят они, разрешено всё земное и небесное. Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя Евангелием Иуды.


Итак, десять заповедей, по мнению гностиков, дал Яхве, чтобы евреи служили царству материи. И если государственные законы пленяют тело человека, то моральные законы делают гораздо более страшную вещь – они пленяют человеческую душу.


Беззаконие.

Исследователи гностицизма часто используют по отношению к этому учению аккуратное слово «антиномизм», которое имеет прямой русский аналог: «беззаконие» или «противозаконие» («анти» – против, «номос» – закон»).

Иисус сказал: Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и, если вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаете милостыню, вы причините зло вашему духу.
Евангелие от Фомы (гностическое).
Гностики считают, что творить всякие мерзости – это добродетель:  Так ты сражаешься с царством материи: разрушаешь моральные несущие конструкции общества, погружаешь его в недоверие, в хаос. А ещё такими практиками ты освобождаешь свою душу от оков морали. Как мы бы сейчас сказали, снимаешь психологические барьеры.
И они в своём безумии дошли до того, что говорят, что им позволительно делать всё безбожное и нечестивое, потому что, говорят они, только для человеческого мнения есть добрые и худые дела.
Св. Ириней Лионский.
Тот, кто познал истину – свободен. Он – не творит греха.
Евангелие Истины (гностическое)

Конечно же, делать беззаконие гораздо проще, когда знаешь, что вокруг тебя толпы ходячих мертвецов. К примеру, блаженный Августин, который по молодости был гностиком (а точнее манихеем), так описывал одно из правил общины:

«Нищему, если он не манихей, не подавай хлеба и воды».

От подаяния часто зависит жизнь нищего, а значит это призыв равнодушно наблюдать за чужой агонией.

Из этого [гностического знания] вырастает программа человекоубийства, ибо раз не существует реальной жизни…, то некого жалеть – ведь объекта жалости нет; и незачем жалеть – Бога не признают, значит, не перед кем держать отчет, и нельзя жалеть, потому что это значит продлевать мнимые, но болезненные страдания существа, которое на самом деле призрачно…
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли.

Всевозможные ЛГБТ+ гностики практиковали задолго до того, как это «стало модным». С первых веков. Потому что от естественных отношений между мужчиной и женщиной рождаются дети, а значит новые души отправляются страдать в материальный мир.

Блаженно чрево, которое не зачало.
Евангелие от Фомы (гностическое).

Отсюда принцип безбрачия и у Маркиона, и у многих более поздних радикальных гностиков (включая значительную часть богумилов, катаров и др.) Но отсюда же и ритуальный гомосексуализм в очень многих гностических сектах от ранних веков христианства через средневековье вплоть до настоящего времени.

Преемственность гностической идеологии и исторические европейские выявления “культуры смерти”. Юрий Бялый.

так называемые у них левиты не имеют общения с женами, но сквернятся друг с другом, и они-то у гностиков пользуются предпочтением и восхваляются.
Епифаний Кипрский (современник гностиков). Против ересей XXVI 11, 13.

А вот как отметились гностики в европейских языках:

Английское слово «bugger», которое переводится как «мужеложец» произошло в средние века от слова «болгарин», так как в Болгарии была распространена секта гностиков-богумилов.
Википедия: терминология для обозначения гомосексуальности.


Действительно, слово «катар» [гностическая секта средних веков] в большинстве европейских языков является синонимом гомосексуалиста – «Ketzer» в немецком, «Gazarro» в итальянском и «Herite» во французском. Ереси и гомосексуализм были настолько взаимосвязаны, что обвиняемые в ереси пытались доказать свою невиновность, претендуя на гетеросексуальность.
Гомо – оккультизм. Кевин Абрамс
В разговорном немецком того времени [расцвета гностических идей во Флоренции времён Возрождения] слово Florenzer было синонимом содомита. Был и соответствующий глагол – florenzen.
Пересказ книги Michael Rocke “Forbidden friendships: homosexuality and male culture in Renaissance Florence”, https://posidelkin.livejournal.com/4530.html


Любили гностики и трансексуальность:

данная тема особенно подчеркивается в [каббалистической] книге Zohar, где мы узнаем, что не только на Бога, но также и на человека возлагается задача стать “мужчиной и женщиной”.
Сэнфорд Дроб. Каббала и гностицизм.
Иисус сказал им… когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной… тогда вы войдете в [царствие небесное].
Евангелие от Фомы (гностическое).

В общем, как только в истории где-то расцветал гностицизм, сразу же начинался расцвет и ЛГБТ. 

Как мы вскоре увидим, сегодняшняя пропаганда этих отклонений также возникла не на пустом месте.

Самые же отвратительные вещи, которые практиковали ранние гностики, мы здесь описывать не будем, они могут переплюнуть самую буйную фантазию. Многие гностики (к примеру, карпократиане), верили, что если ты совершишь все греховные вещи в одной жизни, то душа твоя достигнет абсолютной свободы и обретёт божественность ещё при жизни. Поэтому в поисках наиболее мерзких вещей они проявляли максимальную изощрённость.

Желающие могут самостоятельно почитать, к примеру, воспоминания св. Епифания, который по молодости состоял в гностической секте. Но это строго 18+, лучше не надо.

Как сказал апостол Павел о гностиках, которых уже много расплодилось в его время:

Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.

Послание к Ефесянам, 5:12.

А ещё гностики любят врать и предавать. Обман человеко-свиней – это отличный способ борьбы с миром материи. Чем убедительнее и изощрённее ты лжёшь, тем больше твой вклад в общее дело.

Катары [гностическое движение средних веков] широко использовали право на ложь, каковое было позволено их исповеданием, рекомендовавшим предательство для борьбы с материей.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли.

Если в традиционном обществе обман считается за преступление, то в обществе, где расцветали гностические идеи, ложь становилась разрешённой.

 Лев Гумилёв исследовал историю таких обществ и назвал их антисистемами за процессы разложения и самоуничтожения, которые сразу же запускались.

…негативная идеология съедает этнос, в котором она нашла приют, так же как бледная спирохета съедает организм человека и гибнет вместе с ним.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли.

Теперь, наверное, понятно, почему гностиков не любили.

Для гностиков же эта нелюбовь со стороны традиционной церкви, властей и «простых смертных» была ещё одним доказательством, что их учение истинно. Ведь и Христос предупреждал:

и будете ненавидимы всеми за имя Мое.

От Луки 21:17

Ну и по этой же причине гностики постоянно уходили в тайну, в секретность, в подполье.

Тайна.

Аналогичное [негативное] отношение к манихейству наблюдается всегда и везде. Поэтому манихейские общины первого тысячелетия были тайными, вследствие чего ложь стала стереотипом их поведения.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли.

Если правда, что «техника безопасности писана кровью», то самая совершенная техника безопасности должна быть у гностиков. Каждый раз, когда их раскрывали, они расплачивались за это чудовищной кровью (об этому будет чуть позже, когда мы дойдём до истории гностиков).

«Клянись, нарушай присягу, но не выдавай тайны».
Блаженный Августин о правиле манихеев.

Поэтому любому, кто мог угрожать сохранению тайны, полагалась смерть. Даже своим.

Не составляет преступления в глазах Бога — убить верующего, разоблачившего тайны своего учения.
Катехизис саббатиан (еврейская гностическая секта).

Ну а ещё они обычно:

– маскировались под безобидные религии (христиан, мусульман и т. д.);

– или под безобидные организации (гильдии ткачей, каменщиков и т. д.);

– использовали несколько уровней посвящения (как у масонов, саббатиан и других тайных организаций);

– устраивали совместные оргии, совместные ритуальные убийства и другие постыдные или преступные “объединяющие” ритуалы;

И так далее: шифры, отсутствие письменных текстов, слежка одних братьев за другими, дробление на маленькие кружки…

Но самое главное, что позволяло хранить тайну: это вера гностика. Кому выдавать тайну, если вокруг зомби, недочеловеки? Уж если попал в руки к зомби, то лучше умереть самому, чем ещё и скормить им свою семью. Тем более, что за порогом смерти – величие и вечное блаженство.

В общем, если назвать гностицизм двумя словами, то это будут слова «тайна» и «беззаконие». И сразу вспоминаются слова апостола Павла о том, откуда появится Антихрист:

«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего.»

2-е Фессалоникийцам, 2:7

Получается, что Антихрист («беззаконник») будет прямым следствием некоей «тайны беззакония», которая «уже в действии» во времена Павла. А мы знаем, что распространение гностицизма как раз набирало обороты при жизни апостола.

Тайну беззакония сдерживает только некий «удерживающий», под которым толкователи всегда понимали сильную государственную власть, защищающую христианство. И действительно, в прежние века гностики всегда встречали мощный отпор. Но в последнее время такого удерживающего нет – об этом мы скоро поговорим в «истории гностицизма».

Тут же можно вспомнить и другое место из Павла:

сам сатана принимает вид Ангела света

2-е Коринфянам, 11:14

А мы помним, что проповедь внутреннего божественного света занимает главное место в учении гностиков, и первым посланцем этого света якобы был райский змий.

Справедливости ради, кроме полнейшей аморальщины, часто в истории у гностиков была и другая крайность – предельная аскеза: безбрачие, вегетарианство, запрет заниматься созидательным трудом, в общем, максимальный обрыв всех связей с материей.

Такой своеобразной «святостью» и «чистотой» они подкупали новых членов. Нередко аскеза становилась совсем уже запредельной, и гностики умаривали себя голодом до смерти, или занимались самоистязанием, как, например, наша отечественная секта скопцов (тоже гностическая), которые слишком буквально восприняли слова Христа: «и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного».

Зачастую аскеза и развращенность сочетались в одной организации: на нижнем уровне иерархии, для новичков, нужно было обрубить все связи с материей, смирить плоть, практиковать предельную аскезу. Ну а уже «чистые», «освобожденные», внутренний круг, могли творить всё, что вздумается.


Убедительность гнозиса.

Не нужно думать, что гностицизм – это какой-то наивный культ. Напротив, его сила в том, что он крайне убедителен, предельно логичен. Гностики настаивают, что их учение – это не слепая вера, как у традиционных христиан, а именно Знание с большой буквы “З” («гнозис» в переводе с греческого и есть «знание»). Идеи гностиков действительно очень притягательны, очень соблазнительны. Но формат «галопом по Европам» не позволяет провести глубокое погружение в мир гностических идей.


Поэтому снова прибегнем к цитатам авторитетов:

«Опасность гносиса заключалась в том, что он говорил языком более понятным, чем христианство»
В. В. Болотов.

Или вот что писал об этом Лев Гумилёв:

«Выводы, ими сделанные, были логически безупречны, но противоестественны.»
Л. Н. Гумилёв

Причины такой убедительности в том, что гностицизм всегда стоял на плечах философов: начиная ещё с философии Платона и заканчивая новомодными экзистенциализмом и постмодерном. Тот же Гумилёв называл за это гностическую религию «философской верой».

Гностицизм обычно поражал в первую очередь людей образованных, элиту: крестьяне не знают философии, не изучают священные тексты. А образованные люди, особенно в прежние века – это обычно ещё и обеспеченные люди, что отлично ладило с тезисом о том, что гностик – это избранный, сверхчеловек, один на тысячу.

У того, кто уверовал в гностическую истину, обычно происходит мощнейшее изменение психики. Настоящее духовное перерождение. Для лучшего понимания давайте хоть на минуту попробуем представить себя на месте гностика, попробуем окунуться в его восприятие мира:

Итак, ты – бессмертный бог, вокруг тебя – дурной сон. Понемногу угасают страхи, угасают душевные переживания.

Вывод какой? Делай, что хочешь! Внутри гностика произрастает могучее чувство полнейшей свободы и безнаказанности. Невероятная лёгкость бытия. У бога нет оков. Гностик идёт по жизни смеясь.

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Иоанна, 8:32

В этом смысле «крещение» гностиков гораздо больше похоже на «второе рождение», чем обряд в православной церкви.

А вокруг тебя враги, зомби, ходячие мертвецы. Это добавляет пикантности и интереса. Гностик чувствует себя в нашем мире как Штирлиц в СС.

Ну и вишенка на самоощущении гностика, это то, что ты ещё принадлежишь и тайному братству избранных, сверхлюдей. Это как в «Мстителях», «Людях Икс» или «Гарри Поттере». Но ещё круче, потому что, во-первых, это по-настоящему, а во-вторых, потому что ты и твои братья не просто сверхлюди, а самые что ни на есть частицы высшего бога.

Поэтому исполнять заповедь Христа «возлюби ближнего своего как самого себя» для гностика проще простого. У них полная взаимовыручка. Любой гностик пожертвует всем ради братьев.

…Тора (Левит 19:18) предписывает: «Люби ближнего твоего, как самого себя», – ибо этот ближний на самом деле ты сам.
Гершом Шолем про воззрения каббалистов.
“Поэтому говорю вам, любите ваших истинных братьев в воле Бога в тысячу раз сильнее, нежели ваших кровных братьев.”
Евангелие от Фомы (гностическое).

Ну и конечно же гностика переполняет чувство полного омерзения от окружающей материальной действительности.


Цели гностика:

Для того, чтобы душа после смерти отправилась «наверх», нужно, чтобы человек при жизни узнал о своей божественной природе, при жизни стал гностиком, «знающим». В противном случае эта душа отправится в новую реинкарнацию – её не выпустят силы Яхве.

Нужно вернуть на небеса все частицы божественного, все избранные души. Даже если ты вернёшься на небо, а другая частица света останется в этом мёртвом мире, полнота и совершенство не будут восстановлены. Нужно найти всех своих братьев, которые ещё не знают, что они – носители божественного света. Всех до единого. Каждого вытащить из цепи перерождений.

«И – в этом тайна, почему Израилю суждено быть в рабстве у всех народов мира: чтобы он мог собрать эти искры, которые попали также и к ним… И посему было необходимо рассеять Израиль на все четыре стороны, дабы всё собрать.»
Гершом Шолем. Еврейская мистика (про каббалу).

12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

Матфея, 18:12-13

И только когда все частички божественного света будут найдены, бог в их лице восстановится во всей своей полноте и красоте.

Вот только достичь этой цели чрезвычайно тяжело. Неосознанным гностиком может быть кто угодно – вплоть до какого-нибудь рыбака в Папуа-Новой Гвинее. Поэтому оповестить о гностической истине по идее нужно всех.

Но каждый раз в истории, когда гностики начинали открыто проповедовать своё учение, «сильные мира сего» топили их в крови.

А поэтому следующая цель гностиков – это скрытая война против материи и её служителей.

«Основная задача гностика – разрушение этого мира».
Светлов Р. В. Манихейство. Видеолекция.
Они не знают, что я пришел бросить на землю разделения, огонь, меч, войну.
Евангелие от Фомы (гностическое).

Причём в первую очередь нужно ослабить или подчинить все «несущие структуры» материального мира: независимую власть, традиционную культуру, традиционные ценности.

Материя может быть грубой и хаотичной, а может быть тонкой, высоко организованной. И когда она тонкая и высоко организованная, она гораздо более опасна. Потому что она уничтожает нас, она гнетет нас, вытирает о нас ноги. Взрыв таких структур, уничтожение таких структур, разгром таких структур тонкой материи, является просто долгом каждого духовного, тонко и глубоко чувствующего свободу человека.
Гейдар Джемаль (гностик, о нём ещё будет позже). «Цветы зла». Лекция в Московской международной киношколе.

Поэтому во все времена гностики любили «свободные» идеологии: либерализм, демократия, свободный рынок, свободные отношения и так далее. Эти идеологии помогают размолотить общество в труху, разрушить общественные связи. И такое общество уже не сможет защищаться.

Вот почему гностик является «самым опасным человеком на земле». Вы держите вирус свободы, вирус, который разрушит стены тюрем и церквей, поместив индивида в центр бытия. Современная либеральная идея утрачивает инициатическое измерение и тем ослабляется, потому очень важно утвердить корень, основу либеральной идеи в инициатическом опыте гностика. Гностика, утверждающего Я превыше «звезд и творца мира».
Брат Атон (псевдоним), гностик. Особенности гностического мировоззрения.

Гностикам жизненно важно установить власть над этим материальным миром.

40. Иисус сказал: Невозможно, чтобы кто-то вошел в дом сильного и взял его силой, если он не свяжет его руки. Тогда (лишь) он разграбит дом его.
Евангелие от Фомы (гностическое).

И многие историки уверены, что в последнее время гностики в этой войне побеждают.


История гностических учений.

Гностики появились почти одновременно с традиционными христианами. И их сразу же стало очень много. В конце 2-го века Ириней Лионский перечислил 18 известных ему христианских ереси, и из них 15 были гностические (разница между гностическими сектами была в основном формальная: у «николаитов» предводителем был Николай, у «валентиан» – Валентин, «каиниты» восхваляли Каина, а офиты – Змея из рая и т. д.).

По общему количеству адептов гностицизм уступал разве лишь традиционному христианству.

Почему их было так много? Дело в том, что основные идеи гностицизма появилась ещё до Христа: «о чём-то таком» писал Платон, «что-то подобное» было в учениях пифагорейцев и орфиков, «вполне вероятно» в элевсинских мистериях, «довольно схожи» с языческим культом Великой матери и так далее.

«…учения их получили свое начало из эллинской премудрости, из положений философских систем, из преданий и обрядов мистерий и из гаданий астрологов.»
Ипполит Римский о гностиках.

Поэтому перед приходом Христа эти идеи «витали в воздухе». 

Вот что Л. П. Карсавин писал про гностиков в статье с говорящим названием «Глубины сатанинские (офиты и Василид)»:
В начале нашей эры весь эллинистический мир был чреват новой религией и томился в муках ее рождения.

Но эта религия никак не рождалась – не было какого-то финального толчка, санкции с небес.

И тут пришёл Христос.

И рассказал, что он «не от мира сего», а пришёл из царствия небесного. Рассказал, что наш мир ждёт скорая гибель, что спасутся только избранные сыны божьи, носители божественного света… и другие давно известные гностикам истины. А потом Христос воскрес и вернулся в нематериальном эфирном теле: проходил сквозь стены и летал.

И гностики поняли, что Спаситель пришёл к ним, и повылазили отовсюду, чтобы вступить в христианские общины.

В первый век не было единого канона христианских текстов, а потому гностики брали те куски священных текстов, которые совпадали с их видением мира (а их немало в Новом Завете), а всё остальное называли ошибками или зловредными вмешательствами.

Традиционные христиане, впрочем, занимались тем же. Кто прав, кто виноват, сейчас установить весьма непросто.

Гностики считали себя истинными христианами и называли себя так же. Поначалу это создавало большую путаницу. К примеру, во время первых гонений в Римской Империи христиан обвиняли в том, что они во время причастия пьют реальную человеческую кровь и едят человечину. Очень может быть, что это не «кровавый навет», а просто сведения о гностиках-«христианах»: такое они действительно практиковали (об этом свидетельствовал, к примеру, св. Епифаний).

Как мы знаем, традиционное христианство в Римской Империи победило. Православный император Феодосий назначил гностикам смертную казнь. Часть из гностиков ушла в подполье, а часть отправилась на Восток. Началось их тысячелетнее скитание по Евразии.

На востоке гностицизм быстро адаптировался (как мы уже говорили, он в этом силён) и превратился в такую религию, как манихейство. Манихеи утверждали, что бог един, а все пророки: Заратуштра, Моисей, Будда, Христос и так далее, проповедовали одну и ту же истину. Гностическую, разумеется. За это манихейство получило от исследователей название «мировая ересь».

Эта «мировая ересь» вполне себе успешно просуществовала более 1000 лет и активно сеяла гностические зерна по всей Евразии. Особенно манихейство полюбилось купцам, ростовщикам и прочим капиталистам. Традиционные религии обычно считали эти занятия чем-то недостойным, постыдным. Манихейство же, напротив, считало самым греховным созидательный труд.

Августин, говоря, что лучше быть ростовщиком, чем фермером, ведь «тот, кто даёт взаймы, не вредит Кресту Света». [Августин – христианский «отец церкви», по молодости принадлежал к общине манихеев, о воззрениях которых много потом написал.]
Йоан Кулиану. Древо гнозиса: гностическая мифология от раннего христианства до современного нигилизма.

Кроме того, в финансовых делах очень помогают холодный ум и равнодушие к чужим страданиям, свойственный гностикам.

Тот же холодный ум и равнодушие помогал и в криминальном мире. Поэтому гностические идеи были широко распространены и в организованных преступных группировках. Всем известные ассасины, самая, пожалуй, известная ОПГ в истории, были сектой исмаилитов-низаритов – исламских гностиков.

Исмаилиты сформулировали свою макрокосмическую концепцию, которую именовали «истинной реальностью» («хакика»). Это определение представляло собой исламизированную версию гностицизма.
Фильштинский И. М. «Арабы и Халифат».

К слову, исмаилиты никуда не делись: Ага-хан IV, предводитель исмаилитов, прямой наследник “старца с горы”, лидера ассасинов, сегодня очень богатый и влиятельный человек: даже Елизавета 2 не брезговала с ним ужинать.

В общем, гностики прекрасно дополняли друг друга: одни зарабатывали деньги, а вторые помогали проворачивать всякие «тёмные делишки».

С торговыми караванами гностические идеи распространились по всей Азии, вплоть до Китая. В Китае даже один из императоров был манихеем. А рядом с Китаем возникло довольно неслабое государство Уйгурский каганат, где манихейство стало государственной религией.

Но это были скорее исключения. Следующие китайские императоры в основном гнали манихеев, а Уйгурский каганат вскоре развалился. Как мы уже говорили, гностицизм и сильное устойчивое общество сочетаются очень плохо.

Когда Уйгурская империя рухнула в 840 году, манихейство оказалось без поддержки официальных кругов. Китайцы начали преследование манихейцев. Последние высмеивались как вегетарианцы и дьяволопоклонники. Разрозненные элементы манихейства функционировали под личиной секретных обществ вплоть до семнадцатого века.
Ричард Смoули. Гностики, катары, масоны, или запретная вера.

В 7-10 веках гностические идеи расцвели на окраине Византийской империи в виде государства гностиков-павликиан.

С ними у Византийской империи произошла весьма нешуточная война, закончившаяся практически геноцидом павликиан: было уничтожено от 100 до 400 тыс. А остальных выдавили на Запад, в Европу.

Там гностические идеи внезапно обрели благодатную почву. У славян расцвела гностическая ересь богумильства с центром в Болгарии.Славянские гностики доходили и до Руси, о чём рассказано ещё в повести временных лет – там они предстают под названием «волхвы» (!).

 

А на Западе в 12 веке расцвела гностическая ересь катаров.

Папский престол уже тогда больше заботился о богатстве и власти. Кардиналы и священники старались не отставать. А «чистые» (именно так переводится слово «катары») проповедовали полный аскетизм, вегетарианство и безбрачие, и на фоне разлагающегося католицизма смотрелись очень выигрышно.

Целые области на юге Франции и в Италии переходили в религию катаров. Это перепугало папу Римского. И в итоге на юг Франции в начале 13 века был отправлен самый настоящий крестовый поход: альбигойский . Французы резали французов. Самый кровавый крестовый поход в истории, около 1 млн. жертв. «Христово воинство» уничтожало всех подряд: детей, женщин, стариков. Один из предводителей этого крестового похода говорил солдатам: «режь всех, там господь разберётся».

Катаров выгоняют из города.


Почему так жестоко? Одна из главных причин – лживость гностиков, о которой мы уже говорили ранее: гностики-катары часто клялись и божились, что они истинные католики, а затем всаживали нож в спину. Всем известная инквизиция появилась именно в это время: это была своеобразная служба безопасности церкви, которая пыталась найти «двойных агентов» среди вновь приобретенных “католиков”.

На этом фоне возникла первая инквизиция, основанная испанским монахом Домиником и направленная против еретиков-катаров, или альбигойцев… Это была беспощадная резня без линии фронта, причем жертвами ее становились все оклеветанные катарами и агентами инквизиции беззащитные, ни в чем не повинные люди. Катары широко использовали право на ложь, каковое было позволено их исповеданием.
Лев Гумилёв. Этногенез и биосфера Земли.

И вообще, вся история гностиков – это история истреблений:

– Монгольская империя, которая была весьма терпима к разным религиям, устроила геноцид по отношению к исламским гностикам-исмаилитам, тем самым ассасинам.

– Довольно веротерпимые арабы вырезали зиндиков – тоже гностическое движение в исламе.

– Филипп Красивый сжег на кострах всю верхушку ордена тамплиеров, которая также была захвачена гностической сектой (сейчас нередко можно встретить версию, что признания у тамплиеров скорее всего было вырвано под пыткой и что они себя оговорили, но почему-то на самых секретных документах ордена красуется Абраксас – гностическое божество).

Казнь тамплиеров.


– И, спускаясь на персональный уровень, Джордано Бруно сожгли совсем не за то, что земля вертится вокруг солнца, тогда это особо уже не было секретом, а за пламенную проповедь герметизма и каббалы – ближайших родственников гностицизма.

Этот список автор мог бы продолжать ещё очень долго. Поэтому бóльшую часть истории гностики жили в подполье. В средние века в Европе они часто прикрывались гильдиями ткачей или каменщиков – людям этих профессий было разрешено переходить из города в город, а также это оправдывало обособленный образ жизни. Отсюда, к слову, в будущем выйдут и «вольные каменщики».


Эпоха Возрождения.

Всё поменялось в эпоху Возрождения, в 15 веке. Это был тот момент, когда родилось Новое время. Если мы сравниваем гностическое учение со Зверем из земли, то в эпоху Возрождения он повстречал своего друга и напарника, Зверя из моря – новый тип власти, который только-только родился: сочетание капитализма и демократии.

В конце средних веков несколько итальянских городов вдруг стали очень богатыми, разжирев на крестовых походах: Венеция и Генуя оказывали транспортные услуги для «святого воинства», Милан продавал оружие. А посередине всего этого была королева – богатейшая Флоренция, производственный и финансовый центр того времени. Золотой флорин был главной международной валютой. К олигархам Флоренции обращались за кредитами римские папы и самые могущественные короли Европы.

Вот только те, кто брали кредиты, смотрели на олигархов свысока, как на необходимое зло. В христианской морали банкиры и богачи были людьми самого низшего сорта (вспомним слова Христа про верблюда и игольное ушко). Поэтому были нередки случаи, когда короли попросту «прощали себе» свои долги.

Олигархи отчаянно пытались узаконить свою власть. Вот только в их жилах не текло ни капельки «благородной крови». И они вдруг нашли выход, о котором последние тысячу лет и думать забыли: возрождение древних традиций демократии. «Демократия» конечно можно было бы написать в кавычках, потому что у власти, понятное дело, встали те самые олигархи.

Особенно в этом преуспел хозяин Флоренции: Козимо Медичи. Богатейший человек Европы. Он не занимал официальной должности. Он был просто «отцом отечества», как и написано на его надгробии.

Козимо Медичи.


Всё дело в том, что он первым из богачей того времени осознал, как важно в демократии «делиться» с народом. Он основал общественную библиотеку, галерею, академию, да и вообще немало тратил на общественные нужды. И всё это, конечно, очень громко преподносил. Выражаясь современным языком, устраивал PR-акции, вкладывался в «рейтинг».

Ну а взамен Козимо ставил своих людей на выборные должности и таким образом преумножал богатство и власть. В общем, Козимо изобрёл ту политическую систему, в которой теперь живёт весь мир.

Результат возрождения демократии так понравился Козимо, что он начал возрождать всю древнегреческую и древнеримскую мудрость, до которой только мог дотянуться (отсюда и название всей эпохи). Агенты Козимо скупали древние манускрипты по всей Европе. Им повезло: недавно рухнула Византия, и разграбленные библиотеки Константинополя частично переехали в закрома Медичи, в том числе и языческие тексты, которые в христианское время хранились в дальних тёмных углах византийских библиотек как заблуждения дремучего прошлого.

Для того, чтобы справиться с этими текстами, Козимо возродил не много не мало, а Платоновскую академию, которую почти за 1000 лет до этого закрыл христианский император Юстиниан как последний центр языческой мудрости. В новую реинкарнацию Платоновской академии Козимо собрал всяких философов и вольнодумцев своего времени, и они принялись изучать всё награбленное богатство языческой мысли, переводить его и осмысливать.

Результат не заставил себя долго ждать. Мыслители Платоновской академии нашли древнее учение герметизм: откровения древнеегипетского бога Гермеса от первого лица о том, как устроены высшие миры. Похожее учение они обнаружили у Платона. Практически то же самое учение нашли в древней еврейской каббале.

И они поняли, что это какая-то невероятно древняя истина, если о ней говорят такие разные источники, причём один другого древнее: каббала ведёт свою историю толи от Моисея, толи от Адама, а откровения египетского бога Гермеса вообще не поддаются датировке (как выяснилось потом, вполне себе поддаются: и герметизм, и каббала возникли в 1-4 веках н. э. под прямым влиянием гностицизма, но тогда об этом ещё не знали).

Каббала и герметизм для неискушенного человека выглядели мягче, чем чистый гностицизм. И поэтому мыслители Возрождения сначала не поняли антихристианской сути учения. Более того, они поначалу думали, что нашли тайную, скрытую суть христианского учения, которую в веках растеряли церковники.

“Никакая наука не может лучше убедить нас в Божественности Иисуса Христа, чем Каббала”.
Пико дела Мирандола, один из крупнейших гуманистов Возрождения.

Что за истина так поразила мудрецов Возрождения? Оказывается, человек – это не раб божий, не немой созерцатель чудес божьих, не покорный слуга. Нет, человек – это и есть бог, только воплощенный в материальном мире.

«Необходимо дать человеку свободу, волю, поскольку человек – не просто творение бога, но это скрытый бог, спящий бог. Вот смысл философии Возрождения.»
А. Г. Дугин, «Философия Нового времени», видеолекция.

Это и есть так называемый гуманизм эпохи Возрождения.

Случился совершенно головокружительный переворот мышления, который и открыл дорогу научному познанию мира. Мир перестал быть «заколдованным» местом, где всё вершит незримый бог, без воли которого и волос не падает с нашей головы. Мир вдруг оказался трупом. И почему бы не вскрыть этот труп и не посмотреть, как там всё устроено внутри?

Вот что писала об этом известный английский историк Френсис Йейтс:
«Нововведение [эпохи Возрождения] — это человек, уже не набожный созерцатель чудесных дел Бога в тварном мире и почитатель самого Бога над тварным миром, но человек деятельный, человек, который пытается овладеть силами божественного и природного уровней.»


Это был тотальный разрыв с прошлым, полный слом христианской идеологии, царившей до этого 1000 лет. Говоря православным языком, человечество в этот момент впало в грех гордыни, который ещё называют грехом Сатаны. В общем, Алексей Лосев совершенно не напрасно называл сутью Нового времени именно сатанизм. Приведём ещё одну его цитату:

Отсюда, если средневековое мировоззрение все называют теологией, то новое миросозерцание точно также все должны-бы были называть сатанологией, если бы не вековое ослепление либеральными побрякушками.
А. Ф. Лосев. Из «Дополнений к диалектике мифа».

Вслед за герметизмом и каббалой сразу же подтянулись и практические занятия, которые следовали из этих учений, и которые до этого, мягко говоря, не одобрялись: алхимия, магия, астрология и т. д. В соседнем Риме за эти занятия можно было запросто угодить на костёр, а во Флоренции маги и алхимики получали деньги и покровительство олигархов.

Итог нам известен: из астрологии родилась астрономия, из алхимии – химия, из магии, которая стремилась овладеть скрытыми силами природы, – физика. Была восстановлена римская юриспруденция, так нужная бизнесменам. Возродилась античная (языческая) философия, которая дала начало философии Нового Времени. Вскрытие трупов дало импульс медицине. Расцвело изобразительное искусство, которое в христианское время считалось занятием не слишком достойным, наряду с актёрством. Расцвело и то же актёрство. И так далее.

Так рождался мир, в котором мы теперь живём. Так рождалоь Новое Время.

Потом Декарт скажет, что «давайте во всём сомневаться». Ньютон добавил «опыт, опыт и ничего кроме опыта». Понятное дело, “под расдачу” первым делом делом попал христианский бог и прочие бездоказательные вещи. Ну и пошло-поехало, и через четыреста лет после Возрождения главный результат Нового Времени подытожил Ницше:

Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц!
Безумный человек. Ф. Ницше.

Но вернёмся в эпоху Возрождения. Мыслители того времени быстро разобрались, что каббала и герметизм совсем не христианские учения, и те снова нырнули в подполье. Только, если раньше это было подполье преследуемых людей, то теперь это подполье вдруг стало элитным: там водились и богатство олигархов, и утонченность философов, и власть «просвещенных» аристократов. Расцвели всевозможные тайные организации для «сливок общества»: розенкрейцеры, масоны, иллюминаты и так далее. Внутри, понятное дело, проповедовались всё те же идеи: каббала, герметизм и гностицизм.

Историк русской философии В. В. Зеньковский при определении масонского мировоззрения наряду с эпитетом «мистический» использовал и другие: гностический, оккультный, эзотерический.

Эзотеризм и мировоззрение русского масонства XVIII-XIX веков  попытка определения. Халтурин Юрий:

Русское масонство очень интересовалось каббалой, гностиками, орфиками, друидами, христианской мистикой и т.д., но каббала имела некий приоритет… Потому что они искали «предвечное откровение». И каббала на их взгляд была наиболее этому предвечному откровению близка.
Гордон [62] Каббала и русское масонство. Участники: Константин Бурмистров (историк), Мария Эндель (религиовед)
Каббала для масонов была истинным знанием о Боге, мире и человеке, и не только способствовала процессу всеобщего исправления, но и определяла пути его осуществления.
Константин Бурмистров. Каббалистическая экзегетика и христианская догматика: еврейская мистика в учении русских масонов конца XVIII в.

Ну а если читателю захочется самому окунуться в мир масонских идей наглядным образом, то в интернете можно найти альбом «500 лет гнозиса в Европе» (не путать с «500 лет гностицизма в Европе»). В этом альбоме собраны обложки книг, которые издавали масоны в России. Слова «каббала», «герметизм» и «гностицизм» на этих самых обложках встречаются не раз. А вот цитата из аннотации к этому сборнику от авторов:

«Вообще важность масонства как хранителя гностической традиции в век рационализма не должна недооцениваться.»

Стремительному распространению тайных обществ посвящена книга Френсис Йейтс с говорящим названием «Розенкрейцеровское просвещение». Как ясно из названия книги, расцвет этих организаций пришелся на эпоху Просвещения. И везде, где они расцветали, происходило «просвещение» элит о том, что монархия и аристократия – это рабство и средневековье, а христианство – это рабство духа, а поэтому рабство вдвойне. И «нужно что-то менять».

Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.
Дени Дидро («певец» французской революции) в вольном переводе Пушкина.

Хоть историки и продолжают спорить о том, насколько определяющая роль масонства была в великой французской революции, для самих масонов такого вопроса нет:

Так, 23 апреля 1883 г. проходивший в Нанте съезд представителей лож Западной Франции провозгласил: «С 1772 по 1789 г. масонство готовило Великую революцию, которой предстояло изменить облик мира. Тем самым франкмасоны воплотили в жизнь идеи, воспринятые ими в ложах».

К слову, лозунг французской революции «свобода, равенство, братство» был лозунгом французских же масонов. Только «братство» подразумевалось вполне конкретное, а «свобода» и «равенство» полагались только для членов этого самого братства.

Масоны были у руля и при основании самого демократического государства в мире – США. Такие «отцы нации», как Джордж Вашингтон и Бенджамин Франклин (тот самый, который “низводил с неба молнию”), были открытыми масонами высоких ступеней посвящения. Из подписантов Декларации независимости 9 человек было достоверными масонами. Статуя свободы, главный символ мировой демократии был подарком масонов Франции масонам США. А среди государственной символики США, изобилие которой можно увидеть на долларовой купюре, столько масонских символов, что иногда предпринимаемые попытки объяснить это чередой случайностей выглядят довольно нелепо.

В России, во временном правительстве 1917-го года, которое распахнуло ворота для октябрьской революции, было 10 масонов из 11. Вот, пожалуй, и всё, что нужно знать о роли масонов в российской революции.

Возвращаясь к языку Апокалипсиса, таким образом Зверь из земли расчищал дорогу Зверю из моря: везде, где проходила проповедь гностического знания среди элиты, вскоре проливалась кровь монархов, и у руля становилась «власть народа», а по факту большой капитал (у России с Китаем только был «особый путь», но и мы в итоге пришли почти туда же).

Зверь из моря тоже в ответ помогал Зверю из земли. Везде, где к власти приходила «власть народа», сразу провозглашалась свобода слова, упразднялась моральная и церковная цензура. Массовая культура и средства информации сразу начинали служить большим деньгам. А в скором времени начинали открыто проповедовать гностицизм.

Пели хвалебные песни гностикам ещё такие авторы, как Вольтер, Гёте, Уильям Блейк.


«Оккультное возрождение».

К концу 19 века в Западной Европе не осталось силы, которая могла бы всерьез угрожать гностицизму. Католическая церковь получила мощный удар в 1870-м году, когда главный масон Италии Джузеппе Гарибальди в процессе объединения страны отобрал у папского престола земли и светскую власть. Крошечный Ватикан оказался в окружении.

Гностицизм стал вылезать из подполья, наступило «оккультное возрождение», как его называют исследователи: Блаватская, Рерихи, антропософия, Орден золотой зари, Гурджиев, Успенский и так далее: «имя им легион», вплоть до открытого сатанизма Алистера Кроули. В основании всех этих учений были всё те же гностические идеи.

Если гностики и были уничтожены, то гносис, основанный на тайной науке наук, до сих пор живет. Земля доныне помогает жене и готова разверзнуть свои уста, чтобы поглотить средневековое христианство [ср. Откр 12:1—16], узурпатора и убийцу доктрины великого учителя. Древняя каббала, гносис и традиционное тайное знание не оставались без своих представителей ни в один век и ни в одной стране.
Е. Блаватская.

Вот как выразил общее отношение к христианам яркий представитель этого самого оккультного возрождения Алистер Кроули:

«Рабам лучше всего умереть – тогда у них будет шанс родиться заново свободными. Так что, со всей добротой, христиан – львам».

Антихристианские идеи захлестнули интеллигенцию.

Католическая церковь уже ничего не могла поделать, кроме как обличать и призывать:

Папа Пий Х в своей энциклике против модернистского движения (от 8 сентября 1907 г.) заявил, что в модернизме возрождается гностицизм.

А.В. Дьяков Гностицизм и русская философия

Опыт историко-философского исследования

Православная церковь после 1917-го года не могла сделать вообще ничего.

Поэтому поезд гностической пропаганды уже было не остановить.

Из западных писателей гностическими идеями были захвачены, к примеру, такие авторы, как Хорхе Луис Борхес, Олдос Хаксли, Герман Гессе, Филип Дик, Лавкрафт и ещё сотни других менее известных фамилий [сноска].Из наших – весь «серебряный век» [сноска 2].

Именно на гностических идеях взращивалась идеология Третьего Рейха. Об этом можно почитать, к примеру, исследование Николаса Гудрик-Кларка «Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию».

И вообще, гностицизм с идеей о человека-свиньях – идеальная питательная смесь для нацизма. И не только «арийского». К примеру, каббалисты-евреи считают себя богоизбранным народом, а другие народы почитают за отбросы бытия, за животных, а отечественная неоязыческая секта родноверов-инглингов (тоже гностического типа) считает ровно наоборот: истинный народ-богоносец – это «святорусы», а животными являются как раз евреи. Ну и так далее, таких примеров много.

Исследователь Эрих Фёгелин выводил из гностицизма не только нацистские идеи, но и коммунистические, и либеральные идеи (хотя его аргументация и не всегда бесспорна для автора). То же самое делал и другой исследователь гностицизма – Йоан Кулиану.

После второй мировой войны оккультное просвещение только набрало мощь и пошло дальше: создавались сотни организаций и движений, где внутри были заложены гностические идеи, «имя им – легион». К примеру, викка (современное ведьмоство), неоязычество, саентология и так далее, вплоть до совсем уж жутких суицидальных сект, типа «Врата небес» [сноска 3].

Так называемый «New Age», глобальная волна «новой духовности» также насквозь пропитана гностическими идеями. Об этом говорил не кто-то там, а целый римский папа Иоанн Павел II:

Особое дело — возрождение старых гностических воззрений в виде так называемого New Age. Нельзя обольщаться тем, что движение это хочет обновить религию. Это лишь новый способ исповедания гностицизма… Гностицизм никогда не уходил с поля христианства, всегда как бы сосуществовал с ним и под видом определённых философских течений, и, чаще всего, — под видом тайной парарелигиозной практики.
«Переступая порог надежды», Иоанн Павел II.

Тем временем пропаганда гностических идей через массовую культуру продолжала набирать силу.

Религиовед и исследователь массовой культуры Кристофер Партирдж в своё время ввел термин «оккультура» – сокращение от «оккультная культура». В своих исследованиях Партридж показал, что массовая культура конца 20-го века, начиная ещё с Лукаса, Полански, Битлз, стала всё активнее черпать вдохновение из оккультных учений, и со временем этот процесс только нарастал.

Самая известная, пожалуй, в мире «агитка» гностицизма – трилогия «Матрица» братьев (/сестёр) Вачовски. Гностический источник тут нисколько не скрывается.

Поклонник Вачовски: «Вам когда-нибудь говорили, что в матрице есть гностические обертона?»
Вачовски: «Вы считаете, что это хорошо? Я да.»

Переписка на их официальном интернет-канале.

Остальное творчество этих режиссеров тоже крутится исключительно вокруг гностических идей и мифов. И не только творчество, но и жизнь: когда они из братьев стали сёстрами, то воплотили древний идеал гностиков стать и мужчиной и женщиной одновременно.

Вачовски совсем не одиноки, читатель может сам набрать в поиске интернета «гностические фильмы», и увидеть десятки подборок. Называют к примеру, такие фильмы, как Темный город (1998), Шоу Трумана (1998), Тринадцатый этаж (1999), Черная река (2001), Лабиринт фавна (2006), Начало (2010), Бегущий по лезвию (1982 и 2017), Стражи галактики (2014), Доктор Стрендж (2016) и десятки других: только в подборке на сайте IMDB 79 фильмов отмечены как «гностические». Автор не смотрел большинство из них, поэтому оставляет судить о точности подборщиков читателю.

Если перенестись на родину, то самый известный из отечественных пропагандистов гностицизма – это Пелевин. Свою принадлежность к гностикам он нисколько не скрывает. Ещё в давней повести «Жёлтая стрела» он пропел любовную песнь гностицизму, называя его напрямую, и все последующие годы продолжает на разные лады перепевать гностические мифы и идеи.

Ряд отечественных авторов-«адептов» гностицизма можно продолжать самыми известными фамилиями: Сорокин, Быков, Лимонов и так далее.

Но давайте перестанем перечислять имена и названия (это ещё долго можно делать), а в целом посмотрим на главные идеи современной массовой культуры:

– Супергерои/сверхлюди/маги. В общем, «избранные» в противовес «серой массе» обычных людей. Последние выступают в этих фильмах как реквизит, массово погибая на фоне разборок главных героев.

– Та же идея, но с другого ракурса: горстка живых людей в противовес зомби/биороботам/компьютерным персонажам;

– Прославление магии и всего потустороннего. В прежние времена вампирами и колдунами пугали, теперь дети хотят быть на них похожими;

– Прославление гомосексуализма, трансгендерства и прочих половых отклонений;

– Прославление психических отклонений;

– Стирание моральных норм и прямое прославление аморальности.

И так далее ( у автора длинный список).

Не это ли главные темы современной массовой культуры? И не это ли главные элементы гностической религии?
Массовая культура нарисовала в головах людей уже полную картинку гностического мировоззрения. Люди не знают только одно – название.

Покойный Фредерик Шпигельберг, профессор религиоведения в Стэнфордском университете, любил повторять, что большинство людей являются манихейцами, не зная того. В своей книге «Живые религии мира» Шпигельберг пишет:

«Сегодня манихейство нигде не существует как исповедуемая религия или практикуемый культ, но оно завоевало подсознание современного человека…»

Ричард Смоули. Гностики, катары, масоны или запретная вера.

И это было написано ещё в 1956 году. Что уже говорить про наше время?

Пропаганда гностических идей идёт не только через массовую культуру. Продолжают работать сотни организаций, которые скрываются под неоязыческими культами (мы уже упоминали российских родноверов), или восточными учениями (очень близки к гностицизму буддизм махаяны, санкхья-йога, джняна-йога, шиваистский тантризм, поздний даосизм), это и саентологи, и много-много других, не говоря уже о расплодившихся осознанных эзотериках, магах, каббалистах и проч. Причём, как свидетельствует личный опыт общения с адептами некоторых из этих учений, большинство из них о гностицизме и слухом не слыхивали, а знакомый родновер даже обиделся, когда автор сравнил его учение с еврейской каббалой, так как по их представлениям евреи – нелюди.

Что ещё страшнее: когда начинаешь говорить с некоторыми православными, то выясняешь, что после смерти их ожидает небесный рай, в котором будут вечно жить наши души. «Чаю воскресение мертвых» многие «православные» не воспринимают всерьёз. Греховность – это состояние мира и других людей, а не себя любимого: «я же верующий». «Верующий» значит заранее спасённый, избранный. Это не православие. Это не христианство. Это неосознаваемый гностицизм, хоть и не в такой тяжелой форме.

Ну и, наконец, никуда не пропали самые настоящие тайные гностические организации.

Масонство не было разрушено, не развалились. На ялтинской конференции из трех лидеров государств только Сталин не был открытым масоном. Масонство просто понемногу ушло в тень. Для интересующихся новой историей масонства можно рекомендовать почитать про относительно свежий скандал с масонской ложей «Propaganda Due» в Италии в 80-х годах. Если коротко, то по случайности стали известны списки членов этой масонской ложи. В этих списках оказалась значительная часть руководства страны (министр внешней торговли, министр труда, глава спец. службы, глава генштаба армии, 6 адмиралов, 17 генералов и т. д.). А итальянские законы запрещают чиновникам правительства состоять в тайных организациях. Случился большой скандал, который закончился… ничем, потому что ключевых свидетелей, следователей, судей и репортеров принялись методично отстреливать. В списках ложи был и Сильвио Берлускони, тогда ещё начинающий политик. [Википедия: Propaganda Due]

Если в западных странах гностицизм давно закрепился во властных кругах, то у нас взращивать гностические элиты начали относительно недавно, в 60-х годах 20-го века.

До этого гностики, конечно же, присутствовали в элитах СССР: вспомним, что весь “серебряный век” был пропитан гностицизмом, а масоны активно готовили революцию 1917 года.

Многие из большевиков «первой волны» были связаны с тайными обществами. Среди «масонов» называют такие фамилии, как Свердлов, Зиновьев, Каменев. В любом случае при Сталине начали бороться с тайными гностическими обществами – в 30-е годы было вскрыто и разгромлено более 10 из них. Некоторые исследователи утверждают, что сталинские чистки 30-х годов в первую очередь были направлены против таких организаций. Если это так (автор не смог проверить последний источник), то неудивительно, почему так много было обвинений в шпионаже и антисоветском заговоре.

В любом случае с приходом Хрущёва всех выпустили, перед «политическими» заключёнными покаялись, и они снова расселись по властным кабинетам. Начался новый расцвет гностических сил.

Самым заметным очагом гностического ренессанса в России был так называемый «Южинский кружок», который основал Юрий Мамлеев, философ и писатель. 

Через этот кружок прошли тысячи представителей «золотой молодежи», которые интересовались оккультизмом и эзотерикой. Самые яркие из учеников Мамлеева: «православный» и «патриотический» философ Александр Дугин, «исламский» философ Гейдар Джемаль, поэт и оккультист Головин, Александр Скляр, Александр Проханов, Эдуард Лимонов, Венедикт Ерофеев и ещё сотни других имён – будущий культурный и интеллектуальный цвет Москвы.

Ядро южинского кружка: Дугин, Джемаль, Головин, Мамлеев.


Разве Дугин и Джемаль гностики?

 Тот редкий случай, когда можно процитировать личные признания. В 90-х они были менее осторожны. Сначала дадим слово “православному” и “патриотичному” Дугину:
Кто же мы, на самом деле? Чей грозный лик все яснее проглядывает за парадоксальным радикальным политическим течением с пугающим названием “национал-большевизм”?
Сегодня на это можно ответить без двусмысленностей и уклончивых определений. Хотя для этого придется сделать краткий экскурс в историю духа.
В человечестве всегда существовало два типа духовности, два пути – “путь правой руки” и “путь левой руки”.
Первый характеризуется позитивным отношением к окружающему миру; в нем видится гармония, равновесие, благостность, покой. Все зло представляется частным случаем, локальным отступлением от нормы, чем-то несущественным, преходящим, не имеющим глубинных трансцендентных причин. “Путь правой руки” называется также “путем молока”. Он не причиняет человеку особенных страданий, оберегает его от радикальных опытов, уводит от погружения в страдание, кошмар бытия. Этот путь ложный. Он ведет в сон. Идущие по нему никуда не дойдут…
Второй путь, “путь левой руки”, видит все в обратной перспективе. Не молочная благостность, но черное страдание; не тихое успокоение, но терзающая, огненная драма расколотого бытия. Это – “путь вина”. Он разрушителен, страшен, в нем царствует гнев и буйство. На этом пути вся реальность воспринимается как ад, как онтологическая ссылка, как пытка, как погруженность в сердце какой-то немыслимой катастрофы, берущей свое начало из самых высот космоса. Если в первом пути все кажется добром, то во втором – злом. Этот путь чудовищно сложен, но только он истинен. На нем легко оступиться, а еще легче сгинуть. Он ничего не гарантирует. Он никого не соблазняет. Но только этот путь правильный. Кто пройдет по нему – обретет славу и бессмертие. Кто выстоит – победит, получит награду, которая выше бытия.
Идущий по “пути левой руки” знает, что когда-то заключение кончится. Темница материи рухнет, преобразившись в небесный град. Цепь посвященных страстно готовит желанный миг, мгновение Конца, триумф тотального освобождения.
..
“Путь левой руки” называется “гнозисом”, “знанием”. Он так же горек, как знание, так же порождает скорбь и холодный трагизм.
..
Но гностик не оставит своего дела. Ни сейчас, ни завтра, никогда. Более того, есть все основания внутренне торжествовать.
..
Мы никого не простили; мы ничего не забыли.
Мы не обманулись сменой социальных декораций и политических актеришек.
У нас очень долгая память, у нас очень длинные руки.
У нас очень суровая традиция.
Статья «Гностик», А. Г. Дугин.


Активный участник южинского кружка Игорь Дудинский писал про него так:

«Вообще идейная основа, которая всех сплотила, обозначилась быстро. Она представляла собой симбиоз из нескольких традиций. Прежде всего гностицизм – в самом широком аспекте. От дохристианского герметизма до оккультных практик.»

Для интересующихся тем временем можно вообще порекомендовать документальный мини-сериал: «Игорь Дудинский. Последний тусовщик оттепели», в котором он с романтической ностальгией рассказывает, как эти философские салоны на деньги иностранцев, и при попустительстве КГБ, подготовили почву для разрушения СССР и создали будущую элиту 90-х.

Вот ещё одна стихотворная гностическая цитата от Дудинского:

«Лишь вечер опустится над столицей
рекламою синея и алея
среди толпы тупой и краснолицей
идем мы тихо в логово Мамлея.
Мы с вами повстречались не случайно
В каморке, одинокой, как могила.
Мы мертвецы, и в этом наша тайна,
Мы мертвецы, и в этом наша сила.»

Ученики Мамлеева в свою очередь собирали свои кружки.

Как заявлял сам Дугин в 2005 году, у него уже было «25000 опричников». И Дугин с тех пор не переставал трудиться. И Джемаль не переставал. А ещё сотни других «птенцов гнезда Мамлеева». А ещё птенцы птенцов. Дело Джемаля, к примеру, во многом перехватил его ближайший ученик Максим Шевченко.

Не нужно обманываться тем, что многие из этих людей на словах ярые патриоты. Мы уже говорили, что гностики всегда «краснее красных» и «белее белых»: им в общем-то всё равно, какую роль играть в этом мире. Мире, в котором всё бессмыслица и тлен. И если ты убедительно играешь важную роль на стороне врагов, то это – высший пилотаж. Это как зрячий ведёт слепцов-врагов на их погибель.

Автор этого текста осознал масштаб гностического движения в Москве, ещё до знакомства с откровениями Дугина, когда среди довольно хороших знакомых оказалось сразу два гностика, участника тех самых философских кружков, идущих от “южинского”. Оба раза вскрылось совершенно случайно, так как они просто не ожидали познаний автора в этой теме. Один – бизнесмен, продукция под его маркой представлена в большинстве супермаркетов России, другой – учёный-историк, руководитель экспедиций, что-то из рук Путина получал. То есть это действительно элита.

В общем, их десятки тысяч человек в одной только Москве. Поэтому не нужно удивляться, что почти вся «наша» эстрада покинула страну с началом СВО. Достаточно посмотреть в интернете, сколько из них были открытыми каббалистами. Не нужно удивляться и тому, что всякие блогеры и другие «властители дум» через одного оказались иноагентами, что бывший русскоязычный комик Зеленский занялся вдруг утилизацией украинской нации, что главный «патриотический» журналист Владимир Соловьев – каббалист, что главный «патриотический» и «православный» философ Дугин – гностик, что главные писатели страны: Пелевин, Сорокин, Быков – гностики. Эти люди по долгу службы оказались на виду, а сколько скрытых? Особенно если учесть, что традиционно главные места работы гностиков – это бизнес, политика, наука и религия.

“Наша” элита в обнимку с каббалистом, активистом Хабад Давидом Куфликом.


Короче, вполне вероятно, что огромный кусок «нашей» элиты мечтает уничтожить нашу страну. Не говоря уже об элите западной.


                                    Вместо вывода.

Для исследователя всегда поразительно, насколько могуче и неистребимо это «древо гнозиса», как его назвал крупнейший из недавних исследователей гностицизма, Йонас Кулиану. Много раз это древо уничтожали, казалось бы, под корень, но оно в тайных глубинах продолжало отращивать новые корни, и прорастать наружу снова и снова в самых неожиданных местах. А потом вырвалось мощным стволом во время эпохи Возрождения, снесло на своем пути монархии и аристократию, разрослось ветвями демократии и капитализма, осыпало человечество плодами «прогресса», «свободы», «процветания», а потом впилось иголками в наши души.

Тем удивительнее, что всё это остаётся известно лишь небольшой горстке историков, философов и религиоведов. Порой кажется, что какая-то сила противится распространению этого знания. Может быть по этой причине был убит последний по-настоящему крупный, но при этом независимый (что редкость) специалист по гностицизму, тот самый Йоан Кулиану? Несмотря на молодой возраст, 41 год, он был крупнейшим ученым в этой области, его работы стали классикой при жизни, а исследования только набирали обороты. Его застрелили среди белого дня в туалете университета Чикаго. Вокруг – толпы студентов. Никаких следов и свидетельств. Дело не раскрыто. ФБР выдвинуло две версии: либо его из мести убили спецслужбы коммунистической Румынии, откуда он уехал, либо его устранили некие «оккультные группы», деятельностью которых он интересовался.[Википедия: Йоан Кулиану]

С каждым годом эти темы становятся всё более сложными для изучения. Вокруг масонов, тамплиеров, оккультистов и т. д. неизвестными авторами плодятся горы конспирологического мусора из разряда «заговора рептилоидов» на Рен-ТВ. Вокруг каббалы навалены такие же горы бессмыслицы типа «каббалы Лайтмана». Вокруг герметизма – всякая популярная магия, карты таро и прочая мистическая шелуха. А вокруг гностицизма молчание.

Уже и стыдно заговаривать на эти темы – на тебя обычно смотрят искоса. Как, впрочем, и на тему Апокалипсиса.

Не является ли это управляемой пропагандой? Автор отвечает для себя положительно.

В научной сфере всё чаще встречаются обороты, что, дескать, современные учёные не до конца поддерживают выводы Гершома Шолема о том, что лурианская каббала – это еврейский гностицизм, или выводы Френсис Йейтс о том, что эпоха Возрождения стала возможной именно благодаря увлеченности тогдашних элит каббалой и герметизмом. Открываешь работы критиков, читаешь их, и возникает примерно такая мысль: «ах, Моська, знать она сильна, коль лает на слона».

Или всё чаще видишь в научных работах, что тамплиеры, дескать, себя оговорили – никакой антихристианской секты у них не было. Потому что их пытали. А пытали из-за денег.

Ладно, можно сказать на тысячи свидетельских показаний той эпохи, что они «написаны под диктовку», можно сказать про сотни признаний самих тамплиеров, что они оговорили себя «под пытками», но куда, например, деть печати тамплиеров с гностическими символами, коих примерно 10% из найденных? В общем, когда идут против фактов, в воздухе сразу отчётливо попахивает пропагандой.

Или в научном мире в последнее десятилетие внезапно стало «не принято» употреблять слово «гностицизм» ни к кому, кроме непосредственно христианских еретических сект 1-4 вв. А всех других: манихеев, катаров, каббалистов, масонов нужно рассматривать исключительно отдельно, и не надо никого объединять, чтобы не путать. Хотя старые мастодонты науки (тот же Кулиану или Шолем), которые дали науке больше, чем все современные вместе взятые, почему-то не стеснялись таких формулировок.

В общем, в этой теме пропагандисты работают так активно, как нигде. На всех уровнях: и в науке, и в СМИ, и в массовой культуре.

Подводя итоги тексту про гностиков: если не гностицизм назвать «сатанизмом под маской христианства», то что?

Источник

Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Раздача паспортов и украинская "верность"

После того, как Арестович сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в Европе, возьмут российские паспорта, если Путин им даст, российский сегмент интернета охватила диск...

Обсудить
  • Гностиков на конте как собак...
  • Человек, дающий сам себе права, не только преступник, но зверь.
  • традиционное христианство в итоге победило в Римской империи ------------------------------------ Ага, и теперь его возглавляет папа Франциск - иезуит.
  • Гностик Коринфа написал "Апокалипсис" в 15 веке, который иезуиты используют в качестве сценария конца света, который они сейчас и производят на Земле. "Религия - опиум для народа" - великие слова.
  • Возвращаю вам ваш случайный лайк моей статьи об Апокалипсисе )